Использование информационных технологий в учебном процессе для повышения качества знаний
материал на тему
Использование информационных технологий для повышения качества знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_zachyot.docx | 41.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАУ ДПО «СОИРО»
Кафедра гуманитарного и эстетического образования
Использование информационных технологий
для повышения качества знаний
Слушательницы КПК
по истории и обществознанию
Озёрновой Елены Анатольевны
МБОУ «СОШ с.Алексеевка
Базарно-Карабулакского
муниципального района
Саратовской области»
2014 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………3-5
Основная часть.
I глава «Положительные стороны применения информационных
технологий в учебном процессе»……………………………………………6-9
II глава «Результативность опыта, успехи и достижения обучаемых»….10-12
Заключение…………………………………………………………………..13-14
Список литературы…………………………………………………………….15
Введение
Информатизация общества и образования, развитие новых информационных технологий – объективный и закономерный процесс. Знание вычислительной техники, без которой не обходится ни одно современное предприятие, ни одна отрасль знания и жизни, позволяет человеку уверенно чувствовать себя в любых жизненных ситуациях.
Образование - непрерывный и динамичный процесс и основная задача школы сегодня - создание индивидуальной заинтересованности в приобретении знаний, умения применять их в повседневной жизни. Большую роль играет здесь способность учителя заинтересовать ученика, в том числе, и посредством применения компьютерных технологий.
Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей ученика. Современный учитель должен научить школьника не только тем знаниям и умениям, которые требует от него государственный стандарт, но и помочь творческим умам, жаждущим исследовать неизвестные области.
Информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.
Цель в работе: изучение роли информационных технологий в учебном процессе.
Задачи в работе: рассмотреть положительные стороны применения информационных технологий в учебном процессе для повышения качества знаний; показать результативность опыта, успехи и достижения обучаемых.
Захарова И.Г. в книге "Информационные технологии в образовании" подчёркивает важность и необходимость применения информационных технологий. Она отмечает положительные стороны применения информационных технологий такие, как обеспечение тесного взаимодействия между преподавателем и обучаемым даже в условиях дистанционного образования, появление электронных журналов, что решит проблему с тиражированием и распространением рукописных журналов, также отмечает, что коммуникационные технологии позволяют по-новому реализовывать методы, активизирующие творческую активность. Обучаемые могут включиться в дискуссии, которые проводятся не только в аудитории или классе, но и виртуально, например на сайтах периодических изданий, учебных центров. Новое содержание образовательной среды создает и дополнительные возможности для стимулирования любознательности обучаемого. Одним из таких стимулов является возможность удовлетворить свое любопытство, благодаря широчайшим возможностям глобальной сети Internet предоставляется доступ к электронным библиотекам (научно-техническим, научно-методическим, справочным и т.д.), интерактивным базам данных культурных, научных и информационных центров, энциклопедиям, словарям. Через Internet обучаемый может обратиться с вопросом по заинтересовавшей его проблеме не только к своему наставнику, но и к ведущим отечественным и зарубежным специалистам, вынести его на обсуждение в электронной конференции или чате.
Иоффе А.Н. в статье «Мотивация в обучении истории и обществознанию» отмечает важность мотивации и рассматривает её как один из ключевых моментов современного урока. «Чем вызван повышенный интерес к проблемам мотивации? Очевидно, ростом нежелания абсолютного большинства детей учиться в школе»[1] Одним из приёмов для проведения мотивационной части занятий, по его мнению, является видеосюжет. «Кадр или фрагмент из художественного или мультипликационного фильмов, документальные хроники и информационно-аналитические программы дают возможность задействовать образное мышление школьников»[2]
Чернов А.Н. в статье "Мультимедийный кабинет истории" считает, что понятие "кабинет истории" будет полностью пересмотрено. Он подробно указывает на то, что в современном кабинете истории должно быть современное оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, акустическая система, интерактивная доска, сканер, принтер и др. Учитель истории, заведующий таким кабинетом должен иметь папки различного рода для работы с учащимися и для того, чтобы учащиеся пользовались материалом в случае необходимости.[3]
Калуцкая Е.К. в статье «Современный кабинет истории: проблемы и перспективы» ставит перед собой задачу теоретического и практического изучения проблемы оформления кабинета истории, его оснащения техническими средствами обучения для проведения учебных занятий и формирования знаний и умений учащихся. Она подробно рассматривает происходящие перемены в оснащении кабинетов истории и отмечает применение информационных технологий на уроках основным направлением изменений в преподавании истории.[4]
На сайте http://festival.1september.ru/articles/603644/ [5] коллега Жингалиева К.И. в своей статье «Роль ИКТ на уроке истории» делится опытом применения ИКТ на уроках истории и отмечает положительные результаты.
