Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках ИЗО
статья на тему

Коренные изменения в нашем обществе создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении элементов нового содержания, новых образовательных технологий, в обращении к мировому педагогическому опыту.

В последние годы появились труды, в которых разрабатываются подходы и методы, позволяющие выстраивать образовательный процесс на гуманистических основах. Так, настоящим открытием для меня стала педагогическая технология, основанная на применении интерактивных методов обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Ступинская средняя общеобразовательная школа № 14»

ДОКЛАД

на тему:

«Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках ИЗО»

Преподаватель ИЗО

Рыжикова Н.Л.

2014 г.

Коренные изменения в нашем обществе создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении элементов нового содержания, новых образовательных технологий, в обращении к мировому педагогическому опыту.

В последние годы появились труды, в которых разрабатываются подходы и методы, позволяющие выстраивать образовательный процесс на гуманистических основах. Так, настоящим открытием для меня стала педагогическая технология, основанная на применении интерактивных методов обучения.

 Основная идея новой педагогической технологии сводится к следующему:

организация учебного процесса строится таким образом, что учащиеся самостоятельно «добывают» новые знания и при этом практически все оказываются вовлеченными в процесс познания;

целью обучения становится развитие способностей мышления, рефлексии и коммуникации; формирование целостной системы знаний, обще учебных и предметных умений и навыков;

на первый план выдвигаются творческие и продуктивные задачи и задания;

учебные цели и способы познания делаются достоянием учащихся;

преобладает взаимоконтроль и самоконтроль;

акцент делается на достижениях ученика, а не на том, чего он не знает и не умеет;

контролю подвергаются ход деятельности учащихся, характер анализа.

 Хотелось бы уточнить само понятие «интерактив». Это слово пришло к нам из английского, от слова «interact»: «inter» - «взаимный», «act» - действовать. «Интерактивный» - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие «ученик-учитель» или «ученик-ученик-учитель». Следует признать, что данная форма обучения - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения

При изучении предмета Изобразительное искусство в школе, я использую различные интерактивные методы с точки зрения формирования УУД. Например, метод проектов, исследовательский метод, дискуссии, игра, метод мозгового штурма, коллективно-творческие дела (КТД), информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровье сберегающие технологии и др.

Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований, создание видеофильмов, альбомов, плакатов, статей в газете, инструкций, театральных инсценировок, игр (спортивная, деловая), web-сайтов и др. В процессе выполнения проекта, обучающиеся используют учебную, учебно-методическую, научную, справочную литературу, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).

Как я уже говорила, что на  уроках ИЗО для развития творческих способностей сегодня мы  используем различные инновационные технологии, в частности  компьютер.    Развивающее значение компьютера для развития творческих способностей младшего школьника очень велико. Применение компьютеров на уроке ИЗО создает эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества. Изучая жанры живописи, и знакомя детей с названием того или иного технического приема, с новым художественным материалом, термином используется компьютер. Это вызывает большой интерес у детей к изучаемому термину или понятию, повышает внимание и в то же время является повторением известных ранее названий материалов и инструментов, терминов, используемых художником.

Особенно важно применение компьютеров после продолжительного объяснения нового материала или многократного повторения способа изображения, чтобы снять у ребенка усталость. С этой целью можно использовать  игровые программы, где, например, детям предлагается разложить в определенной последовательности репродукции картин с изображением разных времен года, разложить  их по жанрам, объединить предметы декоративно-прикладного искусства в группы по видам  или составить узор из отдельных разных предлагаемых элементов.

В связи с этим совершенно меняется структура урока: если при традиционной технологии обучения на первом этапе урока учитель сам объясняет новый материал, то здесь первоначальные знания «добываются» учащимися. Так, на этапе актуализации уже имеющихся у учащихся знаний, учитель предлагает выполнить проблемное задание, связанное с новой теорией, или создать проблемную ситуацию. Учащиеся самостоятельно ищут пути ее решения: выстраивают гипотезу, обсуждают ее, делают выводы и представляют свое решение проблемы на обсуждение всему классу. Затем только результаты сравнивают с эталоном, то есть, знания даются учителем.

 Таким образом, структуру урока с применением интерактивных методов обучения можно представить следующим образом:

Установка - Деятельность учащихся - Рефлексия - Знания

 Групповую работу с использованием интерактивных методов обучения можно применять на всех этапах учебного процесса, но наиболее эффективно - при изучении нового материала.

Итак, главная особенность интерактивных технологий заключается в том, что они основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. В применение интерактивных технологий позволяет вести постоянный диалог ученика с учебной средой.

Систематическое применение интерактивных технологий на уроках изобразительного искусства развивает такие качества личности, как: пространственное мышление, острое ощущение цвета, зоркость глаза, формирует качества интеллекта человека, важные, в конечном счете, не только для работы по созданию рисунка, эскиза или модели предмета, но и для любой специальности, которую в дальнейшем выберет себе учащийся. К этим качествам относятся, прежде всего, образное представление и логическое мышление, именно они являются условием для творчества в любой деятельности человека. В большей мере эти занятия способствуют проявлению индивидуальности школьника, что и создаёт особенно благоприятные условия для развития творческих способностей.

Важным условием развития творческого воображения детей  является применение разнообразных материалов и техник, а также смену видов изобразительной деятельности.

Благодаря этому у детей развиваются познавательные способности и навыки; формируется мотивация достижения; коммуникативные навыки, открытость и доброжелательность, чувство юмора.

Чтобы заинтересовать детей, чтобы каждый мог выявить и развить свои способности, можно использовать на уроках технику «акватипия», «граттаж», «набрызги», «эстамп», «кляксография», «монотипия», работать по манке и т.д. В выполнении заданий можно предлагать учащимся использовать различные нетрадиционные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, тычком, кистью, пером;  рисование при помощи раздувания туши, набрызгивание, как на влажную поверхность, так и на сухую, работа с солью. Соль, просыпанная на влажную краску, впитывает ее, оставляя более светлые участки, результат применения соли всегда непредсказуем. Детские работы получаются абсолютно непохожие друг на друга, поэтому в конце урока мы проводим выставку получившихся рисунков, рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов, печатание изображений различными способами и материалами и т.д. Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа.

Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся – уроки-вернисажи.  

Современный учитель всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. И я стараюсь внедрять в свою работу что-то новое, интересное. Исследуя литературу, статьи в педагогических изданиях, заинтересовалась опытом использования проектного метода.

Учить детей радостно, без принуждений – возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии. Как говорил Е.И.Рерих « Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках ИЗО.

Чувство прекрасного развивается и воспитывается в человеке с детства. В школе это чувство формируется более глубоко. Знакомство с основами изобразительной грамоты, с историей изобразительного искусств...

Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках ИЗО.

Чувство прекрасного развивается и воспитывается в человеке с детства. В школе это чувство формируется более глубоко. Знакомство с основами изобразительной грамоты, с историей изобразительного искусств...

применение интерактивной методики на уроке физики

даются характеристики интерактивных методов обучения, их достоинства и недостатки...

Общепедагогические технологии и методики. "Эффективные педагогические технологии и методики". Методическая разработка.

Методическая разработка"Совершенствование образовательного процесса посредством системного внедрения в работу с обучающимися эффективных педагогических технологий и методик"    ...

Урок по теме: «Применение инновационных педагогических технологий на уроках волейбола как способ повышения мотивации и интереса к занятиям физической культурой».

Методическая разработка урока по физической культуре с использованием инновационных педагогических технологийУрок по теме: «Применение инновационных педагогических технологий на уроках волейбола...

Методическая разработка урока по физической культуре по теме: «Применение инновационных педагогических технологий на уроках волейбола как способ повышения мотивации и интереса к занятиям физической культурой».

Данная разработка представляет собой конспект урока физической культуры по ФГОС с использованием инновационных технологий, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физическо...