Структура методических материалов преподавателей
методическая разработка на тему
методические материалы для преподавателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_metodicheskikh_materialov_prepodavateley.docx | 30.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для преподавателей
«Структура методических материалов преподавателей»
Методические рекомендации предназначены для преподавателей, участвующих в дистанционных конкурсах педагогического мастерства. Содержат рекомендации по структуре, содержанию, формам и методам работ видов: педагогический проект, методическая разработка, открытый урок, внеклассное мероприятие, статья.
1. Педагогический проект – здесь участвуют реализованные или планируемые к реализации педагогические проекты, от масштабных до локальных. Они могут быть представлены на конкурс от автора или проектной группы, главный критерий в том, что бы проект объединял и консолидировал усилия большего круга заинтересованных лиц, которые решают социально-культурные, психолого-педагогические задачи, иным, чем это принято в традиционной практике способом. Структура конкурсных работ, должна раскрывать: важность и целесообразность реализации проекта, проблематику, цели, задачи, роли и действия участников проекта, сроки, оценку условий и ресурсов, желаемый результат.
Примерная структура написания проекта:
- Предпосылки и необходимость данного проекта (проблематика). Опишите, почему Вы выбрали данную тему, почему считаете необходимым осуществление предоставленного проекта. В чем его особенность.
- Целевая группа. Укажите Вашу целевую группу, на которую ориентирован проект (ученики школы, студенты курса и т. д.).
- Цель проекта. Укажите основную цель проекта, чего Вы хотите достичь в результате проекта.
- Задачи. Перечислите задачи, которые Вы ставите перед собой для достижения поставленной цели.
- Пошаговые действия. Опишите подробно, каким образом Вы планируете осуществлять указанные выше задачи.
- Технология процесса и необходимые материалы. Укажите, какие средства Вам будут необходимы для осуществления указанных действий, какие методы Вы собираетесь предпринимать (если речь идет об образовательных мероприятиях), какие средства Вам будут необходимы, какие способы оценки действий Вы используете.
- Ресурсы. Опишите имеющиеся ресурсы. Оцените, какие еще ресурсы вам необходимы, каким образом можно привлечь дополнительные ресурсы.
- Ожидаемый результат. Опишите, чего Вы ожидаете в результате осуществления описанных выше действий. Каков должен быть результат для целевой группы, для Вас.
- Оценка результатов проекта и мониторинг. Укажите, как можно оценить результаты проекта. Какие способы оценки проекта Вы собираетесь использовать. Как можно оценить полезность осуществленных действий и соответствуют ли Ваши ожидания результатам проекта.
- План действий. Составьте график работ, в соответствии с которым Вы будете действовать в ходе реализации проекта.
- Бюджет. Представьте примерный бюджет проекта, с указанием каждой статьи планируемых расходов. Исходите из реальности сумм и ресурсов по каждому направлению.
2. Методическая разработка – это виды любых учебных пособий, раскрывающих формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания. Методическая разработка может быть авторской, которая основывается на личном опыте педагога, а так же «комбинаторная», которая обобщает опыт свой, а так же опыт других людей, решающих ту же методологическую задачу применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.
Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить». Придерживаясь представленной структуры, Вы выясните, что участвовать в конкурсе не сложно.
Воспользовавшись данным алгоритмом действий, вы сможете без труда качественно подготовить разработку:
- Выберите тему. У опытных педагогов, которые давно работают по интересующей их тематике, с этим проблем не возникает. Начинающему учителю, преподавателю или воспитателю необходимо тщательно подойти к этому вопросу: тема должна быть востребованной, актуальной для общества и интересной коллегам.
- Определите цель работы по данной теме. В конечном итоге она и станет целью данной методической разработки. Цель во многом зависит от того, что именно вы пишете. Для конспекта отдельного урока будет достаточно небольшой цели, которой можно достичь в ходе одного занятия — например, актуализация знаний по определенной теме, формирование одного или нескольких навыков. Для более крупных разработок нужны более крупные цели.
- Определяем основной ход работы. Если вы только начинали работать по объемной теме, возьмите ее небольшой элемент, опишите опыт начального эксперимента или диагностики. Обозначьте, в какой степени вы смогли сформировать, необходимые качества у своей группы учащихся. Сформулируйте мысль относительно того, что нужно сделать, чтобы требуемые качества достигли высокого уровня развития у всей группы. Исходя из этих данных, определите направление работы.
- Изучите литературу по данной теме. Выпишите, с чем вы не согласны и что хотели бы взять для своей работы. Проанализируйте свой опыт. Составьте план.
- Оформление. После того, как материал собран, изучен, апробирован, приступайте к оформлению методической разработки. Некоторые разделы можно начать писать заранее. Например, аннотацию, где необходимо указать проблематику и предназначение данной работы.
- Напишите введение. В этой части необходимо указать, почему вы выбрали именно эту тему, насколько она важна, что сделали в этом направлении Ваши предшественники, и какое развитие их методы получили в Вашей работе. Можно дать краткий обзор имеющейся литературы. Введение — довольно короткая часть, оно занимает не более 1-2 страниц.
- Основная часть наиболее объемна, и ее необходимо разделить на несколько более мелких смысловых блоков. Сначала необходимо указать, насколько важна предложенная Вами тема, сколько времени Вы отводите на ее изучение, какие знания даете учащимся и какие умения и навыки у них формируете. Укажите связь данного урока или раздела программы с другими частями курса, с другими учебными дисциплинами. Предложите коллегам и жюри методы и формы обучения, которыми вы пользовались в своей работе. Здесь же можно рассказать о результатах диагностики или начального и результирующего экспериментов.
- В заключении сделайте выводы, объясните, почему лучше пользоваться предложенными Вами методами. Отдельным разделом укажите список использованной литературы. Составьте приложения. В приложениях можете привести рисунки и эскизы наглядного материала, таблицы, графики. Можно наглядно оформить результаты экспериментов и указать их в приложениях. Количество приложений обычно не ограничивается, чем их больше — тем удобнее будет всем пользоваться Вашей методикой.
А если коротко, то структура методической разработки выглядит так:
- аннотация
- содержание
- введение
- основная часть
- заключение
- список использованных источников
- приложения
3. Открытый урок, внешкольное мероприятие – это работы, представленные в виде сценариев, с описанием формы организации учебно-воспитательного процесса, ограниченной определенными рамками времени, в контексте проведения педагогом урока или внешкольного мероприятия. В этой структуре должны отражаться все основные компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и ученика.
Проведение открытого урока или внешкольного мероприятия – это, прежде всего Ваше творчество, направленное не на идею развлечения, а на идею познания в наиболее приятной и легкой форме. Педагог останется «автором для себя», если не испытает потребность поделиться своими находками с коллегами, обосновать свою точку зрения, продемонстрировать авторский подход.
Участвуя в конкурсе, смоделируйте на бумаге открытый урок или мероприятие, затем доработайте с учетом обратной связи коллег и уверенно реализовывайте свои идеи на практике.
В конкурсной работе Вы можете так же описать уже состоявшийся открытый урок или внешкольное мероприятие. В этом случае к описанию можно подойти более осмысленно, произведя анализ результатов, внеся коррективы, таким образом, как бы проиграть вновь события с учетом опыта.
Очень хорошо если конкурсная работа поможет продемонстрировать Ваше умение сохранять баланс между применением новых и традиционных методов в обучении и воспитании. А так же, показать, насколько точно Вы распределяете время на структурные элементы, при помощи которых реализовываете педагогические цели, формируете знания, умения, навыки, расширяете кругозор, эрудицию, прививаете эстетический вкус, повышаете мотивацию у детей и подростков.
Обозначаем цели, задачи, темы…
При описании открытого урока или внешкольного мероприятия необходимо сразу определить конкретную методическую цель, промежуточные цели. Обозначив их, поясните, почему решили поставить именно эти цели, выделите степень актуальности и важности. Это описание включите в раздел конкурсной работы.
В целях должен быть сформулирован тот ключевой результат, к которому будут стремиться участники учебно- воспитательного процесса. Если цель определена неточно или ошибочно обозначены пути и способы ее достижения, то практические действия будут, очевидно, малоэффективны.
При выборе темы открытого урока, преимущества должно быть отдано сложным темам образовательной программы, которые важны для осуществления межпредметных связей, недостаточно освещены в методической литературе, требуют серьезных изменений в методике их изложения.
Для внешкольного мероприятия, лучше выбирать, темы связанные с укреплением и расширением тех знаний и навыков, которые приобретены учащимися в рамках учебного процесса. В этом случае, отличаем от открытого урока, станет иная форма обучения и воспитания, при которой педагог сможет раскрыть темы в более непринужденной, простой, игровой форме. Стоит заметить, что в этом случае действия будут направлены, прежде всего, на развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся.
Составляем план…
План или сценарий - четкая, детальная программа управления обучением, и воспитанием. Этот раздел то же самое, что партитура для дирижера, сценарий для режиссера.
