Православные святыни Подмосковья. Сергий Радонежский.
методическая разработка на тему

Сдобнова Светлана Васильевна

Актуальность проекта определяется постановкой проблемы данной работы: провести исследование биографии святого преподобного Сергия Радонежского, показать значение его личности в истории России, а также влияние её на духовную и религиозную жизнь людей (как в эпоху самого святого, так и в наши дни) на примере православных святынь Подмосковья, связанных с его именем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

«Православные святыни Подмосковья. Сергий Радонежский» (методическая разработка).

учителя музыки, МХК МБОУ СОШ № 2 г. Юбилейный Московской области

Сдобновой Светланы Васильевны.

                        

2013 год

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………...3

1.Актуальность, Цель, Задачи проекта…………………………………...........

        1.1. Актуальность проекта………………………………………….........3

        

          1.2.  Цель проекта…………………………………………………….......3

          1.3. Задачи проекта……………………………………………………….3

  Основная часть………………………………………………………………….

2.1.Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённый св. Сергию  Радонежскому…………………………………………………………………...4

        2.2. Чудеса св. Сергия Радонежского…………………………………...13  

        2.3. Викторина, отражающая житие св. Сергия Радонежского……….17

          2.4. Викторина, отражающая знание Храмов Троице - Сергиевой Лав-

                 ры……………………………………………………………………...18

          2.5. Викторина, отражающая  знание повести  Лидии Чарской "Один

                 за всех» о преп. Сергии………………………………………………18  

          2.6. Пословицы, иллюстрирующие примеры из жизни преподобного

                  Сергия Радонежского………………………………………………..19

          2.7. Мудрые высказывания из Жития преп. Сергий Радонежского…...19

          2.8. Высказывания исторических личностей о преп. Сергии Радонежском……………………………………………………………………..20

Методический аспект………………………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………...21

Литература………………………………………………………………………22

Приложение....................................................................................................23

Введение:

Актуальность проекта:

определяется постановкой проблемы данной работы: провести исследование биографии святого преподобного Сергия Радонежского, показать значение его личности в истории России, а также влияние её на духовную и религиозную жизнь людей (как в эпоху самого святого, так и в наши дни) на примере православных святынь Подмосковья, связанных с его именем.

Следует отметить и ещё несколько факторов, определяющих актуальность моей работы.

Во-первых, личность преп. Сергия Радонежского привлекает внимание людей преимущественно верующих, церковных, в то время как значение Сергия Радонежского и та роль, которую он сыграл в истории нашей страны, гораздо шире и масштабнее. Огромны его заслуги не только перед церковью, но и перед историей российского государства: один тот факт, что Сергий Радонежский пользовался огромный авторитетом и уважением в глазах великого князя Дмитрия Иоанновича (более известного как Дмитрий Донской), а также нередко примирял враждующих между собой других русских князей, заслуживает отдельного внимания.

Во-вторых, мне бы хотелось особо подчеркнуть, что и религиозная роль преп. Сергия гораздо шире, чем это принято считать. Главной и основной частью жизненного  пути преподобного является духовная и подвижническая деятельность, которую он осуществлял в обители, позже названной Троице-Сергиевой, или Свято-Троицкой-Сергиевой лаврой. Но кроме своей «основной» обители, преподобный Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенский монастырь на КиржачеСтаро-Голутвин  близ КоломныВысоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), и во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников.

Наконец, считаю исключительно важным сопоставить, выражаясь современным языком, разные направления его деятельности. Кажется интересным не только с исследовательской точки зрения, но даже с позиции «обыкновенного»  преподавателя  провести  параллель между заслугами преподобного Сергия перед религиозной и светской сторонами нашей истории, а также выявить основные стороны его наследия в том и другом аспектах на примере православных святынь Подмосковья.

Цель проекта: заключается в  разработке сценария внеклассного мероприятия, знакомящего детей с православными святынями Подмосковья, связанными с личностью преп. Сергия Радонежского.

Задачи проекта:

1. Соединить познание духовного и исторического наследия преподобного Сергия Радонежского;

2.Охарактеризовать Сергия Радонежского, который своей жизнью являл современникам пример христианского благочестия, неприхотливости,

скромности, трудолюбия и любви к людям; рассказать о событиях его жизни;

3. Создать важный и в то же время доступный проект, способный увлечь школьников;

4. Определить объекты изучения, в данном случае – главные святыни: широко известные храмы, иконы, места паломничества людей и т.д.;

5. Установить контакт и деловое сотрудничество со служителями храма;

6. Изучить литературу, интернет-сайты, видеоматериалы по данной теме;

7. Подобрать вопросы к викторинам по данной теме;

Основная часть:

Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённый св. Сергию  Радонежскому

На доске висит икона Сергия Радонежского.  Рядом изображения Троице-Сергиевой лавры.  Выставка  книг о Сергии  Радонежском.

В нашей школе стало традицией   проводить неделю православной культуры. Сегодня мы продолжим знакомство  с православными святынями.

В 2014 г. мы отмечаем 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Эта дата имеет особое значение как для основанной им Троице-Сергиевой лавры и Сергиева Посада, так и для России в целом.

По слову русского историка В.О.Ключевского, «при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое. Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка».

-Кто из вас был в храме?

-Зачем вы туда ходите?

-Перед чем вы молитесь?

-Кто изображён на них?

Сейчас мы посмотрим с вами видеофильм. Перед вами стоит задача узнать,  о ком мы будем говорить сегодня на уроке.

Дети смотрят фильм «Образ доброчинности» и отвечают на поставленный вопрос (о Сергии Радонежском)

Дети читают стихотворение:

Отечество моё! Россия!              Слайд (Св. преп. Сергий Радонежский)          

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

И преподобный Сергий в ней.      

Из века в век

Твой ясный свет

Сияет над Россией.

Твой образ пресвятой

Живет в сердцах  людей.

Ты открываешь к истине пути    Слайд (Св. преп. Сергий Радонежский            

 И воскресаешь силы,

Даруя  миру Свет

Любви и радости своей.

-Что обозначает  слово преподобный? (Преподобный – Святой монах).

Далее на экране появляются слайды с изображением Троице- Сергиевой Лавры.

