Н.Сабитов Прелюдия №1
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ–МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД РАДУЖНЫЙ
Анализ произведения.
Н.Сабитов Прелюдия №1
Подготовила преподаватель по классу
фортепиано
Ахметова М.В.
г.Радужный
2010г.
Творчество Наримана Сабитова(1925-1971) является яркой и значительной страницей в истории башкирской национальной музыкальной культуры.
Большое внимание в своем творчестве Н.Сабитов уделял музыке для детей. Им написаны оперы, два балета, детский альбом для фортепиано, вокальные и инструментальные миниатюры.
Особый интерес и привлекательность произведениям композитора, придает его обращение к родному мелосу, интенсивные поиски путей соотношения фольклорных традиций с современными средствами выразительности в их синтезе.
Фортепианные произведения для детей – это образные, интересные по музыке пьесы. Они просты по тексту, но их исполнение требует большой пианистической свободы от учащегося и определенных пианистических навыков. Ученик, играя пьесы Н.Сабитова, должен уметь правильно сыграть опорные, акцентированные звуки; безукоризненно владеть исполнением лиги на две ноты; свободно, умело исполнять чередование сильных и слабых долей; очень важно уметь брать правильное дыхание, которое организует движения пианиста, облегчает двигательно-техническую задачу, помогает ярче выразить музыку.
Прелюдию№1 Н.Сабитова я рекомендую учащимся 5 класса.
Образное содержание пьесы - национальный башкирский праздник плуга - «Сабантуй», на котором забивали баранов, приглашали гостей, устраивали борьбу, конные скачки, соревнования в беге, стрельбе из лука и т.п.
Пьеса вся проникнута башкирским национальным колоритом.
Фактура произведения, художественно-звуковые особенности требуют от учащегося физической силы, характеристичности; развитых умственных, музыкальных способностей, умений и навыков. Пьеса развивает мелкую технику, координацию движений и гибкость. Ознакомление с мелодической структурой пьесы поможет в выполнении технических задач, а также художественных.
Размер прелюдии 2\4, тональность G dur, форма простая трехчастная.
В характере первой части жизнерадостность, оптимизм, звук ясный, звонкий, активный; штрих стаккато – упругий. Ритмическая левая рука имитирует скачку (выступление джигитов на празднике). Чем острее стаккато и короче звук, тем острее цокот копыт. При прикосновении – заострить пальчики «как карандашики».
Сочетание разных регистров, голосов, контрастной динамики создает объемность звучания, способствует развитию ярких образов(9-10тт) и придает
восторженное настроение. Работая над скачками, нужно стремиться к экономии движений. Должна быть небольшая, скорее малая доля подготовки перед взятием клавиши. Это достигается быстрым переносом руки в позицию над клавишей перед извлечением звука.
Чтобы добиться ровного и ритмичного исполнения триолей(9-12) помогают следующие приемы: сольфеджирование мелодии, хлопки ученика под исполнение музыкального отрывка учителем, ходьба четвертными длительностями на месте, по классу, прохлопывание ритмического рисунка правой рукой, игра в ансамбле с педагогом: правая рука - учитель, левая - ученик и наоборот. Ритмическое разнообразие пьесы развивает творческое воображение учащегося.
Определенной трудностью является терцовый ход баса(9-12). Играя терции, пианист должен с одной стороны ощущать полную самостоятельность, свободу пальцев, а с другой – уметь эту свободу привести к синхронным действиям двух несоседних пальцев(1-3,2-4).
Очень внимательно нужно отнестись к исполнению лиги на две ноты. Здесь первая терция должна быть взята движением руки вниз (без прогибания кисти), а вторая – движением руки вверх, в тоже время нужно скрепить общую линию движения музыки. Для того чтобы случайно не вкралось движение кисти, подменяющее собой действие «цельной» руки, хорошо подержать кисть другой рукой.
Удобная аппликатура обеспечит успешное исполнение этого места и всей пьесы.
Во второй части характер в первом предложении меняется на лирический (танец девушек). Мелодия более певучая и плавная. Также тональность - на параллельную минорную. Здесь лучше применять запаздывающую педаль(17-24), чтобы показать всю очаровательность мелодии при простоте фактуры. Мелодия проходит в правой руке. Работу над этим местом начинаем с проигрывания каждого голоса отдельно, добиваясь ровного звуковедения. Левая рука создает гармонический фон и ритмическую пульсацию. Аккомпанемент следует играть тихо и легко, как бы нанизывая его на общий стержень плавного, непрерывного движения. Выполнить эту задачу поможет ощущение горизонтального развития музыки. Интересна динамическая линия, которая помогает «не стоять на месте, а продолжать движение вперед».
Переход к мажору во втором предложении возвращает нас в ощущение праздника и соревнований. В первых аккордах(25)следует добиться ровности слитности звучания. Сначала пальцы при низкой кисти касаются клавиш; аккорд берется коротким энергичным толчком всей руки; кисть в это время идет вверх, а пальцы как бы «хватают» клавиши. Рука отрывается от клавиатуры. Затем готовится следующее взятие. Важна пальцевая хватка, цепкость пальцев в момент взятия аккорда. Аккорды при таком звукоизвлечении получаются компактными, сильными, но совсем не резкими. Начинать игру таким приемом нужно с медленного темпа. Эффект достигается лучше, если в аккордах играть плотнее 5 палец. При более подвижном чередовании аккордов возрастает роль активных и цепких кончиков пальцев, хотя размах их над клавишами уменьшается. В этом случае ведущие пальцы гармонично взаимодействуют с мелкими вертикальными движениями кисти под общим «сводом» плавного движения руки.
Звучание стаккато(15, 26) - отрывисто, кратко, отнюдь не массивно. Здесь активная кисть, опускание которой сочетается с острым прикосновением закругленных пальцев к клавише. Следующая небольшая группа звуков(27) берется единым движением руки. Я предлагаю играть все на одном дыхании, акцентируя сильные доли.
В репризе материал первой части возвращается без изменений. Только в самом конце восходящее движение на стаккато и на крещендо звучит ярко и утверждающе - «Все!»
Пьеса легка в выучивании на память, при возникновении каких-либо трудностей, следует учить по фразам, мотивам.
Эта обаятельная прелюдия проста и доступна в понимании, в процессе изучения легко воспринимается, находит отклик в душе детей (особенно у учащихся этой национальности) и большое желание играть и работать над ней, исполнять на концертах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прелюд до сумного роздуму
Сценарий театрализованного представления-концерта«Прелюдие к грустному размышлению»...
Т.И.Бурцева. Обучающий видео ролик к занятиям."Бах.Клавесин.Прелюдия до минор".
"Бах.Клавесин.Прелюдия до минор". Составитель ролика - Татьяна Ивановна Бурцева.Ролик можно использовать в музыкальных школах и школах искусств на уроке музыкальной литературы, в общеобразовательных ш...
"Бах И.С. "Хорошо темперированный клавир". Прелюдия и фуга C-dur 1 часть ХТК."
Методическая работа предназначена для преподавателей по классу фортепиано в ДМШ, ДШИ. В работе характеризуется полифоническое творчество Й.C. Баха, история создания ХТК, исполнительская интерпрeтация ...
009. Тема 3 Бах Органное творчество, хоральные прелюдии Урок 14
Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....
052. Тема 15 Скрябин 24 прелюдии соч 11 Урок 9
Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....
057. Тема 16 Рахманинов Фортепианное творчество Прелюдии Уроки 16-18
Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....
Г.Сабитов "Ярсулы яз."
Максат:v Укучыларны әдип иҗаты белән таныштыруны дәвам итү. Хикәянең фәлсәфи һәм сәнгати үзенчәлекләрен ачыклау.v Балаларда әдип иҗатына кызыксыну уяту, язгы табигатьнең матур...