«Сетевые сообщества, форумы, интернет конкурсы, как ресурс, способствующий профессиональному росту учителя».
материал на тему
Сетевые сообщества педагогов, форумы, интернет конкурсы способствуют профессиональному развитию учителя. Кто – то возразит, что мы и без этого постоянно занимаемся самообразованием: читаем нужную литературу, каждые 5 лет повышаем квалификацию через курсы в ИПК и ППРОТО, посещаем различные семинары и конференции, участвуем в конкурсах. Это хорошо! Но современной школе для обеспечения качественного образования требуется учитель новой формации, способный работать в информационном обществе. Сегодня для решения данной задачи все шире начинает использоваться Internrt.
Современные сетевые технологии, сетевые профессиональные педагогические сообщества учителей, форумы, интернет конкурсы все чаще и больше используются для поддержки педагогов на рабочем месте, для профессионального развития, взаимодействия и общения, не выходя из школы.
Сетевые сообщества учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных регионах и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_konferentsiyu.docx | 32.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на августовскую конференцию
на тему:
«Сетевые сообщества, форумы, интернет конкурсы, как ресурс, способствующий профессиональному росту учителя».
Выполнила учитель
химии МБОУ ООШ:
Гвоздева Е. А.
2013-2014 уч. год.
Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом, всего того, что формирует профессиональную среду.
В. Путин
В современных условиях без новых информационных технологий уже невозможно представить школу. И сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы.
Основой образовательной системы является информационно-образовательная среда (ИОС). Именно она позволяет системе образования модернизировать свой технологический базис, осуществить движение к открытой образовательной системе, отвечающей современным требованиям. Интерактивное взаимодействие «человек – компьютер» становится основой современного образовательного процесса.
Под информационно-образовательной средой мы понимаем совокупность условий, обеспечивающих обучение:
• наличие системы средств «общения» с информацией;
• наличие системы для самостоятельной работы с информацией;
• наличие интенсивных связей между участниками образовательного процесса познавательной учебной деятельности.
Сетевые сообщества педагогов, форумы, интернет конкурсы способствуют профессиональному развитию учителя. Кто – то возразит, что мы и без этого постоянно занимаемся самообразованием: читаем нужную литературу, каждые 5 лет повышаем квалификацию через курсы в ИПК и ППРО ТО, посещаем различные семинары и конференции, участвуем в конкурсах. Это хорошо! Но современной школе для обеспечения качественного образования требуется учитель новой формации, способный работать в информационном обществе. Сегодня для решения данной задачи все шире начинает использоваться Internrt.
Современные сетевые технологии, сетевые профессиональные педагогические сообщества учителей, форумы, интернет конкурсы все чаще и больше используются для поддержки педагогов на рабочем месте, для профессионального развития, взаимодействия и общения, не выходя из школы.
Сетевые сообщества учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных регионах и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень.
Цели сетевого сообщества:
- создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
- организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
- инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
- обмен опытом учения - обучения;
- распространение успешных педагогических практик;
- поддержка новых образовательных инициатив.
Виды сетевых профессиональных сообществ учителей:
- Монопредметные;
- Надпредметные;
- Мультипредметные;
- Федеральные, региональные, муниципальные, школьные
Участие в сетевых сообществах позволяет узнавать чужой опыт, сравнивать его с собственным и принимать участие в создании новых методов. Участие в сетевых сообществах не только стимулирует профессиональный рост педагогов, но придает им уверенности в себе. Для самообразования педагога очень важно общение среди своих коллег. Часто нам не хватает времени для этого. Сетевое сообщество педагогов помогает учителям в удобное время, имея доступ к сети Internet, общаться со своими коллегами.
Какую поддержку получает педагог в сетевых сообществах?
- Информационную
- Методическую
- Экспертно-аналитическую
- Консультативную
- Учебную (повышение квалификации по тематике сообщества, повышение ИКТ- компетентности)
Среда профессиональных сетевых сообществ наполнена объектами, агентами (участниками) и ситуациями, которые помогают думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление. Сетевые сообщества могут служить педагогической практике для воспитания следующих умений:
- Совместное мышление. Познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный характер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности является важным этапом психологического развития личности.
- Толерантность. Важно воспитать человека, способного посмотреть на событие с другой точки зрения, способного понять позицию не только другого человека, но и другого существа. Расширение горизонтов общения, которому способствуют информационные технологии, приводит к тому, что мы все чаще сталкиваемся с людьми из незнакомых ранее социальных культур и слоев. Мы должны быть готовы понимать их и объясняться с ними.
- Освоение децентрализованных моделей. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно время. Каждый член сообщества может выполнять свои операции.
- Критичность мышления. Коллективная, общая деятельность множества участников, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий.
В сетевых педагогических сообществах можно поддерживать активность, используя следующие формы деятельности:
- Обучающий семинар
- Виртуальная конференция
- Конкурс
- Проект
- Акция
- Виртуальная экскурсия
- "Мастерская" или мастер-класс
- Опрос
- Обсуждение в чате
- Фестиваль проектов
- Телеконференция
- Форумы
- Проектировочный семинар.
На страницах учителей, посвященных любому учебному предмету, можно найти:
- минимумы или стандарты образования;
- рекомендованные МО РФ или авторские программы;
- примерные поурочные планы;
- методические рекомендации по использованию компьютерных технологий и интернет-технологий на уроке;
- методические рекомендации по преподаванию конкретных тем;
- аннотации CD-ROM образовательного назначения и методики работы с ними;
- интересные научные факты и открытия;
- варианты контрольных, тестовых и лабораторных работ;
- учебную и методическую литературу по предметам,
- а также аннотации новых публикаций (как электронных, так и традиционной печатной продукции);
- биографии ученых;
- аннотированные ссылки на Интернет-ресурсы образовательного назначения;
- интересные исследовательские работы учащихся;
- информацию о конференциях, форумах, а также, новости сети; и многое-многое другое.
Кадровый анализ педагогов – участников различных профессиональных сообществ убедительно показывает, что открытое сетевое взаимодействие – это взаимодействие учителей-профессионалов. Свыше 85% активной аудитории портала – учителя первой и высшей квалификационной категории, победители ПНПО, учителя-методисты, что позволяет выстроить особую систему тьюторства в сети, которая включает в себя многочисленные мастер-классы, консультативные линии, презентации опыта, экспертизу материалов коллег, авторские курсы повышения квалификации.
Участвуя в различных педагогических сообществах, учитель имеет возможность:
- обучаться и приобретать знания, умения и компетенции;
- получать самую современную информацию по интересующей теме;
- иметь доступ к методической базе разработок;
- общаться с коллегами на различных форумах;
- получать квалифицированные консультации и советы экспертов;
- участвовать в работе профессиональных сообществ;
- публиковать свои материалы;
- принять участие в обсуждении опубликованных материалов;
- участвовать в профессиональных конкурсах и др.
Конкурсы нужны учителям, потому что
- способствуют самореализации, профессиональному росту педагога, дают толчок к дальнейшему творческому развитию;
- создают условия для повышения квалификации педагогов, их профессионального общения;
- выявляют творческих, инициативных людей, способных заниматься методической и административной работой;
- повышают престиж учительской профессии.
Подготовка к конкурсу педагогического мастерства является творческим процессом, потому что во время подготовки к нему, педагог анализирует свою деятельность как учителя - предметника, приводит в систему свой педагогический опыт, документацию, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство.
Участие в дистанционных конкурсах даёт многое для повышения профессионального уровня учителя. Во-первых, он учится грамотно использовать учебные ресурсы Интернет, во-вторых, те, кто прошел школу дистанционного конкурса, мыслят и действуют по-другому. Они осознают, что сфера их деятельности – открытое образовательное пространство, люди и ресурсы, находящиеся в разных городах. А это ощущение единства учителей всей страны. Педагоги могут использовать опыт других преподавателей. Самое же главное, увеличивается самоуважение участника конкурса: "Я это могу", "Я это сделал". Повышается внутренняя самооценка, меняется внутренний мир педагога. Дистанционные конкурсы не только полезны, они повышают педагогическую компетентность учителя в глазах самих учащихся. Участие в дистанционных конкурсах, повышение квалификации через дистанционные курсы, привлечение учащихся к дистанционным конкурсам и олимпиадам - всё это повышает статус учителя.
Новые сервисы социального обеспечения, такие как блоги, форумы, сетевые конференции и мастер-классы и пр. радикально упрощают процесс сетевого творчества.
Коротко о некоторых педагогических сообществах.
- Сеть творческих учителей. Крупнейший учительский Интернет – проект России. На портале собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок. В результате работы портала создана целая система дистанционной профессиональной методической поддержки и самообразования его участников. Это активно работающие сообщества (более чем 80 сетевых сообществ и творческих групп, в том числе сообщество учителей химии "Химоза"), мастер-классы, ИКТ – фестивали учителей-предметников, профессиональные конкурсы, Методический марафон и многое другое…
- "Педсовет.су" педагогическое интернет – сообщество – педагогический совет. В основе сайта лежит идея взаимопомощи: "учитель, помоги учителю!" На сайте вы можно опубликовать свой авторский материал и получить свидетельство о публикации электронного ресурса. Можно принять участие в различных профессиональных конкурсах (и что ценно: не только в учебном году, но и летом, когда учитель может максимально применить свой творческий потенциал). Получить квалифицированную помощь в решении ваших проблем. Познакомиться с образовательными новостями и др.
- Учительский портал. Хорошая база качественных методических разработок. Публикация авторских материалов на Учительском портале направлена на развитие творческой деятельности и роста профессионального мастерства педагогов, развитие и поддержку новых технологий в организации образовательного процесса, обмен инновационным педагогическим опытом. За учебный год автору бесплатно выдаётся только одно подтверждение о публикации.
- Интернет-государство учителей. ИнтерГУру – это открытая система самостоятельных сетевых проектов, связанных между собой игровой экономической схемой. Каждая Территория ИнтерГУру ведет свой рейтинг и определяет оригинальные номинации, которые описываются в ее Положении. Цели проекта: оказание поддержки профессиональной деятельности учителя; предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность; создание и поддержка новых образовательных инициатив.
- Методисты. Цель: создание условий для самореализации и профессионального роста учителей. Задачи: обобщение, распространение и обсуждение методических аспектов методики обучения и воспитания в начальных классах; обмен опытом в применении современных педагогических технологий, методов и приемов обучения и воспитания;возможность найти единомышленников, общаться с коллегами и единомышленниками.
- Образовательный портал Мой университет. Возможности для самообразования: можно подписаться на рассылку бесплатных курсов («Активные методы обучения», «Технология интерактивного обучения»). В течение определённого времени вам на электронную почту будут приходить уроки курсов.
- Проект "Мир конкурсов". Адрес сайта: http://www.mir-konkursov.ru/ является одним из лидеров в сфере организации и проведения дистанционных интеллектуальных и творческих состязаний на территории России и стран ближнего зарубежья.
- Сайт К-уроку.ru. Адрес сайта: http://www.k-yroky.ru/. Сайт создан для помощи и обмена опытом, как молодым начинающим педагогам, так и педагогам со стажем, школьникам, студентам, родителям.
- Учительский портал На Урок.ру. Адрес сайта: http://nayrok.ru/. На сайте находится большое количество ценной информации для учителей любого предмета.
- Педагогическая планета. Адрес сайта: http://planeta.tspu.ru/. На сайте есть разделы: Дистанционное обучение, сетевые проекты, дистанционные конференции, фестивали, олимпиады, педагогические лаборатории.
Итак, подводя итог моего выступления, хочу выразить, думаю, общее мнение о роли сетевых профессиональных сообществ, интернет форумов, профессиональных конкурсах в системе повышения профессионального мастерства педагога: чем активнее каждый педагог будет работать в сети, чем быстрее он станет «сетевым учителем», тем дальше мы продвинемся по пути создания единого педагогического информационно-коммуникативного пространства. Создадим условия внедрения лучшего из достижений и находок коллег в повседневность обучения и воспитания. Это и есть самая реальная точка роста модернизируемого общества России на современном этапе. Участие педагогов в реализации приоритетных задач развития образования, таких как инновационная деятельность образовательного учреждения, информатизация и образования, неизменно ведет к повышению профессиональной компетентности педагога. В ходе сетевого взаимодействия ее участники сталкиваются с серьезными разноплановыми проблемами. Решая эти проблемы, участники сотрудничают, конкурируют, что можно рассматривать как стимул к саморазвитию, повышению уровня квалификации, а следовательно, качества образования в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности Интернета для профессионального роста учителей.
эти материалы могут помочь в работе учителям английского языка...
Школьное методическое объединение учителей – универсальная форма профессионального роста учителя
Ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты...
ЛИЧНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА) учителя профессионально-трудового обучения Артамоновой Натальи Михайловны
Формирование профессионально-трудовых навыков учащихся на уроках профессионально-трудового обучения, позволяющие им достигнуть оптимального уровня самостоятель...
Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального роста учителя
Выступление на ГМО учителей физики...
Методические разработки уроков и мероприятий в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан (Грант «Старший учитель»)
Планы уроков и внеклассных мероприятий и рефлексии, проведенных в в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан по...
Методические разработки уроков и мероприятий в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан (Грант «Старший учитель»)
Планы уроков и внеклассных мероприятий и рефлексии, проведенных в в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан по...
«Сетевые сообщества, форумы, Интернет-конкурсы как ресурс, способствующий профессиональному росту учителя в условиях введения ФГОС ООО»
Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Актуальные проблемы и основные направления модернизации преподавания математики в свете требований ФГОС новог...