"Здоровьесберегающие технологии и их применение в ОУ"
статья по теме
Педагогическое совещание на тему: "Здоровьесберегающие технологии и их применение в ОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое совещание на тему: "Здоровьесберегающие технологии и их применение в ОУ"
Масленникова Людмила Николаевна, учитель физической культуры
Статья отнесена к разделу: Общепедагогические технологии
Цели и задачи:
Раскрыть возможности здоровьесберегающих технологий, способствующие улучшению состояния здоровья учащихся и повышению уровня их образованности;
рассмотреть особенности здоровьесберегающих технологий;
продемонстрировать здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках.
В настоящее время состояние Российского государства, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Особо актуальным становится вопрос состояния здоровья детей.
Результаты многочисленных исследований Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ ЗД РАМН констатируют в настоящее время следующее: 90% современных детей школьного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Из них 50% приходится на функциональные изменения по органам и системам, то есть те, которые появляются при возникновении неблагоприятных факторов и по мере устранения этих факторов исчезают, и около 40% - на хронические заболевания, то есть те, которые наследуются, либо возникают в раннем детстве, либо из функциональных нарушений переходят в хронические заболевания.
Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса.
Педагоги, психологи и родители стремятся сделать все возможное, чтобы обучение детей было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов. Именно мы, взрослые, должны создать такие условия, при которых обучение становилось бы все более успешным.
Цель школы: создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. В этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье ребенка. В.А.Сухомлинский писал: “Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Здоровье – основное и истинное достояние человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное. Здоровье людей зависит далеко не только от медицины и здравоохранения, а от всего комплекса природных и социально-экономических условий жизни. По мнению, профессора, доктора медицинских наук Брехмана И.И.: “Именно здоровье людей должно служить главной “визитной карточкой” социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства, а не морское судно или воздушный корабль, как нередко считают”.
Комплексная программа укрепления здоровья в школе – это организованный набор актов, процедур и действий, созданный для защиты и обеспечения здоровья и благополучия учащихся и персонала; эта программа включает школьную медицинскую службу, здоровую школьную среду и образование в области здоровья.
Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта: сохранение оптимального функционального состояния организма, устойчивого уровня работоспособности школьников (по данным врачей гигиенистов уровень работоспособности у больных детей в 1,5 раза ниже по сравнению со здоровыми детьми).
Школа призвана обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива путем создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья. Что же относится к основным направлениям работы школы?
Профилактика и оздоровление:
Регулярное прохождение диспансеризации.
Физкультурная разминка, во время учебного процесса, для активизации работы головного мозга и релаксации органов зрения.
Обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики.
Сбалансированное питание.
Физкультурно-оздоровительная работа
Образовательный процесс:
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий: развитие проектных технологий, разноуровневого и модульного обучения, коллективного взаимообучения и междисциплинарной интеграции.
Рациональное расписание.
Информационно-консультативная работа:
Дополнительные диагностические мероприятия.
Информационные стенды.
Консультации врачей-специалистов и психологов.
Участие в создании внутришкольной среды:
Самоуправление.
Проведение мониторинга.
Работа в творческих группах по пропаганде здорового образа жизни.
Психотерапевтическая программа:
Психологические тренинги.
Индивидуальные консультации.
Развитие навыков по восстановлению благоприятного эмоционального состояния.
Консультации и рекомендации по работе с учащимися и родителями.
Информационно-консультативная работа:
Тематические семинары и педагогические советы.
Курсы повышения квалификации.
Независимо от педагогических целей любой образовательный процесс не должен вредить здоровью и учитывать ресурсы здоровья каждого ребенка. Именно поэтому в обучении используются личностно-ориентированные технологии, которые обеспечивают гармоническое физическое, умственное и психологическое развитие учащихся. Практическая реализация здоровьесберегающей технологии обучения осуществляется основываясь на следующих принципах:
Учет особенностей данной возрастной группы учащихся;
Учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей;
Структурирование урока с учетом изменений работоспособности;
Использование на уроках здоровьесберегающих действий (оптимальная плотность уроков, чередование видов учебной деятельности, уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка, физкультурная пауза, правильная рабочая поза, положительные эмоции).
Деятельность школы должна быть направлена:
На формирование у обучающихся и их родителей здорового образа жизни.
Создание здоровой и безопасной среды (микроклимат, освещенность, мебель, технические средства обучения, организация питания с учетом состояния здоровья детей).
Совершенствование материально-технической базы для физического развития и воспитания.
Совершенствование психологической поддержки школьников, профилактика девиантных форм поведения.
В школе широко применяются как традиционные педагогические технологии (классно-урочная форма, лекционно-семинарско-зачетная), так и педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, игровые технологии).
Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива школы стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает:
учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);
наличие эмоциональных разрядок на уроках;
чередование позы с учетом видов деятельности;
использование физкультурных пауз на уроках.
Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной педагогической направленности его педагогической деятельности (приложение1).
Анализ здоровьесберегающих технологий в образовании – фактически это школы, в организации самого процесса обучения и воспитания тех условий, того комплекса мер и системных мероприятий, которые обеспечивают здоровьесберегающую образовательную среду, условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни (приложение2).
По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством (приложение3).
Типы технологий
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:
Внесубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п.
Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.
Предполагающие активную субъектную позицию учащегося различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.
Классификация здоровьесберегающнх технологий.
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).
По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:
медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья;
санитаоно-гигиенической деятельности);
образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные);
социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни;
профилактики и коррекции девиантного поведения);
психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят:
технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические);
педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ (приложение4,5).
Итак, Здоровьесберегающие педагогические технологии (ЗСПТ)- это такие педагогические технологии, при использовании которых происходит процесс формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, а развитие строится на принципе субъект субъектного образования. Здоровый образ жизни рассматривается в науке как определённый способ, тип жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья детей. В условиях ОУ он охватывает условия обучения и методы образования, организацию досуга и быта, питания, режима дня учащихся, профилактику вредных привычек, стиля общения ребёнка в школе и дома и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровьесберегающие технологиии и их применение в образовательном процессе»
тема по самообразованию...
Здоровьесберегающие технологии и их применение в образовательном процессе
Данная статья раскрывает основные аспекты применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе....
Здоровьесберегающие технологии и их применение в вокально-хоровой работе
Здоровьесберегающие педагогические технлогии, дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, фонопедический метод развития голоса по системе В. В.Емельянова, "физвокализ" А. И. Попова, музыкотерапия...
«О здоровьесберегающих технологиях и их применении в деятельности учителя на уроках математики»
Из выступления на окружной педагогической конференции Гусаровой А.М., учителя математики высшей категории ОУ Шигонской СОШ №1 «Образовательный центр»....
Здоровьесберегающие технологии и их применение в образовательном процессе школы
Материалы статьи дают представление о здоровьесберегающих технологиях, их назначении в школе. Акцентируется внимание на актуальности проблемы здоровьесбережения для современной шко...
Выступление на педагогическом совете "Здоровьесберегающие технологии и их применение в деятельности учителя"
Выступление на педагогическом совете "Здоровьесберегающие технологии и их применение в деятельности учителя"...
«Здоровьесберегающие технологии и их применение в педагогическом процессе»
laquo;Здоровьесберегающиетехнологии и их применение впедагогическом процессе»Подготовила: воспитательСупонина О.Н Здоровьесбережение – это активностьлюдей, направлен...
Комментарии
На уроках физкультуры надо
На уроках физкультуры надо обязательно использовать здоровьесберегающие технологии.