ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ
статья на тему
Использование ИКТ на уроках физики в условиях сельской школы способствует повышению интереса у учащихся к изучению предмета, расширяют возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, повышают интерес к обучению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_ikt_pri_prepodovanii_fiziki.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ.
ФИО Участника:
Сивцова Лариса Анатольевна
E-mail: sivtzova.lora@yndex.ru
ОУ: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Журавлихинская средняя общеобразовательная школа» Использование ИКТ на уроках физики
Использование ИКТ на уроках физики в условиях сельской школы способствует повышению интереса у учащихся к изучению предмета, расширяют возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, повышают интерес к обучению. Курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять. В любом разделе курса физики есть главы, трудные для понимания учащимися. Например, в 7 классе «Молекулярная физика», в 8 классе «Электрические явления», в 9 классе «Оптика» и т. д. Чтобы понять суть непростых физических явлений и процессов, нужно обладать и эрудированностью, и наглядно-образным мышлением, что развито не у всех ребят. В этом случае на помощь приходит одно из распространенных средств обучения ИКТ – персональный компьютер (далее ПК).
Физика – наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, в нашей школе оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы (недостаток физических приборов), а тем более показывать эксперименты, требующие более сложного оборудования. В этом случае меня выручает ПК, который позволяет, например, проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов. Наблюдать, как изменится в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.
Обратим внимание на то, что некоторые физические явления и процессы так же трудно продемонстрировать в школьных условиях. Например, невозможно показать атомы и молекулы, рентгеновское излучение из-за отсутствия приборов в физическом кабинете сельской школы. Это приводит к тому, что некоторые ученики испытывают трудности в изучении физики, так как не в состоянии мысленно представить необходимые процессы и явления. Программы ПК позволяют создать модель сложных физических явлений, изменить условия протекания процесса, замедляя или ускоряя тот или иной процесс.
Например, электронные учебники (ЭОР) содержат опыты, записанные в виде анимации (процесс кипения жидкости) или видеоролика, сопровождающегося голосовым объяснением. Этот материал можно использовать при объяснении новой темы. На уроке включаем такой видеофрагмент, и ученик объясняет происходящее, проверяем правильность ответа тут же, включив звук ролика. Таким образом, в короткий момент времени дважды повторяется домашнее задание, что является бесспорным плюсом в вопросе о запоминании материала. Чтобы представить процессы, используем интерактивные модели и графические программы, налагая их друг на друга, видно, как и насколько меняется значение одной величины при изменении другой. В программе Microsoft Excel учащиеся самостоятельно сравнивают с помощью диаграмм величины плавления твердых тел, самостоятельно выстраивают диаграммы на самое тугоплавкое и легкоплавкое тела. С помощью компьютера мы решаем обучающие и тренировочные задачи. Считаем это вполне целесообразным, так как имеется наглядность и возможность неоднократно объяснить решение в обучающих задачах, а в тренировочных проходит быстрая обработка материала, плюс возможность вызвать справку.
Компьютер с помощью специально разработанных тестовых заданий, имевших специфическую форму, позволяет ученику убедиться в эффективности своих действий, наряду с этим происходит неосознанная подготовка ученика к дистанционному обучению, где снимается барьер прохождения элективных тестов после прохождения каких-либо курсов, тем более, что село находится далеко от края, а дистанционные курсы можно пройти даже в Москве, никуда при этом не выезжая. При машинном способе тренировочные упражнения и контрольные задания выполняются на экране дисплея. Учащиеся тут же получают подкрепление правильности своих ответов, что является одним из главных преимуществ программированного обучения. Основные организационные трудности проведения компьютерных занятий по этой модели на моих уроках связаны с ограниченным числом компьютеров.
Компьютерные презентации вызывают интерес к происходящему на уроке, а простота их создания и удобство применения привлекает многих ребят. В своем проекте предлагаем разработку одного из таких уроков, проведенного нами в 8 классе по теме «Механические колебания» (по учебнику С. В. Громова).
