Современные социокультурные условия для развития художественно-эстетического образования
статья на тему
Современные социокультурные условия для развития художественно-эстетического образования
Художественно-эстетическое образование, которое входит неотъемлемой частью в систему общего и дополнительного образования, претерпевало всевозможные трансформации в зависимости от изменения социокультурной ситуации. Например, в определенный период в качестве его основных целевых установок выдвигались приоритеты накопления учащимися практических умений и навыков. В современных условиях в качестве приоритетных задач художественного образования выступают процессы формирования духовно-нравственных качеств в мировоззренческой структуре личности. Такая постановка вопроса стала возможной в связи с распространением во второй половине ХХ века прогрессивных концепций художественного образования. Их появление связано с именами известных деятелей культуры – композитора Д.Б. Кабалевского и художника Б.М. Неменского. Главный акцент в их воспитательных концепциях был сделан на духовно-нравственных и культурологических аспектах, а приобретение учащимися специальных навыков и умений служило этому средством. Все модели художественного образования, которые опираются на эти концепции, имеют те же приоритеты.
Особое место в разработке концепции и моделей художественного воспитания занимает проблема содержания художественного образования. Этим содержанием сегодня, очевидно, является процесс воспитания у детей нравственно-эстетического отношения к действительности, а также сопереживание – как особая форма освоения детьми нравственно-эстетических ценностей. Важно подчеркнуть, что в системе художественного образования, базирующейся на современных прогрессивных концепциях, существенным образом изменились сами векторы, задающие характер развития этой системы. Например, от искусства как средства обучения – к искусству как источнику и предмету духовного общения. От эстетического восприятия как одного из видов художественной деятельности – к пониманию восприятия как процесса духовного освоения произведений искусства. Следует отметить, что художественное образование является благодатной почвой для развития нравственно-эстетического отношения к природе. Различные виды творческих работ учащихся могут быть направлены на стимулирование такой эстетической и творческой деятельности, которая воспитывает любовь к природе. Целенаправленная творческая деятельность формирует сознательное отношение к природе и препятствует разрушительным инстинктам, которые зачастую наблюдаются у учащихся. При поощрении художественно-эстетического творчества в условиях общения с природой, закрепляются гуманные отношения к живым существам и формируются нравственные, эстетические и экологические убеждения учащихся.
Преобразования затрагивают характер взаимодействия педагога и учащегося в образовательном процессе, выводя его на уровень субъект-субъектных отношений – преобладавшая прежде позиционная зависимость учащихся трансформируется в сотворчество и диалог с педагогом. Ведь в искусстве находят отражение проблемы человеческой жизни, этические и философские системы. Они получают воплощение в художественных образах и могут быть прочувствованы, пережиты и осознаны ребенком в опыте общения с произведением искусства. Если школьник способен говорить о содержании художественного произведения посредством ассоциаций – жизненных, поэтических, образных аналогий, значит, он уже на пути к его целостному анализу, он уже как бы «раскрыл» воспринимаемое произведение. Путь углубления художественного опыта ребенка лежит в сфере его творческого воображения, устанавливающего связи между жизненными (ситуативными, речевыми, зрительными, двигательными) и другими формами художественного опыта. Природа – поистине неисчерпаемая кладовая для творчества, а задача педагога – воспитывать у ребенка умение видеть ее красоту, развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны и мира, формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять ее от разрушений, а при необходимости восстанавливать. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и описывая его, ребёнок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках. Встречи с природой возбуждают фантазию, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.
Направленность программ по художественному образованию детей в современных социокультурных условиях, безусловно, должна быть максимально сориентирована на этические ценности, на нравственные категории, которые всегда составляли сущность искусства и возвышали человеческий дух. Учащиеся начальных и средних классов осваивают эти нравственные категории непосредственно – через художественные образы. В старших классах на основе приобретенного жизненного опыта, в результате осознания того, что предметом искусства (музыки, литературы, изобразительного искусства) является человек, его душевное бытие, характер его отношений с миром и окружающими людьми, создаются условия для более полного осознания этических ценностей через призму различных исторических эпох. Таким образом, в своем душевном опыте и нравственном сознании учащиеся проходят весь путь становления и развития человеческой культуры, дающий возможность осознать свое место в жизни.
Литература:
- Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников// Под ред. Т.С. Комаровой.М., 2004.С. 7.
