Программа "Предшкольная пора"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
____________ Коченова Л.Ч.
Программа
обучения и развития детей
подготовительного класса
на 2014 – 2015 учебный год
Программа разработана на основе программы обучения и развития детей
5 лет «Предшкольная пора» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, рекомендована У Ученым советом Института содержания и методов обучения РАО.
Программу составила:
Марзоева Маргарита Германовна.
Программа обучения и развития детей 5 лет "Предшкольная пора" создана в 2005 г. авторским коллективом под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля наук Н.Ф. Виноградовой.
Программа "Предшкольная пора" рекомендована Ученым советом Института содержания и методов обучения РАО.
Программа разработана авторским коллективом проекта "Начальная школа XXI века" и специалистами по дошкольному образованию и воспитанию. Этим обеспечивается преемственность методических и педагогических подходов. В результате программа очень гармонична: с одной стороны, специалисты по начальному образованию указали, какого ученика они хотят видеть в первом классе, какими качествами он должен обладать, чему должен научиться для успешного старта в первом классе, а с другой стороны - специалисты по дошкольному образованию исключили "перетаскивание" содержания, форм и методов работы начальной школы на детей дошкольного возраста.
Концептуальные основы построения программы.
Программа ''Предшкольная пора'' предназначена для развития и обучения детей шестого года жизни в условиях подготовительных групп (классов) образовательных учреждений (детских садов, школ). Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению.
Паспорт программы
Наименование программы | Рабочая программа по обучению детей 5–6 лет в группе предшкольной подготовки |
Основания для разработки программы | Закон «Об образовании», Федеральные государственные требования к ДОУ, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция УМК «Начальная школа XXI век» с учетом методических разработок издательства «Вента - Граф» и средств обучения для дошкольников, Устав МКОУСОШ№2, Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН, Положение о группе предшкольной подготовки, Должностные инструкции учителя группы предшкольной подготовки |
Заказчик программы | Администрация МКОУ СОШ№2, родители |
Разработчик программы | Марзоева Маргарита Германовна, заместитель директора по УВР |
Участники программы | Коллектив воспитанников группы предшкольной подготовки |
Цель программы | Обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе |
Задачи | 1. Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; 2. отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы; 3. укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться; 4. формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе |
Срок реализации | 1 год |
Этапы реализации | 1 этап, август-сентябрь - изучение классного коллектива, определение и обеспечение необходимых ресурсов для разработки и реализации основного этапа программы 2 этап, август-сентябрь - разработка программы по обучению детей 5–6 лет в группе предшкольной подготовки, создание условий для реализации программы 3 этап, учебный год – реализация программы 4 этап, апрель – Анализ результатов реализации программы. Поиск путей решения выявленных проблем. 5 этап, май – Анализ результатов реализации программы. Методическое описание результатов работы. |
Перечень приоритетных направлений | 1. Программа обучения и развития детей 5-6 лет «Предшкольная пора» 2. Программа развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста под названием «Вместе весело шагать»
|
Управление программой | Заместитель директора по УВР Марзоева М.Г. , учитель группы предшкольной подготовки |
Ожидаемые конечные результаты | Выпускник:
- владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах; - обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение); - любознательный, интересующийся, активно познающий мир; - уважающий и принимающий ценности семьи и общества; - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; - доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение; - выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. |
Цели программы:
Программа «Предшкольная пора» предназначена для подготовки к школе детей, которые не посещали (не посещают) дошкольное учреждение. Эта позиция определяет две важнейшие цели данной комплексной программы:
• социальная цель – обеспечение возможности обучения шестилетних первоклассников,
• педагогическая цель – развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
Авторы проекта программы стремились уйти от конъюнктурного понимания подготовки детей к школе как узкопредметной (форсированного изучения программы первого класса) и обратили особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.
Исходя из этого, программа построена не по областям знаний (как это обычно принято в существующих дошкольных программных документах) и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе и окружающим.
