коррекционная работа
статья по теме

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад57.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ДОКЛАД « РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА».

 Недоразвитие органов слуха лишает ребенка важнейших источников информации, что приводит к задержке психического и речевого развития, особенно если ребенок лишился слуха в раннем возрасте. Степень выраженности отставания в психическом развитии зависит от причин, тяжести и времени возникновения нарушения слуха. Чем раньше и тяжелее нарушены слух, тем более выражена у ребенка задержка психического и речевого развития. Недоразвитие всех компонентов речи (словаря, звукопроизношения, грамматического строя, связной речи) тормозит формирование абстрактно-логического мышления ребенка. Большое значение для состояния ребенка имеет и характер коррекционного воздействия.
 Встречаются случаи, когда ребенок с нарушением слуха, своевременно получивший коррекционное воздействие, в дальнейшем интеллектуально развивается нормально. В то же время есть дети, у которых нарушение слуха, а следовательно и речи, протекает на фоне умственной отсталости. Иногда дефекты слуха у ребенка сочетаются с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с различными соматическими и нервно-психическими нарушениями.
 Социальная адаптация детей с нарушенным слухом часто осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами, которые формируются как вторичные отклонения.  Поведенческие и эмоциональные нарушения детей с такими дефектами могут быть обусловлены и наличием органического поражения центральной нервной системы.
 Все эти факторы прямо или косвенно влияют на развитие личности ребенка.
 Личность - понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.
 Индивидуальность - своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.                                                                     Развитие личности у ребенка с нарушением слухового анализатора подразумевает развитие способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций, мотиваций и социальных установок.
1. РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ - ОДНА ИЗ ОСНОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.

В нашей стране ее продуктивно разрабатывали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. А. Крутецкий, Н. С. Лейтес и многие другие.

  Способности-это интегральные свойства личности, проявляющиеся в успешном выполнении какой-либо деятельности.
 На каждом этапе развития человека формирование его способностей зависит не только от обучения, но и от внутренних условий-анатомо-физиологических задатков способностей, психофизиологических структур, складывающихся на их основе в онтогенезе, уровня развития способностей, достигнутого к данному этапу .

  Исследования способностей  детей с нарушением слуха в основном, руководствуются подходом к проблеме способностей, который сложился в психологии.
 Способности рассматриваются как интегральные свойства личности, формирующиеся в деятельности на основе анатомо-физиологических задатков и наличных психофизиологических структур, имеющие сложный, многокомпонентный состав, который может быть представлен разными составляющими в индивидуальном варианте развития. Для общих и специальных способностей значимы все стороны личности. Но в структуре каждой способности наряду с общими компонентами имеются свои специфические образования, составляющие как бы ядро данной способности.
 При изучении способностей слабослышащих  детей рассматривались ранее выполненные исследования сурдо-психологии в области познавательных процессов, эмоционально-волевых и характерологических особенностей, межличностных отношений у детей с нарушением слуха. При проведении исследования учитывалось все то новое, что имеется в современной сурдопедагогике (предметно-практическое обучение в школе, формирование слухового восприятия речи и развитие речи как средства общения на этой основе; создание системы дошкольного специального обучения; подготовка глухих детей к разнообразной трудовой деятельности и т. п.).
2. САМООЦЕНКА И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ПРИ НОРМАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.
 Существенным признаком личности, формирующимся по мере ее становления, является самосознание. Одно из его проявлений - самооценка - включает в себя компоненты самопознания и эмоционально-ценностного отношения человека к себе . Самооценка играет важную роль в процессах саморегуляции человеком своего поведения, определяет уровень притязаний (УП), т. е. уровень тех задач, которые человек ставит перед собой и к решению которых считает себя способным. Самооценкой и притязаниями во многом обусловливаются эмоциональное самочувствие человека, степень зрелости его личности в целом. Формирование самооценки и уровня притязаний отражает внутренние противоречия, которые могут стать факторами психического развития .  