Основная часть.
I глава «Положительные стороны применения информационных технологий в учебном процессе».
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.
Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности информационно-коммуникативных технологий (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.
Информационные технологии: формируют высокую степень мотивации, повышают интерес к процессу обучения; повышают интенсивность обучения; позволяют достигнуть индивидуализации обучения; обеспечивают объективность оценивания результатов; увеличивают долю самостоятельной работы.
В течение нескольких лет я использую такую педагогическую технологию как информационно-коммуникационную технологию, так как считаю, что в настоящее время одним из основных направлений совершенствования учебного процесса является именно использование современных информационных технологий при проведении различного рода занятий.
Информационные технологии – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.
Внедрение ИКТ на уроках истории и обществознания позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть исторические процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению учебного материала. Важно отметить, что компьютерные технологии представляют большой интерес, как новое эффективное средство создания принципиально новых наглядных пособий, электронных учебников и систем по проверке знаний. В результате они смогут успешно объединить в себе свойства многих средств и форм обучения.
Работа с мультимедийными программами развивает конструктивное, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся. Способствует формированию умений и навыков исследовательской деятельности, осмысленного владения информацией и ее последующей обработкой. Практика показала что, использование компьютерных технологий повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Вместе с тем, это эффективный стимул обучения школьников. Для меня компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся, качественно подготовить выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ.
Информационные технологии реализую с помощью следующих программ: программа подготовки компьютерных презентаций MS Power Point; электронное тестирование; ЦОР, ЭОР. Из имеющейся базы данных можно подобрать к различным типам и формам уроков текстовое содержание, документы, различные виды наглядности, рекомендации по их использованию в учебном процессе. Здесь имеются разработки уроков, познавательные задачи, игры, слайд-фильмы - "Александр и Наполеон", "От Кремля до рейхстага" и др.
Таким образом, применение интернета в педагогическом процессе связано с передачей текстовой, звуковой, графической и видеоинформации.
Старшеклассники не только используют содержащуюся в Интернете информацию, но и читают публикации новых данных в режиме реального времени. В процессе выполнения задания ученик может видоизменить текст, полученный из Сети, подобрать иллюстрации и выдвинуть свои аргументы, выстраивая логику доказательства.
Оценивание уровня знаний может быть выполнено при помощи контроля программы. В частности, контроль уровня усвоения содержания осуществляется с помощью мультимедийной программы "Репетитор". На дом наиболее сильные учащиеся получают систему дифференцированных заданий по поиску, анализу и обобщению учебной информации темы урока. Это может быть поиск и анализ статистических данных, исторических карт, иллюстраций, документов.
В процессе практической деятельности, с помощью специалиста, у учащихся формируются следующие медиаобразовательные умения: такие как находить информацию из разных источников по проблеме, систематизировать по заданным параметрам; видеть информацию в целом, отделяя все второстепенное и останавливаясь на главном; критически осмысливать полученную информацию, определяя цель информирования и выявляя собственную позицию; интерпретировать с учетом адресной направленности; высказывать веские аргументы по альтернативным позициям; самостоятельно представлять информацию в сети в соответствии с поставленными задачами, трансформируя в нужном направлении по объему, форме, знаковой системе и т.д.
Использование современной вычислительной техники позволяет учителю повысить эффективность обучения, рационально использовать учебное время.
Не выходя из дома и не посещая библиотек, можно найти самую свежую информацию, поскольку в Интернете имеется огромное количество платных и бесплатных баз данных и самых различных знаний.
Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа MS Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории, а также во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора.
