Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста 4 лет с ОНР (I уровень речевого развития)
рабочая программа на тему
Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста 4 лет с ОНР (I уровень речевого развития)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Крестьянская застава» |
г. Москва ул. Ставропольская тел.(499)350-14-55
E-mail: cpmss-zastava@ edu.mos.ru
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора Директор
____________________ ______________________
Сагалов М.В.
Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста 4 лет с ОНР (I уровень речевого развития)
Направленный на формирование пассивного и активного словаря, активной подражательной речевой деятельности.
Количество занятий (всего): 18 занятий
Количество занятий в неделю: 1-2 раза в неделю
Продолжительность занятия: 30 минут
Возраст: 4лет
Ф.И.О специалиста: учитель-логопед Конивец Ирина Васильевна
Составлен на основе:
1. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет). - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 352 с.
2.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи. – М., 2008.
Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста 4 лет с ОНР (I уровень речевого развития)
1 цикл (18 занятий)
Пояснительная записка: Цикл занятий рассчитан на детей 4 лет с ОНР (I уровень речевого развития). Продолжительность цикла – 18 занятий. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю в течение 30 мин.
Основной целью является формирование пассивного и активного словаря, активной подражательной речевой деятельности.
Задачи:
Коррекционные:
* Развитие понимания речи
*Формирование навыков употребление простого предложения.
*Подготовка органов артикуляции к постановке звуков.
Образовательные:
* Формирование активного словаря.
Воспитательные:
* воспитывать внимание к собственной речи и желание взаимодействовать с окружающими
Структура коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда предполагает следующие этапы:
- организационный момент;
- введение в тему занятия;
- основная часть занятия;
- динамическая пауза или подвижная игра;
- закрепление полученных знаний (дидактические игры на закрепление пройденного материала по лексической теме);
- итог занятия.
К окончанию коррекционно-развивающего цикла дети должны:
• понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами);
• называть некоторые части тела, предметов;
• обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);
• выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
• отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.
При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.
Тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | «Семья» | 60 мин. |
2 | «Игрушки» | 60 мин. |
3 | «Овощи. Фрукты.» | 60 мин. |
4 | «Части тела. Предметы гигиены» | 60 мин. |
5 | «Одежда.Обувь» | 60 мин. |
6 | «Домашние и дикие животные. Птицы» | 60 мин. |
7 | «Посуда.Продукты питания» | 60 мин. |
8 | «Мебель» | 60 мин. |
9 | «Улица. Транспорт». | 60 мин. |
Всего | 540мин |
Содержание тематических занятий
Тема «Семья»
Знания:
- о себе (имя, фамилия, возраст);
- о членах своей семьи.
Умения:
- откликаться на свое имя поворотом головы;
- называть своё имя, имена членов семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки);
- узнавать и называть себя на фотографии, находить ее среди других фотографий;
- соотносить реальных людей с их фотографией, показывать и называть членов своей семьи на фотографии, узнавать их среди изображений незнакомых людей;
- идентифицировать себя (я – мальчик, я – девочка), различать и называть имена мальчиков и девочек.
Игровые упражнения. «Подойди ко мне», «Кто тебя позвал», «Кто что услышал?», «Что за звук», «Где постучали», «Познакомимся с куклой Таней», «Расскажи (покажи), с кем ты живешь», «Расскажи, кто на фотографии», «Семейный альбом», «Кто большой, а кто – маленький».
Тема «Игрушки»
Знания:
- о цвете, форме, величине игрушек;
- о действии с игрушками;
- о местонахождении игрушек в группе;
- о бережном отношении к игрушке.
Умения:
- отыскивать свою игрушку среди других, называть ее;
- действовать с игрушками (катить мяч, укачивать куклу) по образцу, вместе со взрослым, по инструкции педагога;
- различать большие и маленькие игрушки;
- узнавать игрушку по описанию;
- убирать игрушки на место.
- бережно относитсяк игрушкам.
