Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Росток» Стационарное отделение
Доклад на тему: «Неполная семья» (к круглому столу: «Основные типы и проблемы семей»)
Выполнила: Медведева Анастасия Валерьевна воспитатель
п.г.т. Игрим 2015 г.
Неполная семья быстро распространяющаяся в современном обществе модель семейных отношений. Состоит из одного родителя и детей (преимущественно одного ребенка). Неполная семья– малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать-отец, отец-дети, дети-бабушки, дедушки. Такие семьи называют еще «материнскими», а женщину, воспитывающую детей без отца – «одинокая мать».
Совокупность неполных семей многообразна и крайне неоднородна. Источниками их возникновения считаются: - разводы; - овдовение; - внебрачная рождаемость.
Причины, по которым кто-то из родителей (в большинстве случаев мать) вынужден воспитывать ребенка один, самые разные: - увеличение количества разводов. Развод – частая причина появления неполных семей;
- увеличение количества рождений вне официально зарегистрированного брака. При внебрачных рождениях семья изначально является неполной, ребенок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца;
- увеличение смертности мужчин. По статистике смертность мужчин несколько выше, следовательно, вдов оказывается больше, чем вдовцов.
Можно выделить 3 категории женщин, решивших родить ребенка без мужа: - матери, родившие ребенка без мужа, сознательно; - матери, родившие ребенка без мужа, вынужденно; - матери, усыновившие ребенка, без мужа. Негативные факторы воспитания в неполных семьях: - совмещение профессиональной и родительской ролей: при режиме полной занятости существенно снижается время, которое могло бы быть использовано матерью для совместного времяпрепровождения с ребенком; - надзор за детьми: из-за стремления сохранить уровень материальной обеспеченности, что требует дополнительного времени и сил, матери приходится перекладывать исполнение воспитательной функции на других людей. 6 наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье: - гиперопека: ребенок и его проблемы выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций; - отстраненность матери от воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке: впоследствии, такой ребенок начинает требовать от матери все больше и больше, но она уже не в состоянии выполнять возрастные запросы, отсюда многочисленные конфликты; - препятствие контактам ребенка с отцом: это обусловлено неприязнью матери к бывшему мужу; - двойственное отношение к ребенку: проявляющееся то в приступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения; - стремление матери сделать ребенка образцовым: мать становится «домашним надзирателем». Ребенок либо становится пассивным, либо включается в жизнь уличных компаний; - отстраненность матери от ухода за ребенком и его воспитания: причины разные, начиная от безответственности, избытка примитивных интересов, удовлетворению которых мешает ребенок, недоброжелательного отношения к ребенку, и вплоть до крайних случаев: алкоголизма матери, беспорядочности в сексуальных отношениях, проституции и пр.; - серьезные материальные проблемы. Меры поддержки неполных семей: - государственное ежемесячное пособие одиноким матерям на содержание и воспитание детей в размере минимальной зарплаты. Государственные пособия назначаются и выплачиваются также вдовам; - льготы при поступлении в ДОУ; - содействовать браку: - разъяснять эмоциональное, экономическое и медицинское преимущества брака; - просвещать население в отношении природы современного брака; - широко обнародавать данные исследования о том, насколько пагубно влияют на детей распавшиеся браки; - усилить внимание к детям: занятость в кружках по интересам, спортивных секциях, детских общественных организациях и пр.
|