Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста 4 лет с ОНР (I уровень речевого развития)
рабочая программа на тему

Конивец Ирина Васильевна

               Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей  дошкольного   возраста 4 лет с ОНР (I уровень речевого развития)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное учреждение города Москвы

 «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Крестьянская застава»

г. Москва ул. Ставропольская                                                                                   тел.(499)350-14-55

E-mail: cpmss-zastava@ edu.mos.ru

Согласовано                                                                                                   Утверждаю

Заместитель директора                                                                                 Директор

____________________                                                                                 ______________________

                                                                                                                         Сагалов М.В.    

Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей  дошкольного   возраста 4 лет с ОНР (I уровень речевого развития)

Направленный на  формирование пассивного и активного словаря, активной подражательной речевой деятельности.

 

Количество занятий (всего): 18 занятий

Количество занятий в неделю: 1-2 раза в неделю

Продолжительность занятия:  30 минут

Возраст:  4лет

Ф.И.О специалиста: учитель-логопед Конивец Ирина Васильевна 

Составлен на основе:

1. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет). -   СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 352 с.

2.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей  с нарушением речи. – М., 2008.


Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей  дошкольного возраста 4 лет с ОНР (I уровень речевого развития)

1 цикл (18 занятий)

Пояснительная записка: Цикл занятий рассчитан на детей  4 лет с ОНР  (I уровень речевого развития). Продолжительность цикла – 18 занятий.  Занятия проводятся 1-2 раза в неделю в течение 30 мин.

Основной целью является формирование пассивного и активного словаря, активной подражательной речевой деятельности.

Задачи: 

Коррекционные:      

* Развитие понимания речи

 *Формирование навыков употребление простого предложения.

 *Подготовка органов артикуляции к постановке звуков.


Образовательные:

 * Формирование  активного словаря.


Воспитательные:

* воспитывать внимание к собственной речи и желание взаимодействовать с окружающими

Структура коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда предполагает следующие этапы:  

  • организационный момент;
  • введение в тему занятия;
  • основная часть занятия;
  • динамическая пауза или подвижная игра;
  • закрепление полученных знаний (дидактические игры на закрепление пройденного материала по лексической теме);
  • итог занятия.

Ожидаемые результаты:

К окончанию коррекционно-развивающего цикла  дети должны:

       • понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами);

      • называть некоторые части тела, предметов;

      • обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);

      • выражать желания с помощью простых просьб, обращений;

      • отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.

      При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.                   

                                                                                     

                                       Тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

1

«Семья»

60 мин.

2

«Игрушки»

60 мин.

3

«Овощи. Фрукты.»

60 мин.

4

«Части тела. Предметы гигиены»

60 мин.

5

«Одежда.Обувь»

60 мин.

6

«Домашние и дикие животные. Птицы»

60 мин.

7

«Посуда.Продукты питания»

60 мин.

8

«Мебель»

60 мин.

9

«Улица. Транспорт».

60 мин.

Всего

540мин

Содержание тематических занятий

Тема «Семья»

Знания:

- о себе (имя, фамилия, возраст);

- о членах своей семьи.

Умения:

- откликаться на свое имя поворотом головы;

- называть своё имя, имена членов семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки);

- узнавать и называть себя на фотографии, находить ее среди других фотографий;

- соотносить реальных людей с их фотографией, показывать и называть членов своей семьи на фотографии, узнавать их среди изображений незнакомых людей;

- идентифицировать себя (я – мальчик, я – девочка), различать и называть имена мальчиков и девочек.

Игровые упражнения. «Подойди ко мне», «Кто тебя позвал», «Кто что услышал?», «Что за звук», «Где постучали», «Познакомимся с куклой Таней», «Расскажи (покажи), с кем ты живешь», «Расскажи, кто на фотографии», «Семейный альбом», «Кто большой, а кто – маленький».

Тема «Игрушки»

Знания:

- о цвете, форме, величине игрушек;

- о действии с игрушками;

- о местонахождении игрушек в группе;

- о бережном отношении к игрушке.

Умения:

- отыскивать свою игрушку среди других, называть ее;

- действовать с игрушками (катить мяч, укачивать куклу) по образцу, вместе со взрослым, по инструкции педагога;

- различать большие и маленькие игрушки;

- узнавать игрушку по описанию;

- убирать игрушки на место.