Игровые упражнения. «Найди свою игрушку», «Узнай игрушку по звуку», «Где позвонили», «Где лежит мяч», «Заведем волчок», «Какая игрушка спряталась?», «Что у кого», «Попроси мишку», «Пожалей /погладь/ мишку», «Стали куклы в хоровод», «Что умеет делать кукла» (ходить, плясать, спать, кушать), «Покатаем куклу в машине», «Кто большой, а кто маленький», «Не разбуди куклу», «Мой веселый мяч» (мяч катится, прыгает, мяч ловим, бросаем), «Уберем игрушки на место», «Построим дом», «Поставим машины в гараж», «Поедем на автобусе в магазин игрушек».
Темы «Овощи. Фрукты»
Знания:
- о внешнем виде наиболее употребляемых овощей и фруктов;
- о вкусе овощей, фруктов.
Умения:
- соотносить знакомые овощи, фрукты с муляжом, с изображением (фотографией, рисунком);
- определять контрастный размер (большой - маленький), вкус овощей, фруктов (сладкий - горький);
- выделять овощи, фрукты из группы предметов (игрушек, посуды).
Игровые упражнения. «Узнай и назови овощ (фрукт)», «Найди на рисунке такой же» (соотнесение натурального фрукта с его изображением), «Узнай по вкусу», «Подбери по цвету (форме, величине)», «Сладкий - горький», «Соберем урожай», «Какого овоща (фрукта) не стало?», «Помоем яблоки для ребят», «Угости Олю яблоком», «Помоги другу поднести корзину с яблоками». Игра-драматизация сказки «Репка».
Темы «Части тела. Предметы гигиены»
Знания:
- об основных частях тела человека;
- о предметах личной гигиены;
- о необходимости соблюдения правил гигиены.
Умения:
- показывать и называть части тела (на себе, на кукле, на взрослых);
- адекватно использовать предметы личной гигиены: полотенце, расческу;
- находить свое полотенце, расческу /по зрительной опоре/;
- поддерживать тело в чистоте.
Игровые упражнения. «Водичка-водичка, умой Кате личико», «Чистюли и грязнули», «Вымоем (причешем) куклу Настю», «Для чего этот предмет? (расческа, носовой платок, полотенце)», «Разложим предметы по местам», «Пузырь», «Маленькие ножки бежали по дорожке», «Мы ногами топ-топ», «Беги ко мне», «Догони мяч», «Подпрыгни /дотянись/ до ладошки».
Темы «Одежда. Обувь»
Знания:
- об одежде, обуви для дома, улицы;
- о частях одежды и обуви.
Умения:
- показывать и называть свою одежду, обувь;
- показывать и называть одежду (обувь), в которой ходят дома и на улице;
- соотносить одежду с определенной частью тела (шапку надену на голову);
- показывать и называть части одежды и обуви;
- определять назначение одежды и обуви (для мальчиков и девочек, для дома и для улицы), соотносить с сезоном;
- соотносить реальные предметы одежды и обуви с изображением на картинке, фотографии;
Игровые упражнения. «Соберем Свету на прогулку», «Подберем одежду (обувь) для Даши и Миши», «Что наденем сначала, что потом», «Угадай, что я делаю", «Надевай – обувай», «Подбери пару».
Темы «Домашние и дикие животные. Птицы»
Знания:
- о внешнем виде животных (птиц);
- о строении тела животных (птиц);
- о способе передвижения животных (птиц);
- о звуках, которые издают животные (птицы).
Умения:
- показывать и называть животных (птиц);
- соотносить названное животное (птицу) с игрушкой и предметным изображением (фотографией, рисунком);
- показывать и называть части тела животного (птицы);
- имитировать движения животных: показать, как прыгает зайка, ходит медведь, крадется лиса, как летит птица;
- подзывать животных, птиц (ксс-кс-кс, цып-цып-цып);
- передавать звукосочетаниями голоса животных и птиц: мяуканье кота, лай собаки, мычание коровы, ржанье лошади, писк мышки, песенку петушка, курочки, гуся, вой волка, фырканье ежа.
Игровые упражнения. «Кто большой, а кто маленький», «Кто пришел к ребятам в гости», «Кто как кричит», «Кто как передвигается», «Кто живет у бабушки», «Кого покормит бабушка», «Как мы птичек кормили», «Как крадется кошка (лиса)», «Кто спрятался в лесу», «Кто разбудил Мишутку», «Кто убежал», «Теремок».
