Развитие интереса школьников к русскому языку и литературе на уроках и во внеурочной деятельности
методическая разработка на тему
В данной работе указаны аспекты и пути формирования у школьников интереса к русскому языку и литературе на уроках и во внеурочной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дьячинский филиал МБОУ Алгасовская СОШ
Аверина Надежда Петровна
1. Вступление.
Тема «Развитие интереса школьников к русскому языку и литературе на уроках и во внеурочной деятельности» является в настоящее время очень актуальной. Результаты последнего ЕГЭ по русскому языку опечалили не только Рособрнадзор и Минобрнауки РФ, но и президента России В.В.Путина. На заседании Совета по межнациональным отношениям глава государства рекомендовал представителям органов федеральной исполнительной власти воспринимать случившееся как повод задуматься о качестве преподавания и о содержании школьных программ: «Сейчас плохо и с обучением, и с мотивацией к изучению русского языка». Президент отметил, что «русский язык перестал быть государственной ценностью».
2. Развивающие технологии как средство формирования интереса к русскому языку и литературе у школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
В нашей школе, как и во многих других, обучаются дети с разноуровневыми способностями, поэтому в данном учебном заведении созданы необходимые условия для развития детей творческих и для тех, которые требуют особого внимания, замедленного темпа преподавания, как на уроках, так и во внеурочное время. Применение развивающих технологий на уроках русского языка и литературы в разных классах способствует наиболее продуктивному усвоению учебного материала учащимися, формирует у школьников интерес к языку и литературе.
Важной задачей современного образования является не просто трансляция и формирование программного объёма знаний, но и развитие у обучающихся ценностного к ним отношения, формирование умения решать творческие задачи, развитие способности к самореализации, формирование гражданской ответственности, духовности, нравственности, культуры поведения, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Всего этого достичь позволяет применение на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности развивающих технологий: проблемно-модульного обучения, блочного изложения базовой информации, творческого развития. Названные технологии позволяют объемный материал преподнести наглядно, интересно, конкретно, способствуют эффективности усвоения знаний учащимися, формированию у школьников интереса к русскому языку и литературе.
Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий для развития творческой, интеллектуально-нравственной, грамотной личности, основанных на применении развивающих технологий.
Развивающие технологии я использую на уроках-обобщениях, уроках-лекциях, уроках-диспутах, на уроках-повторениях, при подготовке учащихся к выпускным экзаменам, в процессе индивидуальной работы с учащимися, во внеурочной деятельности, на дополнительных занятиях по коррекции знаний.
Применение развивающих технологий на уроках русского языка и литературы позволяет учителю совершенствовать способности учащихся, вызывает у школьников интерес к исследовательской и творческой деятельности, обеспечивает индивидуализацию учебной деятельности, разнообразие форм и методов обучения
Важнейшим условием реализации воспитательного процесса современного урока является активная познавательная деятельность учащихся, особо востребованная в современном мире.
На уроках русского языка и литературы я стараюсь решать проблему реализации личностно ориентированного обучения, учитывая его основные позиции:
- Ученик – субъект обучения. Образовательный процесс – процесс субъективного взаимодействия, основанный на диалоге, обмене мыслями, сотрудничестве с учителем, одноклассником, текстом и его автором. Все подчинено формированию личности ученика.
- Работа над освоением учениками определенного минимума «знаний – умений – навыков» заменяю созданием активной речевой среды, способствующей развитию познавательных, эмоциональных, духовных, речевых способностей, формированию творческой личности с индивидуальным языком и стилем. Усвоение знаний из цели образования превращается в средство развития способностей.
- Подготовка дидактического материала и построение учебного процесса осуществляю с учетом психологических, возрастных и индивидуальных особенностей личности.
- Ученику предоставляю свободу выбора цели, содержания, способов учения. В связи с этим изменяю структуру урока, появляется потребность в уроках-исследованиях, уроках-практикумах, уроках-дискуссиях.
Учитель и ученик образуют систему отношений, где каждый для другого выступает в качестве источника импульсов для его личностного саморазвития.
Такое обучение и воспитание возможно при осуществлении компетентностного подхода, ориентированного на практический результат.
Новый подход – новая модель образования.
Основная ценность – это не усвоение определенной суммы знаний, а освоение учащимися таких умений, которые бы позволяли им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Для создания в классе «развивающей среды» я стараюсь организовать следующие ситуации:
- Самостоятельный выбор учащимися (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы и т. д.)
- Самостоятельная учебная работа, деятельность, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений.
- Осознанность цели работы и ответственность за результат.
- Реализация индивидуальных интересов учащихся
- Групповая работа (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).
- Формирование понятий и организация своих действий на их основе.
Для этого обязательно поощряю за попытки что-то сделать самостоятельно,
демонстрирую заинтересованность в успехе учащихся по достижении поставленных целей, побуждаю к постановке трудных, но реалистичных целей, к выражению своей точки зрения, отличной от точек зрения окружающих.
3. Исследовательская деятельность обучающихся как средство развития их познавательной активности.
В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Напрашивается вопрос «Как достичь этого, какие выбрать формы и методы?». Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской деятельности школьников, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, формулировать и решать проблему, умение принимать субъективное решение. Как показывает практика, по мере взросления у современных школьников ослабевает мотивация к познавательной деятельности. Эта проблема является одной из центральных проблем современной школы.
Работу по развитию умений и навыков исследовательской деятельности учащихся можно условно разделить на четыре этапа.
1.Подготовительный – изучение структуры исследовательской работы.
2.Содержательный.
Целью данного этапа является развитие навыков исследовательской деятельности, их дальнейшее практическое совершенствование. Это применяется и на отдельных уроках русского языка и литературы (небольшие исследовательские задания в рамках одного – двух уроков: например, «Может ли быть в слове три приставки?», «Найти в стихотворениях Есенина тропы и стилистические фигуры», «Роль односоставных предложений в тексте» и т.д.).
При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую следующие методы: проблемное обучение, метод проектов, элементы учебного исследования; виды уроков: урок – исследование, урок - творческий отчет, урок – экскурсия (заочная), урок – проект.
Внеклассная работа по русскому языку тоже способствует совершенствованию навыков исследовательской деятельности. Прежде всего это научно-практическая конференция, олимпиады по русскому языку и литературе, предметная неделя, конкурс исследовательских работ.
Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний: тот, кто исследует, должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.
3.Собственно исследование.
Исследовать – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека, поэтому я уделяю внимание умению учащихся самостоятельно работать на уроке, школьники учатся понимать и извлекать из текста и словаря нужную информацию, осознавать и точно выполнять задания к упражнению и другим видам учебных работ. Даю своим ученикам задания, которые нужно выполнить совместно с родителями.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов.
4.Защита исследовательской работы.
Исследовательская деятельность учащихся имеет практическую направленность. Она учит школьников самостоятельно добывать информацию; способствует развитию речевой активности; развивает критическое мышление. Внедрение исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека. Но необходимо также отметить, что она может принести пользу только при правильном применении, хорошо продуманной структуре осуществляемого исследования и личной заинтересованности всех участников.
4. Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе.
В современном мире школьнику становится всё труднее разобраться в огромном потоке информации. Появление информационных технологий позволяет ученику находить и собирать самую разнообразную информацию. Как её использовать? И как к ней относиться? На эти вопросы ученику поможет ответить метод проектного обучения. Разумеется, этот метод не вытеснит и не заменит другие методы работы. Но эффективность его несомненна. Игровые, исследовательские, творческие, практико-ориентированные проекты развивают исследовательские возможности учащихся, их таланты, активизирует познавательную активность. Метод проектов занимает большое место в развитии интереса школьников к русскому языку и литературе.
Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности, т.е. ребёнок должен не только овладеть определённой суммой знаний и системой умений и навыков, но и овладеть компетенциями: коммуникативной, лингвистической, языковой, культурологической. Проектный метод в гармоничном сочетании с другими инновациями и традиционными методами поможет учителям и учащимся достигнуть этой цели.
Педагогические задачи, которые решаются, исходя из темы опыта.
1. Приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании.
2. Использование полученных знаний для решения новых познавательных и практических задач.
3. Формирование коммуникативных умений посредством групповой работы учащихся.
4. Развитие исследовательских умений.
5. Развитие аналитического мышления.
6. Освоение компетенций – лингвистической, языковой, коммуникативной, культурологической.
Педагогические средства и способы организации.
Работа над проектами ставит уровень преподавания на более высокую ступень. Учащиеся обогащают словарный запас, совершенствуют речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки. Школьники учатся выделять главную и второстепенную информацию, выбирать уместный тон речи при чтении вслух. При говорении они уже не только доказательно отвечают на вопросы учителя, но и сами выдвигают тезисы, аргументируют свою позицию, соблюдают правила ведения диалога. Метод проектов помогает учащимся видеть и понимать межпредметные связи. Они учатся передавать с помощью рисунков языковые явления, иллюстрировать художественные произведения. Творчески подходят к достижению целей, поставленных перед выполнением проекта. Внеурочная деятельность приобретает для них новый смысл: не просто развлечения, а новые открытия.
Изучая языковые явления, учащиеся учатся выдвигать гипотезы, определять цели и задачи проекта, выбирать методы исследования, создавать план, программу, организовывать деятельность по реализации проекта. Такая работа служит развитию коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций, то есть формированию компетентности личности.
5. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) на уроках и во внеурочной деятельности.
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков - создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.
Мультимедиа-пособия призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы учителя осуществляется по следующим направлениям:
1. Создание презентаций к урокам.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых обучающих программ и т.д.
4. Разработка и использование собственных авторских программ.
Личное пространство учителя на сайте, которое он заполняет различным материалом: тестами, заданиями, другой информацией позволяет установить обратную связь с каждым учеником.
6. Заключение.
В связи с новыми целями качественно меняется не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приёмы обучения. Акцент переносится с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на развитие интереса школьников к русскому языку и литературе, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.
Происходит осознание эстетической ценности русского языка, формирование уважительного отношения к родному языку, гордость за него (воспитание патриотизма), развитие креативности учащихся, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, закрепление практических навыков устной и письменной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути формирования УУД средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время
Статья из опыта работы по формированию УУД средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время....
«Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования».
Материал статьи обобщил опыт работы по теме «Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образ...
«Пути формирования УУД (личностных, познавательных, регулятивных) средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время»
«Пути формирования УУД (личностных, познавательных, регулятивных) средствами русского языка и лит...
Статья "Роль внеклассной работы в развитии интереса к русскому языку и литературы"
Как внеклассные занятия влияют на мотивацию изучения предмета "Русский язык и литература"...
Статья "Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности."
В статье рассматривается необходимость использования различных методов повышения мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья к изучению русского языка и литературы....
"Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности».
Доклад "Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности»....
Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования
В своей работе представляю те инструменты, которые позволяют поддерживать интерес учащихся на уроках и занятиях по русскому языку и литературе, формировать учебную мотивацию с целью повышения качества...