Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики
материал на тему

Вислова Марина Григорьевна

Развитие у школьников творческого мышления - одна из важнейших задач  в сегодняшней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл из опыта работы20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики

В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую. Главное в личности – устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенций, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального «я».

В новой социокультурной ситуации гуманистическая парадигма является основной идеей психолого-педагогического мышления. Для нее личность – это уникальная ценностная система, которая представляет собой открытую возможность самоактуализации, присущей только человеку. Признание творческой свободы человека является главным богатством общества.

Основной ценностью гуманистического личностно-ориентированного оборудования выступает творчество как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры, истории.

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления – одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».

Исследования зарубежных психологов и педагогов (Дж. Гилфорда, Е.П. Торранса, Л.Термена, Р. Стернберга, М. Воллаха), а так же отечественных (Даниловой В.Л., Гальперина П.Я., Калмыковой З.И., Богоявленский Д.Б., Пономарева Я.А., Пушкина В.Н., Шадрикова В.Д., Тютюнникова В.И. и др.), в области творческого мышления теоретически обоснованы, однако работа над улучшением этого свойства продолжает развиваться. Большое внимание уделяется выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления. Психологи и педагоги, работающие по исследованию специального, целенаправленного развития креативности, выделяют следующие основные условия, влияющие на формирование творческого мышления:

 - индивидуализация образования;

 - исследовательское обучение;

 - проблематизация.

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил возникшие потребности в знаниях. Только через преодоление трудностей, решение проблем ребенок может в мир творчества.

Но почему же именно на проблемное обучение возложена роль в достижении цели: развитие творческого мышления? Какие существуют возможности использования проблемных ситуаций на уроках математики и физики?

Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения. И цель проблемного обучения широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает еще и  формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений, навыков и формирования мировоззрения).

Итак, проблемное обучение – это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого обучения.

Учебно-познавательная деятельность должна, кроме математических целей изучения нового материала, ставить перед учащимися цель уяснения логической структуры процесса получения новой информации, уяснения двусторонней связи между изучением теории и практическими задачами. Ученики должны не просто знакомиться с теорией предмета, а видеть источники возникновения ее и практическую целесообразность изучения этих вопросов, не просто решать задачу, указанную учителем, приобретая нужные навыки и умения, а рассматривать условия, в которых возникают задачи данного типа. Ибо без четко выраженного движения от фактов, известных ученикам, к фактам, неизвестных им, без сознания этой связи, которая побуждает их к решению учебной задачи, нет сознательного, активного изучения основ наук.

Творческой может быть сделана и работа школьников по усвоению нового материала, их деятельность, направленная на запоминание и верное воспроизведение учебного материала. Более того, противопоставление творческой (продуктивной) и воспроизводящей (репродуктивной) деятельности учащихся было бы неверно уже потому, что вторая без первой теряет свою продуктивность, становится механической. Полное овладение знаниями достигается только через усвоение и применение – это тесно связанные понятия.

О необходимости мыслительной деятельности в процессе усвоения знаний говорит В.Сухомлинский: «Для ученика, если он не переживал гордости своей мыслью, умственный труд становится нежеланным. Чтобы удовлетворить интеллектуальные потребности юношества, мы прибегали к специальным «упражнениям на размышление»… Опыт привел меня к убеждению, чем больше ученикам надо запоминать и хранить в памяти, тем больше необходимость в обобщении, в отвлечении от конкретного материала, в размышлениях, рассуждениях. Это как бы снимает усталость, пробуждает новый интерес к знаниям, к фактам».

Всякий учебный материал имеет свою логическую структуру, на которой держится плоть конкретных фактов и сведений. Осознание этой структуры – одно из эффективных средств внесения элементов творчества в учебную деятельность учащихся.

Творить – значит создавать новое. Это новое может быть не только неизвестным ученику фактом, а новым приемом мыслительной деятельности, открытием связи между явлениями, нахождением логической структуры и т.п.

Существует много эффективных приемов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Одним из них является рассмотрение на основе только что решенной задачи целой серии «родственных» учебно-познавательных заданий (например, с помощью изменения условия данной задачи в целях всестороннего изучения учащимися математической закономерности, представленной в данной задаче).

Эстетический потенциал школьной математики в большой мере проявляется в так называемых красивых заданиях на координатной плоскости, практикуемых главным образом в шестых классах. Они неизменно вызывают интерес у детей среднего школьного возраста, прежде всего потому, что просты по форме и разнообразны по внешнему выражению, ведь на рисунках в координатах могут быть изображены не только отдельные объекты, но даже и целые сюжеты. Такие задания пробуждают фантазию учеников, заставляют воочию увидеть связь красоты и математики, непосредственно соприкоснуться с миром прекрасного прямо на уроке, в процессе выполнения учебно-познавательных заданий.