- Киященко Н.И. Эстетика жизни. В 3кн.М.: ФОРУМ. ИНФРА-М, 2000.
- Соколов А.В. Феномен социально – культурной деятельности. СПб.: СПбГУП, 2003. С. 9.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современные социокультурные условия для развития художественно-эстетического образования
Художественно-эстетическое образование, которое входит неотъемлемой частью в систему общего и дополнительного образования, претерпевало всевозможные трансформации в зависимости от изменения социокультурной ситуации. Например, в определенный период в качестве его основных целевых установок выдвигались приоритеты накопления учащимися практических умений и навыков. В современных условиях в качестве приоритетных задач художественного образования выступают процессы формирования духовно-нравственных качеств в мировоззренческой структуре личности. Такая постановка вопроса стала возможной в связи с распространением во второй половине ХХ века прогрессивных концепций художественного образования. Их появление связано с именами известных деятелей культуры – композитора Д.Б. Кабалевского и художника Б.М. Неменского. Главный акцент в их воспитательных концепциях был сделан на духовно-нравственных и культурологических аспектах, а приобретение учащимися специальных навыков и умений служило этому средством. Все модели художественного образования, которые опираются на эти концепции, имеют те же приоритеты.
Особое место в разработке концепции и моделей художественного воспитания занимает проблема содержания художественного образования. Этим содержанием сегодня, очевидно, является процесс воспитания у детей нравственно-эстетического отношения к действительности, а также сопереживание – как особая форма освоения детьми нравственно-эстетических ценностей. Важно подчеркнуть, что в системе художественного образования, базирующейся на современных прогрессивных концепциях, существенным образом изменились сами векторы, задающие характер развития этой системы. Например, от искусства как средства обучения – к искусству как источнику и предмету духовного общения. От эстетического восприятия как одного из видов художественной деятельности – к пониманию восприятия как процесса духовного освоения произведений искусства. Следует отметить, что художественное образование является благодатной почвой для развития нравственно-эстетического отношения к природе. Различные виды творческих работ учащихся могут быть направлены на стимулирование такой эстетической и творческой деятельности, которая воспитывает любовь к природе. Целенаправленная творческая деятельность формирует сознательное отношение к природе и препятствует разрушительным инстинктам, которые зачастую наблюдаются у учащихся. При поощрении художественно-эстетического творчества в условиях общения с природой, закрепляются гуманные отношения к живым существам и формируются нравственные, эстетические и экологические убеждения учащихся.
Преобразования затрагивают характер взаимодействия педагога и учащегося в образовательном процессе, выводя его на уровень субъект-субъектных отношений – преобладавшая прежде позиционная зависимость учащихся трансформируется в сотворчество и диалог с педагогом. Ведь в искусстве находят отражение проблемы человеческой жизни, этические и философские системы. Они получают воплощение в художественных образах и могут быть прочувствованы, пережиты и осознаны ребенком в опыте общения с произведением искусства. Если школьник способен говорить о содержании художественного произведения посредством ассоциаций – жизненных, поэтических, образных аналогий, значит, он уже на пути к его целостному анализу, он уже как бы «раскрыл» воспринимаемое произведение. Путь углубления художественного опыта ребенка лежит в сфере его творческого воображения, устанавливающего связи между жизненными (ситуативными, речевыми, зрительными, двигательными) и другими формами художественного опыта. Природа – поистине неисчерпаемая кладовая для творчества, а задача педагога – воспитывать у ребенка умение видеть ее красоту, развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны и мира, формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять ее от разрушений, а при необходимости восстанавливать. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и описывая его, ребёнок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках. Встречи с природой возбуждают фантазию, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.
Направленность программ по художественному образованию детей в современных социокультурных условиях, безусловно, должна быть максимально сориентирована на этические ценности, на нравственные категории, которые всегда составляли сущность искусства и возвышали человеческий дух. Учащиеся начальных и средних классов осваивают эти нравственные категории непосредственно – через художественные образы. В старших классах на основе приобретенного жизненного опыта, в результате осознания того, что предметом искусства (музыки, литературы, изобразительного искусства) является человек, его душевное бытие, характер его отношений с миром и окружающими людьми, создаются условия для более полного осознания этических ценностей через призму различных исторических эпох. Таким образом, в своем душевном опыте и нравственном сознании учащиеся проходят весь путь становления и развития человеческой культуры, дающий возможность осознать свое место в жизни.
Литература:
- Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников// Под ред. Т.С. Комаровой.М., 2004.С. 7.
- Киященко Н.И. Эстетика жизни. В 3кн.М.: ФОРУМ. ИНФРА-М, 2000.
- Соколов А.В. Феномен социально – культурной деятельности. СПб.: СПбГУП, 2003. С. 9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие художественно-эстетических умений на уроках декоративного рисования
На уроках декоративного рисования у учащихся развиваются умения воплощать в художественно-изобразительной форме свои творческие замыслы. Цель исследования: показать развитие художественно-эстетических...
Исследовательсккая работа "Речевой этикет в современных социокультурных условиях""
Исследовательсккая работа посвящена речевому этикету школьников....
ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАУЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАУЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ. сб. Учитель-учителю.№10. Из опыта работы....
Доклад "Инновационные процессы и технологии в формировании прфессиональной компетентности и личности специалистов в современных социокультурных условиях"
Проблемы внедрения ФГОС в образовательный процесс...
Проблемы воспитания в современных социокультурных условиях
Проблемы воспитания в современных социокультурных условиях Процесс воспитания – это сложная цепь взаимодействия людей в социуме. А значит, проблемы социума обязательно отражаются на процессе восп...
Статья "Учитель – ученик: характер взаимодействий в современных социокультурных условиях".
P { margin-bottom: 0.21cm; } Учитель и ученик – это диалог двух культур, дополняющий друг друга. ...
Развития художественно-эстетической одаренности детей, учителями ШМО технологии, эстетического цикла.
Программа разработанас учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и являтся основой...
Комментарии
Статья опубликованна Секция 7.Социокультурное развитие ребенка
Уважаемые коллеги!
Общеинститутская кафедра психологии образования Института педагогики и психологии МГПУ приглашает Вас принять участие в научно-практической конференции «Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса», которая состоится 15 апреля 2014 года по адресу: Москва, ул. Туристская, 19, корп.5.
Время работы конференции:
13.00. – 14.00. – Регистрация участников
14.00 – 15.00. – Пленарное заседание
15.15 – 18.00. –Работа секций
К участию в конференции приглашаются исследователи, преподаватели высшей школы и средних профессиональных педагогических учреждений, психологи и учителя-практики, аспиранты, магистранты, студенты.
В рамках конференции заявлены следующие секции:
Секция 1. Диагностика и развитие когнитивных способностей ребенка. Руководитель А.И. Савенков, д.пед.н., д.психол.н., профессор.
Секция 2. Социальное качество образования в мегаполисе. Руководитель В.А. Ясвин, д.психол. н., профессор.
Секция 3. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве мегаполиса. Руководители: В.М. Поставнев,к.психол.н., доцент, Д.В. Наумова, к.психол.н., доцент.
Секция 4.Предметно-развивающая среда современных образовательных учреждений. Руководитель Е.В. Иванова, к.психол.н., доцент.
Секция 5. Развитие самосознания субъектов образовательного пространств. Руководители Л.Н. Азарова, к.пед.н., доцент, А.А. Чекалина, к.психол.н., доцент.
Секция 6. Проблемы педагогической антропологии и детства в контексте современности. Руководители И.А. Бирич, д.филос.н., профессор, О.А. Шаграева, к.психол.н., доцент.
Секция 7.Социокультурное развитие ребенка в системе художественно-эстетических практик образовательного пространства Москвы. Руководитель Г.Л. Копотева, к.пед.н., зав. лабораторией экспертизы и апробации новых образовательных технологий Института стратегических исследований в образовании РАО.
Секция 8. Методологические и практические проблемы использования цифровых технологий в образовании Руководитель С.Л. Белых С.Л.,к.психол.н., доцент.
По итогам конференции планируется издание сборника трудов. Просим учесть, что материалы будут опубликованы только при условии соответствия теме конференции и требованиям к оформлению.
Заявка (форма 1) на участие и материалы для публикации (форма 2) в электронном и печатном вариантах принимаются до 10 апреля 2014 года по электронной почте konfer.psob@yandex.ru и по адресу: ул. Туристская, 19, корп.5., каб. 108 с 10.00 до 17.00.