Методические рекомендации для написания программы
методическая разработка на тему
Хочу дать несколько советов по написанию программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по написанию образовательных дополнительных программ
При разработке программы педагоги испытывают трудности в написании методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Данные методические рекомендации призваны помочь педагогу осмыслить свой накопленный опыт и грамотно изложить его в программе в соответствии с требованиями МО РФ.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной программы.
Это требование не вызывает у педагогов трудностей.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Чаще всего это требование игнорируется или говорится только об актуальности, а именно это требование определяет уровень авторства педагога при разработке программы.
Вопросы-ориентиры:
- Какова причина, побудившая создать программу?
- Что отличает Вашу идею от других?
- Чем обосновывается новизна и актуальность для страны, конкретного региона, учреждения?
Цель и задачи дополнительной образовательной программы.
Цель – предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога и детей.
Формулировка цели должна отражать позитивное изменение личности ребёнка, а не то, чему его хотят научить. При формулировке цели обратите внимание на раздел Требований: «Содержание образовательных программ должно быть направлено на…», это поможет Вам грамотно определить цель реализации программы.
Задачи – пути достижения поставленной цели (реально выполнимы 3-4, максимум –5 задач).
Образовательные задачи (профессиональные) направлены на формирование у обучающихся основ разносторонних спортивных, краеведческих, технических, экологических и других знаний, выработку умений, специальных для каждого вида деятельности.
Развивающие (личностные) – это формирование умений и навыков учебной, практической, умственной деятельности, развитие познавательных процессов обучающихся (память, речь, мышление, внимание, воображение, восприятие), умений применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение), а также развитие воли, эмоций, интересов, способностей, дарований личности.
Воспитательные (общекультурные) – это взаимосвязанные между собой нравственное, трудовое, этическое, эстетическое, правовое, санитарно-гигиеническое, экологическое воспитание.
Формулировка цели и задач должна быть простой, понятной, конкретной, реальной и проверяемой.
Цель и задачи должны быть связаны между собой и подтверждать заявленные Вами новизну, актуальность и педагогическую целесообразность.
Педагог должен осмысленно относиться к формулировке ключевого слова, которое определяет качество конечного результата обучения: научить или учить, приобщить или приобщать и т.д.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы.
Это положение Требований чаще всего отсутствует в программах. Прежде всего, педагог должен указать, какая программа была им изучена, что он из неё взял частично или полностью (содержание, методику, организацию учебно-воспитательного процесса). О предметной и методической грамотности педагога говорят ссылки на труды и фамилии учёных, ведущих специалистов по профилю программы.
Вопросы-ориентиры:
- Чем не устраивают Вас имеющиеся программы данной направленности?
- На решение какой проблемной ситуации направлена Ваша программа?
- Что Вы предложили как автор программы?
- Предусматривает ли программа возможность интеграции с другими программами?
- На каких теоретических положениях основывается Ваша разработка?
- Что нового привнесли в обеспечение связи обучения с жизнью?
Возраст детей.
Большинство педагогов в своих программах указывают возраст детей 6-18 лет, но ни в учебно-тематическом плане, ни в содержании ничего не говорится о дифференцированном обучении. Не может ребёнок 6 лет усваивать учебный материал на уровне 18-летнего, а 18-летнему неинтересно обучаться на уровне 6-летнего ребёнка. Поэтому педагоги, во-первых, должны определить доминирующий возраст и уровень образования (дошкольный, начального-, основного-, среднего общего образования) и именно его указывать, а для нескольких детей 6 или 18-летнего возраста разработать дополнение к программе. Во-вторых, если количество детей разных возрастов примерно одинаково, необходимо разрабатывать программу на каждый возрастной период.
Сроки реализации. На основании лицензии, выданной МО Нижегородской области 23.12.2010г., максимальный срок реализации дополнительной образовательной программы ЦДО - до 5 лет. В соответствии с требованиями МО РФ, предъявляемыми к квалификационным категориям, образовательные программы должны быть:
высшая категория – 3 и более лет;
первая категория – 2 и более лет;
вторая категория – 1-2 года.
Формы и режим занятий.
В данном пункте нужно в общем указать формы занятий (нетрадиционные): экскурсия, встреча, бенефис, занятие-конкурс, защита идеи и т.д.
Режим занятий составляется в соответствии с Сан ПИНом.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Педагогу необходимо вернуться к цели и задачам программы и на основе их спрограммировать ожидаемые результаты. Таковыми могут быть изменения в познавательных интересах и профессиональных намерениях, в психологических умениях и навыках, в изменении соотношения между репродуктивной и продуктивной деятельностью учащихся, в появлении стремления к творчеству и в овладении приёмами творческой деятельности и пр.
Принципиальное требование к данному разделу программы – разработка системы проверки результативности изучения обучающимися курса.
Формы подведения итогов.