В практике обучения математике красивые задания на координатной плоскости чаще всего формулируются так: «Постройте точки по заданным координатам, соедините их отрезками подходящим образом, и вы получите фигуру, изображающую…» или так: «На координатной плоскости дано изображение… Найдите координаты узловых точек изображенной фигуры». Часто даются учащимся творческие задания на самостоятельное составление какой-либо красивой фигурки и определение координат ее узловых точек. Фактически дидактическая цель таких заданий состоит в отработке двух умений: умения определить координаты точек, заданных на координатной плоскости, и умения строить точки по их координатам. Можно существенно расширить вкрапление красивых заданий в учебный процесс, если шире использовать и другие их дидактические возможности. В частности, такие задания можно с успехом применять при опережающем ознакомлении школьников с геометрическими преобразованиями, с элементарными преобразованиями графиков функций, с некоторыми вопросами аналитической геометрии: перемещение фигур вверх-вниз по координатной плоскости; перемещение фигур влево-вправо по координатной плоскости; перемещение фигур в произвольном направлении на координатной плоскости; симметрия фигур относительно оси координат.

Приведем примеры таких заданий.

  1. Запишите координаты узловых точек фигуры, изображающей точно такого же зайца, что на рисунке, но бегущего за ним сзади. Получите изображение и проверьте правильность выполнения задания.
  2. Запишите координаты узловых точек фигуры, изображающей такого же лебедя, находящегося на том же самом месте, но плывущего в обратном направлении. Постройте точки по найденным координатам, получите изображение и проверьте правильность выполнения задания.
  3. Запишите координаты узловых точек фигуры, изображающей того же самого дельфина, что и на рисунке, который движется навстречу данному и находится выше его на 7 единиц. Постройте точки по найденным координатам, получите изображение и проверьте правильность выполнения задания.
  4. Запишите координаты узловых точек фигуры, изображающей точно такого же орла, что и на рисунке, но так, чтобы он смотрел в обратную сторону, причем находился на 4 единицы выше и на 5 единиц левее данного. Постройте точки по найденным координатам, получите изображение и проверьте правильность выполнения задания.

К составлению аналогичных и более интересных заданий полезно привлекать самих учеников, объединяя их в творческие микрогруппы. При этом ученикам с выраженными эстетическими наклонностями целесообразно поручить придумывание и изображение исходных фигурок или сюжетов, ученикам, с логической доминантой мышления – составление комбинаций перемещений и формулировкой условия, а остальным – проверку возможности выполнения перечисленных в условии перемещений.

Для развития творческих способностей учащихся центр тяжести в обучении должен быть перемещен с заучивания и запоминания на развитие пытливости и самостоятельности. В математике основным средством развития творческих способностей ученика является решение задачи, при этом основной целью должно являться не получение решения задачи (в смысле ответа), а само решение как метод, как процесс, как совокупность логических шагов, приводящих к получению ответа. При этом важно научить  ученика применять известные эвристические приемы. При переносе центра тяжести с решения задачи на метод, большой обучающий эффект дает решение задачи разными способами, а также конструирование новых задач как констатация факта полного овладения методом решения не только этой задачи, но и класса таких задач, получаемых из исходной путем трансформации условия.

  1. В шахматном турнире было сыграно 190 партий. Сколько было участников?
  2. На встрече после окончания школы все выпускники обменялись рукопожатиями друг с другом. Сколько пришло выпускников, если всего было 190 рукопожатий?
  3. Сумма количества сторон и диагоналей выпуклого многоугольника равна 190. Определите количество углов многоугольника.
  4. На плоскости (в пространстве) даны N точек. Каждую точку соединили со всеми остальными. Всего получили 190 отрезков. Сколько было точек?
  5. В виртуальном космическом корабле любые два отсека соединяются между собой переходами. Сколько на корабле отсеков, если всего 190 переходов? Сколько может быть таких переходов в двухмерном пространстве?
  6. При распаде некоторой империи образовавшимися независимыми государствами было подписано 190 двусторонних договоров. Сколько образовалось государств?

Здесь везде трансформации условия применяются не для решения задачи, а для составления новых, в процессе чего все глубже постигается суть исследуемой задачной ситуации. Это способствует налаживанию межпредметных связей, что очень важно, так как умение переносить знания из одной области науки в другую является одним из критериев наличия творческих способностей учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

Компетентностный подход в развитии творческих способностей учащихся на уроках математики

Эффективность обучения математике может быть существенным образом повышена, если разработать и реализовать на практике методику формирования у школьников приемов математической деятельности на основе ...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».

Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...

Эвристические методы поиска творческого решения задач как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Данная работа раскрывает возможности применения эвристических методов решения творческих задач, поиска новых решений.Это рациональные или логические методы решения изобретательских задач. Метод морфол...

Мастер-класс «Методические приемы развития творческих способностей учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности».

Цель: Раскрыть возможности творческого  развития учащихся на уроках математики через различные методические приемы....

доклад "Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики"

доклад на совещание при директоре по теме: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики"...