После детального описания целей, задач, обозначения ключевой темы, прежде всего, необходимо определиться с видом урока или мероприятия. В качестве примера, можем предложить наиболее интересные виды: деловая, ролевая игра, конференция, пресс – конференция, соревнование, состязание, урок творчества, бенефис, конкурс, интегрированный урок, бинарный урок, экскурсия, виртуальная экскурсия и путешествие, литературная гостиная, «Следствие ведут знатоки», референдум, дебаты, «Спрашиваем - отвечаем» и другие. Опишите выбранный вами вид, подробные условия, место проведения урока или мероприятия.
После описания вида, можно переходить к типу, его Вы определяете так же самостоятельно, исходя из целей и задач. Тип может быть: комбинированный, закрепления нового материала или познавательной информации, повторительно-обобщающий, выработки умений и навыков, применения знаний, умений и навыков и другие. После определения опишите тип урока или мероприятия, обоснуйте, с чем связан Ваш выбор.
После описания типа, определитесь с методами для каждого этапа работы, которые будете использовать в обучении, воспитании, развитии учащихся на уроке или мероприятии. Например, если для одного из этапов Вы будете использовать метод словесный, то напишите в данном разделе, какие конкретные активные действия будете совершать исходя из целей и задач – рассказ, объяснение, беседа, дискуссия и.т.д. Если для определенного этапа, Вы решили использовать наглядные методы или практические, то опишите коротко для данных методов, с чем конкретно будете работать. Опишите, почему именно эти методы решили использовать, и в чем их преимущества для каждого этапа работы.
Далее необходимо завершить план, описанием ваших ожиданий. Обозначьте, каким образом собираетесь определять результат, какие способы будете применять при мониторинге, каких показателей планируете достичь и почему.
Описываем ход урока или составляем сценарий для мероприятия…
При описании данного раздела конкурсной работы, необходимо помнить, что ход урока или мероприятия - основная часть Вашей работы. Когда будете описывать структуру, включите описание конкретных действий и их последовательность, хронологию. Если речь идет, о внешкольном мероприятии пропишите и распределите четко роли. Помимо этого укажите демонстрационные материалы, показательные средства, которые Вы планируете использовать.
В качестве пожелания, можем посоветовать в этом разделе распределить запланированное время урока или мероприятия на логические этапы, в которых выделите организационные и учебно - воспитательные моменты, например: подготовка к открытому мероприятию, активизация умственной и познавательной деятельности учащихся, мотивация перехода к новой информации, материалу, освоению навыков, актуализация, повторение, демонстрация нового материала или опыта, перечень вопросов по теме к аудитории или классу, самостоятельная работа, маркировка определений, понятий, систематизации новых знаний и т.д.
Данный раздел, по Вашему усмотрению, может быть представлен в виде текста, таблицы, схемы, сценария и т.д.
4. Авторская статья – научно-публицистические статьи, доклады, посвященные изучению отдельной психолого-педагогической, социально-культурной проблеме с намеченными путями ее решения. Статья должна содержать: описание проблемы и ее актуальности для теории и практики, краткие данные о методике исследования, анализ собственных научных результатов и их обобщение, выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем, ссылки на цитируемую литературу.
К процессу написания статьи можно подойти осмыслено, с интересом.
Для начала необходимо понять, чем научно – публицистическая работа отличается от публицистической или журналистской. Первая дает ответ на какой-то научный вопрос, то есть, она строится по принципу "проблема - решение - вывод". Работы, пересказывающие чужие выводы не считаются научными. Если работа без выводов - материалы представляются в стиле свободных рассуждений на заданную тему.
Фактически любой научный труд, в том числе статья или педагогический доклад, это небольшое открытие, сделанное впервые и продвигающее мысль вперед.
Итак, прежде чем писать статью, необходимо определится с тем, какова будет ее тематика, какие исследования Вы хотите в ней отразить и на какую аудиторию она будет рассчитана.
Любая статья или доклад имеет две части, теоретическую и практическую.
Теоретическая часть содержит мнения специалистов по данному вопросу, а так же Ваши собственные теоретические заключения.
Практическая часть должна содержать результаты Ваших исследований, а так же полученных Вами результатов.
Нужно помнить, что статья или доклад – это достаточно небольшой по объему труд, поэтому они должны быть написаны в сильно сжатой форме, в тезисном виде.
С чего начать, как написать и на что следует обратить внимание, чтобы представленная информация была интересна.