Это выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Этот раздел оформляется в виде таблицы.
№ п/п | Перечень разделов, тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
I. | Название раздела. | 16 | 4 | 12 |
1.1. | Название темы. | 2 | 1 | 1 |
1.2. | Название темы. | 8 | 2 | 6 |
1.3. | Название темы. | 6 | 1 | 5 |
II. | Название раздела. | + | + | + |
1.1. | Название темы. | + | + | + |
1.2. | Название темы. | + | + | + |
1.3. | Название темы. | + | + | + |
ИТОГО: | + | + | + |
Количество разделов и тем педагог определяет сам.
Если программа рассчитана более чем на год обучения, то учебно-тематический план составляется в расчёте на одну группу:
при нагрузке 4 часа в неделю – в год 144 часа,
при нагрузке 6 часов в неделю – в год 216 часов и т.д.
- СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
По решению МС ЦДО данный раздел будет состоять из трёх составляющих:
- задачи на данный год обучения;
- содержание дополнительной образовательной программы;
- будут знать, будут уметь.
- Это позволит педагогу в целостности увидеть взаимосвязь составляющих учебно-воспитательного процесса.
Если срок реализации программы более 1 года, то каждая указанная в пояснительной записке задача раскладывается на задачи каждого года обучения.
Содержание программы расписывается следующим образом.
- Название раздела.
- Название темы.
Теория …
Практика …
- Название темы.
Теория …
Практика …
Нумерация названия разделов и тем должны строго соответствовать учебно-тематическому плану.
Раздел завершается перечнем знаний и умений, которые освоит ребёнок данного года обучения. Знания определяются в соответствии с теоретическими пунктами программы, умения – с практическими.
Рекомендуемая форма:
В конце … года обучения дети будут:
знать … ;
уметь … .
Таким образом, расписывается каждый год обучения.
При разработке данного раздела не забывайте о региональном (краеведческом) компоненте, который должен быть во всех программах.
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В этом разделе педагог должен раскрыть своё педагогическое мастерство по решению цели и задач программы, ответив на вопросы:
- Как я это буду делать?
- Каким образом будет организована работа детей?
- Как организован учебно-воспитательный процесс?
- Какие особые условия необходимы для работы?
- Какие средства необходимы для реализации программы (научно-методические, материально-технические и др)?
- Каким образом будет оцениваться эффективность реализации программы?
После этого заполняется таблица по каждому году обучения.
№ п/п | Перечень разделов | Обеспечение программы методическими видами продукции (разработка игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.) | Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов и опытов и т.д.) | Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.) |
Перечень разделов должен соответствовать учебно-тематическому плану.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Данный раздел можно оформить по своему усмотрению:
1 вариант: общий список;
2 вариант: по годам обучения;
3 вариант: отдельно для педагога и для детей.
Список делается в алфавитном порядке фамилий авторов.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
- Материал программы должен быть выстроен логично и взаимосвязано:
- новизна, актуальность, педагогическая целесообразность -------- цель ----- задачи ----- отличительные особенности ----- возраст обучающихся ----- содержание программы;
б) учебно-тематический план ----- содержание программы ----- ожидаемые результаты (будут знать и уметь).
- Разделы I, II, III рассказывают о том, что даст детям реализация данной программы, а IV раздел раскрывает, как педагог будет работать с детьми.
- Излагать текст нужно от первого лица: я предлагаю детям …, программа предусматривает … ( а не делать рекомендации – педагог должен учитывать … ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по написанию рабочих программ
(Белгородский региональный институт повышения квалификации и профес-сиональной переподготовки специалистов. Кафедра управления образовательными системами) Содержание методических рекомендаций обеспеч...
Методические рекомендации по написанию рабочей программы по физической культуре.
Представлены разработки по теме "написание рабочей программы по предмету физическая культура. Данные методические рекомендации были рассмотрены на городском заседании учителей физической культуры г. Б...
Методические рекомендации по написанию программы деятельности педагога-организатора
Программа деятельности педагога-организатора - это локальный акт, в котором отражена вся профессиональная деятельность педагога-организатора в соответствии с функциональными обязанностями. Нормативног...
Методические рекомендации по написанию программы деятельности педагога-организатора
Программа деятельности педагога-организатора - это локальный акт, в котором отражена вся профессиональная деятельность педагога-организатора в соответствии с функциональными обязанностями. Нормативног...
Методические рекомендации по написанию (редактированию) дополнительных общеобразовательных программ
Методические рекомендации по написанию (редактированию) дополнительных общеобразовательных программ...
Методические рекомендации к написанию программы по истории и обществознанию
Обновление содержания социально-гуманитарного образования происходит с учетом необходимости обеспечения развивающего потенциала обучения, системно-деятельностного подхода в преподавании истории и обще...
Методические рекомендации по написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования
Методические рекомендациипо написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования...