рабочие программы
рабочая программа (8 класс) по теме
рабочие программы по истории и обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoz_8_klass_2.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная автономная общеобразовательная организация Домодедовский лицей №3
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОО Домодедовского лицея №3
_________________(Н.Н. Киселёва)
« » августа 2013 г.
Рабочая программа по обществознанию (базовое)
8 «А», «Б», «В» , «Г», «Д» класс
Учитель: Петрова Наталья Владимировна высшая квалификационная категория
2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) и авторской программы «Обществознание. 6-9 классы. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев».
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Авторская программа «Обществознание. 6-9 классы. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев» предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов изучения курса обществознания: первый этап – 6 класс, второй этап – 7-9 классы.
Второй этап (7-9 классы) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
В 8 классе курс включает четыре темы. Первая – «Человек и общество» - дает представление о соотношении биологического и социального в человеке, значимости социализации личности. Тема вводит ученика в круг проблем современного общества и общественных отношений.
Следующая тема курса - «Сфера духовной культуры» - вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии.
Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия высокой степени обобщенности, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики - экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (производители, потребители). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам: роли государства в экономике, безработице, международной торговле.
Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальный статус, социальная роль, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.
Рабочая программа предназначена для использования в 8 классе средней общеобразовательной школы (34 часа в год, 1 час в неделю).
При составлении рабочей программы в вышеупомянутую авторскую программу были внесены следующие изменения:
- сокращение на 1 час (с 35 до 34 часов в соответствии учебным планом образовательного учреждения),
- распределение резервного учебного времени, предусмотренного автором, по темам:
1. Личность и общество – 2 ч.
2. Сфера духовной культуры – 2 ч.
3. Экономика – 2 ч.
4. Социальная сфера – 2 ч.
Данные часы резерва будут использованы для проведения повторительно-обобщающих уроков при завершении изучения каждой темы курса обществознания в 8 классе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
8 класс (34 ч)
Тема 1. Личность и общество (5 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение.
Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля.
Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 2. Сфера духовной культуры (9 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло главные понятия этики. Критерии мqрального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества.
Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика (14 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Тема 4. Социальная сфера (6 ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Поло возрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОГРАММУ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
• сознательного неприятия антиобщественного поведения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
8 класс.
Номера уроков | Наименования разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Тема 1. Личность и общество (5 ч) Быть личностью | 01.09.12-09.09.12 | ||
Общество как форма жизнедеятельности людей | 10.09.12-16.09.12 | ||
Общество как форма жизнедеятельности людей | 17.09.12-23.09.12 | ||
Развитие общества | 24.09.12-30.09.12 | ||
Повторительно-обобщающий урок по теме «Личность и общество» | 01.10.12-08.02.12 | ||
Тема 2. Сфера духовной культуры (9 ч) Сфера духовной жизни | 15.10.12-21.10.12 | ||
Мораль | 22.10.12-28.10.12 | ||
Мораль | 29.10.12-04.11.12 | ||
Долг и совесть | 05.11.12-11.11.12 | ||
Моральный выбор – это ответственность | 12.11.12-19.11.12 | ||
Образование | 26.11.12-02.12.12 | ||
Наука в современном обществе | 03.12.12-09.12.12 | ||
Религия как одна из форм культуры | 10.12.12-16.12.12 | ||
Повторительно-обобщающий урок по теме «Сфера духовной культуры» | 17.12.12-23.12.12 | ||
Тема 3. Экономика (14 ч) Экономика и ее роль в жизни общества | 24.12.12-31.12.12 | ||
Главные вопросы экономики | 10.01.13-13.01.13 | ||
Собственность | 14.01.13-20.01.13 | ||
Рыночная экономика | 21.01.13-27.01.13 | ||
Рыночная экономика | 28.01.13-03.01.13 | ||
Производство – основа экономики | 04.02.13-10.02.13 | ||
Предпринимательская деятельность | 11.02.13-18.02.13 | ||
Роль государства в экономике | 25.02.13-03.03.13 | ||
Распределение доходов | 04.03.13-10.03.13 | ||
Потребление | 11.03.13-17.03.13 | ||
Инфляция и семейная экономика | 18.03.13-24.03.13 | ||
Безработица, ее причины и последствия | 25.03.13-31.03.13 | ||
Мировое хозяйство и международная торговля | 01.04.13-08.04.13 | ||
Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика» | 15.04.13-21.04.13 | ||
Тема 4. Социальная сфера (6 ч) Социальная структура общества. | 22.04.13-28.04.13 | ||
Социальная структура общества. | 29.04.13-05.05.13 | ||
Социальный статусы и роли | 06.05.13-12.05.13 | ||
Нации и межнациональные отношения | 13.05.13-19.05.13 | ||
Отклоняющееся поведение | 20.05.13-26.05.13 | ||
Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера» | 27.05.13-29.05.13 | ||
Итого | 34 часа |
УМК (для учителя):
1.Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 7-11 классы.- М.: Просвещение, 2009;
2.Примерная программа основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право)
3.Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2011
УМК(для учащихся):
1.Учебник Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Л.Ф.Иванова и др.Обществознание: 8 класс. / Под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой – М.: Просвещение, 2011;
2.Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 8 класс: Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2011
Электронные образовательные ресурсы:
Единое окно доступа к образовательным ресурсам – http://window.edu.ru
Сайт «Конституция Российской Федерации» - http://www.constitution.ru/
Обществознание в интернете -http://danur-w.narod.ru/
Вестник образования - http://www.vestnik.edu.ru/
Портал информационной поддержки ЕГЭ- http://ege.edu.ru/
«Согласовано» зам.директора по УВР ________________/С.В.Кодацкая/ « » августа 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...