Курс "Православная культура Дона"
рабочая программа (5 класс) по теме

Попова Оксана Владимировна

Цель изучения курса «Православная культура Дона »-способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью, осознание этнической и культурной самобытности донского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание любви и уважения к родному языку и культуре малой Родины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОСНОВАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                           «Православная культура Дона»                          

1. Международные документы.

      2.1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г.

     2. 2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

     от16 декабря 1966г.

     2.3. Международный пакт о гражданских и политических правах от16 декабря 1966г.

     2.4. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости  и дискриминации на

           основе   религии и убеждений от 25 ноября 1981г.

      2.5.  Конвенция  ООН о правах ребёнка от 20 ноября 1989г.\статьи 12-14\

2.   Документы   РФ.  

    1.1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.

    1.2. Закон  РФ «Об образовании» от 1992г. \с последующими изменениями и дополнениями.

     1.3. Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от1992г.  \с последующими изменениями и дополнениями.

     3.   Документы   Министерства образования и науки  РФ:

3.1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России 2003 г. № 1089 от 5 марта 2004).

3.2..Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897

3.3. Письмо Министерства образования РФ от 14.06.1999 № 14-53-28 ИН\14-04 «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений»

  1. 3.4. Письмо МО РФ №549/28-16 от 12.07.2000. \представлена информация о деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений, которую необходимо учитывать при организации воспитательной работы, введении религиоведческого, религиозного образования.
  2. 3.5. Письмо Министерства образования РФ от 22.10.2002 № 14-52-876 4н\16 «О примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура»
  1.  Письмо МО РФ №01-51-01-ЗИН от 13.02.2003 \комментарии к позиции министерства по вопросам введения курсов религиоведческого содержания.
  2. Приказ Министерства образования РФ № 2833  от 01.07.2003 «О предоставлении государственными и муниципальными государственными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ
  3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.  
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.                                                
  5. Концепция включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования учебного предмета "Православная культура" в составе новой образовательной области учебного плана "Духовно-нравственная культура".2007г.
  6. Целевая комплексная программа "Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России"2006-2010.

4.   Документы органов государственного управления Ростовской области, в т.ч.    

Документы   Министерства общего и профессионального образования Ростовской области:

4.1.Областной закон Ростовской области «О духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся в образовательных учреждених в Ростовской области от 15 июня 2010 г. № 4421-ЗС.

4.2. Письмо МО Ростовской области №426/13 от 4.02.2000 «О соблюдении законности во взаимодействии образовательных учреждений с религиозными организациями».

4.3. Письмо МО Ростовской области №4126/03 от 05.09. 2001 «О взаимодействии с религиозными организациями и объединениями».

4.4. Договор о сотрудничестве министерства образования Ростовской области и Ростовской епархии Русской Православной Церкви от 25.09.2001.( С последующей пролонгацией)

4.5. Письмо МО Ростовской области №5670/03 от 24.10.2002 «Об организации изучения образовательного запроса на религиоведческое образование». Аналический отчет по результатам социологического исследования образовательного запроса на религиоведческое образование».

4.6. Письмо Министерства образования Ростовской области от 13.02.2003 № 01-51-01 ЗИН «О курсах религиоведческого содержания»

4.7. Приказ МО Ростовской области от 16.06.2004 № 1343 «Об организации пилотных учреждений, реализующих программы религиоведческого образования».

4.8 Письмо Министерства образования Ростовской области от 28.09.2006  № 6823\03 «Об изучении исторических и культурных основ мировых религий»

4.9. Договор о сотрудничестве Министерства общего и профессионального  образования Ростовской области и Ростовской епархии Русской Православной Церкви от2007г.

4.10 Письмо Министерства образования Ростовской области от 15.09.2007 «Об организации конкурса им.Св.Димитрия Ростовского».

4.11. Письмо МО Ростовской области 11.09.2003 № 5426/03 «О религиоведческом, религиозном образовании в Ростовской области».

4.12. Приказ  Министерства общего и профессионального образования Ростовской области  № 1563 от 06.06.2008г. «Об организации пилотных учреждений…»

4.13 Приказ  Министерства общего и профессионального образования Ростовской области          № 2662 от 12.09.2008г.  «О духовно-нравственном развитии и воспитании подрастающего поколения.

  1. Цели изучения курса.

Цели

1.Общеучебные.

