Анализ конфликтной ситуации, стили разрешения конфликта.
материал на тему
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды… В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_knfliktnykh_situatsiy.docx | 35.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными
возможностями здоровья Новосибирской области
Анализ конфликтной ситуации,
стили разрешения конфликта.
Земцова Е.А., воспитатель
I квалификационной категории
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды… В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.
Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.
Что же такое конфликт?
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т. е. инцидента – и конфликт может начаться.
Для анализа конфликтной ситуации хорошо использовать «карту конфликта» X. Корнелиуса и Ш. Фэйра:
а) определить проблему конфликта;
б) выяснить, кто вовлечен в конфликт;
в) определить подлинные потребности и опасения каждого из участников.
Также необходимо выяснить, с чем мы имеем дело: с межличностным столкновением или проблемой общего противодействия управленческим решениям.
Основными причинами конфликта могут быть:
– распределение ресурсов;
– различия в целях;
– различия в представлениях и ценностях;
– различия в манере поведения и жизненном опыте.
Рассмотрим особенности поведения конфликтной личности:
– неадекватная самооценка своих возможностей и способностей (завышенная или заниженная);
– стремление доминировать любой ценой;
– консерватизм мышления, взглядов, убеждений;
– излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях;
– определенный набор эмоциональных качеств личности: агрессивность, упрямство, раздражительность.
Как указывали предыдущие выступающие, особое место занимают мотивационные конфликты. Предлагаю вам психогеометрический тест для исследования мотивационной сферы педагогов. Каждый из вас получит листочек с изображением пяти геометрических фигур. Пронумеруйте фигуры по степени значимости и приоритетности для себя.
Прошу альтернативную группу собрать листочки и проанализировать мотивационную сферу участников педсовета по известной вам интерпретации фигур.
И н т е р п р е т а ц и я ф и г у р:
Как видите, все мы разные, но налицо и «одинаковость». Лидер не один, а следовательно, есть возможность конфликта.
О столкновении интересов новаторов и консерваторов говорится во многих литературных источниках. Исследования показывают, что большинство инновационных конфликтов происходит при осуществлении управленческих нововведений. Инновационные причины разделяют на личностные и ситуативные. При построении программы управления конфликтом необходимо учитывать, что «глубинная» причина конфликта – противодействия изменениям в организации.
Выделяют следующие с т и л и разрешения конфликта (по кн.: Виханский, О. С., Наумов, А. Н. Менеджмент. – М., 2003):
Стили разрешения конфликтной ситуации
Избегание.
Индивид не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения, или уклоняется от решения, перекладывает ответственность за принятие решения на другого.
Соперничество.
Предпочитает идти к разрешению конфликта своим путем, использует свои деловые и личностные качества, не заинтересован в сотрудничестве. В первую очередь удовлетворяет свои интересы.
Приспособление.
Совместное действие с другим человеком без попытки отстаивать свои интересы. В отличие от уклонения, при этом стиле имеет место участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой. Это стиль уступок, согласия и принесения себя в жертву.
Компромисс.
Обе стороны частично уступают в своих интересах, чтобы, чтобы удовлетворить часто в главном, путем торга и обмена уступками. Отсутствует поиск скрытых интересов, рассматривается только то, что каждый говорит о своих желаниях. Удовлетворяются сиюминутные интересы обеих сторон.
Сотрудничество.
Активное участие в решении конфликта, отстаивание своих интересов, с выраженным желанием сотрудничать с другим человеком, требует продолжительных затрат времени, изучаются нужды обеих сторон и идет постепенное сближение позиций. Самый сложный, но продуктивный метод.
Межличностный конфликт возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если другая сторона отвечает тем же, то это вызывает тревожность и недоверие, накладывает отпечаток на внутреннюю жизнь коллектива и психологическое состояние конкретного человека.
Еще недавно конфликт считался всецело негативным явлением в системе взаимоотношений между людьми. В настоящее время психологи рассматривают конфликт как естественное возникновение назревших противоречий между людьми.
Направленность и качество разрешения конфликта определяют возможность личности выходить на новый уровень взаимоотношений и взаимодействия.
Отрицательные функции конфликта:
Затрачивается много времени, физических и психологических сил.
Разрушаются межличностные отношения.
Ухудшается психологический климат в организации и как следствие текучесть кадров.
Затяжные и эмоционально значимые конфликты вызывают стресс, а он в свою очередь различного рода физические и психологические заболевания.
Положительные функции конфликтов.
Эмоциональная разрядка.
Межличностные отношения выходят на новый уровень.
Познаём людей, которые нас окружают.
Познаём и проявляем себя.
Конфликты препятствуют застою в отношениях внутри коллектива.
В зависимости от способа разрешения выделяют (информация на экране):
Выводы:
1) Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия.
2) Не всегда конфликт определяется одной проблемой. Возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным.
3) Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, через компромисс и т. д.) согласно ситуации.
4) При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению.
5) При инновационном конфликте необходим анализ быстроты внедрения новшеств. Не стоит сразу всех «включать в эксперимент», это можно делать постепенно, опираясь на инициативную группу.
Чтобы избежать конфликт необходимо:
1. Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения.
2. Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни.
3. Умейте выслушать людей, не перебивая. Всё, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.
4. Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка - сигнал доброго отношения между людьми.
5. Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определённую дозу насмешек.
6. Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.
7. Никогда не повышайте голос, этим вы подрываете свой авторитет.
Умейте слышать и слушать друг друга.
Литература:
Фогмин Г. П. «Модели конфликтов», №6 2001г
Алберти Е., Эммонс Л. «Умейте постоять за себя». М., 2002 г.
Баринов В. А., Баринов Н. В «Организационный подход к управлению конфликтом в кризисной ситуации». 1999г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Типы конфликтов и приемы разрешения конфликтных ситуаций
Материал помогает разобраться в типах конфликтов и дает рекомендации по их разрешению....
Разрешение конфликтных ситуаций в системе воспитательной работы в школе как путь к успеху
Решение конфликтных ситуациях в специальной коррекционной школе на примерах классов 8 вида (Презентация)...
Приёмы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения академ. часов: 6 Педагогический университет «Первое сентября», модульные курсы, 2013
Сертификат о прохождении модульных курсов...
ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ» НА ТЕМУ «АНАЛИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИИ В ТОРГОВЛЕ»
В повседневной жизни мы часто совершаем походы в магазин и порой, зайдя в магазин в целью покупки мы выходим ни с чем. Не редко в магазине или на рынке становимся невольными зрителями конф...
Решение проблемных ситуаций и разрешение конфликтов в процессе воспитания детей с ОВЗ.
В процессе самообразования и, исходя из личного опыта, я рассмотрел проблемы нестандартных ситуаций в работе с детьми с ОВЗ, разрешения конфликтов и приёмы педагогического воздействия. Мне хотелось бы...
Беседа "Что такое конфликт?" Профилактика и разрешение конфликтных ситуаций"
Так что же такое конфликт?Конфликт - это спор, ссора, скандал, столкновение, противоречие, которые порождают враждебность, страх, ненависть между людьми....
Педагогический конфликт. Алгоритм разрешения конфликтных ситуаций между участниками учебно-воспитательного процесса
Публикация содержит материал о видах педагогического конфликта, способах его профиактики и правил разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в процессе обучения...