Доклад Медико-психолого-педагогическая поддержка 14-15гг
учебно-методический материал по теме
Под психолого-педагогическим сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, реабилитационной работы с учащимися, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач развития, обучения, воспитания и социализации детей.
С.Д. Забрамная, А.В. Капланский выделяют следующие задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья являются:
- систематическое отслеживание статуса ребенка и динамика его психического развития в процессе школьного обучения;
-создание социально-педагогических условий для развития личности учащегося и его успешного обучения;
- обучение родителей психолого-педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказания им психологической поддержки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mediko-psikhologo-pedagogicheskaya_podderzhka_14-15gg.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III – IV видов».
Методическое совещание.
ТЕМА:
Учитель-дефектолог
Чумаченко Т.А.
Декабрь 2014г.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
Под психолого-педагогическим сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, реабилитационной работы с учащимися, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач развития, обучения, воспитания и социализации детей.
С.Д. Забрамная, А.В. Капланский выделяют следующие задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья являются:
- систематическое отслеживание статуса ребенка и динамика его психического развития в процессе школьного обучения;
-создание социально-педагогических условий для развития личности учащегося и его успешного обучения;
- обучение родителей психолого-педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказания им психологической поддержки.
Главная цель организации психолого-медико-педагогической службы школы-интерната III-IV видов — создание благоприятных условий для развития и обучения учащихся, сохранения их физического и психического здоровья.
ПМПК включает в себя специалистов школы: психолога, логопеда, медицинского работника, заместителя директора по учебной работе, учителя-дефектолога и классного руководителя.
Система медико-психолого-педагогической поддержки позволяет создать условия, при которых:
- учебная и воспитательная деятельность учащихся становится доступной, интересной, эффективной;
- сохраняется психическое и физическое здоровье ребёнка;
- обеспечивается полноценное личностное и интеллектуальное развитие каждого ученика;
- становится возможным наблюдать каждого ребёнка на протяжении всех лет обучения в школе.
Организация психолого-медико-педагогического поддержки включает в себя:
- работу психолого-медико-педагогического консилиума;
- выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии;
-оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;
- организация индивидуальных педагогических маршрутов;
- организация педагогического взаимодействия.
Содержание и формы работы в данном направлении следующие:
- наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
- поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
- составление психолого-педагогической характеристики учащегося при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка:
- составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями- предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
- контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
- формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся с ограниченными возможностями здоровья чувствовал себя комфортно;
- ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
Вторичные отклонения при нарушении зрения:
Внутрисистемные вторичные отклонения при нарушении зрении - нарушение функций в самой зрительной системе вследствие первичного дефекта зрения.
а ) нарушения периферического зрения;
б) нарушение бинокулярного зрения;
в) нарушение глазодвигательной функции;
г) нарушение фиксации взора;
д) нарушение функции различения цветов;
е) нарушение глазомера;
ж) нарушение способности устанавливать пространственные связи между предметами;
з) нарушение прослеживающей функции;
и ) нарушение целостности восприятия ;
к ) нарушение макро-и микроориентации в пространстве.
Межсистемные вторичные отклонения при нарушении зрении - отклонение в развитии функций, тесно связанных со зрением:
А) нарушения в двигательной сфере:
а) нарушение ритмической деятельности (чувство ритма);
б) нарушение двигательной активности (нарушение движений).
Б) нарушение в психической деятельности;
а) нарушение анализирующего восприятия;
б) нарушение образного мышления;
в) нарушение логической памяти;
г) нарушение произвольного внимания;
д) нарушение речи.
Восприятие величины, формы предметов и пространства.
Чем характерно.
Легко воспринимают формы плоских, двумерных предметов Значительно сложнее осуществляется восприятие объемных предметов, различия расстояния между ними, оценка глубины пространства, осложняется одномоментный обзор макетов, рисунков, схем.
Возможности дефектологического сопровождения:
- Диагностическое изучение анамнеза и уровня сенсорного восприятия
- Консультация по результатам диагностики ;
Рекомендовано:
Необходимо учитывать: величину предметов, расстояние до глаз, освещенность, контраст между яркостью объекта и фона и т.п.
