"Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математики."
статья по теме

Головко Елизавета Николаевна

В течение нескольких лет я работаю по  программе для общеобразовательных учреждений. Математика 5 - 6 классы. /Авт.-сост. В. И. Жохов/, Москва, «Мнемозина», 2010 г.

      Основная цель моей работы состоит в обеспечении условий для формирования совокупности знаний, умений, навыков учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики. Для реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:
1. создание на уроках математики условий для развития  познавательной деятельности учащихся;
2. формирование и развитие общеучебных, самостоятельных, познавательных навыков учащихся;
3. создание условий для добывания знаний из реальной жизни, для овладения различными методами действий в нестандартных ситуациях;
4. способствовать выработке знаний и умений,  планирования, целенаправленности,  анализа, самооценки познавательной деятельности у учащихся;
5. формирование у обучающихся способности овладения различными методами познания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие познавательной деятельности учащихся

на уроках математики».

Автор: учитель математики МКОУ Смаглеевской СОШ Головко Е.Н.

В течение нескольких лет я работаю по  программе для общеобразовательных учреждений. Математика 5 - 6 классы. /Авт.-сост. В. И. Жохов/, Москва, «Мнемозина», 2010 г.

      Основная цель моей работы состоит в обеспечении условий для формирования совокупности знаний, умений, навыков учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики. Для реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:
1. создание на уроках математики условий для развития  познавательной деятельности учащихся;
2. формирование и развитие общеучебных, самостоятельных, познавательных навыков учащихся;
3. создание условий для добывания знаний из реальной жизни, для овладения различными методами действий в нестандартных ситуациях;
4. способствовать выработке знаний и умений,  планирования, целенаправленности,  анализа, самооценки познавательной деятельности у учащихся;
5. формирование у обучающихся способности овладения различными методами познания.
           В основе моего опыта лежит идея: формирование  у учащихся деятельного состояния, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлениям волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности ребёнка.

           Способы развития познавательной деятельности, которые я использую на уроках:

1. Создание атмосферы заинтересованности: достижение поставленной цели, оценка труда.

2. Стимулирование к диалогу, создание ситуации общения, то есть такой

 ситуации, в которой ребята должны:

  • Защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания;
  • Задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;            
  • Рецензировать ответы товарищей, вносить коррективы, давать советы;
  • Делиться своими знаниями с другими;
  • Помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное.

3.  Побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько решений предпринятых самостоятельно.

4. Смена форм деятельности повышает работоспособность ребят на уроке (устная работа, работа классом, самостоятельная работа, индивидуальные задания, самопроверка, игровые элементы).

5.  Физкультурная минутка; можно пошутить, дать ребятам снять напряжение, усталость.

6.  Попросить ребят составить карточки-задания друг для друга.

7.  Поощрение любой познавательной деятельности учащихся.

8.  Высокий темп урока: план составляется так, чтобы каждый ребенок был занят, таким образом у учеников не остается свободного времени, чтобы отвлекаться .

         Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия очень быстро вызывают скуку. Работа учителя по развитию познавательной деятельности учащихся наиболее эффективна, а качество знаний учащихся выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие их познавательный интерес. В своей работе я использую приемы и методы, которые позволяют вовлечь учащихся в активную, познавательную, творческую деятельность.

  В урок я включаю:

  • Занимательные задания;
  • Занимательное содержание материала;
  • Игровой материал;
  • Составление кроссвордов;
  • Заслушивание написанных сообщений;
  • Конкурсы, соревнования.

           Различные формы проведения урока позволяют разнообразить учебный процесс. Дети охотно включаются в работу, ведь здесь нужно проявить знания, смекалку, творчество.

   

Устный счет.

           Большое значение в обучении имеет организационный момент урока. Чтобы быстро настроить детей на работу, но сделать это без понуканий и строгости я  начинаю урок с устного счета. В своей работе я применяю два вида устного счета. Первый – это тот, при котором числа демонстрируются перед учащимися с использованием карточек, записью на доске и при этом читаются. Работает зрительное, слуховое восприятие учащихся, чем существенно облегчается процесс вычисления. Второй вид устного счета – это когда учащиеся воспринимают числа и действия над ними на слух. Второй вид устного счета сложнее первого, но эффективнее в методическом смысле. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление уменьшает интерес как к счету, так и к уроку вообще, поэтому в своей работе я использую различные приемы устного счета, например, игровые.
Игровые моменты на уроке делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у детей доброе, рабочее настроение. Примеры могут быть оформлены в виде индивидуального лото, всевозможные формы кодированных ответов, ребусы.

 

      Интересны для учащихся устные коллективные разминки, занимающие не более 5 минут, развивающие быстроту реакции, внимательность, умение четко и конкретно мыслить. В такие разминки следует включать вопросы, требующие однозначного, быстрого хорового ответа и направленные на актуализацию опорных знаний, и на проверку домашнего задания, и на отработку каких либо математических понятий и определений.

        Неоценима на уроках математики роль физминуток, которые можно проводить не только для двигательной активности учащихся, но и для отработки математических правил в игровой форме.

Игра

          В своей работе большое внимание уделяю игре. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не понимают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены.

      Включение игры в учебный процесс повышает интерес к предмету, т.к. в процессе игры мышление протекает более активно под воздействием положительных эмоций, соревнования, желания выиграть. Игра - метод обучения, и с её помощью должны решаться образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

В процессе проведения игры я стараюсь реализовать следующие цели:

1 .Образовательная - закрепление и обобщение полученных знаний,  включение элементов занимательности интереса в урочную и неурочную работу для более успешного усвоения материала, получения новых знаний в процессе игры;

2. Развивающая - умение сопоставить и сравнить факты, делать самостоятельные выводы; развивать творческую самостоятельность учащихся, творческое мышление, умение работать с различными источниками информации.

3. Воспитательная - формирование интереса к предмету; воспитание чувства коллективизма, ответственности за результаты своей работы и учёбы.

       Чаще всего в форме игры я провожу повторительно-обобщающие  уроки: это соревнования, игра-путешествие; игровые моменты стараюсь включить в каждый урок, особенно в 5-6 классах. Кроме активизации работы учащихся, соревнования несут и воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехам товарищей.

Нестандартный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, это возможность каждому проявить себя в новом качестве, это возможность каждому развить свои творческие способности. Дети, как правило, бывают поставлены в ситуацию успеха, что способствует пробуждению их активности в работе на уроке.


Сообщение сведений из истории математики.

        Там, где это оправдано программой, вводной частью урока, привлечь интерес и внимание учащихся, может  короткий увлекательный рассказ, связанный с историей математики. Такие краткие экскурсы в прошлое математики вызывают у учащихся интерес. Сообщение сведений из истории науки полезно и в познавательном плане, ибо способствует формированию у учащихся мировоззрения.

Исторический материал я использую  на разных этапах урока. Иногда эти сведения  даю перед объяснением нового материала, иногда связываю его с отдельными вопросами темы урока, а иногда даю как обобщение или итог изучения какого-нибудь раздела, темы курса математики. В первом случае исторические сведения помогут лучше мотивировать важность новой темы и нового раздела, что вызовет интерес учащихся к их изучению.

       Использование в школьном курсе математики элементов науки истории способствует развитию у учащихся прочного и устойчивого интереса к предмету, более глубокому и сознательному усвоению математики. Для кратких исторических сведений иногда достаточно 2— 5 мин урока. Затрата времени окупается повышением интереса к данной теме.

Самостоятельная работа

   Самостоятельное выполнение заданий – самый надёжный показатель качества знаний, умений и навыков учащихся.  Ученик, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы при решении поставленных проблем.

      В целях повышения ответственности учащихся за результаты своего труда, для развития самостоятельности в овладении знаниями я использую различные формы контроля знаний. Известно, что опрос, письменный или устный, - основное средство «обратной связи» в системе «учитель-ученик». Проверка и оценка знаний, умений, навыков является важной и необходимой частью учебного процесса.
       В своей работе для проверки знаний использую
 тесты. Они позволяют провести более широкий тематический контроль материала на ту или иную тему, а может быть, и на ряд тем. Тест позволяет сэкономить время на уроке.

Кроме того, тест благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления.
         

ИКТ

В своей работе я использую презентации, которые содержат демонстрационные программы для объяснения нового материала, для закрепления изученного, программы для организации устного счета. Использование таких презентаций дает хороший результат. Мною используются также диски по математике.

        Применение электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:

-      экономию времени при объяснении нового материала;

-      представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;

-      воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;

-      постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися.

Это, в целом, стимулирует разнообразие творческой деятельности учащихся, дает возможность увеличения объема информации, воспитывает навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету.  

         Одним из главных качеств личности ученика становится его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

  • В заключение хочется сказать, что  дети любят уроки и ждут их с нетерпением, каждый урок для них – открытие нового, еще не познанного. Я стремлюсь в своей работе к созданию условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной деятельности, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

«Проектирование системы деятельности, направленной на развитие познавательной активности учащихся на уроках математики».

Описание форм работы, направленных  на  развитие  и укрепление  познавательного  интереса   учащихся и как важного мотива  учения, и как стойкую черту л...

"РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"

"Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая , сделать его занимательным"Б.Паскаль...

Статья - Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках математики в 5-6 классе Автор - Гаврилова Е.А.

                   Анализируя итоги международного исследования PISA, эксперты констатируют, что 71% российских учащихся преодолели по математи...

Самообразование и профессионального развития по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с применением новых технологий».

Самообразование и профессиональное развитие с целью совершенствования системы работы по подготовке к ОГЭ, внедрению компетентностного подхода в межаттестационный период осуществлялись по теме «А...

Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности

Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности...