Методические рекомендации РМО учителей биологии по проведению школьного и муниципального этапов олимпиады.
учебно-методический материал на тему
Характеристика содержания школьного и муниципального этапов олимпиады по биологии.
Основные требования к заданиям для проведения школьного этапа Олимпиады.
Подходы к разработке заданий региональными предметно-методическими комиссиями (муниципальный этап).
Перечень материально-технического обеспечения школьного и муниципального этапов олимпиады школьников по биологии.
Специфика школьного этапа Олимпиады по биологии для разработки требований к проведению школьного этапа по предмету в субъектах Российской
Федерации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации РМО учителей биологии по проведению олимпиады | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
РМО учителей биологии
Нижегородского района
г. Нижний Новгород
по проведению школьного и муниципального этапов
всероссийской олимпиады школьников по биологии
в 2014/2015 учебном году
Составила
Председатель РМО
Веретенникова С.В.
Нижний Новгород
2014
Характеристика содержания школьного и муниципального этапов олимпиады
по биологии
Школьный и муниципальный этапы олимпиады проводятся организаторами в один тур, который носит теоретический характер. Участниками школьного этапа могут быть все желающее принять в нем участие школьники, приступившие к изучению школьного курса биологии. В основе содержания олимпиадных заданий школьного и муниципального этапов должны лежать образовательные программы основного общего и среднего общего образования, разработанные на основании действующих нормативных документов, регламентирующих организацию учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях, на базе которых обучаются участники олимпиады. Содержание олимпиадных заданий должно проверять не только предметные знания школьников по биологии, но и их умение решать различные прикладные биологические задачи в т.ч. на метапредметном уровне.
В содержание заданий школьного и муниципального этапов по каждой параллели необходимо включать задания, охватывающие блоки содержания не только по темам, изучаемым в данном классе, но и блоки содержания из предыдущих классов. Примерное распределение основных блоков содержания по классам представлено в таблице.
№ п/п | Блоки содержания | Класс |
1 | Признаки живых организмов | 6 |
2 | Царство бактерий | 7 |
3 | Царство грибов | 7 |
4 | Царство растений | 7 |
5 | Царство животных | 7 |
6 | Человек | 8 |
7 | Система органического мира | 9 |
8 | Организм и окружающая среда. Экология | 9 |
9 | Цитология | 9 |
10 | Биология как наука. Методы научного познания | 10 |
11 | Многообразие и эволюция живой природы | 10 |
12 | Микробиология и биотехнология | 10 |
13 | Биология клетки. Биохимия | 11 |
14 | Молекулярная биология. Генетика | 11 |
Основные требования к заданиям для проведения школьного этапа Олимпиады:
– задания необходимо готовить в тестовой форме закрытого типа, что повышает
объективность оценивания конкурсантов и позволяет охватить больший объем
контролируемых элементов знаний;
– задания следует ориентировать на уровень теоретических знаний, установленный
программно-методическими материалами и требования к уровню подготовки выпускников
основной и средней школы по биологии;
– форма заданий должна быть такой, чтобы на решение каждого участник тратил
минимальное время;
– задания должны быть написаны понятно, доходчиво и лаконично и иметь
однозначные решения (ответы);
– в закрытых тестовых заданиях для маскировки верного ответа должны быть
использованы только реально существующие термины, понятия и формулировки,
составляющие предметную область «Биология»;
– задания следует разнообразить по форме и содержанию, однако задания в блоке
желательно группировать по типам (см. образцы заданий);
– в заданиях следует использовать фактический материал местного, регионального,
национального и глобального уровней.
Тестовый контроль позволяет быстро проверить уровень знаний учащихся, выявить материал, который был плохо ими усвоен, т. е. дает учителю возможность оперативно установить обратную связь и при необходимости не только оценить работу учащихся, но и внести коррективы в методику изучения учебного материала. Использование тестовых заданий для соревнований имеет известные преимущества, главным из которых является возможность за относительно короткий временной интервал проверить теоретические знания участников Олимпиады.
Многие учителя считают, что тестовый контроль недостаточно объективен, так как существует вероятность угадывания учеником правильного ответа. Действительно, ученик может угадать правильный ответ в тесте, но вероятность угадывания можно свести к минимуму, если тестовые задания будут корректно составлены (см. образцы заданий). Во-первых, важно, чтобы в тесте было как минимум четыре варианта ответов. В этом случае вероятность угадывания будет составлять не более 25% и, следовательно, с каждым новым тестом процент вероятности угадывания будет уменьшаться. Во-вторых, вопрос теста должен быть четко сформулирован и предусматривал однозначный и конкретный ответ. В-третьих, все варианты ответов должны быть сформулированы в одном стиле, были корректными и правдоподобными по содержанию.