Принципы программы:
Программа обучения и развития детей шестого года жизни "Предшкольная пора" построена на основе следующих принципов:
- реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
- учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;
- сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
- обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
- обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
- развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).
Авторы программы понимают необходимость учета целостности восприятия дошкольником окружающего мира, поэтому предлагают интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста.
Структура программы:
В структуре и содержании программы авторы выделяют пять разделов, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения: "Познаем других людей и себя", "Познаем мир", "Учимся думать, рассуждать и фантазировать", "Учимся родному языку", "Учимся рисовать", "Играем и фантазируем".
Вместе с тем выделение разделов программы достаточно условно, т.к. ее особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.
Раздел "Познаем других людей и себя"
Раздел "Познаем других людей и себя" представлен содержанием, которое формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимание ребенком самого себя, своих особенностей, способностей.
Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами. Содержание этого раздела включает ознакомление ребенка со своим организмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены, позволяет узнать свои индивидуальные особенности и своеобразие других людей. По средствам этого раздела у детей воспитывается доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общения.
Для реализации этого раздела программы рекомендуется использование пособий из серии "Предшкольная пора":
Козлова С.А. "Я хочу в школу",
Козлова С.А. "Я и мои друзья",
Куликова Т.А. "Я и моя семья".
Раздел "Познаем мир"
Раздел "Познаем мир" направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде.
Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.). Развиваются познавательные интересы будущего первоклассника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваиваются правила поведения в природе и обществе. Одной из задач освоения содержания этого раздела является подготовка к изучению предметов начальной школы, прежде всего, математики и окружающего мира. Например, особое внимание уделяется выделению математических характеристик предметов окружающего мира (число, последовательность, пространственные ориентировки и др.)
Для реализации этого раздела программы рекомендуется использование пособий из серии "Предшкольная пора":
Виноградова Н.Ф. "Рассказы-загадки о природе";
Салмина Н.Г., Глебова А.О. "Учимся рисовать";
Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. "Путешествуем по сказкам";
Златопольский Д.С. "Удивительные превращения";
Щербакова Е.И. "Знакомимся с математикой";
Куликова Т.А. "Я и моя семья"
Козлова С.А. "Отправляемся в путешествие".
Раздел "Учимся думать, рассуждать, фантазировать"
Включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышления.
В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего, к "Русскому языку", "Математике", а также "Окружающему миру".
Для реализации этого раздела программы рекомендуется использование пособий из серии "Предшкольная пора":
Салмина Н.Г. « Учимся думать";
Виноградова Н.Ф. "Рассказы-загадки о природе";
Златопольский Д.С. "Удивительные превращения";
Щербакова Г.И. "Знакомимся с математикой";
Салмина Н.Г., Глебова А.О. "Учимся рисовать».
Так, например, подготовка к математике осуществляется в трех направлениях:
- формирование базовых умений, лежащих в основе языковых и математических понятий, изучаемых в начальной школе;
- логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования языковых и математических понятий;
- символическая пропедевтика-подготовка к оперированию знаками.
Раздел "Учимся родному языку"
Раздел предназначен для обучения детей с родным языком – русским, но также может использоваться и для обучения детей на родном – нерусском языке. Раздел обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, характеризующими качествами и свойства предметов, обобщающими словами, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.
Для реализации этого раздела программы рекомендуется использование пособий из серии "Предшкольная пора":
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. "Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами";
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. "Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе";
Виноградова Н.Ф. "Придумай и расскажи" (дидактические материалы);
Виноградова Н.Ф. "Рассказы-загадки о природе"
Раздел "Учимся рисовать"
Содержание этого раздела направлено на сенсорное развитие, для передачи формы, величины, цвета, расположение в пространстве, также на развитие графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.), и способствует формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков:
пространственная ориентировка,
умение анализировать форму предмета и изображения,
развитие воображения,
освоение ряда специфических средств художественной выразительности.
Салмина Н.Г., Глебова А.О. – комплект рабочих тетрадей "Учимся рисовать»
«Клетки, точки и штрихи»,
"Рисование, аппликация и лепка",
"Анализ форм и создание образа",
"Графика, живопись и народные промыслы";
Виноградова Н.Ф. "Рассказы- загадки о природе".
Раздел "Играем и фантазируем"
Раздел "Играем и фантазируем" направлен на развитие воображения в значительной степени способствующего успешности обучения ребенка в школе по средствам различных видов игр: дидактических, имитационных, сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных. Особое внимание уделяется такому качеству воображения как предвидение, сформированность которого определяет творческие характеристики любой деятельности (мыслительной, речевой, художественной, трудовой и др.).
Содержание этого раздела способствует развитию умений самостоятельно, а также с помощью взрослого участвовать в играх с правилами, в ролевых, режиссерских и других видах игр. Особое внимание уделяется использованию тех компонентов игры, которые выступают предпосылками учебной деятельности:
принятие и удержание учебной задачи,
самостоятельный выбор средств для достижения результата,
точное выполнение инструкции (правила) игры и др.
Содержание данного раздела реализуется в двух организационных формах – использование дидактической игры как метода обучения в процессе занятий, а также проведение ежедневного "игрового часа".
Программное содержание, реализуемое в игровой час, подробно рассматривается в Методических рекомендациях.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО СРАВНЕНИЮ С ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММОЙ
Отличительными особенностями рабочей программы от учебной программы Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора» является изменение количества учебных недель, изменение часов на изучение отдельных тем, структурная перестановка порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала. Это обосновано необходимостью для успешной реализации задач по подготовке детей к школьному обучению, большим количеством учебных недель в МКОУ СОШ№2.
Продолжительность обучения: 29 учебных недель (со 02 сентября по 13 сентября 2013 г.- режим адаптации; с 16 сентября 2013 г. по 10 мая 2014 г. –учебные занятия; каникулы: ноябрь-7 дней; январь-14 дней; февраль-7 дней; март-9 дней; с 12 мая по 23 мая 2014 г. с детьми проводится оздоровительная работа)
Режим занятий: 5 дней в неделю по 3 занятия в день. Длительность занятий - 30 минут. Перерыв между занятиями - 15 минут. Между 2 и 3 занятиями – игровой час.
Распределение числа занятий в неделю:
«Познаем других людей и себя» - 3 занятия;
«Познаем мир» - 4 занятия;
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» - 3 занятия;
«Учимся русскому языку» - 4 занятий;
«Учимся рисовать». – 2 занятия;
«Развитие осетинской речи» - 2 занятия
«Играем и фантазируем» - во время игрового часа, а так же в рамках любого занятия.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ К ЗНАНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Безотметочное обучение.
Учебный план
№ п/п | Разделы | кол-во занятий в неделю | кол-во учебных недель | кол-во занятий в год | |
1 | Познаем других людей и себя | 3 | 29 | 87 | |
итого по разделу | 3 | 87 | |||
2 | Познаем мир | 4 | 29 | 116 | |
итого по разделу | 4 | 116 | |||
3 | Учимся думать, рассуждать, фантазировать | 3 | 29 | 87 | |
итого по разделу | 3 | 87 | |||
4 | Учимся русскому языку | 4 | 29 | 116 | |
итого по разделу | 4 | 116 | |||
5 | Учимся рисовать | 2 | 29 | 58 | |
итого по разделу | 2 | 58 | |||
6 | Развитие осетинской речи | 2 | 29 | 58 | |
итого по разделу | 2 | 58 | |||
7 | Играем и фантазируем | 5 | 29 | 145 | |
ВСЕГО | 18 | 522 |
Изменения количества часов на изучение программного материала вызвано совпадением праздничных дней с рабочими днями. Но программный материал усваивается за счет интегрированных занятий.
План составлен в соответствии с федеральным законом «Об образовании»; Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666); с СанПиН 2.4.1.2660 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и с изменениями № 1 к СанПиН 2.4.1.2660 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010 № 164); инструктивно- методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000 года №65/23-16, Уставом МКОУ СОШ№2.
Основная цель плана - регламентировать непосредственно-образовательную деятельность, определить её направленность, установить виды и формы организации, их количество в неделю.
План разработан на основе примерного базисного учебного плана комплексной программы воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста в группе предшкольной подготовки «Предшкольная пора» под редакцией Н. Ф. Виноградовой, с учетом целей и задач школы, в соответствии с программой, определенной Лицензией о предоставлении образовательных услуг МКОУ СОШ №2.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ЭТАПЕ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
На основе плана составлено расписание непосредственно образовательной деятельности.
Цель - отрегулировать нагрузку, определить чередование различных видов учебно-познавательной деятельности в целях снятия перегрузки, предупредить утомляемость, разнообразить формы проведения, чередовать статичные и динамичные виды деятельности.
Расписание занятий
Дни недели | Название занятия |
Понедельник | 1. Развитие осетинской речи. Приобщение истокам национальной культуры. 2. Учимся думать, рассуждать и фантазировать. Играем и фантазируем (игровой час). 3. Учимся рисовать. |
Вторник | 1. Учимся русскому языку. 2. Познаём мир. Играем и фантазируем (игровой час). 3. Познаём других людей и себя. |
Среда | 1. Учимся русскому языку. 2. Познаём мир. Играем и фантазируем (игровой час). 3. Учимся думать, рассуждать и фантазировать. |
Четверг | 1. Учимся русскому языку. 2. Учимся думать, рассуждать и фантазировать. Играем и фантазируем (игровой час). 3. Учимся рисовать. |
Пятница | 1. Учимся русскому языку. 2. Познаём мир. Играем и фантазируем (игровой час). 3. Развитие осетинской речи. Приобщение истокам национальной культуры. |
В условиях неполного пребывания детей в школе целесообразен следующий режим дня:
1. Прием детей. Общение воспитателя с детьми: индивидуальные беседы, игры для общения и создания настроения у детей. Организация самостоятельной деятельности детей: разные виды игр, труд в уголке природы, изобразительная деятельность. Формирование культурно-гигиенических навыков: использование носового платка, контроль за внешним видом, аккуратностью прически. Формирование культуры поведения: приветствие, вежливые взаимоотношения со сверстниками, взрослыми.
2. Утренняя гимнастика. Разучивание подвижных игр, игры-соревнования, зарядка под музыку; положительный эмоциональный настрой, положительная оценка деятельности детей.
3. Подготовка к занятиям. Уборка игрушек; переключение внимания детей на другой вид деятельности; оценка деятельности детей.
4. Занятия. В соответствии с календарно-тематическим планом.
5. Подготовка к прогулке. Создание интереса к прогулке; индивидуальные беседы с детьми; отбор игрового материала для прогулки; мотивация деятельности детей на прогулке. Одевание: последовательность, выход на прогулку.
6. Игровой час/Прогулка. Наблюдение на прогулке. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности; 2-3 игры малой и средней подвижности; игры на выбор детей. Труд на участке: мотивация деятельности детей; определение объема работы; распределение обязанностей; подготовка оборудования; выполнение трудовых операций; уборка оборудования; оценка деятельности. Индивидуальная работа по развитию движений, физических качеств. Самостоятельная игровая деятельность: создание условий для развития сюжетно-ролевых игр; игры с природным материалом; другие виды деятельности; индивидуальная работа по изодеятельности, развитию речи, театрализация в теплое время года; лепка снеговиков. Возвращение с прогулки: игры; самоконтроль детей; контроль и оценка их деятельности; последовательность раздевания; свободная деятельность детей.
7. Гигиенические процедуры. Закрепление правил мытья рук; игры-соревнования, беседы воспитателя о чистоте; самоконтроль детей; положительная оценка деятельности детей.