 -Узнал ли кто из вас эти места?

-Расскажите, что вы видели там.

Прошли века, и там, где прежде

Была лесов дремучих ширь,

Стал в белокаменной одежде

Оплотом веры монастырь.

Кресты и главы золотые

Венчают иноков приют,

Где мощи Сергия святые

Нетленно в раке почиют.

Лавра святая, родная,

Как ты нам всем дорога,

Кто тебя только не знает,

Чья не ступала нога...

Сюда приходят год от года

Со всех концов, со всех сторон,

И в дивных храмах многократно

Внимает небо благодатно

Святым молениям   людей.

Так почему  же сюда не одно столетие приходят люди?

А теперь давайте более подробно познакомимся  с житием Сергия Радонежского.  Слайд (Епифаний Премудрый. Работа  над «Житием Сергия Радонежского»

-Что такое житие? 

Житие – буквально соответствует греческому слову биос – жизнь) Этим термином стали обозначать жанр жизнеописания святых. Житие – жизнеописание, в котором рассказывается не только о фактах  биографии, но и о духовной жизни человека.

Точной даты рождения Преподобного Сергия мы не знаем. По данным Н. Смирнова, он родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, под Ростовом.

Происходил Преподобный Сергий  из знатного рода. Родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где отец его, боярин Кирилл, состоял на службе у князя.   Слайд (Кирилл и Мария – родители Сергия Радонежского)

Супруги строго соблюдали церковные обычаи, любили храм Божий, заботились о странниках и убогих. Бог даровал им трех сыновей: Стефана, Варфоломея и Петра.    

Когда Сергий был маленький, у него было другое имя. Его звали Варфоломей. Когда же исполнилось ему семь лет, отдан был в учение. В семилетнем возрасте Варфоломея вместе с братьями отдали обучаться грамоте. Учение давалось ему с большим трудом.    

Варфоломей был прилежным, старательным учеником, но не  успевал в учении. Он не мог запомнить даже букв. Однажды под вечер отец послал его сыскать  куда-то запропастившихся жеребят.  Мальчик обошёл все окрестные луга. Грустно было у него на душе. Не о жеребятах, а об учёбе были думы Варфоломея. Каждое утро его охватывала тоска от мысли, что нужно идти в школу.

-Неужели я такой уродился, что неспособен к грамоте? - думал мальчик.

-Может быть, всю жизнь суждено мне пасти гусей, свиней, да бегать за жеребятами?

За околицей села шумела листвой вековая дубрава. От самого большого дуба вдруг отделился монах в чёрном схимническом куколе, закрывавшем лицо. Мальчик не встречал его здесь раньше. Слайд (М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею).

-Что не весел Варфоломей? – назвал его по имени незнакомый схимник.

-Родители побранили или ребятишки-друзья задирают?

-Нет, отче,  - сказал мальчик и, горько расплакавшись, поделился с незнакомцем своим горем.

Незнакомец вынул из-за пазухи небольшой светло-прозрачный,  словно сделанный из чистейшего хрусталя ковчежец. Взяв тонкой белой рукой из ковчежца частицу просфоры, он вложил её в уста Варфоломея.

-Благодать Божия да почивает на тебя, чадо, - сказал он.

-Отныне не печалься, Господь дарует тебе разумение. Сам будешь учить людей.

Ангел Господень, явившийся Варфоломею в виде схимника, исчез, а мальчик почуял в душе своей окрылившую его радость. С того дня он бодро пошёл в учении, обгоняя ещё вчера смеявшихся над ним мальчишек.

С детских лет, когда у большинства подростков на уме игры и забавы, его сердце пламенело любовью к Богу. Давней мечтой Варфоломея было уединиться и молиться. Однако он был единственной опорой  престарелых родителей.

Около 1330 года родители Сергия, доведённые до нищеты, должны были покинуть Ростов

и поселились в городе Радонеже.  

Когда мать и отец Преподобного умерли, он ушел вместе с братом – иноком Стефаном в дремучий лес и там усердно молился Богу. На холме Маковец  братья стали строить небольшую церковь. Освящённую во имя Живоначальной Троицы.  Это было в 1337 году. Слайд (Сергий Радонежский на картинах М. Нестерова).

Осенью того же года игумен Митрофан постриг Варфоломея в монашество и нарёк его Сергием. Но старший брат Стефан не смог вынести всех тягостей и ушел в один из московских монастырей. Варфоломей остается один. Один. В старом тулупчике, в потертой шапочке, работает он с восхода до захода солнца. Спасение не только в посте, в одиночестве, в молитве, но и в труде. Господь послал его трудиться сюда. Надо вырубить поляну, вырвать корни, сгладить землю к весне. Тяжело. Пот катится градом, жилы выступили на теле.  Слайд (Сергий Радонежский в Подмосковном лесу).                                                           Но в душе – счастье без меры, к чему с детства стремилась душа его: весна, радость, потому что служит Богу. Изведал он одиночество, нашествия демонов, пытавшихся изгнать его оттуда, и злобу лесных зверей. Но с Божьей помощью, с молитвою всё превозмог молодой отшельник. Одиночество забывалось за ежедневной работой (нужно было заготовлять на зиму дрова, возделывать огород), демоны, бессильные противостоять молитве, со срамом удалились, а дикие звери почуяли, что отшельник им не враг, перестали бояться и досаждать ему.  Раз увидел Сергий у кельи огромного-огромного медведя – и пожалел его, подал краюшку хлеба. Медведь мирно съел. Потом стал часто навещать Преподобного и вскоре сделался ручным.       Слайд (М. Нестеров. Юность преп. Сергия Радонежского).

Но сколь ни одинок был Преподобный в это время, слух о его пустынничестве  распространился всюду. И стали приходить к нему люди, прося взять к себе, спасаться вместе.  Слайд (Святой молитвенник за землю русскую).

Учащиеся читают стихи.

В стенах обители святой,

Под кровом кельи убогой,

Спасался старец жизни строгой,

Каких немного под луной.

Хотя он скрылся от людей,

Служить, желая только Богу, –

Но каждый знал к нему дорогу,

Кто о душе радел своей.