В процессе подготовки теоретических заданий члены методической комиссии должны учитывать специфику учебно-познавательной деятельности участников олимпиады, которую им надо осуществить в процессе поиска верных ответов на поставленные вопросы. Например, при выборе одного ответа из нескольких, участнику сначала следует:
внимательно (пословно) прочитать вопрос;
определить тематику содержания задания;
классифицировать вопрос по характеру знаний (терминология, функции, принципы взаимодействия;
общность строения или процесса в различных структурах и т.п.);
отбросить ответы, имеющие логические или терминологические ошибки;
сравнить оставшиеся ответы между собой по правдоподобию;
выбрать ответ, наиболее точно отражающий суть объекта, процесса или явления;
попытаться понять механизмы, лежащие в основе получившегося утверждения.
Во многих случаях незнание правильного ответа позволяет методом последовательного исключения заведомо ложных утверждений выбрать одно верное. При ответе на тестовые задания с несколькими верными ответами участникам, к указанным выше действиям, следует добавить необходимость перепроверки условий задания после выбора правильного на их взгляд ответа.
После создания массива конкурсных заданий предметно-методическая комиссия приступает к процедуре корректировки и уточнения критериев и показателей оценки их выполнения. Разработка заданий завершается их экспертизой. Оценка качества конкурсных заданий должны быть проведена не менее чем тремя специалистами.
Итогом работы предметно-методической комиссии должно стать создание пакета методических материалов для проведения всероссийской олимпиады школьников по биологии в содержание, которого, входят:
– комплекты заданий;
– пустые бланки ответов на задания (матрицы);
– ответы на задания.
Примерное количество заданий для школьного этапа, исходя из длительности тура в 2 астрономических часа (120 минут), представлено в таблице 1.
Комплект | Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV |
9 класс | 25 | 10 | 15 | 2 |
10 класс | 30 | 10 | 15 | 3 |
11 класс | 35 | 10 | 20 | 5 |
В тестовых заданиях частей I и III за каждый правильный ответ участник получает по
1 баллу. В тестовых заданиях части II за каждый правильный ответ участник получает по 2
балла.
В тестовых заданиях части IV конкурсантам необходимо заполнить матрицы в соответствии с требованиями, описанными в условиях. Особенности оценивания описаны в тексте для каждого задания индивидуально. Основная цель введения таких заданий – ориентация участников Олимпиады на содержание заданий последующих этапов всероссийской олимпиады. Постепенное усложнение заданий регионального и заключительного этапов Олимпиады обусловлено необходимостью постепенного отбора наиболее сильных школьников для резерва национальной команды на международную олимпиаду текущего года. Минимум содержания заданий Международной биологической олимпиады (МБО) отражен в Положении о данном соревновании (см. http://www.iboinfo.org).
По результатам проверки конкурсных работ по каждой параллели жюри выстраивается итоговый рейтинг конкурсантов, на основании которого определяются победители и призеры.
Подходы к разработке заданий региональными предметно-методическими
комиссиями (муниципальный этап)
Основные рекомендации по разработке заданий для проведения муниципального этапа олимпиады по биологии, аналогичны описанным выше подходам к разработке заданий для проведения школьного этапа. Отбор содержания конкурсных заданий олимпиады всегда осуществляется с учетом анализа результатов олимпиады предыдущего года. Затем определяется объем теоретических и практических знаний, которыми должны владеть участники. Для этого используются программно-методические материалы, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по биологии. Для каждой новой олимпиады разрабатываются оригинальные, новые по содержанию
задания. В число конкурсных заданий так же включают отдельные задания регионального этапа олимпиады предыдущего года. Это позволит участникам получить представление об уровне необходимых знаний для участия во всероссийской олимпиаде по биологии.
После создания массива конкурсных заданий региональная предметно-методическая
комиссия приступает к процедуре корректировки и уточнения критериев и показателей оценки их выполнения. Разработка заданий завершается их экспертизой. Оценка качества конкурсных заданий должны быть проведена не менее чем тремя специалистами. Итогом работы предметно-методической комиссии должно стать создание пакета методических материалов для проведения всероссийской олимпиады школьников по биологии в содержание, которого, входят:
– комплекты заданий;
– пустые бланки ответов на задания (матрицы);
– ответы на задания.
Примерное количество заданий для муниципального этапа, исходя из длительности тура в 3 астрономических часа (180 минут), представлено в таблице 2.
Таблица 2
Комплект | Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV |
9 класс | 40 | 10 | 15 | 3 |
10 класс | 50 | 10 | 20 | 4 |
11 класс | 60 | 15 | 25 | 5 |
В тестовых заданиях частей I и III за каждый правильный ответ участник получает по 1 баллу. В тестовых заданиях части II за каждый правильный ответ участник получает по 2 балла. В тестовых заданиях части IV конкурсантам необходимо заполнить матрицы в соответствии с требованиями, описанными в условиях. Особенности оценивания описаны в тексте для каждого задания индивидуально.
Как уже отмечалось, постепенное усложнение заданий регионального и заключительного этапов Олимпиады обусловлено необходимостью постепенного отбора наиболее сильных школьников для резерва национальной команды на международную олимпиаду текущего года. Минимум содержания заданий Международной биологической олимпиады (МБО) отражен в Положении о данном соревновании (см. http://www.iboinfo.org).
Перечень материально-технического обеспечения школьного и муниципального этапов олимпиады школьников по биологии.
Для проведения олимпиады, как на школьном, так и на муниципальном этапе, необходимы аудитории (школьные классы), в которых можно было бы разместить ожидаемое количество участников. Для каждой параллели готовиться отдельная аудитория (класс). Для нормальной работы участников в помещениях необходимо обеспечивать комфортные условия: тишину, чистоту, свежий воздух, достаточную освещенность рабочих мест. В целях обеспечения безопасности участников во время проведения конкурсных мероприятий должен быть организован пункт скорой медицинской помощи, оборудованный соответствующими средствами ее оказания.
Для работы жюри необходимо подготовить помещение, оснащенное техническими средствами и канцелярскими принадлежностями: компьютер, принтер, копир, 4-5 пачек бумаги, ручки (красные из расчета на каждого члена жюри + 20% сверху), карандаши простые (из расчета на каждого члена жюри + 20% сверху), ножницы, степлер и скрепки к нему (10 упаковок), антистеплер, клеящий карандаш, широкий скотч. Для своевременного информирования участников оргкомитету необходимо предусмотреть организацию работы ИНТЕРНЕТ-сайта.
Литература
1. Учебники биологии, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год (приказ Минобрнауки № 253 от 31.03.2014 г.).
2. Биологические олимпиады школьников. Вопросы и ответы: методическое пособие. Под ред. В.В. Пасечника.–М.: Мнемозина, 2012.
3. Биология. Всероссийские олимпиады. Серия 5 колец. Вып. 1 под. Ред. В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2008.
4. Биология. Всероссийские олимпиады. Серия 5 колец. Вып. 2 под. Ред. В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2011.
5. Биология. Международная олимпиада. Серия 5 колец. Ред. В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2009.
Интернет-ресурсы
1. Задания всероссийской олимпиады школьников по биологии прошлых лет, а также методические рекомендации по их проверке и оценке публикуются в разделе «Биология» портала www.rosolymp.ru.
2. Официальный сайт Международной биологической олимпиады www.ibo-info.org . 24
3. Раздел сайта издательства «Дрофа», посвященный вопросам подготовки к олимпиадам – http://www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/other/.
Специфика школьного этапа Олимпиады по биологии для разработки
требований к проведению школьного этапа по предмету в субъектах Российской
Федерации
Школьный и муниципальный этапы Олимпиады проводятся в соответствии с требованиями к их проведению, по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методическими комиссиями соответственно муниципального и регионального этапов олимпиады.
Школьный этап олимпиады по биологии проводится в один теоретический тур по заданиям, разработанным муниципальными предметно-методическими комиссиями. Длительность составляет 2 астрономических часа. В нем принимают участие обучающиеся 9-11 классов, желающие участвовать в олимпиаде. Участники школьного этапа олимпиады вправе выполнять олимпиадные задания, разработанные для более старших классов по отношению к тем, в которых они проходят обучение. Для проведения школьного этапа организатором олимпиады создаются оргкомитет и жюри. Каждый орган выполняет определенные функции, указанные в действующем Порядке проведения Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам. Муниципальный этап олимпиады по биологии, также как и школьный этап, проводится в один теоретический тур. Он проводится по заданиям, разработанным региональными предметно-методическими комиссиями. Длительность его проведения составляет 3 астрономических часа.
В муниципальном этапе принимают участие обучающиеся 9-11 классов: участники школьного этапа олимпиады текущего учебного года, набравшие необходимое для участия в муниципальном этапе олимпиады количество баллов, установленное организатором муниципального этапа олимпиады; победители и призёры муниципального этапа олимпиады предыдущего учебного года, продолжающие обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования. Срок окончания муниципального этапа олимпиады - не позднее 25 декабря.
Для проведения муниципального этапа организатором олимпиады создаются оргкомитет, жюри и предметно-методическая комиссия. Каждый орган выполняет определенные функции, указанные в действующем Порядке проведения Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам. Непосредственному проведению школьного или муниципального этапов олимпиады должен предшествовать краткий инструктаж участников о правилах участия в олимпиаде, а так же инструктаж по технике безопасности.
Для каждого участника олимпиады должно быть предоставлено отдельное рабочее место, оборудованное в соответствии с требованиями к проведению соответствующего этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету. Все рабочие места участников олимпиады должны обеспечивать участникам олимпиады равные условия и соответствовать действующим на момент проведения олимпиады санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. План рассадки участников муниципального этапа готовит оргкомитет, исключая возможность того, чтобы рядом оказались участники из одного образовательного учреждения. Списки участников олимпиады передаются жюри.
Во время проведения олимпиады участники олимпиады должны соблюдать действующий Порядок и требования, утверждённые организатором соответствующего этапа олимпиады, должны следовать указаниям представителей организатора олимпиады, не вправе общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории. Участники могут взять в аудиторию только ручку (синего или черного цвета), прохладительные напитки в прозрачной упаковке, шоколад. Все остальное должно быть сложено в специально отведенном для вещей месте. В аудиторию не разрешается брать справочные материалы, средства сотовой связи, фото- и видео аппаратуру.
Каждый участник получает комплект заданий и лист (матрицу) ответов. После завершения работы комплект заданий участник может забрать, а лист ответа должен быть подписан и сдан для проверки. Рекомендуется предоставить участникам Олимпиады черновик (1 лист формата А4).Во время выполнения заданий участник может выходить из аудитории только в сопровождении дежурного, при этом его работа остается в аудитории. Время ухода и возвращения учащегося должно быть записано на оборотной стороне листа ответов. В случае если участником будут допущены нарушения, организаторы олимпиады вправе удалить данного участника олимпиады из аудитории, составив акт об удалении участника олимпиады. Участники олимпиады, которые были удалены, лишаются права дальнейшего участия в олимпиаде по данному общеобразовательному предмету в текущем году.
За объективную проверку олимпиадных заданий, выполненных участниками олимпиады, отвечает жюри. Жюри всех этапов олимпиады: принимает для оценивания закодированные (обезличенные) олимпиадные работы участников олимпиады; оценивает выполненные олимпиадные задания в соответствии с утверждёнными критериями и методиками оценивания выполненных олимпиадных заданий; проводит разбор олимпиадных заданий; осуществляет очно по запросу участника олимпиады показ выполненных им олимпиадных заданий; представляет результаты олимпиады её участникам; рассматривает очно апелляции участников олимпиады с использованием аудио- и видео-фиксации; определяет победителей и призёров олимпиады на основании рейтинга по каждому общеобразовательному предмету и в соответствии с квотой, установленной организатором олимпиады соответствующего этапа; представляет организатору олимпиады результаты олимпиады (протоколы) для их утверждения; составляет и представляет организатору соответствующего этапа олимпиады аналитический отчёт о результатах выполнения олимпиадных заданий по каждому общеобразовательному предмету.
Организаторам школьного и муниципального этапа олимпиады следует помнить, что их проведение должно быть направлено не только на выявление учащихся, лучше других владеющих предметными знаниями и умениями в области биологии. Их проведение должно стать праздником для всех участников.
Обращаем ваше внимание, что на региональном и заключительном этапах биологической олимпиады проведение практического тура является обязательным. Это позволяет более объективно оценить знания участников олимпиады и выявить сильнейших. Поэтому мы рекомендуем провести индивидуальную подготовку членов вашей муниципальной команды на региональный этап олимпиады. На практическом туре регионального этапа учащиеся должны будут показать умения работать с микроскопом, давать морфологическое описание растения, готовить микропрепараты, определять беспозвоночных и позвоночных животных с помощью определителя, проводить простейшие
экспериментальные исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2014/2015 учебном году
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо проведению школьного и муниципального этаповвсероссийской олимпиады школьников по обществознаниюв 2014/2015 учебном году...
Методичекие рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по физической культуре
Методичекие рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по физической культуре ...
Методические рекомендации по проведению школьных и муниципальных этапов Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры»в течение учебного года
Методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 5 Поручения Президента Российской Федерации от 09.11.2016 года № Пр-2179 в целях дальнейшего развития Всероссийских спортивных соревнован...
Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по предмету "Физическая культура"
Методические рекомендации по проведению олимпиады...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ В 2021/2022 УЧЕБНОМ ГОДУ
Настоящие методические рекомендации предназначены для специалистов органов муниципального самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и сотрудников общеобразовательных...