8. Подготовка к занятию. Уборка игрушек; переключение внимания детей на другой вид деятельности; оценка деятельности детей.
9. Занятие. В соответствии с календарно – тематическим планом.
10. Уход детей домой. Индивидуальная работа по развитию качеств: самостоятельная игровая деятельность; создание условий для развития сюжетно-ролевых игр; игры с природным материалом; индивидуальная работа по изодеятельности, развитию речи; театрализация. Самоконтроль; контроль и оценка деятельности детей; свободная деятельность детей. Работа с родителями, беседы, консультации.
РЕЖИМ РАБОТЫ
групп предшкольной подготовки
Время | Режимные процессы |
08.45 - 09.00 | приём детей, работа с родителями |
09.00 - 09.10 | зарядка |
09.10 - 09.15 | подготовка к занятиям |
09.15 - 09.45 | занятие № 1 |
09.45 - 10.00 | перерыв между занятиями |
10.00 - 10.30 | занятие № 2 |
10.30 - 11.10 | игровой час/прогулка |
11.10 - 11.50 | подготовка к занятию |
11.50 - 12.20 | занятие № 3 |
12.20 - 12.30 | уход детей домой, работа с родителями |
В процессе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками. Для учёта развития познавательных способностей детей проводится психолого-педагогическое обследование: первый раз - в сентябре, после 20 числа, когда пройдёт период адаптации, чтобы выявить проблемные моменты в развитии ребенка и помочь ему в течение года улучшить эти позиции. Повторно — в конце декабря, чтобы сделать контрольный срез на полугодие. Третий раз - в конце мая, для того чтобы иметь представление о знаниях детей на конец года. Дать конкретные советы родителям на лето, а также познакомить учителя с особенностями ученика и тем самым помочь педагогу правильно спланировать образовательный процесс в первом классе. Необходимо, чтобы оценка школьной готовности носила комплексный характер. Основными методами психолого-педагогического обследования являются тестирование, беседа и наблюдение.
Основные умения и навыки по окончанию курса
предшкольной подготовки.
Программа «Предшкольная пора» предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
- соблюдать правила поведения в школе, проявлять свои коммуникативные навыки;
- свободно считать в пределах 10 и обратно;
- сравнивать числа в пределах 10, называть «соседей» числа;
- знакомство с цифрами;
- решать простые задачи;
- выполнять графические диктанты;
- выделять на слух звуки в словах, давать им характеристику;
- составлять рассказ по картинке из 5 – 6 предложений;
- развивать навык слогового чтения;
- правильно пользоваться карандашом, ручкой, другими графическими материалами;
- владеть элементарными изобразительными навыками, лепить из пластилина, выбирая соответствующую технику и средства выражения;
- слушать и выполнять инструкцию для обучающегося;
- выполнять простейшие общеразвивающие физические упражнения;
- применять на практике простейшие представления об окружающем мире, использовать свои знания для охраны своего здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: «Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую»»
Актуальность темы:вопрос об отмене смертной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема смертной казни берёт своё начало из самых глубоких корней наш...
КВН «Осенняя пора»
Сценарий ШКВН "Осення пора"...
"Унылая пора..." Второстепенные члены предложения
Тематически урок связан с осенью...
«Осень – пора туманов»
Сценарий праздника Осени...
Поэты пушкинской поры
Золотой век русской литературы. Поэты пушкинской поры....
учебно - тематической экскурсии "От героев былых времён, не осталось порой имён..."
Учебно - тематическая экскурсия "От героев былых времён, не осталось порой имён..." Экскурсия знакомит учащихся с достопримечательностями г. Строитель Яковлевского района, которые посвящен...
Конспект урока литературы "Поэты пушкинской поры"
Урок литературы в 9 классе "Поэты пушкинской поры" с применением ИКТ-технологий включает в себя: презентацию №1 для объяснения новой темы, презентацию №2 "Интеллектуальная игра "Современники поэта", в...