- бережно относитсяк игрушкам.

Игровые упражнения. «Найди свою игрушку», «Узнай игрушку по звуку», «Где позвонили», «Где лежит мяч», «Заведем волчок», «Какая игрушка спряталась?», «Что у кого»,  «Попроси мишку», «Пожалей /погладь/ мишку»,  «Стали куклы в хоровод»,  «Что умеет делать кукла» (ходить, плясать, спать, кушать), «Покатаем куклу в машине», «Кто большой, а кто маленький», «Не разбуди куклу», «Мой веселый мяч» (мяч катится, прыгает, мяч ловим, бросаем), «Уберем игрушки на место», «Построим дом», «Поставим машины в гараж», «Поедем на автобусе в магазин игрушек».

Темы «Овощи. Фрукты»

Знания:

- о внешнем виде наиболее употребляемых овощей и фруктов;

- о вкусе овощей, фруктов.

Умения:

- соотносить знакомые овощи, фрукты с муляжом, с изображением (фотографией, рисунком);

- определять контрастный размер (большой - маленький), вкус овощей, фруктов (сладкий - горький);

- выделять овощи, фрукты из группы  предметов (игрушек, посуды).

Игровые упражнения.  «Узнай и назови овощ (фрукт)», «Найди на рисунке такой же» (соотнесение натурального фрукта с его изображением),  «Узнай по вкусу», «Подбери по цвету (форме, величине)»,  «Сладкий - горький», «Соберем урожай»,  «Какого овоща (фрукта) не стало?», «Помоем яблоки для ребят», «Угости Олю яблоком», «Помоги другу поднести корзину с яблоками». Игра-драматизация сказки «Репка».

Темы «Части тела. Предметы гигиены»

Знания:

- об основных частях тела человека;

- о предметах личной гигиены;

- о необходимости соблюдения правил гигиены.

Умения:

- показывать и называть части тела (на себе, на кукле, на взрослых);

- адекватно использовать предметы личной гигиены: полотенце, расческу;

- находить свое полотенце, расческу /по зрительной опоре/;

- поддерживать тело  в чистоте.

Игровые упражнения. «Водичка-водичка, умой Кате личико», «Чистюли и грязнули», «Вымоем (причешем) куклу Настю», «Для чего этот предмет? (расческа, носовой платок, полотенце)», «Разложим предметы по местам», «Пузырь», «Маленькие ножки бежали по дорожке», «Мы ногами топ-топ», «Беги ко мне», «Догони мяч», «Подпрыгни /дотянись/ до ладошки».

Темы «Одежда. Обувь»

Знания:

- об одежде, обуви для дома, улицы;

- о частях одежды и обуви.

Умения:

- показывать и называть свою одежду, обувь;

- показывать и называть одежду (обувь), в которой ходят дома и на улице;

- соотносить одежду с определенной частью тела (шапку надену на голову);

- показывать и называть части одежды и обуви;

- определять назначение одежды и обуви (для мальчиков и девочек, для дома и для улицы), соотносить с сезоном;

- соотносить реальные предметы одежды и обуви с изображением на картинке, фотографии;

Игровые упражнения. «Соберем Свету на прогулку», «Подберем одежду (обувь) для Даши и Миши», «Что наденем сначала, что потом», «Угадай, что я делаю", «Надевай – обувай», «Подбери пару».

Темы «Домашние и дикие животные. Птицы»

Знания:

- о внешнем виде животных (птиц);

- о строении тела животных (птиц);

- о способе передвижения животных (птиц);

- о звуках, которые издают животные (птицы).

Умения:

- показывать и называть животных (птиц);

- соотносить названное животное (птицу) с игрушкой и предметным изображением (фотографией, рисунком);

- показывать и называть части тела животного (птицы);

- имитировать движения животных: показать, как прыгает зайка, ходит медведь, крадется лиса, как летит птица;

- подзывать животных, птиц (ксс-кс-кс, цып-цып-цып);

- передавать звукосочетаниями голоса животных и птиц: мяуканье кота, лай собаки, мычание коровы, ржанье лошади, писк мышки, песенку петушка, курочки, гуся, вой волка, фырканье ежа.