Психотерапевтическая пальчиковая и зрительная гимнастика,
игры и упражнения на распознавание, узнавание, нахождение, сравнение геометрических форм и величины, сериацию, на составление целого из частей, на развитие прослеживающей функции глаз.
Коррекционные игры, упражнения:
Мозаика, конструктор, лабиринты, шнуровки, рисование по точкам, рисование через кальку,обводка по контуру из частей.
Восприятие цвета и контраста.
Чем характерно.
Ослабление восприятия красного, зеленого и синего цветов
Возможности дефектологического сопровождения.
Консультационная - по результатам диагностики и в зависимости от запроса;
. Диагностическая - изучение особенностей цветовосприятия.
Рекомендовано:
Психотерапевтическая и зрительная гимнастика, игры и упражнения на цветоразличение, составление целого из частей, цветовую сериацию.
Усилить: насыщенность и яркость цветовых тонов, цветового и светотеневого контраста между фоном и объектом, четкость границ изображений.
Коррекционные игры, упражнения:
Плетение "ковров" из разноцветных полосок, мозаика, «Подбери по цвету», выложи по образцу, цветовое лото, раскрашивание картинок, собери картинку.
Развитие памяти детей с ослабленным зрением.
Чем характерно.
Замедленное образование временных связей и выработка дифференцировок, Пониженная продуктивность запоминания материала. Наиболее продуктивно происходит запоминание начала материала (повышенная утомляемость) В долгосрочной памяти наблюдается высокая степень сохранения усвоенного материала
Возможности психологического и дефектологического сопровождения. Консультационная:
-принятие ребенка и его особенностей
-индивидуальная работа по развитию памяти вне школы.
Диагностическая:
- изучение вербального и невербального интеллекта Рекомендовано:
Психотерапевтическая игры и упражнения на расширение объёма памяти, на развитие разных видов памяти; обучение различным способам запоминания Учитывать: необходимо большее количество подкреплений и большее количество времени на запоминание и воспроизведение.
Коррекционные игры, упражнения:
«Что изменилось?», «Выложи по памяти», «Снежный ком», «Узнай на ощупь», «Кто больше назовет»? Перескажи сказку.
Особенности развития мышления.
Чем характерно.
Трудности при анализе, синтезе, сравнении, классификации: недостаточно тонкий анализ, часто приводит к установлению сходства и различий либо по несущественным, либо по слишком общим признакам
Возможности психологического и дефектологического сопровождения.
Консультационная:
-принятие ребенка и его особенностей,
-не сравнивать с другими детьми;
- по результатам диагностики;
Рекомендовано:
Психотерапевтическая пальчиковая и зрительная гимнастика, игры и упражнения на развитие мыслительных операций; Диагностическая изучение наглядно- образного и словесно- логического мышления.
Коррекционные игры, упражнения: «Лото», «Четвертый лишний», «Я знаю 5 имен…», «Закончи ряд», «Аналогии», «Чем похожи-непохожи», «Разложи по смыслу», Матрицы.
Деятельность и воля слабовидящих детей.
Чем характерно.
Зрительная работа вызывает быстрое утомление иногда наблюдается нарушение работоспособности, что может проявляться в снижении объема выполняемого задания, в появлении ошибок, недописок и др.;
-Трудности в познавательной деятельности: в овладении техникой чтения и письма. понимании содержания прочитаного -Снижение устойчивости и объёма внимания;
-Трудности при переключении с одного вида деятельности на другой, при переносе задач в новую ситуацию.
Возможности психологического и дефектологического сопровождения.
Консультационная - принятие ребенка и его особенностей, не сравнивать с другими детьми;
Диагностическая изучение уровня работоспособности, особенности внимания.
Рекомендовано:
Психотерапевтическая пальчиковая и зрительная гимнастика, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие волевого акта, на расслабление, снятие напряжения, на развитие внимания. Необходимо:
- большее количество подкреплений
- воспитание чувства воли и волевого акта,
необходимых для преодоления на своем пути большего числа трудностей
- воспитание моральных качеств и целенаправленных действий.
Особенности эмоций слабовидящих детей.
Чем характерно.
Особенно сильно переживается момент резкого ухудшения зрения: - может наступить стрессовое состояние, - высокая раздражительность - дезорганизация поведения.
Возможности психологического и дефектологического сопровождения.
Консультационная:
- принятие ребенка и его особенностей;
- помощь ребенку в стрессовой ситуации.
Диагностическая:
-изучение эмоционального состояния, психологического климата в семье, классе, социального статуса в классном коллективе;
Рекомендовано: Психотерапевтическая психогимнастика арттерапия, пальчиковая гимнастика, песочная терапия сказкотерапия; театрализованные игры, игры и упражнения на проработку агрессивности и снятие психоэмоционального напряжения Коррекционные игры, упражнения:
Рисование, лепка, штриховка и раскрашивание, вырезание фигур и деталей, мозаика, сортировка семян. нанизывание бус, плетение, конструктор. Игры: «Замри», «Запретное движение», «Насос и мяч», «Штангист».
В каждом конкретном случае на ПМПК определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других — формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и др..
Рекомендации тифлопедагога педагогам и родителям.
Педагогам и родителям нужно знать о том, что зрительная патология не влияет на познавательные способности ребенка. Усложняется лишь восприятие окружающего мира. Восприятие у слабовидящих детей замедленное, фрагментарное, полнота обозрения нарушена, снижена наблюдательность. Поэтому необходимо, чтобы пособия находились в поле зрения детей более длительное время. Если у ребенка нистагм, то увеличиваем время на рассмотрение объекта. При катаракте педагог работает только вблизи источника света.
Если у ребенка близорукость, то у него трудно изменяется рефракция, поэтому работаем только вблизи пособия, при дальнозоркости работаем на доске.
Рабочая плоскость для детей со сходящимся косоглазием должна быть вертикальная – обязательно применение подставок. Для детей с расходящимся косоглазием – горизонтальная рабочая плоскость.
Большое значение в организации занятий имеют наглядные пособия. При работе со слабовидящими детьми они должны быть более крупные, яркие, передающие признаки реальных предметов.
Изображения на картинках должны быть выполнены в четких контурах, без лишних деталей, доступны восприятию слабовидящего ребенка. Предметы или изображения должны находиться перед ребенком в статичном состоянии на уровне глаз ребенка. Предметы и картинки с блестящей поверхностью исключаются полностью.
Демонстрация наглядных пособий сопровождается четкими, ясными и конкретными пояснениями, которые позволяют детям понимать, выделять конкретные визуальные признаки предметов окружающего мира.
По рекомендации врача-офтальмолога при изготовлении пособий необходимо использовать определенную цветовую гамму: красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета. Эта цветовая гамма более благотворно воздействует на сетчатку глаза.
При проведении всех видов занятий обязательно использовать упражнения на снятие мышечного напряжения и зрительного утомления. Для этого необходимо использовать различные ориентиры: цветные колпачки, флажки, шарики, колокольчики. Это дает возможность детям выполнять глазодвигательные действия за конкретными предметами, не напрягая зрение.
Проведение физкультминуток в таких вариантах позволяет снять зрительное напряжение и в целом повышает работоспособность детей. Таким образом, организуется подвижность зрительных функций у слабовидящих и преодоление их нарушений у детей с патологией зрения.
Избегайте того, чтобы…
- источники света слепили глаза или были слишком резки,
- поверхности, особенно дверей, были стеклянными. Там, где такая поверхность существует, обозначьте её контрастной полосой,
- оставались загромождающие пространство предметы, особенно в зонах движения детей,
- в местах передвижения детей попадались грубо обработанные поверхности и острые края, так как они могут стать причиной травмы,
- двери, окна были полуоткрыты – в таком положении они могут представлять угрозу для слабовидящих детей,
- хрупкие предметы стояли свободно в комнатах и на улице, особенно вблизи входов и выходов.
Рекомендации тифлопедагога учителям и воспитателям.
- Дети с низкой остротой зрения занимают первые места;
- При сходящемся косоглазии место ребенка – в центре;
- При разной остроте зрения обоих глаз ребенка необходимо посадить лучше видящим глазом к центру;
- Рабочая поверхность при расходящемся косоглазии должна быть горизонтальной, а при сходящемся – вертикальной, при миопии, глаукоме – вертикальной.
- Расстояние от глаз ребенка до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см.
- Темп занятий должен быть снижен.
- Обязательно проводить специальную гимнастику для глаз, физкультминутки и минуты отдыха.
- Во время занятий использовать специальную наглядность.
- При демонстрации цветных изображений использовать яркие, насыщенные, натуральные цвета.
- Учитывать контрастность фона.
- Ограничивать непрерывную зрительную работу соответственно возрасту и зрительным возможностям.
- На прогулке ребенка с низкой остротой зрения ставить в паре с лучше видящим ребенком; ребенку со светобоязнью – солнцезащитные очки обязательны.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ 5 РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА
- Наладьте взаимоотношения со своим ребёнком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:
- Слушайте его;
- Проводите с ним как можно больше времени;
- Делитесь с ним своим опытом;
- Рассказывайте ему о своём детстве, победах и неудачах;
- Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под влиянием стресса и вас легко вывести из равновесия:
- Отложите или отмените совместные дела с ребёнком;
- Старайтесь не прикасаться к нему в минуты раздражения;
- Выйдите из комнаты, в которой находится ребёнок;
- Если вы расстроены, дети должны знать об этом, говорите им прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить:
- Примите тёплую ванну или душ;
- Сделайте массаж;
- Выпейте чай;
- Позвоните друзьям;
- Потанцуйте под громкую музыку;
- Расслабьтесь на диване;
- Спойте что-нибудь;
- Найдите свой способ.
- Старайтесь по возможности предвидеть и предотвращать возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев:
- Не давайте ребёнку играть с теми вещами и предметами, которые вам очень дороги;
- Не позволяйте выводить себя из равновесия;
- Учитесь предчувствовать наступление срыва.
- К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть возможные нюансы и подготовить ребёнка к предстоящим событиям:
- Изучите силы и возможности своего ребёнка (например, как долго он может быть занят одним делом, может ли концентрировать внимание);
- Если вам предстоит визит к врачу, отрепетируйте его заранее, объяснив необходимость данного визита.
- Дети многому учатся у взрослых, и, к сожалению, не только хорошему, но и плохому. Поэтому начните заниматься самовоспитанием. Надеемся, что данные рекомендации помогут Вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме «Педагогическая поддержка ребёнка и процесс его развития»
В решении вопросов качества образования помогают, в том числе, и приёмы самообразования....
Доклад на тему: Психологическая поддержка учащихся на занятиях физической культурой
Психологическая поддержка учащихся на занятиях физической культурой...
Доклад для педсовета «Педагогика поддержки ребёнка в современном образовании. Тактика «защиты»»
Доклад для педсовета «Педагогика поддержки ребёнка в современном образовании. Тактика «защиты»»...
Роль педагога в медико-психолого-педагогическом сопровождении ребенка в условиях санатория
Задачи:- налаживание детско-родительских отношений;- снятие психотравмирующих ситуаций в ближайшем окружении;- содействие улучшению психологического самочувствия ребенка; - расширение круга интер...
Выступление на Всероссийской научно-практической Конференции "Реализация медико-психолого-педагогического подхода в специальном образовании" 24.11.2022 в формате видеоконференции
Выступление на Всероссийской научно-практической Конференции с международным участием "Реализация медико-психолого-педагогического подхода в специальном образовании" 24.11.2022 в формате вид...
Доклад "Система психолого-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями в условиях образовательного учреждения"
Доклад на актуальную тему....
Доклад. Основные методы педагогической поддержки социализации студентов
Доклад на заседание ЦМК классных руководителей...