   Уровень притязаний, с одной стороны, зависит от способностей - индивидуальных особенностей человека, являющихся субъективными условиями успешного выполнения деятельности, и адекватной их оценки, с другой - определяет формирование этих способностей. Соотношение притязаний, самооценки и реальных возможностей ребенка может быть различным. Так, притязания и самооценка, оказавшись заниженными по сравнению с возможностями ребенка, не будут способствовать их развитию. Превышая же доступный ребенку уровень, притязания, их несоответствие способностям ребенка могут быть источником сильных переживаний; в таком случае необходима перестройка этих отношений. Тогда же, когда человек ставит перед собой достижимую цель и напряженно стремится к осуществлению своих намерений, могут складываться благоприятные условия для развития его способностей, наиболее полного их раскрытия.
 С возрастом самооценка и притязания отличаются большей зрелостью, адекватностью, соответствием возможностям человека.
  3. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ  ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.
 Особенности личности детей с нарушениями слуха в значительной мере обусловлены глухотой, замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами. Так, у глухих имеются большие трудности в формировании морально-этических представлений и понятий, преобладают контрастные, крайние оценки, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний  и выделение личностных качеств . Это мешает как адекватной оценке окружающих, так и формированию правильной самооценки: в этом отношении глухие  и слабослышащие дети отстают от слышащих того же возраста.                      

  На оценки окружающих и самооценку детей с нарушениями слуха, особенно младшего школьного возраста, заметно влияют мнения педагогов.

В семьях с детьми, имеющими какие-либо нарушения, и особенно, с глухими детьми, родители часто опекают своего ребенка неохотно предоставляя ему свободу, действия матерей нередко имеют директивный характер. Все это приводит к разрыву между возможностями ребенка и за часами, которые он регулярно выполняет, к усилению зависимости от взрослых и соответственно более медленному формированию его социальной зрелости.

  Глухие дети глухих родителей имеют меньше проблем в общении и адаптации, отличаются относительно большей зрелостью и имеют более позитивную самооценку, чем глухие и слабослышащие дети слышащих родителей.
  4.  РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК И ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ    СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.

  В нашей стране глухие и слабослышащие люди пользуются всеми гражданскими правами наравне со слышащими, что открывает перед ними широкий путь к образованию, полноценной трудовой и общественно-политической жизни и служит основой их социальной реабилитации, в обществе слышащих.                                                                                  

 Для успешного решения проблемы интеграции важное значение имеет совершенствование организации, программ и методов обучения и воспитания слабослышащих.

Об эффективности применяемой системы обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей свидетельствует неуклонное повышение уровня их общеобразовательной и профессионально-трудовой подготовки, уровня усвоения ими словесной речи в ее устном и письменном виде, навыков чтения и письма, чтения с губ и произношения. Показательно, что все большее число глухих и слабослышащих ребят, окончив специальную школу, в дальнейшем успешно обучаются вместе со слышащими в техникумах, а некоторые, закончив среднюю школу, поступают наравне со слышащими в высшие учебные заведения и получают таким образом высшее образование.
 Успешные результаты обучения в значительной мере обусловлены ранним его началом, формированием речи как способа общения в тесной связи с различными видами деятельности глухих дошкольников и школьников, правильной оценкой и рациональным использованием различных видов словесной речи (устной, письменной и дактильной), а также жестов, интенсивным развитием остаточного слуха, применением современной звукоусиливающей аппаратуры и других технических средств, которые позволяют не только максимально использовать остаточную слуховую функцию, но компенсировать слуховой дефект за счет зрения и чувствительности.                                                        

 Созданная в нашей стране система обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей и ее непрерывное совершенствование служат реальной предпосылкой все более полной интеграции их в обществе слышащих.

  Главное препятствие, которое стоит на пути глухого к полной интеграции,-это его затруднения в речевой коммуникации, в общении со слышащими посредством устного слова. Даже тот глухой или слабослышащий, который получил хорошую общеобразовательную подготовку, полностью владеет языком, его словарным составом и грамматическим строем, неизбежно испытывает трудности в восприятии устной речи окружающих.

  Даже при самом высоком уровне навыка чтения с губ зрительное восприятие устной речи значительно уступает нормальному слуховому как в точности, так  в скорости приема речевой информации. Большинство людей с недостатком слуха обладают, как известно, остатками слуха, позволяющими им в результате тренировки воспринимать с помощью современной звукоусиливающей аппаратуры те или иные элементы звучащей речи.