  • Сформировать представление о  православной культуре донского казачества, традициях казачьего быта как условия формирования национального самосознания;
  • Осознать исторический  характер формирования православной казачьей культуры ;
  • Приобщать учащихся к богатствам народно - поэтического наследия Дона;
  • Развивать у учащихся способности эстетического восприятия и оценки явлений православной культуры, а также отражений в ней явлений жизни;
  • Овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения:
  • Воспитать высокие нравственные качества личности, патриотические чувства, гражданскую позицию, любовь к малой Родине;
  • Использовать изучение курса «Православная культура Дона» для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

2. Предметно - ориентированные

1. Культура устной и письменной речи.

  • Читать правильно, бегло и выразительно вслух художественные учебные тексты, в том числе наизусть;
  • Вести устный пересказ ( подробный, выборочный, сжатый;
  • Составлять отзыв на самостоятельно прочитанное  произведение, просмотренный фильм и т.д.;
  • Готовить сообщение, доклад, интервью об истории и культуре Дона;
  • Отвечать на вопросы в соответствии с их характеристикой и назначением;
  • Вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации, связно излагать материал из нескольких источников;
  • Использовать следующие виды письменных работ:
  1. Развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением;
  2. Сочинение на литературную или свободную тему.

2  Работа с книгой и другими источниками информации.

  • Владеть всеми видами учебного чтения;
  • Совершенствовать навыки выразительного чтения;
  • Уметь обобщать и систематизировать материал в пределах учебной темы;
  • Слушать объяснение учителя, рассказ ученика;
  • Уметь работать с очерками по истории и культуре;
  • Уметь пользоваться различными словарями и энциклопедиями.

  1. Достижение данных целей способствует приобретению учащимися основ компетентности в курсе «Православная культура Дона».

Региональный компонент.

Знать

  • Литературу донских писателей с позиции духовно-нравственного воспитания, развития мировоззренческих позиций, нравственных и этических норм, формирование православной культуры с учетом традиций родного края;
  • Своеобразие выразительного и меткого языка донской литературы, народно - поэтическое наследие Дона;
  • Связь произведений с историей Дона и с историей развития литературы Дона и о  Доне;
  • Исторический характер формирования казачьей культуры.

Уметь

  • Читать осмысленно и выразительно духовные произведения, поэтические и прозаические произведения УНТ и писателей Дона;
  • Обладать элементарными навыками сбора информации  и ее обработки  по курсу «Православная культура Дона»;
  • Уметь использовать собственные впечатления и наблюдения по Донскому краю, факты литературного краеведения при анализе произведений житийной литературы и произведений донских писателей;
  • Находить в словарях Донских говоров значения диалектных слов и выражений;
  • Характеризовать особенности изобразительно-выразительных средств, лексики и другие особенности языка художественных произведений и устного народного творчества.

  1. Структура курса «Православная культура Дона» для 5 класса (34 часа, 1 час в неделю).

Модуль (раздел).

Количество

часов

1

Казачество как целостное явление национальной истории России

2

2

Формирование самобытной народной культуры донских казаков.

2

3

Православие на Дону.

6

4

Образ жизни и основные занятия донских казаков.

3

5

Бытовая культура и нравы донских казаков.

10

6

Костюмы и одежда донских казаков.

2

7

Обычаи, обряды и язык донских казаков.

9

  1. Контроль реализации программы.

Система контроля.

  1. Устное публичное выступление ( выразительное чтение, в том числе наизусть, доклад, сообщение, беседа по вопросам и т. д.);
  2. Сочинение (рассуждение на этническую тему, отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный кинофильм и т. д.);
  3. Контрольные вопросы;
  4. Тестовые задания;
  5. Защита мини- проектов.

Стартовый контроль.

Вариант №1.

Сочинение: « Что вы знаете о православной культуре донского казачества?»

Вариант №2.

Викторина.

  1. Как называли коренных жителей Дона?
  2. Чем казаки отличались от жителей средней полосы России?
  3. Что вы знаете о Донской иконе Божьей Матери?
  4. Какие престольные праздники  вашего города знаете?
  5. Назовите столицу донского  казачества.
  6. Кто стоит во главе казаков?
  7. Чей бюст и почему расположен на площади «Щаденко» в г.Каменске-Шахтинском?

Перечень проверочных работ по модулям.

урока

Модуль (раздел).

Вид контроля.

2

Казачество как целостное явление национальной истории России

Письменный

опрос.

4

Формирование самобытной народной культуры донских казаков.

Тест.

10

Православие на Дону.

Творческий проект

13

Образ жизни и основные занятия донских казаков.

Устный опрос.

18

23

Бытовая культура и нравы донских казаков.

Устное

изложение.

Творческая

работа

25

Костюмы и одежда донских казаков.

Сочинение-

описание.

   29

   32

   34

Обычаи,  православные обряды и язык донских казаков.

Инсценирование.

Конкурс чтецов.

Творческий проект.

Итоговый контроль.

Вариант №1.

Сочинение: « Кого же сегодня можно считать казаком?»;

                       « Мои предки – донские казаки.» и т. д.

Вариант №2.

Творческая работа.

«Православные праздники в жизни казаков»

« Обычаи и обряды донских казаков в моей семье» и т. д.

  1. Уровни усвоения модуля.

В результате изучения курса  «Православная культура Дона» ученик  должен

Знать:

  • Связь произведений с  православной культурой Дона и с историей развития литературы Дона и о Доне;
  • Литературу донских писателей с позиции духовно-нравственного воспитания, развития мировоззренческих позиций, нравственных и этических норм, формирование культуры чувств с учетом культуры родного края;
  • Своеобразие выразительного и меткого языка донской литературы, народно - поэтическое наследие Дона;
  • Наизусть 3-5 стихотворения.

Уметь:

  • Находить в текстах этнографический материал;
  • Пользоваться важнейшими способами пересказа ( краткий, близкий к тексту и т.д.) изученных текстов и самостоятельно прочитанных произведений;
  • Читать осмысленно и выразительно поэтические и прозаические произведения УНТ и писателей Дона;
  • Находить самостоятельно и читать книги по истории Донского края, о культурных традициях населения Дона – донских казаков;
  • Работать с доступным справочным материалом;
  • Видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление ( например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению).

 

  1. Информационно- методическое обеспечение.
  1. Учебники.
  2. Методическое пособие для учителя.

Программно-методические материалы.  

/ Составили: Л.В.Куприянова, Т.И.Павлова, И.Р.Раике, В.Я. Рыбникова ; под общей редакцией В.Я. Рыбниковой – Ростов-на-Дону: Издательство РО ИПК .

  1. Пособия для учащихся:
  • Сборник текстов по курсу «Православная культура Дона» (материал отобран учителем Поповой О.В.);
  • Край родной. Хрестоматия для чтения. – Ростов-на-Дону: Издательство Баро, 2003 г.;
  • Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 5-7 классах. – Ростов-на-Дону: Издательство ЗАО «Книга», 2005г.;
  • Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 1-4  классах. – Ростов-на-Дону: Издательство ЗАО «Книга», 2005г.;

План-график.

Предмет: «Культура Дона».

5 класс.

Темы

Виды деятельности.

р/р

Кр.

Форма контроля.

1

Казачество как целостное

явление национальной истории России

2

Казачество как целостное

явление национальной истории России

*

Письменный

опрос.

3

Формирование самобытной народной культуры донских казаков.

4

Формирование самобытной народной культуры донских казаков.

*

Тест.

5

Образ жизни и основные занятия донских казаков.

6

Образ жизни и основные занятия донских казаков.

7

Образ жизни и основные занятия донских казаков.

*

Устный опрос.

8

Бытовая культура и нравы донских казаков.

9

Бытовая культура и нравы донских казаков.

10

Бытовая культура и нравы донских казаков.

11

Бытовая культура и нравы донских казаков.

12

Бытовая культура и нравы донских казаков.

*

Устное

изложение.

13

Бытовая культура и нравы донских казаков.

14

Бытовая культура и нравы донских казаков.

15

Бытовая культура и нравы донских казаков.

16

Бытовая культура и нравы донских казаков.

17

Бытовая культура и нравы донских казаков.

*

Творческая работа

18

Костюмы и одежда донских казаков.

19

Костюмы и одежда донских казаков.

*

Сочинение-

описание.

20

Обычаи, обряды и язык донских казаков.

21

Обычаи, обряды и язык донских казаков.

22

Обычаи, обряды и язык донских казаков.

*

Инсценирование.

.

23

Обычаи, обряды и язык донских казаков.

24

Обычаи, обряды и язык донских казаков.

25

Обычаи, обряды и язык донских казаков.

*

Конкурс чтецов

26

Обычаи, обряды и язык донских казаков.

27

Обычаи, обряды и язык донских казаков.

28

Становление и  развитие системы образования на Дону.

29

Становление и  развитие системы образования на Дону.

*

Сочинение-

рассуждение.

30

Трансформация культурных традиций во второй половине 19 –начале 20 века.

31

Трансформация культурных традиций во второй половине 19 –начале 20 века

*

Мини-проект.

32

Казачье возрождение на пороге 21 века.

33

Казачье возрождение на пороге 21 века.

*

Сочинение. Творческая

работа

34

Казачье возрождение на пороге 21 века.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Православная культура Дона» в 5 классе составлена на основе следующих документов:

  • Программа по курсу «Православная культура Дона» / составитель Попова О.В./;
  • Проекта стандарта регионального компонента основного общего образования  по литературе;
  • Примерного учебного плана Ростовской области БУП-2004.

Цель изучения курса «Православная культура Дона »-способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью, осознание этнической и культурной самобытности донского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание любви и уважения к родному языку и культуре малой Родины.

Осваивая программу, ученик формирует цельное представление о православном казачестве, раскрывает исторический характер формирования казачьей культуры, знакомится с краткой информацией о престольных православных праздниках, о кафедральных соборах и монастырях Дона, что расширяет представление о казачестве.

Рабочая программа рассчитана на количество часов, выделяемых на изучение интегрированного курса «Православная культура Дона» в 5 классе  (интегрированный курс создан на основе дисциплин из близких образовательных  областей, при этом изучение литературного материала сохраняет свою специфику, а история и ОПК Дона выступают в качестве вспомогательной основы), и учитывает общую концепцию гуманитарного развития учащихся.

При отборе произведений регионального компонента, включенных в данную рабочую программу, определяющими явились такие критерии, как идейно-художественная значимость, сопоставимость с произведениями базового компонента курса литературы, соответствие возрастным особенностям и созвучие интересам школьников.

В содержательном плане отбор текстов осуществляется в соответствии с основными направлениями изучения  православной культуры Донского края.

Это позволяет решить такие учебно - воспитальные задачи:

  • Освоение содержания литературы Дона и о Доне как феномене отечественной духовной культуре, порожденного географическим положением, особенностями исторического и экономического развития, этнокультурным своеобразием нашего региона;
  • Организацию нравственно-эстетического сопереживания школьников судьбам родного края, что позволит им  ориентироваться в изменяющимся мире;
  • Обогащение духовно-нравственного опыта учащихся образами лучших черт менталитета народа своей малой Родины;
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

В 5 классе формируется представление о специфике литературы как искусства слова, развиваются умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров, Предлагаемые тексты учитывают интерес учащихся этого возраста к сюжету и героям произведения. На этом этапе обучения начинается работа над умениями анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведений с исторической эпохой и культурным контекстом.



Предварительный просмотр:

Программа по курсу «Православная культура Дона»

для общеобразовательных учреждений

V класс.

( 34часа).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Главная цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. Она может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек , осознающий свою роль в окружающем мире.

Цель изучения курса «Православная культура Дона»- способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью, осознанию культурной и этнической самобытности донского казачества, воспитания гражданственности и патриотизма, воспитание любви и уважения к родному языку и культуре малой Родины.

   Данная программа составлена на основе обязательного минимума  содержания регионального казачьего компонента государственного стандарта литературного образования.  Осваивая программу, ученик формирует цельное представление о донском казачестве, раскрывает исторический характер формирования казачьей культуры, знакомится  с краткой информацией о престольных праздниках храмов Ростовской области, монастырях и святых земли Донской, что расширяет представление о казачестве.

Программа призвана обеспечить:

  • Приобщение учащихся к художественным богатствам литературы Дона и о Доне в ее внутренних взаимосвязях и связях с историческими судьбами России;
  • Организацию нравственно-эстетического сопереживания школьников судьбам родного края, что поможет им ориентироваться в изменяющемся мире;
  • обогащение духовно-нравственного  опыта учащихся образами  лучших черт менталитета народа своей малой Родины, стремлению к совершенствованию;
  • формирования умения школьников соотносить нравственные идеалы и художественные особенности произведений  региональной и русской литературы, выявлять их сходство и своеобразие художественных решений;
  • пробуждение интереса к народно-поэтическому наследию Дона , познание школьниками мира образов, выразительного меткого языка донской литературы;
  • осознание казачества как особой этнической группы.

Последовательное осуществления принципа вариативности дает учителю право выбора. Оно предполагает возможности сокращения или расширения списка предложенных произведений, если подготовленность класса  или какие-то иные обстоятельства покажут учителю целесообразность такого решения.

В течение учебного года ученик V класса выучит не менее 5-10 произведений ( православных молитв,стихотворений, обрядовых песен, частушек, фрагментов прозы) по собственному выбору или по указанию учителя.

Требования к уровню подготовки.

В результате изучения регионального казачьего компонента ученик должен:

Знать/понимать:

  • исторический характер формирования казачьей культуры;
  • связь произведений с историей православного Дона и с историей развития литературы Дона и о Доне;
  • авторов и содержание изучаемых художественных произведений;
  • способы создания художественного образа.

Уметь:

  • находить в текстах этнографический материал;
  • находить связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;
  • воспринимать художественный текст;
  • характеризовать особенности изобразительно-выразительных средств, лексики и другие особенности языка художественных произведений и устного народного творчества;
  • работать с доступным справочным материалом.

Количество часов на каждый раздел и тему определяет самостоятельно каждый учитель. Учителю необходимо продумать содержание и форму итогового занятия по курсу «Православная культура Дона». Это  могут быть и престольные праздники ,станичные посиделки, и казачьи бивуаки и т.д. Можно использовать активные формы обучения: экскурсии, театрализованные представления, дидактические игры, др. Разработка учащимися проекта и его защита так же может считаться формой итоговой аттестации.

5 класс.

Примерная программа.

1 Введение.

  • Казачество как целостное явление национальной истории России.
  • Теория происхождения казачества.
  1. Специфика текстов казачьих былин: краткость, эпическое отражение быта казачества, его обычаев, будней и праздников, своеобразие лексики. Патриотический пафос былин, запоминающиеся образы защитников земли русской.

П. Краснов «Казаки империи». (отрывок)

  • Обстоятельства формирования казачьего феномена.
  1. Тема героической истории донского казачества. Масштабное описание подвигов сынов Дона в сражениях. Осмысление автором роли освободительной миссии донского казачества.

А.Скрипов « С вольного Дона выдачи нет».

И.С. Никитин « Донцам».( в сокращении)

2. Формирование самобытной народной культуры донских казаков.

  • Донская субкультура как историческое явление.
  • Православная культура.
  • Самоорганизация казачьей общности.
  • Уклад донского казачества.

Нравственные идеалы, исторический, социальный, бытовой, культурный, этнический опыт казаков.

Предания казаков некрасовцев.

Отрывки из историко-литературных текстов.

3.Православие  на Дону

Православие определяло весь земной жизненный путь казака, его мировоззрение.

  • Православие  и защита  Отечества.
  •  Донская Божья Матерь- покровительница казачества.
  • Святые земли Донской.
  • Кафедральный собор.
  • Престольный Храм  вашего города.
  • Духовная обитель. Монастыри Ростовской области.

Посещение краеведческого музея,  экскурсия в храм , виртуальное путешествие по монастырям Ростовской области,  творческие проекты

«  Святые покровители земли Донской».

4.  Образ жизни и основные занятия донских казаков.

Картины многоукладной жизни населения Дона. Способы выражения авторской позиции. Психологизм писателя, средства создания характеров. Тема труда.

  • Казак-земледелец.

Н.К. Доризо  « Дон».

Пословицы и поговорки.

Е.А. Долматовский  «Сенокос».

М.Шолохов  отрывок из романа «Поднятая целина».кн1,гл.XXXIII, с. 249.

  • Казак-огородник, виноградарь.

Пословицы и поговорки.

  • Казак-рыболов.

Отрывки из «Поэтической» повести об Азовском осадном сидении.

М.Шолохов  отрывок из романа «Тихий Дон» кн.1,ч.1, гл.2,с.7-9.

А.Шемшелевич  «Рыбацкая примета».

5. Бытовая культура и нравы донских казаков.

  • Православные традиции общественного воспитания казаков.

Нравственные идеалы, исторический, социальный, бытовой, культурный, эстетический опыт казаков.

М.Шолохов  отрывок из романа «Тихий Дон» кн.1,гл.1,с.6.

Г.Д. Архипенко  «Быт, обычаи донских казаков» гл. Детство. Юность. с.42-49.

  • Традиции  православного семейного воспитания девушек-казачек.

Истинная женская красота  в понимании повествователя. Донской колорит на страницах сказки.

П. Лебеденко  Сказка «Доброе сердце дороже красоты».

  • Природа Дона как фактор воспитания свободной личности казака.

Поэтический образ природы. Прием одушевления и метафоры в изображении природы. Тема свободы.

В.Моложавенко  «Ветер с Родины», «Живая вода».

  • Легенды и мифы о Тихом Доне и любви к нему казаков.

Величественный образ Тихого Дона- защитника и кормильца в эпических и лирических произведениях. Особенности повествовательной манеры.

В.Моложавенко. Внутреннее состояние лирического героя А.С. Пушкина, поэтическая идея стихотворения «Дон».

В.Моложавенко «Почему Дон Иванович зовут», «Про сестер и братьев Дона  Ивановича».

А.С. Пушкин «Дон».

  • Мировоззрение. Самоуправление.

Отражение в произведениях народного опыта и ума. Поучительный смысл пословиц и сказок, отражение в них нравственных принципов жителей Дона.

Пословицы и поговорки.

Отрывок из сказки  казаков-некрасовцев  «Парень и царская дочь».

Сказка «Жбан» (фрагмент).

Г.Д. Астапенко  «Быт, обычаи донских казаков» гл. Мировоззрение. Самоуправление. с.55-58.

  • Верховые и низовые казаки.

Своеобразие языка донского казачества. Особенности говора нрава и быта верховых и низовых казаков в описании прошлого и исторических событий.

Г.Д. Астапенко  «Быт, обычаи донских казаков» гл. Мировоззрение. Самоуправление. с.58-62.

     М.Шолохов  отрывок из романа «Тихий Дон» кн.1,ч.1,с.14.

      Сказка  казаков-некрасовцев  «На Игнате вины нет».

  • Казачья трапеза.

Казачья трапеза как одна из слагаемых воссоздания исторической действительности на страницах художественного произведения.

М. Шолохов (фрагмент романа) «Поднятая целина» кн.1, с. 173, 275, 277 ;

«Тихий Дон» кн.2, ч.5, гл. XIV, С.247.

А.Софронов «Донской каравай»

Методика. Урок - обзор произведений донских авторов о культуре и нравах казаков. Творческое состязание.

6. Костюм и одежда донских казаков.

  • Одежда казаков и казачек донской знати, донских дворян.

Место костюма в воссоздании быта и характеристике нравов.

Сказки и предания казаков-некрасовцев.

М.Шолохов  отрывок из романа «Тихий Дон». КН.1, ч.1, гл.XI, гл.XXIII, кН.2, ч.5, гл.XIII.

Методика. При изучении можно провести урок - сопоставление.

7. Обычаи,  православные обряды и язык донских казаков.

  • Увеселения и забавы донских казаков.

Отражение в песнях нравственных устоев, обычаев казаков. Характерные поэтические картины, обряды, символы. Связь детской игры с войной и военной службой.

Лирические казачьи песни: «Посею лебеду на берегу» и т. д.

Игры и развлечения казаков: «Горелки», «Чехарда» и т. д.

П.Поляков «Не только игра» (фрагмент очерка).

  • Донской народный театр.

Народный театр в истории донской культуры. Народные пьесы на ярмарочных подмостках и в куренях. Элементы игры в народных пьесах. Жанры  народного театра.

Комедия «Казак Чигуша и окружной атаман» и др,

Фарс «Медведь»

Отрывки из драмы «Степан Разин».

  • Донская казачья песня.

Этническое начало, уникальная разветвленная многоголосая фактура казачьей песни. Поэтическая неповторимость донских исторических песен.

«Черный ворон», «Ай, на вольных степях саратовских..» и др.

  • Проводы и встреча казака со службы.

Отражение в  строевых казачьих песнях нравственных ценностей казачества. Прямая речь как средство характеристики героя. Образ защитника земли русской.

Гимны «Всколыхнулся, взволновался…» и др. (наизусть).

М.Шолохов  отрывок из романа «Тихий Дон». кн.1, ч.1, гл.X,  гл.XXI.

  • Таинство свадебного обряда.

Свадебный обряд как отражение культурных традиций казачества.

П.В.Лебенко отрывок из сказки «О песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном».

Обрядовые казачьи песни «Отдают меня в семью чужую» и др.

М.Шолохов  отрывок из романа «Тихий Дон». кн.1, ч.1, гл.XV с.59-61,  гл.XIX с.77, гл.XXI с.84-86,гл.XXII с.86-87.

  • Православные праздники и их воспитательное значение.

Престольные праздники, хоровое пение- духовное достояние любого народа.

П.Крюков «Из воспоминаний»(фрагмент).

Священное писание.

Методика. При изучении фольклора важно учитывать, что эти произведения долгое время существовали  в устной форме, поэтому их изучение предполагает активное использование звучащей речи, а там, где это представляется возможным, обращение к импровизации.

При изучении священного писания необходимо использовать фрагменты видеозаписей православных служб в различных кафедральных православных храмах.

Методика.

Сочинение:

  • «Кого же сегодня можно считать казаком?»;
  • «Мои предки - донские казаки»;

     Творческая работа:

  • «Обычаи и обряды донских казаков в моей семье» и др.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по курсу «Православная культура Дона».

Темы.

Часы.

Дата.

Основное содержание.

Отбор учебного материала.

Способы

отслеживания

уровня

обученности.

1

Казачество как целостное явление национальной истории России.

1

  1. Этническая и культурная самобытность жителей Дона.
  2. Знакомство с теорией происхождения казачества.
  3. Специфика текстов казачьих былин. Патриотический пафос былин.

П. Краснов

 «Казаки империи» .

(  отрывок)

Стартовый контроль.

2

Обстоятельства формирования казачьего феномена.

1

  1. Тема героической истории донского казачества.
  2. Масштабное описание подвигов сынов Дона в сражениях.
  3. Осмысление автором роли освободительной миссии донского казачества.

А.Скрипов

« С вольного Дона выдачи нет».

И.С. Никитин

 « Донцам».

( в сокращении).

Письменный

опрос.

3-4

Формирование самобытной народной культуры донских казаков.

2

  1. Донская субкультура как историческое явление.
  2. Самоорганизация казачьей общности.
  3. Уклад донского казачества.
  4. Нравственные идеалы, исторический, социальный, бытовой, культурный, этнический опыт казаков.

Предания казаков- некрасовцев.

 Отрывки из историко-литературных текстов.

Творческая

работа

 ( урок №3).

Тест.

( урок №4).

5-10

Православие на Дону.

6

1.Православие и защита Отечества.

2.Донская Божья Матерь-покровительница казачества.

3.Святые земли Донской.

4.Кафедральный собор.

5.Престольный храм нашего города.

6.Духовная обитель. Монастыри Ростовской области.

Посещение краеведческого музея,  экскурсия в храм , виртуальное путешествие по монастырям Ростовской области.

Творческие проекты

«  Святые покровители земли Донской».

11-13

Образ жизни и основные занятия донских казаков.

  1. Казак-земледелец.
  2. Казак-огородник, виноградарь.
  3.  Казак-рыболов.

3

  1. Картины многоукладной жизни населения Дона.
  2. Способы выражения авторской позиции.
  3. Психологизм писателя, средства создания характеров.
  4. Тема труда.

  1. Н.К. Доризо  « Дон».

Пословицы и поговорки.

Е.А. Долматовский  «Сенокос».

М.Шолохов  отрывок из романа

 «Поднятая целина».

кн1,гл.XXXIII, с. 249.

  1. Пословицы и поговорки.
  2. Отрывки из «Поэтической» повести об Азовском осадном сидении.

М.Шолохов  отрывок из романа «Тихий Дон» кн.1,ч.1, гл.2,с.7-9.

А.Шемшелевич  «Рыбацкая примета».

Устный опрос.

( урок №13).

14

Бытовая культура и нравы донских казаков.

Православные традиции общественного воспитания казаков.

1

Нравственные идеалы, исторический, социальный, бытовой, культурный, эстетический опыт казаков.

М.Шолохов  отрывок из романа «Тихий Дон» кн.1,гл.1,с.6.

Г.Д. Архипенко  «Быт, обычаи донских казаков» гл. Детство. Юность. с.42-49.

15

Православные традиции семейного воспитания девушек-казачек.

1

  1. Истинная женская красота  в понимании повествователя.
  2.  Донской колорит на страницах сказки.

П. Лебеденко  Сказка «Доброе сердце дороже красоты».

16

Природа Дона как фактор воспитания свободной личности казака.

1

  1. Поэтический образ природы. Прием одушевления и метафоры в изображении природы.
  2. Тема свободы.

В.Моложавенко  «Ветер с Родины», «Живая вода».

17-18

Легенды и мифы о Тихом Доне и любви к нему казаков.

2

  1. Величественный образ Тихого Дона- защитника и кормильца в эпических и лирических произведениях.
  2. Особенности повествовательной манеры.В.Моложавенко.
  3. Внутреннее состояние лирического героя А.С. Пушкина, поэтическая идея стихотворения «Дон».

В.Моложавенко «Почему Дон Иванович зовут», «Про сестер и братьев Дона  Ивановича».

А.С. Пушкин «Дон».

Устное изложение.

( урок №18).

19

Мировоззрение. Самоуправление.

1

  1. Отражение в произведениях народного опыта и ума.
  2. Поучительный смысл пословиц и сказок, отражение в них нравственных принципов жителей Дона.

Пословицы и поговорки.

Отрывок из сказки  казаков-некрасовцев  «Парень и царская дочь».

Сказка «Жбан» (фрагмент).

Г.Д. Астапенко

 «Быт, обычаи донских казаков» гл. Мировоззрение. Самоуправление.

 с.55-58.

20-21

Верховые и низовые казаки.

2

  1. Своеобразие языка донского казачества.
  2. Особенности говора нрава и быта верховых и низовых казаков в описании прошлого и исторических событий.

Г.Д. Астапенко

 «Быт, обычаи донских казаков»

гл. Мировоззрение. Самоуправление.

с.58-62.

     М.Шолохов  отрывок из романа «Тихий Дон» кн.1,ч.1,с.14.

      Сказка  казаков-некрасовцев  

«На Игнате вины нет».

22-23

Казачья трапеза.

2

  1. Казачья трапеза как одна из слагаемых воссоздания исторической действительности на страницах художественного произведения.
  2. Особенности донской пищи и утвари.

М. Шолохов (фрагмент романа) «Поднятая целина» кн.1, с. 173, 275, 277;

«Тихий Дон» кн.2, ч.5, гл. XIV, С.247.

А.Софронов

 «Донской каравай».

Творческая

работа

( урок №23).

24-25

Костюм  и одежда донских казаков.

Одежда казаков и казачек донской знати, донских дворян.

2

  1. Место костюма в воссоздании быта и характеристике нравов.

Сказки и предания казаков-некрасовцев.

М.Шолохов  

отрывок из романа «Тихий Дон». кн.1, ч.1, гл.XI, гл.XXIII, кн.2, ч.5, гл.XIII.

Сочинение-

описание.

( урок №25).

26-27

 Обычаи, православные обряды и язык донских казаков.

Увеселения и забавы донских казаков.

2

  1. Отражение в песнях нравственных устоев, обычаев казаков.
  2. Характерные поэтические картины, обряды, символы.
  3. Связь детской игры с войной и военной службой.

Лирические казачьи песни:

«Посею лебеду на берегу» и т. д.

Игры и развлечения казаков:

 «Горелки», «Чехарда» и т. д.

П.Поляков

«Не только игра» (фрагмент очерка).

28-29

Донской народный театр.

2

  1. Народный театр в истории донской культуры.
  2. Народные пьесы на ярмарочных подмостках и в куренях.
  3. Элементы игры в народных пьесах.
  4. Жанры  народного театра.

Комедия

 «Казак Чигуша и окружной атаман»

и др,

Фарс «Медведь»

Отрывки из драмы «Степан Разин».

Инсценирование. ( урок №29)

30

Донская казачья песня.

 

1

  1. Этническое начало, уникальная разветвленная многоголосая фактура казачьей песни.
  2.  Поэтическая неповторимость донских исторических песен.

«Черный ворон»,

 «Ай, на вольных степях саратовских..»

и др.

.

31-32

Проводы и встреча казака со службы.

2

  1. Отражение в  строевых казачьих песнях нравственных ценностей казачества.
  2. Прямая речь как средство характеристики героя.
  3.  Образ защитника земли русской.

Гимны

«Всколыхнулся, взволновался…»

и др. (наизусть).

М.Шолохов  отрывок из романа

«Тихий Дон».

кн.1, ч.1, гл.X,  гл.XXI.

Конкурс

чтецов.

( урок №32).

33

Свадебный обряд.

1

Свадебный обряд как отражение культурных традиций казачества.

П.В.Лебенко отрывок из сказки

«О песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном».

Обрядовые казачьи песни

 «Отдают меня в семью чужую» и др.

М.Шолохов  отрывок из романа

«Тихий Дон».

 кн.1, ч.1, гл.XV с.59-61,  гл.XIX с.77, гл.XXI с.84-86,гл.XXII с.86-87.

34

Православные праздники и их воспитательное значение.

1

Престольные праздники- духовное достояние любого народа.

Творческий проект

«Главные христианские праздники»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура Дона.

Материал пригодится для внеклассной работы  и при изучении творчества писателей Дона....

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

Лексические нормы как фактор развития коммуникативной культуры учащихся на уроках русского языка и литературы// Эффективный педагогический опыт: сборник научных статей и методических материалов.- Гуково- Ростов- на- Дону.- 2014.- С 257- 261

Данная статья предлагает   методы,приемы,  игровые ситуации,  формы работы, используя  которые учитель - словесник сможет совершенствовать речь ребенка,обогощать словарный запас , ...

Отчет об участии МБОУ ОСОШ №3 Орловского района Ростовской области в этнокультурном проекте «150 культур Дона» 2017-2018

Опыт участия в региональном этнокультурном образовательном проекте "150 культур Дона"...

Разработка тематического мероприятия по физической культуре "Спортсмены Дона"

Часто физкультурно-спортивные мероприятия не ставят перед собой никакой другой цели,как развивать и совершенствовать двигательные качества: силу, скорость, выносливость. А хочется в рамках метапредмет...

Фестиваль-конференция "150 культур Дона"

Презентация к выступлению здесь...

Отчет об участии МБОУ ОСОШ №3 Орловского района Ростовской области в этнокультурном проекте «150 культур Дона» в 2018-2019 учебном году.

Отчет об участии МБОУ ОСОШ №3 Орловского района Ростовской области в этнокультурном проекте «150 культур Дона»в 2018-2019 учебном году....