Презентация "Нарушения чтения и письма".
презентация к уроку по теме

Петрова Ольга Александровна

Устная и письменная речь тесно связаны, поэтому значительно легче  и целесообразнее  предупреждать  нарушения письма и чтения, чем их преодолевать. Одно из необходимых условий  предупредительного воздействия - раннее  распознавание признаков речевого недоразвития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon narusheniya_chteniya_i_pisma.zip2.88 МБ

Подписи к слайдам:

Речевая симптоматика
Перестановки букв и слогов
Чулан –»
чун
ал
» зима – «
зи
ам
»
Вставки лишних букв
«
ш
Е
кола
», «
девоч
И
ка
» , «
яр
Е
че
» «
ла
Н
мпа
»
Двойное воспроизведение первой буквы
«
а
август
»
«
с
скоро
»
Разделение одного слова на части
«У ___
тюг
» «
о___

кно
»
Слияние нескольких слов в одно
«
детииграли
»

Пропуск букв
«
снки
» - санки «
кичат
» -кричат

Пропуск буквы на стыке слов
«ста»
Л
лакать
«
прилетае
»
Т
_только
зимой

Пропуск слогов, включающих одинаковые буквы
«наста»
ЛА
« ходи»
ЛИ
4.
Аграмматическая

дисграфия
.
Выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
Современное состояние вопроса о нарушениях чтения и письма.

Определение
Этиология и механизмы

речевая
Симптоматика

неречевая


Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс.


3.
Дисграфия
на почве нарушения
языкового анализа и синтеза.
Несформированность
анализа предложения;


несформированность
деления слов на слоги, слоги на звуки;
пропуски в словах согласных букв, при их стечении;
пропуски гласных букв;
перестановка букв;
вставка лишних букв
Спасибо за внимание.

Хрестоматия по логопедии. Ч. 2. М., 1997.
Логопедия / Под. ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. М. : «
Владос
», 1998г.
Садовникова
И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.

Ефименкова
Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991
Материал: http://www.yandex.ru/

Нарушения чтения и письма – кто виноват?
Что делать?





учитель -
логопед О. А. Петрова.

МДОУ ДСКВ № 32
Что делать?
Классификация нарушений чтения
Фонематическая
Аграмматическая
Семантическая
Мнестическая
Оптическая
Тактильная

2
.
Артикуляторно-акустическая
форма
дисграфии
.
Замены:
Р-Л С-Ш Ж-З
Р
ак –

л
ак

с
тол



ш
тол

ж
ук



з
ук

ковё
р



ковё
л

с
кала



ш
кала

ко
ж
а - ко
з
а

Щ-Ч Т-Ч
щ
енок



ч
енок


т
е
т
радь



ч
е
ч
ра
ч
ь
Ц-С Ц-Т
ц
ыплёнок


с
ыплёнок


рукави
ц
ы

-

рукави
т
ы

П-Б

б
у
б
лик



п
у
п
лик

(
п
у
б
лик,
б
у
п
лик
)
Неречевая симптоматика
трудность ориентировки в пространстве;
несформированность

оптико
– пространственных представлений;
задержка дифференциации правой и левой руки.
Знаменитые
дислексики
и
дисграфики
.
Виды
дисграфии
.

1.
Акустическая форма
дисграфии
.

Смешиваются:
обозначающие звонкие - глухие согласные

(Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.),
свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.),
аффрикаты


(Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).


лабиализованные гласные ( О – У; Е -Ю)
соноры

( Р – Л;
й
– Ль)
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме:
"
писмо
", "
лубит
", "
больит
" и т.д.
Замена гласных: 0 –У («
тОча
» - туча) Е –И («лес» – лис)
Речевая симптоматика
дислексии
.
Трудности в усвоении букв.
Замены графически сходных букв.
Побуквенное чтение.
4. Искажения
звукослоговой
структуры.
5.Нарушение понимания прочитанного.
6.Замены слов.
7.Аграмматизмы при чтении.
Неречевая симптоматика
Нарушения:
неврологические;
познавательной деятельности;
психические
5. Оптическая форма
дисграфии
.
Ошибки наиболее часто
встречающеся
на письме.
Замена букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов
и-ш
Замена оптически сходных букв
п-т

Пропуски, не дописывание элементов букв
и-у
Зеркальное изображение
е-з

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Организация интерактивного чтения через применение технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).

Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Ученики должны научиться рассматривать информацию с разных точек зрения, делать выводы относительно е...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...

Групповая работа в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща. Прием: Чтение, суммирование, прочитанного в парах.

Методическая разработка по теме "Групповая работа в рамках технологи развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща....

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...