К подобному материалу имеется определенный набор требований, таких как: легкая читаемость, привлекательность для широкого круга читателей, а главное - наличие элемента новизны исследования. Исходя из этого, определитесь с одной темой и посвятите ей материал целиком - лучше всего взять то, что вас по-настоящему захватывает.
Желательно разделить текст на примерно равные по объему абзацы. Это существенно упростит чтение и легко донесет ваши идеи до аудитории.
1. Заголовок, вступление. Название следует подобрать таким образом, чтобы из него четко и однозначно было понятно, о чем идет речь. Начните с вступления, в котором следует определить педагогическую проблему и обосновать ее актуальность. Не затягивайте с этим, иначе основная часть или концовка получатся скомканными. В зависимости от объема текста вступление может занимать от двух абзацев до одной страницы.
2. Содержание, структура. Приступить к изложению содержания будущего материала рекомендуется начать с составления плана. Наличие плана позволит выстроить стройное изложение, избежать логических разрывов и избежать опасности уйти в сторону, «съехать с темы». Необходимо написать не одну большую статью, а несколько небольших частей, что существенно облегчает достижение цели. Хороший план - значительная часть успеха.
В качестве структуры изложения, особенно для начинающих авторов, можно посоветовать следующую: «тезис - аргумент – следствие». Данная структура, последовательно раскрывает материал, который Вы хотите подать логично в тексте.
В качестве "Тезиса" используется какое-то утверждение, высказывание - это может быть непосредственно сам факт новизны, выявленный автором. "Тезис" представляет собой вступление статьи, на него приходится примерно 20% объема текста.
Далее, в основной части материала, происходит аргументация высказанного тезиса, описываются проведенные исследования, опыты. Здесь можно приводить множество цитат из других источников, ссылаясь на авторов и литературу - все это покажет глубину проработки изучаемого вопроса. На данную часть приходится около 60% объема текста.
3. Вывод. После аргументации тезиса делается вывод (следствие). Самое главное вывод должен логически вытекать из выше написанного и быть близок к тем заключениям, к которым Вы пришли в самом исследовании. Вывод не должен содержать новой информации, которая не упоминалась до этого в тексте. В содержание вывода включите элементы, подтверждающие выдвинутую гипотезу и степень ее новизны. Опишите возможность применения идеи на практике, дайте оценку эффекта от ее использования. На раздел "Вывод" приходятся оставшиеся 20% объема текста.
4. Список литературы. В конце работы приводится список использованной литературы.
5. На что стоит обратить внимание. Ваша статья будет относиться к относительно узкой области науки, в которой Вы проводите свое исследование. Вполне естественно, что многие люди, которые будут читать работу, могут быть не специалистами в данной сфере, а жюри конкурса не знать специфику вашей деятельности, поэтому излишне не перегружайте текст профессиональными терминами.
Избегайте стилистических ошибок, которые могут оказаться сильнее, чем положительное впечатление от качественного содержания статьи.
После того, как Вы несколько раз проверите свою статью, отдайте ее почитать своим друзьям, коллегам - будьте уверены, они найдут, что можно улучшить.
При подготовки материала использован [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.razvitum.org/main/profi – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 4.01.2015).
Подготовила методические рекомендации: преподаватель математики Короткова Н.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как написать методические материалы для преподавателей.
Предлагаемые методические рекомендации предназначены для педагогов. Они способствуют созданию учебно-методических материалов для обмена опытом педагогических работников....
План издания методических материалов ОПОП СПО преподавателя
Содержит материалы, изданные преподавателем для реализации программы ОПОП СПО...
Отчёт о разработке методических материалов преподавателя-организатора ОБЖ
Каждый педагог, претендующий на категорию, должен уметь разрабатывать методические материалы: конспекты уроков, сценарии мероприятий, положения о соревнованиях и конкурсах, авторские программы внеуроч...
Учебно-методические материалы для преподавателей – организаторов Основ Безопасности Жизнедеятельности
А.В. Шигаев Учебно-методические материалы для преподавателей – организаторов Основ Безопасности Жизнедеятельности...
Сертификат о публикации Учебно- методические материалы для преподавателей ОБЖ В 10-11 классах
В публикации собраны материалы для проведения кроков по ОБЖ для 10-11 классов...
Сертификат о публикации учебно-методических материалов для преподавателей ОБЖ в 10-11 классов
В данной публикации были размещены материалы по ОБЖ по курсу 10-11 классов...
Методические рекомендации по оформлению методических материалов тренеров-преподавателей
Методические рекомендации предназначены для введения единых требований к методическим, учебно-методическим и другим материалам. В рекомендациях описаны виды методических материалов, раскрыта структура...