Развитие речевой деятельности у школьников с ОВЗ
методическая разработка по теме
Развитие речевой деятельности у школьников с ОВЗ в играх и упражнениях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие речевой деятельности у школьников с ОВЗ в играх и упражнениях в условиях перехода к ФГОС
Система образования сегодня претерпевает значительные перемены. Главная задача современной системы образования – подготовка специалиста, обладающего не только предметными и профессиональными компетенциями, но и личностными, позволяющими успешно ориентироваться в изменяющейся социальной ситуации, адекватно реагировать на запросы и потребности времени, мобильно встраиваться в различные профессиональные сообщества. Решение данной задачи невозможно без существенных изменений в школьном образовании, требующихся уже на первой ступени школьного обучения.
В 2009г. был введён новый образовательный Стандарт образования. Одним из ключевых положений его концепции, это формирование универсальных учебных действий у обучающихся. Новый образовательный стандарт ставит перед современной школой вопрос о формировании таких компетенций, которые позволят выпускнику успешно адаптироваться в изменяющемся социуме. К ним относятся: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая и компетенция личностного самоусовершенствования.
Стандарт второго поколения выделяет четыре вида универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные. Все вместе они обеспечивают формирование важнейшей компетенции личности – умения учиться. Степень их сформированности влияет не только на результативность образования, но и на процесс социализации, а также на развитие личности в целом.
Формировать успешность необходимо с первых дней обучения. Для этого необходимо развитие таких компетенций, как коммуникативная, учебно- познавательная и социальная. Однако формирование коммуникативной и учебно-познавательной компетенций зачастую осложняются имеющимися у детей нарушениями речи. Без целенаправленной, систематизированной специализированной помощи и поддержки таким детям сложно адаптироваться в обществе. У них не только снижается уровень самооценки, возникают сложности в обучении, но и затрудняется формирование успешности в целом.
Коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с концепцией нового ФГОС обеспечивают возможность научиться слушать, слышать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать при сотрудничестве и общении партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Речевое общение следует рассматривать как совокупность языковой и коммуникативной составляющих. Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий используются различные игры и упражнения, подобранные по теме занятия.
Игры и упражнения | Формирование коммуникативных универсальных учебных действий | Инструкция, содержание игры |
«Эхо» Цель: Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, внимания. | Формирование полноценного восприятия высказывания |
|
«Слушаем, говорим, пишем» Цель: Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, внимания. | Формирование полноценного восприятия высказывания |
|
«Наоборот» Цель: Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, внимания. | Формирование полноценного восприятия высказывания |
|
«Хлопни в ладоши» Цель: Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, внимания. | Формирование полноценного восприятия высказывания | 1. Хлопни в ладоши, если услышишь в слове заданный звук. |
«На ком оборвется?» Цель: Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, внимания. | Формирование умения слушать и слышать друг друга | Запомни и повтори все слова, которые услышал. Один ребенок называет слово, второй повторяет это слово и называет своё, не связанное с первым по смыслу. Следующий ребенок повторяет первое слово, второе и добавляет своё и т.д. |
«Исправь Незнайку» Цель: Развитие фонематического слуха. Обучение пониманию смысла предложения | Формирование умения правильно выражать свои мысли в речи | Помоги Незнайке. Скажи правильно: «Папа ушла на работу». Какое слово Незнайка перепутал: «Жучка будку не доела. Неохота, надоело». Найди ошибку в предложении и исправь её: «Коза принесла корм девочке». |
«Живые звуки» Цель: Формирование звукового анализа и синтеза слов | Формирование умения планировать и согласованно выполнять совместную деятельность | По полученным буквенным карточкам встаньте по порядку так, чтобы из ваших букв получилось слово. Поменяйтесь местами так, чтобы из ваших слов получилось другое слово. |
«Составь слово» Цель: Формирование звукового анализа и синтеза слов | Формирование умения планировать и согласованно выполнять совместную деятельность | По буквенным карточкам или буквам (по одной у каждого) составьте как можно больше слов. |
«Наборщик» Цель: Формирование звукового анализа и синтеза слов | Формирование умения планировать и согласованно выполнять совместную деятельность | По буквенным карточкам или буквам (по одной у каждого) составьте слово из ваших букв. |
«Доскажи словечко» Цель: Формирование звукового анализа и синтеза слов | Формирование умения планировать и согласованно выполнять совместную деятельность | Кто-либо из детей или логопед называет слог или часть слова. Другой ребёнок добавляет слог или несколько слогов так, чтобы получилось слово. |
«Добавь предлог» Цель: Развитие умения понимать и правильно употреблять в речи предлоги | Формирование умения правильно выражать свои мысли в речи | Послушай предложение и добавь в него недостающее слово: «Лиса идет… своими лисятами». |
«Подружи слова» Цель: Развитие умения устанавливать связь слов в предложении | Формирование умения правильно выражать свои мысли в речи | Подружи слова так, чтобы получилось предложение: «Мама, варить, компот». |
«Чего не стало» Цель: Развитие внимания и зрительной памяти, согласование | Формирование умения взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться | Рассмотри картинки, запомни их, затем закрой глаза. Одна из картинок убирается. Открой глаза и скажи чего не стало. («синего автобуса») |
«Что изменилось» Цель: Развитие внимания и зрительной памяти, согласование | Формирование умения взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться | Рассмотри картинки, запомни их, затем закрой глаза. Несколько картинок поменяли местами. Открой глаза и скажи, что изменилось. |
«Найди пару» Цель: Развитие фонематического слуха | Формирование умения взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться | Подбери к своей картинке пару по заданному признаку. (рубашка-ромашка) |
«Найди предметы, которые называются одинаково» Цель: Развитие лексики, ознакомление с многозначностью слов | Формирование умения взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться | Найди предмет, который называется так же, но обозначает другой предмет. |
«Добрые слова» Цель: Обогащение словарного запаса | Формирование умения уважать в сотрудничестве и общении партнера и самого себя | Подбери синонимы к заданному слову из ряда предложенных. |
«Назови ласково» Цель: Обогащение словарного запаса | Формирование умения уважать в сотрудничестве и общении партнера и самого себя | Назови ласково предметы, имена. |
Придумывание диалога к сюжетной картинке Цель: Формирование диалогической формы речи | Развитие диалогической формы речи. Формирование умения правильно выражать свои мысли в речи | По сюжетной картинке придумай диалог между героями. |
Разыгрывание ситуации общения Цель: Формирование диалогической формы речи | Развитие диалогической формы речи. Формирование умения правильно выражать свои мысли в речи | Придумай диалог между героями. |
«Проблемная ситуация» Цель: Формирование диалогической формы речи | Развитие диалогической формы речи. Формирование умения правильно выражать свои мысли в речи | Детям предъявляется проблемная ситуация. Задача детей: инсценировать диалог, в котором они будут стараться аргументировано отстаивать свою позицию. |
Интервью Цель: Формирование диалогической формы речи | Развитие диалогической формы речи. Формирование умения правильно выражать свои мысли в речи | Возьми интервью у товарища. |
«Четвёртый лишний» Цель: Формирование обобщающей функции речи | Формирование умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции | Рассмотри картинки и назови их. Три картинки подходят друг к другу и их можно назвать одним словом. Одна картинка не подходит к ним. Она лишняя. Назови ее и объясни, почему она лишняя. |
«Сравни» Цель: Формирование обобщающей функции речи | Формирование умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции | Назови предметы по картинкам. Скажи, чем они похожи, чем различаются. |
«Что общего» Цель: Формирование обобщающей функции речи | Формирование умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции | Назови предметы по картинкам. Скажи, что в них общего. |
«Найди семью» Цель: Формирование обобщающей функции речи | Формирование умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции | Раздели предметы по группам (от 2 до 5). Назови каждую группу одним словом. (деление слов по лексическим группам) |
«Цепочки» Цель: Обучение умению устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями | Формирование умения передавать конкретное содержание | Собери цепочку из четырёх карточек, подбирая их по смыслу и раскладывая в нужном порядке. Составь рассказ по картинкам. |
«Найди главные слова» Цель: Обучение умению находить основу предложения | Формирование умения передавать конкретное содержание | Прослушай предложение и найди главные слова: «Солнышко ярко светит». |
«Лишние слова» Цель: Обучение умению понимать смысловую законченность предложения | Формирование умения передавать конкретное содержание | Прослушай предложение и скажи, какое слово в нем лишнее. Произнеси предложение правильно. |
Составление текста из отдельных предложений Цель: Обучение умению составлять текст из данных в нарушенной последовательности предложений | Развитие монологической формы речи. Формирование умения передавать содержание | Прочитай текст и ответь, о чем в нем говорится. Связаны ли предложения по смыслу? Расположены ли предложения по порядку? Какое предложение первое, второе, третье, четвертое? |
Работа с не пунктированным текстом Цель: Обучение умению делить текст на предложения | Развитие монологической формы речи. Формирование умения передавать содержание | Прочитай текст и скажи, о чём в нём говорится. Чего в нём не хватает? Расставь знаки препинания. О чём говорится в первом предложении, во втором, третьем, четвёртом? |
Составление рассказа по серии картинок Цель: Формирование умения определять последовательность событий по серии картинок и составлять связный рассказ с опорой на них | Развитие монологической формы речи. Формирование умения передавать содержание | Рассмотри картинки и скажи, что на них изображено. Если правильно разложишь по порядку, сможешь составить рассказ. |
Составление рассказа по сюжетной картинке Цель: Формирование умения видеть все детали, придумывать сюжет, подходящий по смыслу к данной картинке, и составлять связный рассказ по ней | Развитие монологической формы речи. Формирование умения передавать содержание | Рассмотри картинку и скажи что на ней изображено. (Логопед направляет внимание ребенка на детали, которые он упустил.) Придумай рассказ обо всем, что ты здесь увидел. |
Составление рассказа с опорой на слова Цель: Развитие умения обобщать ситуации, находить взаимосвязь между предметами и явлениями, составлять творческий связный рассказ | Развитие монологической формы речи. Формирование умения передавать содержание | Прочитай слова. Есть ли тут непонятные слова? Составь рассказ, используя эти слова. (Логопед помогает ребенку серией наводящих вопросов установить взаимосвязь между словами.) |
Составление рассказа с опорой на предметные картинки Цель: Развитие умения обобщать ситуации, находить взаимосвязь между предметами и явлениями, составлять творческий связный рассказ | Развитие монологической формы речи. Формирование умения передавать содержание | Рассмотри картинки и составь по ним рассказ сначала по первой картинке. Подумай, как вторая картинка может быть связана с первой, а третья со второй и первой? Как продолжит историю четвертая картинка? |
«Четвёртый лишний» Цель: Формирование обобщающей функции речи | Формирование умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции | Рассмотри картинки и назови их. Три картинки подходят друг к другу и их можно назвать одним словом. Одна картинка не подходит к ним. Она лишняя. Назови ее и объясни, почему она лишняя. |
«Сравни» Цель: Формирование обобщающей функции речи | Формирование умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции | Назови предметы по картинкам. Скажи, чем они похожи, чем различаются. |
«Что общего» Цель: Формирование обобщающей функции речи | Формирование умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции | Назови предметы по картинкам. Скажи, что в них общего. |
«Найди семью» Цель: Формирование обобщающей функции речи | Формирование умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции | Раздели предметы по группам (от 2 до 5). Назови каждую группу одним словом. (деление слов по лексическим группам.) |
«Ярмарка» Цель: Развитие умения выделять признаки предмета и, опираясь на них, строить доказательство | Формирование умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции | Прорекламируй товар, расскажи о нём так, чтобы его захотелось купить. |
«Небылицы» Цель:Развитие умения находить несоответствия, доказывать их | Формирование умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции | Детям зачитывются тексты нелепого содержания. «Скажи, что не так. Как бывает на самом деле?» |
«Картинки нелепицы» Цель: Развитие умения находить несоответствия, доказывать их | Формирование умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции | Детям предлагаются картинки нелепицы. «Скажи, что напутал художник?» |
«Бывает - не бывает» Цель: Развитие умения находить несоответствия, доказывать их | Формирование умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции | Послушай тексты и скажи, бывает ли так на самом деле, хлопнув в ладоши. Если не бывает, объясни, почему так не может быть. |
«Закончи предложение» Цель: Формирование умения составлять предложения | Формирование умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции | Закончи начатое предложение. Например: «Ребята не пошли в театр, потому что…» |
ДОКЛАД
«Развитие речевой деятельности у школьников с ОВЗ в играх и упражнениях в условиях перехода к ФГОС»
Учитель-логопед: Калиновская Н.А.
Ноябрь 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевой деятельности обучающихся в рамках ФГОСОО» Конспект урока русского языка (развития речи) с использованием метода исследования
Происходящий в настоящее время переход к информационному обществу резко повышает роль человеческой индивидуальности, творческого начала в школьнике. По-новому складываются и взаимоотношения межд...
Возможности игры с кинетическим песком в развитии речевой деятельности школьников с нарушением интеллекта
В статье описаны упражнения, направленные на развитие речевой деятельности у школьников с нарушениями интеллектуального развития....
Доклад Коррекция и развитие речевой деятельности на уроках чтения и развития речи у учащихся с ОВЗ
Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Речевую деятельность следует рассматривать во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как реч...
Возможности игры с кинетическим песком в развитии речевой деятельности школьников с нарушением интеллекта
Рассматриваются различне игры с песком, направленные на стимуляцию речевого развития у ребенка, имеющими интеллектуальные нарушения....