В настоящий момент, мы считаем наиболее удобным использование на уроках истории и обществознания мультимедийных технологий в форме презентации. В данном случае на уроке компьютер заменяет всю совокупность средств обучения, выполняя несколько ролей: запись на доске (тема урока, план, домашнее задание и т.д.); наглядность (фотодокументы, карты, репродукции картин); таблицы и схемы; тесты; проектная деятельность учащихся; учебник; и т.д.
Основная часть.
II глава «Результативность опыта, успехи и достижения обучаемых».
Я убедилась, что использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания дает высокие результаты:
- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает
их активность;
- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более
осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Применение современных образовательных технологий позволяет мне:
• наполнить уроки новым содержанием;
• развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
• формировать элементы информационной культуры;
• прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
• поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
• идти в ногу со временем.
Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников, средний качественный показатель ЗУН учащихся постоянно повышается, учащиеся успешно сдают ЕГЭ и ГИА.
Одним из показателей результативности считаю, что выпускники нашей школы поступают в ВУЗы и другие специализированные учебные заведения.
Таким образом, широко используя различные приёмы и методы и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании учащихся как среднего, так и старшего звена. Постепенно увеличивается объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей, усиливается стремление к творческой активности. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на районном уровне.
Критерием успешной работы являются не только участие, но и победы и призовые места обучающихся на муниципальных олимпиадах и олимпиадах, проводимых другими учебными заведениями (Олимпус).
Результаты участия в конкурсах различного уровня за три года (2012-2014гг.)
- Дважды 2-е место в Международном конкурсе «Политика вокруг нас»;
- 3-е место во Всероссийском молодёжном военно-историческом форуме «Александровский стяг» в Санкт-Петербурге. Учащиеся имели возможность проявить свои способности в работе форума, в выступлениях с исследовательской работой с презентацией, в исторической викторине.
- 3-е место в Межрегиональном конкурсе «Мартыновские чтения»; исследовательская работа сопровождалась собственной презентацией.
- 3-е место в региональной конференции «Народы Поволжья: культура, традиции, современность»;
- 3-е место в Межрегиональном фестивале телевизионного творчества школьников «Телекласс», организаторами которого выступили Правительство Саратовской области и благотворительный фонд «Благодать» в номинации «Помни меня». Требовалось сделать видеоролик, в основе которого сюжеты о ветеранах различных сражений в одной из номинаций конкурса. Героем небольшого телеинтервью сёстры Горбуновы Даша и Маша сделали своего прадедушку М.С. Бородина, прошедшего по дорогам Великой Отечественной войны с 1942 по 1945 годы. Материал был оформлен и размещён на сайте фестиваля и благодаря всем, кто принял участие в открытом голосовании, девочки вошли в тройку лидеров.
- 1-е место в областном творческом конкурсе «Я - гражданин России», проводимом Министерством образования области к 20-летию Конституции РФ. На рассмотрение жюри было представлено 150 эссе учеников 8-11 классов из 19 районов губернии. Участники продемонстрировали свою гражданскую позицию, направленную на сохранение ценностей и традиций государства, а также показали навыки самостоятельного творческого подхода к пониманию и осмыслению проблем правовых знаний. Одной из победительниц стала одинадцатиклассница Елена Краснощёкова, подготовившая работу «Сила России – в единстве народов».
Заключение.
Компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам. Сегодня не возникает сомнений в необходимости и эффективности их использования. Состояние современного образования таково, что процесс обучения проходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к перегруженности учебных программ. В этих условиях, качество образования зависит от правильной организации учебной работы и от профессионализма и компетентности преподавателя.
Использование ИКТ на уроках способствует эффективному решению таких педагогических проблем, как: развитие коммуникационных компетенций у всех школьников; сближение обучения в школе с повседневной жизнью общества; обогащение формального учебного материала, к которому имеют доступ школьники; включение в содержание образования освоение методов, специфичных для научной деятельности (например, метод проектов), широкое использование моделирования при изучении различных процессов и явлений и, в целом, овладение учащимися информационной компетентностью.