Звукоподражания: «Споем песенку зверей»: кошки - мяу-мяу, собаки – ав-ав, коровы – му-у, лошади – иго-го, волка - в-в-в,, ежика – ф-ф-ф, курочки – ко-ко-ко, петушка- ку-ка-ре-ку, гуся – га-га-га, птички – пи-пи-пи, ти-ти-ти.. «Управляем животными»: лошадкой - но (поехали), пру (стоять), зовем кошку – кис-кис-кис, цыплят – цып-цып-цып
Темы «Посуда. Продукты питания»
Знания:
- о предметах посуды, используемых каждый день;
- о назначении посуды;
- о действиях с предметами посуды;
- о продуктах питания, употребляемых ежедневно.
Умения:
- показывать и называть посуду, из которой едят, пьют;
- соотносить натуральные предметы посуды с набором кукольной посуды и предметным изображением;
- оречевлять свои действия (Я ем кашу).
Игровые упражнения. «Что для чего», «Из чего мы пьем», «Что в чашке, что в тарелке», «Чем будем кушать кашу (суп, котлету)», «Дай хлеб», «Подберем чашку (тарелку)», «Накормим Машу кашей».
Тема «Мебель»
Знания:
- о внешнем виде мебели;
- о назначении мебели;
- о действиях с предметами мебели.
Умения:
- показывать и называть мебель, на которой люди сидят, спят и т.д.;
- показывать большие и маленькие предметы мебели;
- переключаться с одного действия на другое /по словесной инструкции/ (Садись - встань, ложись-садись);
- выполнять простые поручения взрослого (Принеси стул).
Игровые упражнения: «На чем сидим, на чем спим», «Укладываем куклу спать», «Накроем на стол», «Куда сложим одежду», «Где мой стул?», «Почему упал стул?».
Темы «Улица. Транспорт»
Знания:
- об основных видах транспорта;
- о частях машины;
- о способе передвижения транспорта;
- о частях улицы (тротуар, проезжая часть).
Умения:
- показывать и называть основные виды транспорта;
- показывать и называть части машины;
- показывать и называть части улицы;
- выполнять действия по инструкции взрослого.
Игровые упражнения. «Покатаем куклу на машине», «Подберем машины для мишек» (по величине), «Покажи у машины окошко, колесо, руль», «Летит – не летит», «Кто на чем едет», «Плывет, летит, едет», «Кто едет, а кто идет», «Загудел паровоз», «Чей кораблик дальше» (развитие речевого дыхания).
Звукоподражания: гудит машина – би-бип, машина едет – ж-ж-ж, поезд гудит – ту-ту, чух-чух, самолет - у-у у.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: Союз, 1999. - 160 с.
- Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет). - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 352 с.
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: Детство-Пресс, 2009. - 528 с.
- Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и др. – М.: Просвещение, 2008 – 272с.
- Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. - М.: Мозаика-синтез, 2005. - 80 с.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном и Д, 2000. - 128 с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис - пресс, 2004. - 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями через использование ИКТ в работе учителя - логопеда дошкольного учреждения.
Выступление на городском семинаре для руководителей и старших воспитателей...
Конспект занятия к рабочей программе «Коррекция речевого развития детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»
Конспект занятия...
Программа "Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста (2-3 лет) с особенностями психофизического развития"
Программа "Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста (2-3 лет) с особенностями психофизического развития"...
Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми в ТЖС, а также с детьми с тревожным эмоциональным фоном
Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми в ТЖС, а также с детьми с тревожным эмоциональным фоном...
Коррекционно-развивающие занятия по формированию графических навыков и умений как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Согласно данным психологов и физиологов у детей 5-7 летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальц...
Индивидуальная программа из цикла коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога
Программа данного курса представляет систему интеллектуально- развивающих занятий для детей 7-10 лет, имеющих сложности в освоении школьной программы....
Цикл коррекционно-развивающих занятий для младших подростков «Навстречу»
Цикл занятий направлен на развитие коммуникативной культуры подростков. Темы занятий отражают личные проблемы воспитанников данного возраста, поэтому они могут использоваться в качестве профилактики н...