Игровые упражнения. «Кто большой, а кто маленький», «Кто пришел к ребятам в гости», «Кто как кричит», «Кто как передвигается», «Кто живет у бабушки», «Кого покормит бабушка», «Как мы птичек кормили», «Как крадется кошка (лиса)», «Кто спрятался в лесу», «Кто разбудил Мишутку», «Кто убежал», «Теремок».

Звукоподражания: «Споем песенку зверей»: кошки - мяу-мяу, собаки – ав-ав, коровы – му-у, лошади – иго-го, волка - в-в-в,, ежика – ф-ф-ф, курочки – ко-ко-ко, петушка- ку-ка-ре-ку, гуся – га-га-га, птички – пи-пи-пи, ти-ти-ти.. «Управляем животными»: лошадкой - но (поехали), пру (стоять), зовем кошку – кис-кис-кис, цыплят – цып-цып-цып

Темы «Посуда. Продукты питания»

Знания:

- о предметах посуды, используемых каждый день;

- о назначении посуды;

- о действиях с предметами посуды;

- о продуктах питания, употребляемых ежедневно.

Умения:

- показывать и называть посуду, из которой едят, пьют;

- соотносить натуральные предметы посуды с набором кукольной посуды и предметным изображением;

- оречевлять свои действия (Я ем кашу).

Игровые упражнения. «Что для чего», «Из чего мы пьем», «Что в чашке, что в тарелке», «Чем будем кушать кашу (суп, котлету)», «Дай хлеб», «Подберем чашку (тарелку)», «Накормим Машу кашей».

Тема «Мебель»

Знания:

- о внешнем виде мебели;

- о назначении мебели;

- о действиях с предметами мебели.

Умения:

- показывать и называть мебель, на которой люди сидят, спят и т.д.;

- показывать большие и маленькие предметы мебели;

- переключаться с одного действия на другое /по словесной инструкции/ (Садись - встань, ложись-садись);

- выполнять простые поручения взрослого (Принеси стул).

Игровые упражнения: «На чем сидим, на чем спим», «Укладываем куклу спать», «Накроем на стол», «Куда сложим одежду», «Где мой стул?», «Почему упал стул?».

Темы «Улица. Транспорт»

Знания:

- об основных видах транспорта;

- о частях машины;

- о способе передвижения транспорта;

- о частях улицы (тротуар, проезжая часть).

Умения:

- показывать и называть основные виды транспорта;

- показывать и называть части машины;

- показывать и называть части улицы;

- выполнять действия по  инструкции взрослого.

Игровые упражнения. «Покатаем куклу на машине», «Подберем машины для мишек» (по величине), «Покажи у машины окошко, колесо, руль», «Летит – не летит», «Кто на чем едет», «Плывет, летит, едет»,  «Кто едет, а кто идет», «Загудел паровоз», «Чей кораблик дальше» (развитие речевого дыхания).

Звукоподражания: гудит машина – би-бип, машина едет – ж-ж-ж, поезд гудит – ту-ту, чух-чух, самолет - у-у у.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: Союз, 1999. - 160 с.
  2. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет). -   СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 352 с.
  3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: Детство-Пресс, 2009. - 528 с.
  4. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и др. – М.: Просвещение, 2008 – 272с.
  5. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. - М.: Мозаика-синтез, 2005. - 80 с.
  6.  Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном и Д, 2000. - 128 с.
  7.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис - пресс, 2004. - 224 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста (2-3 лет) с особенностями психофизического развития"

Программа "Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста (2-3 лет) с особенностями психофизического развития"...

Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми в ТЖС, а также с детьми с тревожным эмоциональным фоном

Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми в ТЖС, а также с детьми с тревожным эмоциональным фоном...

Коррекционно-развивающие занятия по формированию графических навыков и умений как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Согласно данным психологов и физиологов у детей 5-7 летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальц...

Индивидуальная программа из цикла коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога

Программа данного курса представляет систему интеллектуально- развивающих занятий для детей 7-10 лет, имеющих сложности в освоении школьной программы....

Цикл коррекционно-развивающих занятий для младших подростков «Навстречу»

Цикл занятий направлен на развитие коммуникативной культуры подростков. Темы занятий отражают личные проблемы воспитанников данного возраста, поэтому они могут использоваться в качестве профилактики н...