В ходе уроков с использованием ИКТ разных типов и форм проведения учащиеся овладевают следующими навыками: 1) сбор и хранение информации; 2) поиск информации; 3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации; 4) организация и представление информации; 5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека; 6) планирование информации, коммуникация; 7) моделирование; 8) проектирование. Владение всем перечисленным составляет основу информационной компетентности учащегося.
Кроме этого, применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно, происходит активизация мыслительных процессов, повышается уровень учебной мотивации школьников.
Новые информационные технологии не заменят учителей и учебников, они создают новые возможности для развития всей системы образования. Не развитие технологий ради технологий, а использование их ради поддержания и развития интереса к знаниям и учебе учащихся - актуальная задача современного образования, при модернизации которого особую роль уделяют информатизации обучения.
Применение информационно-коммуникативных технологий позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях становления профильной школы.
Таким образом, можно утверждать, что применение информационных технологий в учебном процессе достаточно эффективно. Использование информационных технологий гарантирует рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности и интереса учеников к предмету истории.
Список литературы
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании/ И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2007.
Иоффе А.Н. Мотивация в обучении истории и обществознанию // Преподавание истории в школе. - 2009. - №6.С. 4-8
Калуцкая Е.К. Современный кабинет истории: проблемы и перспективы // Преподавание истории в школе. - 2008. - №3. - С.3-6.
Чернов А.В.Мультимедийный кабинет истории: оснащение, содержание и перспективы развития. // Преподавание истории в школе. 2008 № 3. С.7-8
Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. 2001 № 8. С.40-46
http://festival.1september.ru/articles/603644/ , дата захода на сайт 23.09.2014
http://collegy.ucoz.ru, дата захода на сайт 23.09.2014
[1] Иоффе А.Н. Мотивация в обучении истории и обществознанию // Преподавание истории в школе. 2009. №6. С. 5
[2] Иоффе А.Н. Мотивация в обучении истории и обществознанию // Преподавание истории в школе. 2009. №6. С. 7
[3] Чернов А.В.Мультимедийный кабинет истории: оснащение, содержание и перспективы развития. // Преподавание истории в школе. 2008 № 3. С.8
[4] Калуцкая Е.К. Современный кабинет истории: проблемы и перспективы / Е.К. Калуцкая // Преподавание истории в школе. - 2008. - №3. - С.3-6.
[5] http://festival.1september.ru/articles/603644/, дата захода на сайт 23.09.2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Использование информационных технологий в учебном процессе" - Электронная библиотека сайтов учащихся - дидактическое средство образовательной программы «От странички к Web-сайту»
«Электронная библиотека сайтов учащихся» представляет собой электронный сборник проектов учащихся, выполненных за последние пять лет. Этот электронно-образовательный ресурс (далее ЭОР) может быть испо...
Использование информационных технологий в учебном процессе.
Веб-квест как образовательная технология опирается на такой подход к обучению, в процессе которого происходит конструирование нового. Согласно данному подходу, учитель становится не урокодателем...
«Использование информационных технологий в учебном процессе для повышения эффективности и качества обучения английскому языку»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя английского языка МБОУ Гимназия №9 г.Кызыла Болат Аяны Конгар-ооловны....
обобщение опыта по теме: "Использование информационно-коммуникационных технологий и презентаций как средство повышения качества знаний учащихся 10-х классов".
Использование информационно-коммуникационных технологий и презентаций как средство повышения качества знаний учащихся 10-х классов....
Использование информационных технологий в образовательном процессе как средство повышения качества образования
Компьютерные технологии все больше входят в нашу жизнь, все больше времени занимают у подрастающего поколения. Все мы прекрасно понимаем, что сегодняшние школьники гораздо больше времени проводя...
Применение информационных технологий на уроках с целью повышения качества знаний у учащихся
«Компьютеризация», «информатизация образования», «информационные технологии обучения» — эти термины сегодня, пожалуй, самые употребляемые среди педагогов.«Единственный путь, ведущий к знанию – эт...
Урок по теме "Информационные технологии и общество. Использование информационных технологий в учебном процессе", информатика, 9 класс.
Урок по теме "Информационные технологии и общество. Использование информационных технологий в учебном процессе" может быть проведен на уроке информатики в 9 классе, используются материалы &l...