Таким образом, использование ПК в учебном процессе позволяет нам значительно улучшить качество обучения за счет его индивидуализации, наглядности, активизации творческой и самостоятельной работы учащихся. Надо отметить, что индивидуализация является необходимой при процессе восприятия и усвоения, особенно при изучении нового материала. К каждому ребенку нужен свой подход, так как понимание физики происходит по-разному: одни учащиеся усваивают быстрее материал, другие – медленнее. Неодинаков и способ восприятия, так как обращение идет к внутренней системе образованности, тесно связанной с логикой и эмоциональностью каждой конкретной личности. Именно поэтому некоторые дети выбирают дистанционное обучение: самостоятельный поиск информации в электронном учебнике, например, в учебнике «1С школа. Физика», где помимо теоретического материала, можно еще познакомиться с исторической справкой об ученом, что облегчает поиск информации о нужном объекте, а наличие электронных таблиц сокращает поиск при решении физических задач с фиксированными данными. Например, плотность вещества.
Формирование физических компетенций учащихся
Формирование физических компетенций учащихся
Пример
- При изучении нового материала в 8-м классе по теме «Механические колебания» учащимся создаем условия для формирования следующих умений: умение –
- упорядочивать знания;
- решать проблемы, если таковые возникают при изучении;
- самостоятельно заниматься и организовывать свою работу;
- извлекать пользу из полученного (т. е. как эти знания можно использовать в жизни).
Поиск информации
Пример
- Использование дистанционного обучения или электронного учебника приводит к созданию условий следующих умений: умение –
- правильно набирать искомую информацию в Интернете;
- получать информацию;
- консультироваться с тьютером или учителем-предметником;
- сотрудничать с другими ребятами, участвующими в одноименном проекте в пределах одной темы;
- работать с документами.
Обработка информации
Пример
- При выполнении заданий с использованием интерактивной доски или электронной лаборатории создаем условия для развития умений: умение –
- анализировать информацию (как частей материала, так его в совокупности);
- противостоять сомнениям (неуверенности) и сложности;
- оценивать физические составляющие явлений и процессов;
- принимать решение.
- Адаптация к окружающей среде
Пример
- Использование ИКТ на уроках физики способствует возникновению межпредметной связи, например, физика – химия (молекулярная физика), физика – литература (факты об ученых), физика – математика (оптика, механика, решение задач) и т. д. Чтобы эта нить (преемственность других предметов) была прочной, на уроках с применением ИКТ создаю условия для формирования таких умений, как: умение –
- находить новое решение;
- вовремя приниматься за дело;
- планировать свою деятельность, выполняя условия;
- нести ответственность за принятие конкретного решения;
* применять физические знания в быту.
Ориентируясь на те умения, что формируются при использовании ИКТ на уроках физики, корректируем деятельность ученика при изучении предмета для ликвидации пробелов.
Необходимо также отметить, что использование компьютеров на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Есть возможность в соответствии с уроком отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно. Использование ИКТ на уроке повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, педагог создает условия для эффективного проявления фундаментальных закономерностей мышления, для приобретения учащимися средств познания и исследования мира, оптимизирует познавательный процесс.
На уроках физики ПК можно использовать:
- в качестве технического средства обучения;
- для моделирования разнообразных физических процессов учителем и учениками;
- современное средство математической обработки результатов;
- обучающие программы для самостоятельной работы школьников, а также диагностики и контроля их знаний;
- во внеурочной деятельности, индивидуальных творческих заданиях и проектной деятельности учащихся.
Итак, опираясь на все ранее указанные преимущества использования ИКТ на уроках, приходим к выводу, что данные средства являются необходимыми в процессе обучения в сельской школе. Наряду с этим, компьютер – это средство, позволяющее оперативно решать задачи с наглядностью, с помощью ПК учитель может корректировать свою деятельность, ориентируясь на новые технологии обучения.
Заключение
Применение ИКТ на уроках физики способствует повышению мотивации обучения данного предмета у учащихся в сельской школе. Географическое положение удаленное от центра, в связи с этим компьютер – один из основных источников информации (Интернет), а умение владеть программными продуктами, не дает отставать нам от цивилизации. К «компьютерным» урокам нужно тщательно готовиться. Написание конспектов уроков с применением ИКТ требует от учителя огромной заинтересованности, терпения, усидчивости, самое главное, желания самому осваивать новые программы, разбираться в тонкостях компьютерных приложений, создавать модели физических явлений и процессов. Отметим, что моделирование различных явлений ни в коем случае не заменяет настоящих, «живых» опытов и экспериментов, но в сочетании с ними позволяет на более высоком уровне объяснить смысл происходящего. Опираясь на собственный небольшой опыт работы могу с уверенностью сказать, что такие уроки вызывают у учащихся настоящий интерес, включают в работу всех, даже слабых ребят, способствуют формированию компетенций:
- изучение нового материала;
- поиск информации;
- обработка информации;
- адаптация к окружающей среде.
необходимых не только физике, но и других предметах. Качество знаний при этом заметно возрастает, успеваемость составляет , на 2011-12 -80%, что позволяет говорить о рациональном использовании новых форм, методов и технологий в учебном процессе.
средства ИКТ являются необходимыми в условиях современного образования (конкретно – на уроках физики).
Но всегда нужно помнить, что
· Компьютер не может полностью заменить учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учеников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, он может направить их внимание на те или иные аспекты изучаемого предмета, вознаградить их усилия и заставить учиться.
· Методика проведения урока физики с использованием компьютера зависит от подготовленности учителя, учащихся и от программ, обеспечивающих компьютерную поддержку.
· Реальный эксперимент необходимо проводить всегда, когда это возможно, а компьютерную модель следует использовать, если нет возможности показать данное явление.
· Невозможно использовать компьютер на каждом уроке, т.к. это приведёт к нарушению санитарных норм и повлечёт ухудшение здоровья школьников.
В заключении хочу подчеркнуть, что все многообразие приемов использования ИКТ влияет на мотивацию учащихся при обучении физики. Мои ученики принимают активное участие во. Старшеклассники впервые принимают участие в физической Интернет-олимпиаде на сайте http://distolymp.spbu.ru/phys/olimp, которую проводит Санкт-Петербургский государственный университет. При выборе экзаменов за курс основной школы учащиеся 9-х классов ежегодно выбирают физику
Безусловно, компьютер можно применять на уроках разных типов: при самостоятельном изучении нового материала, при решении задач, во время контрольных работ. Необходимо также отметить, что использование компьютеров на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Есть возможность отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно.
Я всегда знала, что стану педагогом. Таким образом, окончив в 1985 году Барнаульский педагогический институт я стала учителем физики. И волею судьбы : учителем изобразительного искусства. Сразу хочу сказать, что я благодарна судьбе.
Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. Где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их педагогами.
Конечно, главные жители этой страны – это дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама.
Более 25лет я работаю с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание воспитанников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравиться учиться.
Л и т е р а т у р а, которую можно изучить по данному вопросу.
- Высоцкий И. Р., Компьютер в образовании, //Информатика и образование,2000,№ 1,с. 86
- Гимадеев Р. Р.,Методика применения компьютера на уроках физики. // Студенческая наука — в действии. 1998,№ 2
- Львовский М. Б., Львовская Г. Ф. Преподавание физики с использованием компьютера. // Информатика и образование — М.1999, № 5.
Ресурсы Интернета:
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4766/Itemid,118/
http://edu.kzn.ru/russian/conference/2pedsovet/pch/issue/id=3764/
http://festival.1september.ru/articles/505540/
http://science.ncstu.ru/conf/past/2009/iiistud/.../23.pdf/file_download