Шли годы. Монастырь рос, и братия желала, чтобы Сергий стал игуменом, А он отказывался. "Желаю лучше учиться, нежели учить, лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия: что угодно Богу. Святая воля Господа да будет!” Когда игумен Митрофан умер, братия упросила Сергия стать их игуменом. И стал Преподобный игуменом. Прошло четыре десятка лет. Не узнать убогой маленькой церковки в лесной чаще. Пришедшая в пустыню братия вместе с Сергием позаботилась об улучшении храма Божия во имя Святой Троицы.   Слайд (Епифаний Премудрый. «Монастырь честной воздвиг, который и доныне стоит благодатию Христовой».

Но за духовной жизнью братии наблюдал и был строг. Во всем остальном был смиренен. Издалека прибыл в обитель один поселянин, который слышал о преподобном Сергии, как о великом пророке и очень хотел его видеть. Миновав святые врата, он спросил, где сейчас игумен. «Копает землю в огороде» - сказал ему монах. Поселянин пошёл туда, куда ему показали, и в самом деле на огороде какой-то старик в ветхой со множеством заплат ризе прилежно работал лопатой. Пришелец подумал, что над ним подшутили: не может же настоятель известного на всю Русь монастыря одеваться  в такие обноски. На колокольне неожиданно ударил колокол, хотя до вечерней службы было далеко. К святым вратам побежали люди, засуетились, разволновались. В обитель пожаловал знатный князь. А он, минуя всех сбежавшихся приветствовать его людей, прошёл на огород и склонил голову, под благословление  отставившего лопату в сторону старца.

-О чём это говорит?  (о смирении). Преподобный Сергий был незлобив и нечестолюбив. Да, монастырь уже не нуждался, как прежде. Слава о духовных подвигах и чудотворениях Сергия день ото дня распространялась. В Сергиеву обитель стало стекаться множество народа. Не только простолюдины, но и князья, и вельможи приходили просить духовного совета и молитв Преподобного.

Ученики читают стихи.     Слайд (Святой молитвенник за землю русскую).

Батюшка, благословите!

Уделите мне мгновенье!

Вдохновите, окрылите –

Одолели искушенья!

Осветите сумрак ночи

Светом пастырского слова –

Только вам я верю, отче,

Вам, священники Христовы!

Преподобный Сергий был все так же прост, беден и равнодушен к мирским благам. Голос его был негромкий, лицо спокойное.

Было и такое событие в жизни святого Сергия Радонежского. Преподобный никогда не был политиком, он был учителем духовным, утешителем, миротворцем. Он убеждал князей объединиться и подчиниться воле Москвы. "В любви и единении – наша сила", – говорил Преподобный. Однако время для московского князя Димитрия было опасное. Хан Мамай решил покончить с непокорным Димитрием. Слайд (Известие о походе Мамая. Миниатюра из Жития Сергия Радонежского). И тогда князь Димитрий с другими князьями и воеводами едет за благословением в Лавру. Слайд (Преподобный Сергий благословляет Димитрия Донского на Куликовскую битву).

Преподобный Сергий, бывший духовником князя Дмитрия Донского, сыграл немалую роль в подготовке к Куликовской битве.  Он помогал объединению русских земель: примирил рязанского князя с московским, а Нижегородское княжество, захотевшее отделиться, отлучил от Церкви. Испугавшись Божьего наказания, нижегородский князь бежал, и его подданные присягнули на верность московскому великому князю. Перед битвой Сергий благословил князя крестом и окропил святой водой. Великий князь  попросил у преподобного Сергия двух его монахов - Пересвета и Ослябю, которые в миру принадлежали к воинскому сословию и были богатырями. Сергий возложил на богатырей схимы с нашитыми на них крестами, и заповедал им "крепко бороться по Христе на врагов его". Их присутствие в одеждах схимников в войске Дмитрия придавало походу дух великого святого дела. Слайд (М. Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем).

Мультфильм «Пересвет и Ослябя»

По легенде, Сергий сказал князю: "Не страшись! Ты победишь!"

И Дмитрий Донской одержал великую победу над Мамаем  Золотой Орды в Куликовской битве в 1380 году. Мужество и героизм русских людей развеял господствующее ранее представление о непобедимости татар.   Слайд (А. Бубнов. Утро на Куликовом поле).                          

Преподобный Сергий всегда молился об обители и о своей братии. Однажды, совершая молитвенное правило, он вдруг услышал голос, который звал его. Преподобный открыл оконце своей келий и увидел необыкновенный, чудный свет с неба. "Сергий! Ты молишься Богу о чадах твоих, Господь принял молитву твою”, – раздался таинственный голос. При этом преподобный видел множество прекрасных, невиданных птиц, сидящих в монастыре и около него. "Сколько видишь ты этих птиц, так умножится и число учеников твоих, и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим”, – продолжал голос.    Слайд (В. Солоухин. Пастырь духовный и муж государственный).

А однажды, когда Преподобный Сергий совершал Божественную литургию, ученик его Симеон увидел, что по святому престолу носится огонь, озаряя алтарь и окружая служащего Преподобного Сергия, так что он был объят пламенем с головы до ног. А когда Преподобный приступил к принятию Христовых Тайн, огонь, свившись, погрузился в Святую Чашу, из которой и причастился святой Сергий. Это была благодать Святого Духа. Однажды Преподобный совершил чудо с источником. Когда иноки начали роптать на то, что рядом нет воды, Преподобный, взяв одного из иноков, спустился вниз из обители и, найдя небольшую лужу дождевой воды, встав на колени, молился: "Господи, Господи Боже наш, услыши нас грешных в час сей и яви чудо”. И услышал Господь молитву Своего угодника и явил чудо. Забил, заискрился ручей. А какое еще чудо сотворил Преподобный Сергий? Еще Преподобный Сергий сотворил чудо с ребенком. Один человек принес ему своего умирающего сына, и, пока просил Преподобного Сергия помолиться за него, ребенок умер. Отец впал в отчаяние и ушел, чтобы приготовить гробик. А когда вернулся, то ребенок его оказался жив. Сергий Радонежский не только духовно, но и ратно спас нашу страну во время нашествия польского войска на нашу страну. Поляки, соблазнённые рассказами о несметных сокровищах лавры, возмечтали завладеть ими. Они предложили сдаться, но получили отказ. Осада длилась 16 месяцев. Всё испробовали поляки: и непрерывный обстрел, когда вражеские пушки 40 дней осыпали защитников лавры ядрами, и подкопы с намерением взорвать стену, и общую хитрость, и измену. Всё было напрасно. В монастырских церквах служились молебны, вокруг стен шли крестные ходы, священники кропили защитников святой водой.  Преподобный Сергий не оставил родную обитель своею благодатною помощью: не раз он являлся защитникам монастыря, укрепляя их дух. Осада была выдержана. Враги с позором отступили от лаврских стен. Выстояла лавра - выстояла Россия. В конце своей жизни Преподобный Сергий удостоился посещения Самой Пресвятой Богородицы. Это произошло Рождественским постом. Преподобный Сергий, как обычно, пел в кельи Акафист Божией Матери и молил Царицу Небесную об обители. После сел отдохнуть. Вдруг он сказал келейнику Михею "Ободрись. Сейчас будет чудесное” и услышал голос: "Пречистая грядет”. В ослепительном свете перед ним явилась Богоматерь с апостолами Петром и Иоанном. Он пал на землю, но Богоматерь ободрила его и сказала, что всегда будет Заступницей обители, его молитвы до Нее дошли, и удалилась. Михей же оставался лежать, закрыв глаза одеждой. За полгода до смерти Преподобный уже знал о ней, собрал всех учеников, отдал распоряжения, а сам начал безмолвствовать.

Ученики читают стихи.

Покорный высшему небесному веленью,

Он на стезю безмолвия вступил

И подвиг свой великий довершил,

Исполненный глубокого значенья.

Вскоре святой Сергий заболел и умер.

Призвал Господь избранного раба

В небесные и вечные селенья;

Исполнил он свое предназначенье;

Окончилась великая борьба!

Во время преставления лицо Преподобного Сергия просияло, и от тела его распространилось необыкновенное благоухание. Через 32 года мощи святого Сергия были открыты совершенно нетленными (целыми), и даже одежда не предалась тлению.

Тихий свет на Маковце-горе

Над обителью, что радуга, цветёт:

Это инок Сергий на заре

Троице молитву воздаёт.

Радонежский чудотворец – наше духовное богатство, ангел-хранитель Земли Русской, со всех концов идут и едут паломники в Троице-Сергиеву Лавру со своими недугами – телесными и душевными, идут, чтобы помолиться у раки с мощами, получить благословение, узнать духовные корни своего Отечества.  Слайд  (Троице-Сергиева Лавра).  Нам нужно знать эти корни – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, будет дороже взрастившая нас Земля, легче будет почувствовать каждому из нас назначение и смысл собственной жизни.

 Каким же был Сергий Радонежский?  

 Ученики читают стихи.

Тихий свет на Маковце - горе

Радугой цветёт над всей землёй:

Этот инок Сергий на заре

Молится с небес о нас с тобой.        

Уж шесть столетий вереницей    Слайд (Памятник св. преп. С.  Радонежскому)

В обитель Сергия идут

И пред святой его гробницей

Поклоны ревностно кладут.                

И преподобный  выручает

Из всех напастей и невзгод.

Большую радость получает

У раки страждущий народ.

 

Открыто людям Божье слово.

Окончен путь земной Святого,

И Преподобный в вечной жизни

О нашей молится Отчизне.

Угодника нетленно тело-          

Живёт его святое дело.

Он всем нам показал дорогу,         

Которая приводит к Богу.

Просмотр видеофильма «Игумен Земли Русской»

Мы узнали о житии великого святого земли Русской – Преподобного Сергия. Чему оно учит нас?  Дети отвечают.

Оно учит нас Божией правде, смирению, мужественности, трудолюбию, благоговению, вере, любви к Богу.

-Какие подвиги совершил Преподобный Сергий? Дети отвечают.

Подвигами святого Сергия был подвиг смирения, затем подвиг воздержания, подвиг трудолюбия, подвиг нравственной чистоты, справедливости. Но главным деянием Преподобного Сергия были вера и любовь к Господу.

Святая Церковь празднует память Преподобного Сергия 18 июля и 8 октября.

В трудную минуту мы обращаемся со словами молитвы к Сергию Радонежскому с молитвою и просим его помочь нам.

Звучит запись молитвы и дети молятся перед иконой

Молитва перед учением:
”Преблагий Господи, низпосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимающе преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу.”
Молитва после учения:
«Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения
 сего.»

Чудеса  Сергия Радонежского.

Много чудес совершается и поныне по молитвам Преподобного.

О городе Опочке и спрятанных камнях: Однажды литовский король послал многочисленное войско со множеством военных орудий к городу Опочке, что неподалеку от Пскова, желая разорить его. Жители города мужественно противостояли литовцам и многих перебили. Но враги с новой силой устремились на город, пытаясь взять его всевозможными хитроумными способами. Горожане сопротивлялись, как могли, так что в городе почти не осталось камней и деревьев – все сбросили со стен на врагов. Надеяться оставалось только на Бога. И вот одной женщине явился во сне преподобный Сергий и сказал: «Зачем унывают воевода и жители города и думают, что не осталось у них, чем обороняться – камней и деревьев? Или не знают они, что множество камней лежит в земле у городской церкви за алтарем?» Проснувшись, женщина рассказала об этом воеводе Василию и всем людям, но они не поверили ей. Лишь один нищий, услышав ее слова, пошел к указанному месту возле той церкви и, взяв что-то в руки, стал копать землю — и нашел камень, который едва могли сдвинуть двадцать человек. Потом прибежали и другие люди, стали копать и нашли под землей целый склад камней, которого раньше ни один человек не видел и ничего не слышал о нем. Камни подняли на стены города. Ночью враги приставили к стенам лестницы и пытались влезть по ним, но горожане оставшимися деревьями и только что найденными камнями побили их. Остатки вражеского войска поспешили убраться восвояси.

2. О явлении русского святого татарам: Когда Казань была еще татарским городом, многие из жителей как-то увидели, как по стенам города ходил преподобный Сергий, осенял его крестом и кропил водой. Они спросили своих мудрецов: «Что это значит?» Те отвечали: «О, горе нам! С явлением этого старца приближается наш конец: вскоре здесь просияет вера христианская и царством нашим будет владеть Русь». Так и случилось: вскоре князь Иоанн Васильевич пошел войной на царствующий град Казань, покорил его и со всеми окрестными землями присоединил к Русской земле, а потом воздвиг в нем многочисленные церкви и устроил монастырь Преподобного Сергия.

3. О чуде в обители Преподобного во время осады: Однажды в воскресенье, после утренней службы, насельник Троицкой обители Иринарх задремал. Во сне он увидел, как в келию входит Преподобный Сергий и говорит ему: «Скажи городским начальникам, что будущей ночью устремится на вас огромная вражеская сила, но вы не ослабевайте, а уповайте на милость Божию». Потом он видел, как святой обходил стены и хозяйственные постройки и кропил монастырские строения святой водой. На следующую ночь после предупреждения чудотворца, в третьем часу, подошло к обители войско, желая разорить ее. Люди же, находившиеся в крепости, мужественно сражались с врагами и отстояли монастырь.

4. О недоверчивом иноке и трех слепых конях: Некий инок, находившийся в больнице, слышал, что рассказывали о чудесах великого Сергия, и, лежа на своей постели, в простоте размышлял о конях, на которых Преподобный послал трех иноков в Москву с вестью, – откуда взялись эти кони, кто их видел и правда ли все это. Задумавшись, он отвернулся к стене и вдруг слышит, что дверь в келию отворилась и раздались шаги входящего, но не обернулся посмотреть, кто это, потому что больные тогда часто входили и выходили из келии, да и множество убогих из мирян жило тут. Потом услышал старец, как его позвали: «Брат, повернись сюда, я тебе что-то скажу». Но старец не обернулся, а возразил: «Скажи так, брат, в чем дело. Я не могу повернуться, ты сам знаешь, я болен». Но вошедший повторил: «Старец, повернись! Что ленишься?» Больной отвечал: «Не хочу повредить себе, говори так», – он думал, что с ним говорит кто-то из живших в келии, оттого и не хотел посмотреть на вошедшего и замолчал. Пришедший стал укорять его: «Что безумствуешь, старец? И почему ты непокорен? Разве это по-монашески? Или нет у Бога милосердия, чтобы подать тебе выздоровление от болезни твоей?» Старец удивился таким укорам и сказал сам себе: «Кто это меня осуждает? Кого я оскорбил?» Он захотел обернуться – и вдруг встал на ноги совершенно здоровым и узнал чудотворца по облику, запечатленному на иконе. Преподобный сказал ему: «Почему ты сомневаешься? Я на самом деле послал учеников своих». А старец простодушно спросил: «Да на чем же ты послал их, господин мой?» И отвечал преподобный: «Послал на тех трех слепых конях, которых конюх Афанасий Ощерин выгнал за монастырь, в огороженное место».

Старец почувствовал себя здоровым, и, объятый страхом, каялся в том, что прекословил святому, а потом пришел своими ногами в церковь и рассказал всем о случившемся с ним. А тех слепых коней искали повсюду, но не нашли.

5. О плотнике, и почему двери храмов запираются снаружи: Как-то в церкви работники устанавливали леса для росписи стен. Один из них от сильной усталости прилег вздремнуть и уснул. Все вышли из церкви, а его не стали искать, да и не думали, что он здесь, и заперли западные двери церкви (южные и северные двери закрывались тогда изнутри).И вот к спящему работнику подошел благообразный старец и ткнул его в ребра; тот, проснувшись, видит — стоит старец и говорит ему: «Иди отдыхать от трудов на подобающем месте; здесь, в святой церкви, подобает не отдыхать, но творить молитвы», — и свел его с верхних ярусов на церковный пол. Плотник, сильно испугавшись, не знал, как выйти из церкви. Старец привел его к церковным дверям, указал на внутренний засов и сказал: «Выйди и расскажи обо всем начальствующим, ничего не утаив». Он в страхе отодвинул засов и вышел из церкви, пришел к товарищам, но ничего никому не посмел сказать. Во время утренней службы пономари, открыв западные двери и войдя в церковь, обнаружили, что северные двери не заперты, и, увидев это, похолодели от страха, полагая, что здесь были воры. Спустя некоторое время пришел тот плотник и рассказал, что с ним случилось, ничего не скрывая. А все двери церковные с тех пор стали запирать снаружи.

6. О Федоре Матвееве и его болезни: Один человек по имени Федор Матвеев жил недалеко от обители Преподобного Сергия. И заболели у него глаза так, что он не спал много дней ни днем, ни ночью. Однажды в летнее время он повел мула на поле и, изнемогая от болезни, упал на землю ничком и мысленно просил чудотворца Сергия, чтобы он исцелил его. Лежа так, он заснул тонким сном и услышал голос, говорящий ему: «Иди в монастырь и отслужи молебен чудотворцу Сергию».Потом он услышал, как его зовут: «Федор!» – быстро поднял голову, взглянул и увидел своими глазами инока, сидящего на белом коне. Инок проехал мимо и стал невидим, и в это время глаза Федора исцелились от болезни. Он понял, что получил исцеление от Бога по молитвам великого чудотворца Сергия, пошел в обитель Пресвятой Троицы, к великому помощнику Преподобному Сергию и отслужил молебен, воздав славу Богу за то, что исцелился от болезни по молитвам святого.

7. О покаянии скомороха: В 1600 году жил недалеко от Сергиевой лавры некий стрелец, по имени Сергий, скоморох. Много раз он зарекался скоморошествовать, собираясь прекратить это свое душепагубное занятие, но не исполнял обета. Когда он принимался скоморошествовать, то терял рассудок и впадал в тяжелейшую болезнь, а когда зарекался, то и от болезни своей исцелялся, и от безумия. Случилось ему быть в Москве, и начал он снова скоморошествовать, забыв про зарок, – и тотчас впал в безумие. Его привели на подворье Сергиевой обители, и он находился здесь несколько дней, а болезнь его не отступала. Тогда вспомнил он свои прежние зароки и дал обет прекратить скоморошество до самой смерти. И стал молиться всемилостивому Богу, призывая на помощь Преподобного Сергия. И вот, стоя в церкви Богоявления Господня пред иконой Спасителя, он вдруг увидел, что волосы на голове его как бы загорелись огнем, и закричал от страха, и с той минуты рассудок возвратился к нему, а болезнь отступила. Возвратившись из Москвы, он служил стрельцом и был здоров и разумен, как и прежде.

8. О пожаре в храме: Интересное чудо случилось с одним из известнейших насельников Лавры – архимандритом Алипием  (Вороновым). Он потом стал наместником Псково-Печерского монастыря, а в Лавре нес послушание реставратора. Работал над фресками в Сергиевском (Трапезном) храме. Были уже установлены леса, разложен реставрационный материал. Ночью ему явился Преподобный Сергий:– Отец Алипий, что ты спишь? Беги в храм! Он тут же встал и побежал. В храме начинался пожар. Только-только загоралась ветошь. Всё было потушено благодаря вмешательству Преподобного Сергия.

9. О небесной просфорке: Схиархимандрит Иосия (Евсенок), до схимы брат Иосиф, еще до революции был пострижеником Черниговского скита. Это один из легендарных Лаврских старцев, который смог вернуться в Лавру после ее открытия в 1946 г. Возрождение Лавры застали всего несколько ее дореволюционных насельников, отец Иосиф – один из них. Это был монах высокой духовной жизни, он обладал многими благодатными дарами, нес послушание духовника: наставлял, укреплял в вере всех, приходящих к нему, чем обратил на себя внимание властей. В хрущевские времена он был сослан на Север, в лагеря. Через какое-то время он там заболевает воспалением легких. Несколько дней он провел с температурой за 40° в лагерном лазарете. В конце концов, врачи, убедившись, что человек уже смертник – нечего на него тратить время и лекарства, – переносят его зимой в неотапливаемое помещение с уверенностью, что до утра он не доживет, и история его лечения на этом закончится. Ночью батюшке было видение: к нему подходит Преподобный Сергий и говорит: «О тех из вас, кто в изгнании, вне обители, я забочусь еще больше», – и протягивает ему при этом просфорку. Отец Иосиф точно видит, что это лаврская просфора, и ощущает в замерзающей ладони ее тепло, как будто она была только что испечена. Он съел эту просфорку. Наутро, когда за ним пришли не только врачи, но и двое носильщиков с целью отнести труп к месту захоронения, они увидели, что батюшка не только жив, но и абсолютно здоров. Потом уже, когда отца Иосифа освободили, и он вернулся в обитель, батюшка об одном только скорбел: «Почему же я всю тогда просфорку съел? Это же была небесная просфорка, можно было хотя бы немножко оставить».

10. О том, как стать настоящим монахом: В Троице-Сергиевой лавре был почитаемый духовник схиигумен Селафиил (Мигачев), у него было много духовных чад. Враг на него воздвиг особую неприязнь одного из наместников монастыря. Батюшка периодически испытывал на себе «смиряющие действия» начальства. Вокруг него всегда собирался народ. Он обладал какой-то особой добротой. До монастыря он был семейный человек, поэтому чувствовал все скорби, беды приходящих, мог понять и утешить. Однажды он стоял на ступеньках Трапезного храма, и в присутствие его многочисленных чад наместник как-то его оскорбил. Тогда же повелел раздеть его до подрясника. Сердце батюшки не выдержало этих испытаний. Он пришел в келию и, оставшись один, принял решение уйти из монастыря. Тогда он собрал свой скудный монашеский скарб в чемодан. Помолившись, он по русскому обычаю присел на дорогу. Огромная скорбь уже не боролась в его сердце с намерением уйти из обители. Перекрестясь, со вздохом он встал, нагнулся к чемодану, и в тот момент, когда он взял его за ручку, на его руку легла другая рука: «Если ты все выдержишь, то станешь настоящим монахом», – он ясно услышал голос Преподобного Сергия. Отец Селафиил с умилением в сердце говорил потом братии: «Чтобы со мной теперь ни делали, как бы меня теперь ни унижали, кто бы ни оскорблял, я до конца дней моей жизни буду здесь подвизаться у Преподобного Сергия». Этот брат выполнил свое обещание: он безвыходно до глубокой старости пребывал в Лавре и с миром почил в 93 года.

Викторина, отражающая житие св. Сергия Радонежского

1. Как звали Преподобного Сергия в детстве? (Варфоломей)

2. Как звали его родителей? (Кирилл и Мария)

3. Кому посвятил Преподобный Сергий церковь, ведя иноческую жизнь в лесу? (Пресвятой Троице)

4. Какое чудо произошло с Преподобным Сергием еще до рождения? (Когда святой находился в утробе матери, он трижды прокричал в самых важных местах литургии)

5. Как звали братьев Преподобного Сергия? (Стефан и Петр)

6. На какую битву благословил Преподобный Сергий князя Димитрия Донского? (На Куликовскую битву)

7. Кто из святых явился Преподобному Сергию вместе с Божией Матерью? (Святые апостолы Петр и Иоанн)

8. Кто из учеников Преподобного Сергия написал икону "Троица" (Преподобный Андрей Рублев).

Викторина, отражающая знание Храмов Троице - Сергиевой Лавры

На доске вы видите изображения храмов Троице-Сергиевой Лавры. Я буду читать описания храмов, а вы должны показать их на доске. (В зависимости от подготовки детей учитель может называть храмы, а дети – показывать, либо учитель только описывает храм, а дети показывают и называют его.)

1. Построен над гробом Преподобного Сергия, весь из белого камня. Верх храма весь вызолочен. Внутри у южной стены почивают святые мощи Преподобного Сергия. Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохраняет на себе пробоину от ядра, полученную во время осады поляков в 1608 году. (Троицкий собор);

2. Воздвигнут посреди Лавры, с пятью большими главами. Средняя глава позолочена, а остальные украшены золотыми звездами. (Успенский собор);

3. Находится с южной стороны монастыря. Снаружи стены ее покрыты разноцветными красками, окна обставлены резными из камня колоннами, вокруг нее идет открытая галерея. (Трапезная с церковью Преподобного Сергия Радонежского);

4. Маленькая церковь с одной главою, овальной формы. (Церковь Божией Матери "Одигитрии" (Смоленская);

5. Здание огромное, величественное и изящное, состоит из пяти ярусов и имеет вид четырехугольного столба, который по мере возвышения своего уменьшается в объеме. (Колокольня).

Викторина, отражающая  знание повести  Лидии Чарской "Один за всех» о преп. Сергии

У Лидии Чарской есть повесть "Один за всех" о Преподобном Сергии. Я сейчас зачитаю оттуда отрывки, а вы попробуйте ответить, кто это сказал и кому.

1. "Врешь! Рцы это! Доколе тебе твердить? Становись на колени, протяни руку". (Учитель – Варфоломею);

2. "Отрок этот будет некогда обителью Пресвятой Троицы". (Старец – родителям Варфоломея);

3. "Братец, невмоготу... Привык я к обители, тянет в монастырскую келлию". (Стефан – Преподобному Сергию);

4. "Победиши враги твоя". (Преподобный Сергий – князю Димитрию Донскому).

Пословицы, иллюстрирующие примеры из жизни преподобного Сергия

1. «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает». (Преподобный Сергий почитал своих родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители попросили его остаться и позаботиться о них, и Преподобный Сергий их послушался);

2. «Жить – Богу служить». (Преподобный Сергий всю свою жизнь посвятил Богу. Он жил по Божиим заповедям, любил Бога. С детства он любил молиться, читать божественные книги; в юности он ушел в лес, чтобы никто не мешал ему молиться);

3. «Послушание паче поста и молитвы». (Отрок Варфоломей послушался старца, когда тот велел ему читать книгу. Варфоломею было стыдно, ведь он не умел читать, но он послушался старца и легко прочитал. Потом он послушался своих родителей, когда они попросили его не становиться монахом до их смерти);

4. «Умный смиряется, глупый надувается». (Преподобный Сергий жил очень скромно. Однажды к нему пришел крестьянин, а в это время святой работал на огороде. Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам и огорчился, что не увидел Преподобного Сергия. Но тут в монастырь приехал князь, и крестьянин увидел, что князь берет благословение у того старца, которого он назвал нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке, и Преподобный его утешил);

5. «С молитвою в устах, с работою в руках». (Так жил Преподобный Сергий с детства. Много молился, но и работы не избегал, хотя был боярский сын).

Мудрые высказывания из Жития преп. Сергий Радонежского

«Я прежде, чем руки мои не потрудились, платы не беру»; «Мягкие одежды носящие — в домах царских»; «С юности не был златоносцем - и в старости не буду»;   «...иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, смирением украшать себя, единомыслие друг с другом хранить, ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения» (завещал своим инокам незадолго до смерти); «А ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, Который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим»; «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»; «Без искуса золота не бывает».

Высказывания исторических личностей о преп. Сергии Радонежском

Н.М.Карамзин "История государства Российского (Период правления Дмитрия Донского)": "Каждый ревновал служить отечеству: одни мечем, другие молитвою и делами Христианскими. Между тем, как юноши и мужи блистали оружием на стогнах Москвы, жены и старцы преклоняли колена в святых храмах; богатые раздавали милостыню, особенно Великая Княгиня, супруга нежная и чувствительная; а Димитрий, устроив полки к выступлению, желал с братом Владимиром Андреевичем, со всеми Князьями и Воеводами принять благословение Сергия, Игумена уединенной Троицкой обители, уже знаменитой добродетелями своего основателя. Сей святой старец, отвергнув мир, еще любил Россию, ее славу и благоденствие: Летописцы говорят, что он предсказал Димитрию кровопролитие ужасное, но победу - смерть многих Героев православных, но спасение великого Князя; упросил его обедать в монастыре, окропил святою водою всех бывших с ним Военачальников и дал ему двух Иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю, из коих первый был некогда Боярином Брянским и витязем мужественным. Сергий вручил им знамение креста на Схимах и сказал: «Вот оружие нетленное! Да служит оно вам вместо шлемов!» Димитрий выехал из обители с новою и еще сильнейшею надеждою на помощь Небесную."

В.О.Ключевский о Сергии: "Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное дело, которые выступили за рамки времени, когда жили их носители. Это потому что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, и стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Таково имя преподобного Сергия; это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания. На заре политического и нравственного возрождения Русской земли было три светлых мужа. Произнесем же имена двух остальных: митрополит Алесей, навещавший Сергия в его обители и советовавшийся с ним, желая иметь его своим приемником, и просветитель Пермской земли св. Стефан".

Н.И. Костомаров "Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей": "Жизнеописатель Сергия, замечая, что вообще в обычае сильных было обижать убогих и присваивать чужое у соседей, рассказывает такой случай: один житель монастырского посада взял у другого кабана себе на пищу и не заплатил за него денег. Обиженный прибегнул к Сергию. Сергий призвал к себе обидчика и сказал ему так: "Чадо мое, веришь ли ты, что есть Бог? Знай же, что он отец сиротам и вдовицам, судья праведным и грешным; те, кто грабят других и недовольны дарованным от благости Божией, беспрестанно желают чужого, те сами обнищают, и дома их опустеют, и забудется сила их, и в будущей жизни ждет их бесконечное мучение. Отдай же тому сироте то, что ему следует, и вперед так не поступай". Виновный послушался."

Л.Н.Гумилев: "Основателем первого монашеского общежития (киновики) был великий русский подвижник Сергей Радонежский. Говорил Сергей мало…, но зато когда говорил, его слушали, ибо он говорил дело. Вокруг обители Сергия создался ореол святости и уважения, а ученики подвижника стали сами, по его благословению, основывать общежительские монастыри.

Эффективность такого рода духовной экспансии была огромна. Каждый монастырь играл роль не только церкви, но и больницы, и школы, и библиотеки. Конечно, врачей среди монахов было меньше чем в современной поликлинике, а книг меньше, чем в библиотеке Академии наук, но врачи лечили, а книги читались" (из книги "От Руси до России").

Методический аспект:

Я считаю, что данный проект может представлять интерес не только для внеурочного мероприятия в школе, но также  использоваться на семинарах Методического Учебного Центра в городе и в воскресных школах.

Заключение:

Подводя итог проекту, я хотела бы ещё раз подчеркнуть важность подобного рода исследований. Полагаю, что анализ жизненного пути такой личности, как преподобный Сергий Радонежский, даёт преподавателю возможность глубже донести до учащихся его значение для нашей страны, полнее раскрыть ту роль, которую святой сыграл не только в духовной, но и светской стороне российской истории; наглядно продемонстрировать влияние Сергия Радонежского на жизнь современных людей; просчитать значение святого в дне завтрашнем.

Пожалуй, не будет преувеличением, если скажу, что преподобный Сергий Радонежский – один из самых любимых и почитаемых русским народом святых. И хотя ясно, что нет и не может быть святых, оторванных от своего народа, от простых людей, именно за преподобным Сергием закрепилась слава одного из самых «демократичных» отцов русской церкви. Нельзя не согласиться с Людмилой Китаевой, которая в своей книге «Сергий Радонежский» пишет, что “Сергий стал народным святым, самым любимым и знаменитым, заступником и помощником и для царя, и для простого мужика в лаптях”.

Как мне кажется, цель, и задачи проекта в целом были достигнуты: сценарий внеклассного мероприятия разработан достаточно полно (диалоги с детьми, викторины, слайды); духовное значение Сергия Радонежского показано в контексте его исторической миссии.

Конечно, данный проект был основан во многом на личностном, субъективном восприятии личности преподобного Сергия. Но я полагаю, что предлагаемый учащимся сценарий внеурочного мероприятия, соотносимый с личным духовным опытом преподавателя, вполне способен выполнить свою главную цель, заявленную вначале: показать школьникам духовную и историческую роль преподобного Сергия на примере связанных с его именем православных святынь Подмосковья.

Литература:

  1. Аверьянов К. А. Сергий Радонежский. Личность и эпоха. — М., 2006;
  2.  Балашов Д.М.. исторические романы: «Ветер времени», «Похвала Сергию», «Святая Русь» (том 1);
  3. Балашов Д. М. Святая Русь. Книга вторая. Сергий Радонежский — Библиотека Максима Мошкова;
  4. Борисов Н. С. И свеча бы не угасла… Исторический портрет Сергия;
  5. Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Сергиев Посад,1892; 2-е изд.- М.,1909;
  6. Горев М. Троицкая лавра и Сергий Радонежский. — М., 1920;
  7. Жизнь и труды преподобного Сергия Радонежского // Странник. — 1892. — № 9;
  8. Жизнь и чудеса преподобного Сергия Радонежского. — М., 1897;
  9. Жития Сергия Радонежского. Собрание текстов о Сергии Радонежском, в том числе рукописные книги;
  10. Иеромонах Никон (Рождественский) Житие преподобного Сергия Радонежского. — 2-е изд. — М.: Сретенского монастыря, 2009;
  11. Ключевский В. О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства;
  12. Костомаров Н. Бог и его подвижники. — М., 1930;
  13. Костомаров Н. И. Преподобный Сергий / Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей;
  14. Мельник А. Г. К истории почитания Сергия Радонежского в XVI в. Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: материалы VI международной конференции. — Сергиев Посад: Ремарко, 2012;
  15. Преподобный Сергий Радонежский. По поводу 500-летия со времени его блаженной кончины . Христианское чтение. — 1892. — № 9—10;
  16.  Чарская Л. Святой отрок. Повесть о детстве великого подвижника земли Русской преподобного Сергия Радонежского". Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2005.

Приложение:

  1. «Кирилл и Мария, родители Сергия Радонежского». Рассказы о святых. (ТК «Радость моя» 2010-01-30);   http://video.yandex.ru/users/mor-vikt2008/view/1306/#
  2. Фильм «Образ Доброчинности»;  http://video.mail.ru/mail/misis-elpis/1720/1761.html
  3. Видеофильм «Игумен Земли Русской»;  http://www.youtube.com/watch?v=GTE9t0GcWYM
  4. Мультфильм «Пересвет и Ослябя»;  http://pvlpvl.at.ua/publ/multfilmy/peresvet_i_osljabja/11-1-0-915
  5. «Молебное пение с акафистом Преподобному Сергию» - Хор Регентской школы при МДАиС;
  6. «Величание Преподобному Сергию Радонежскому» - Свято-Троце Сериева Лавра;
  7. «Величание прп. Сергию Радонежскому» - Хор Валаамского монастыря;
  8. «Преподобному Сергию, игумену Радонежскому» - Валерий Малышев;

      9.  О. Даниил Сысоев – «Памяти прп. Сергия Радонежского».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Православные святыни Подмосковья. Сергий Радонежский.

В своей работе я пыталаь провести исследование биографии святого преподобного Сергия Радонежского, показать значение его личности в истории России, а также влияние её на духовную и религиозную жизнь л...

Православные святые. Сергий Радонежский

Презентация знакомит учащихся с образом преподобного Сергия Радонежского (краткая историческая справка, родители, Сергий Радонежский на памятнике "Тысячелетие Руси", образ Сергия Радонежского в творче...

Святые источники Сергия Радонежского в Подмосковье- виртуальное паломничество

Презентация подготовлена  к конференции в гимназии, посвященной 700-летию прп. Сергия Радонежского...

Святые источники Сергия Радонежского в Подмосковье- виртуальное паломничество

Презентация подготовлена к конференции в гимназии, посвященной 700-летию Сергия Радонежского...

Святые источники прп. Сергия Радонежского в Подмосковье.

Презентация знакомит со святыми источниками прп. Сергия Радонежского в Подмосковье. Посвящена 700-летию со дня рождения игумена русской земли, прп. Сергия....

Исследовательская работа по православной культуре " Образ Сергия Радонежского в изобразительном искусстве".

Данная исследовательская работа заняла 1 место в городском конкурсе исследовательских работ,. С этой работой ученицы выступали на республиканском конкурсе "История многонациональной культуры"...