Собственная устная речь слабослышащих людей в большинстве случаев недостаточно разборчива для посторонних людей, которым необходимо время, чтобы привыкнуть к ее особенностям и без труда понимать ее.
 Лишь немногие из них достигают достаточно высокой степени интеграции, работая среди слышащих, относительно свободно общаясь с ними устной речью, не покидая их общества и в свободное от работы время.
Большинство глухих и слабослышащих людей, испытывая более или менее значительные трудности в коммуникации со слышащими, имеют потребность в обществе людей, лишенных слуха. Они устанавливают дружеские связи преимущественно с глухими и слабослышащими .   Браки между глухими и слышащими встречаются редко. Характерно, что, выбирая себе место работы, глухие в большинстве случаев отдают (при прочих равных условиях) предпочтение предприятиям, где уже имеется коллектив глухих. Стремление глухих и слабослышащих к установлению между собой связей в рамках предприятия, города, государства, к установлению международных контактов представляется вполне естественным. Его нельзя игнорировать. Объединение глухих в общества, ассоциации отнюдь не означает их обособления от слышащих. Оно лишь позволяет глухим и слабослышащим полнее проявить свою общественно-трудовую активность, раскрыть свои способности в области культурно-массовой деятельности, в сфере искусства, спорта.

   Исследование таких черт личности, как характера, способностей, социальных установок и т.д. у детей с нарушением слухового анализатора показывает, что в их развитии особенно велика роль обучения и воспитания, хотя это не снижает значения внутренних условий развития (анатомо-физиологических предпосылок, психофизиологических структур, складывающихся на их основе в онтогенезе, уровня развития ребенка, достигнутого к данному этапу). Необходимым компонентом формирования любой социально значимой особенности является развитие активной самостоятельной речи глухих и слабослышащих детей, становящейся средством регуляции психической деятельности. Важным компонентом развития личности оказывается достаточно высокоразвитое наглядное мышление, внутри которого складываются все мыслительные операции и речь приобретает роль средства мыслительной деятельности. Однако по отношению к речи наглядное мышление выполняет роль лишь одного из условий, способствующих ее развитию.

  Изучение уровня развития личности глухих и слабослышащих детей 7 лет, поступающих в школу, позволило установить следующее. Недостаточная познавательная активность, неумение организовать свою деятельность, низкий уровень развития интеллектуальных операций наглядного мышления, как правило, создают значительные затруднения в развитии речи и начальных этапов понятийного мышления, что в целом приводит к неусвоению программы специального детского сада и неготовности детей к школьному обучению. При среднем и высоком развитии вышеперечисленных компонентов у глухих детей успехи в развитии речи и понятийного мышления зависят от качества дошкольного воспитания, обучения, полученных каждым ребенком в специальном учреждении и семье.
 Очень важным для полноценного развития личности ребенка с нарушениями слуха является формирование способностей к конструированию, рисованию, речевых, математических и других способностей.
 Для формирования способностей к конструированию значимы такие компоненты, как умение мысленно представлять и анализировать конструируемый объект, предвосхищать в образах промежуточные и конечный результаты, умение изменять в ходе деятельности подход к решению, переосмысливать роль и место каждой части в конструкции, умение привлекать свой житейский и учебный опыт в непривычной ситуации, требующей творческого решения. Уровень сформированности конструктивных способностей у глухих и слабослышащих детей (от старшего дошкольного до среднего школьного возраста) существенно зависит от возможностей их наглядно-образного мышления и регуляции собственной деятельности на всех этапах решения задач. Для развития конструктивных способностей детей в условиях обучения необходимо целенаправленное обогащение их опыта решения наглядно-практических задач, в ходе которого дети учатся оперировать образами целого и его частей в их соотношениях друг с другом, переосмысливать эти соотношения, находить наиболее удачные их сочетания. Выявленные большие индивидуальные различия в деятельности конструирования у слабослышащих  школьников указывают на необходимость обоснованного индивидуального подхода при формировании их конструктивных способностей с учетом актуальных возможностей каждого ребенка.
Развитие художественно-изобразительных способностей у таких детей осуществляется на основе формирования у этих детей умения целостно видеть объект, понимать соотношение частей в целом, а также место каждого объекта в сложной композиции. Важно также, чтобы у детей развивалось воссоздающее и творческое воображение, позволяющее мысленно представлять себе объект в его отсутствие, перекомбинировать имеющиеся образы, создавать новые. Своеобразие в развитии восприятия, наглядного мышления и воображения у глухих и слабослышащих детей, обусловленное их дефектом, делает значимым обучение приемам и способам познания объектов.    Не менее важно научить детей приемам и способам изображения объекта, при этом особое значение имеет выработка у детей умения планировать свою деятельность, выделять в ней последовательные этапы, осуществлять речевую регуляцию. При значительных индивидуальных различиях в уровне развития художественно-изобразительных способностей у слабослышащих  детей одинакового возраста специально организованным обучением может быть обеспечено значительное продвижение в развитии их способностей.
 Изучение первоначального формирования речевых способностей у  детей с нарушением слуха позволило выделить такие важные для этого процесса компоненты, как потребность в общении и стремление общаться устной речью, относительная легкость в овладении словарем и грамматическим построением предложения, формирующаяся склонность к точному, полному, содержательному высказыванию.

  Современные методы специального обучения детей  с нарушением речи оказываются наиболее результативными в плане развития речевых способностей, если обеспечивается постоянное в течение дня общение устной речью, а умения грамматически правильного высказывания формируются в письменной речи и автоматизируются в устной.
 В развитии основ математических способностей у глухих  и слабослышащих детей главное - это формирование математических понятий и мыслительных обратимых действий с ними на базе активной речи детей и их предметно-практической деятельности. Все другие факторы - эмоционально-волевые компоненты, личностное отношение и т. д. - приобретают полную значимость при условии формирования этого главного компонента.

  У детей с разными интеллектуальными способностями могут быть разные притязания. Одни адекватно оценивают свои возможности, что проявляется и в уровне их притязаний. Другие глухие и слабослышащие  школьники, даже с относительно высоким или средним уровнем развития интеллектуальных способностей, склонны занижать свои притязания.

  Для полноценного развития личности  детей с нарушением слуха на каждом возрастном этапе необходимы специальное обучение и воспитание, которые направлены на всестороннее компенсаторное психическое развитие детей их речи, других познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, индивидуальных качеств личности. При наличии значительных индивидуально-психологических различий у детей  с нарушением слуха успех в усвоении школьных знаний зависит от структуры формирующихся способностей, от того, насколько недостаток в развитии одних компонентов способностей восполняется развитием других.

  Среди общих требований к содержанию образования для детей с отклонениями особо подчеркивается, что содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности больного ребенка, создание условий для ее самореализации. Содержание образования должно обеспечить формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в системы мировой и национальных культур.

Список литературы:

1. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М., 1988.
2. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. -М., 1993.
3. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. -М.: Издательский центр "Академия", 1999.
4. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения. /Под ред. Т.В. Розановой. -М.: Педагогика,1991.

5. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. -М.: Издательский центр "Академия", 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад “Средства коррекционной работы по развитию речи глухих детей “ Учитель-дефектолог Позднякова Татьяна Николаевна ГОУ специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида № 65

Значение устной речи для овладения языком, условия развития мышления глухих детей раскрыто в работах Ф.А, Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной, Работа по развитию устной ...

«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...

Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы

Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы ...

Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы

Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы...

«Коррекционное сопровождение обучения и воспитания детей с проблемами в развитии и о необходимости системного подхода к коррекционной работе в школе»

В презентации раскрываются принципы, методы и особенности психолого-педагогического сопровождения сопровождения глухих детей....

Обмен опытом. Инновационные технологии коррекционной работы в коррекционной школе.

В педагогике современной школы ключевым словом образовательного процесса  является развитие личности. От того, как личность человека сформирована в школе в процессе обучения различным дисциплинам...

ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗПР(КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ)ИМИСЯ С ЗПР(КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ)

Дискалькулия – нарушение способности считать разной степени выраженности. В большинстве случаев она выявляется в детском возрасте или в начальной школе и тогда же корректируется....