Рабочая программа по математике в 6 классе
методическая разработка (6 класс) по теме
рабочая программа выполнена с учетом ФГОС к учебнику Виленкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vkr_ulybysheva_s.a.zip | 78.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Выпускная квалификационная работа
по курсу обучения
«Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: содержание и механизмы реализации»
Разработка рабочих программ по отдельным предметам в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы
Автор: Улыбышева С.А. учитель математики
ТОГАОУ «Мичуринский лицей»
г.Мичуринск
2012
Содержание
Введение………………………………………………………………...3-4
Метод исследования……………………………………………………..............5
Нормативные документы…………………………………………...............................6-7
Структура программы………………………………………………………………..8
Для чего разрабатывают рабочие программы……………………………...................................................9-10
Заключение………………………………………………………………11
Приложение…………………………………………………………12-20
Введение
Актуальность, обоснование выбранной темы и ее практическая значимость.
Рабочая программа учебного курса является основным документом, регламентирующим организацию и содержание обучения по конкретной дисциплине.
Рабочая программа - это документ, определяющий на основе ФГОС ООО по направлению содержание дисциплины, вырабатываемые компетенции, составные части учебного процесса по дисциплине, учебно-методические приемы, используемые при преподавании, взаимосвязь данной дисциплины и других дисциплин учебного плана, формы и методы контроля знаний обучающихся, рекомендуемую литературу.
Одним из требований к кадровому обеспечению введения ФГОС является – умение разрабатывать образовательную программу. Поэтому была выбрана данная тема.
В течение многих лет была отработана методика разработки рабочих программ, сложилась их структура. Особенностями рабочих программ, которые подготавливаются в соответствии со стандартами нового поколения, является необходимость учета компетентностного подхода к образованию, а также некоторые изменения в структуре. Эти особенности учитывались при разработке рабочей программы учебного курса «Математика» для 6 класса.
Практическая значимость работы: приобретение опыта разработки рабочих программ по предмету в соответствии с требованиями ФГОС; возможность использовать разработанную рабочую программу на практике.
Цель работы: обучение составлению рабочих программ учебного курса «Математика» в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.
Задачи:
-изучить нормативно-правовую базу ФГОС;
-ознакомиться с примерной основной образовательной программой по математике для 6 класса;
-изучить структуру рабочей программы;
Обзор информационных источников.
http://standart.edu.ru-официальный - официальный сайт ФГОС
http://www.garant.ru-Информационно-правовой портал
http://93.186.104.18/school-login-виртуальный университет «Просвещение»
http://www.ed.gov.ru/d/ob-edu/noc/rub/standart/mt/05.doc - требования к оснащению образовательного процесса по математике.
- Методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования: письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 19 апреля 2011 г. № 03-255.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 454 с. – (Стандарты второго поколения).
- Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 17.02.2012 №493 "О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории области";
- Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 06.02.2012 №360 "Об открытии областных опытно-экспериментальных площадок".
Метод исследования
В процессе работы использован метод-анализ документов.
Были изучены нормативно-правовые документы:
- ФЗ «Об образовании»
- ФГОС ООО
- ФГОС НОО
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов, компонента государственного стандарта общего образования
- Примерная основная образовательная программа общего образования
- Локальный акт - учебный план ОУ
А также проведен анализ методических разработок учителей математики.
Сравнительный анализ структуры ФГОС ООО и ФГОС НОО.
В результате изучения перечисленного был получен ответ на вопрос: Как же связаны такие документы как ФГОС, примерная основная образовательная программа общего образования, основная образовательная программа, образовательная программа школы и к чьей компетенции относится их разработка?
Нормативные документы
Стандарт является нормативным правовым актом, разрабатываемым и утверждаемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов закреплены постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 142. Стандарт утверждается и вводится в действие Министерством образования и науки Российской Федерации (п. п. «в» п. 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов).
Федеральный государственный образовательный стандарт является основой для разработки примерной основной образовательной программы.
Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку примерных основных образовательных программ с учётом их уровня и направленности (п. 5.1 ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).
На основе примерной основной образовательной программы образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу, причём разработка может осуществляться в соответствии с уровнями образования: основная образовательная программа начального общего образования, основная образовательная программа основного общего образования и основная образовательная программа среднего (полного) общего образования. Все эти программы объединены общим концептуальным подходом. Согласованы с документами, определяющими развитие образовательной системы школы. Программой развития, программой экспериментальной работы и другими инновационными проектами, а так же дополнительными образовательными программами, которые реализуются в образовательном учреждении, и составляют образовательную программу школы.
Таким образом, основная образовательная программа является нормативным документом образовательного учреждения, разработанным на основе примерной основной образовательной программы, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Разрабатывая рабочую программу в соответствии с ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые требования регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих ученическое действие.
Утверждение образовательной программы образовательного учреждения осуществляется в соответствии с уставом образовательного учреждения.
Структура программы
На основании требований ФГОС (программы отдельных учебных предметов, курсов) должны содержать:
- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
- общую характеристику учебного предмета, курса;
- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
- содержание учебного предмета, курса;
- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
- описание материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- Планируемые результаты учебного курса.
Поскольку разработка основной образовательной программы школы относится к компетенции образовательного учреждения, то в компетенции школы находится и распределение полномочий по разработке отдельных структурных компонентов программы.
В результате изучения и анализа документов были сделаны выводы:
Для чего разрабатываются рабочие программы
- Рабочая программа разрабатывается в целях:
• повышения качества образования;
• повышения профессионального мастерства педагогов;
• обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на
получение качественного общего образования;
• обеспечения качественной подготовки выпускников школы.
2.Рабочие программы учебных курсов и дисциплин
являются составной частью учебного плана школы, реализующей программы
общего образования, и отражают методику реализации программ
учебных курсов, предметов, дисциплин с учетом:
- требований федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
- обязательного минимума содержания учебных программ;
- максимального объема учебного материала для обучающихся;
- требований к уровню подготовки выпускников;
- объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом школы для реализации учебных предметов в каждом классе ;
- когнитивных особенностей и познавательных интересов обучающихся;
- целей и задач образовательной программы учреждения;
- выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения, выбора педагогом учебно-лабораторного, наглядного оборудования, электронных образовательных ресурсов.
Рабочая программа разрабатывается каждым учителем самостоятельно на один учебный год на основе примерной или авторской программы по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю); по практикумам, исследовательской, проектной деятельности обучающихся, в соответствии с образовательной программой учреждения.
Количество учебных часов по предмету в рабочей программе должно соответствовать годовому количеству учебных часов по учебному плану школы на текущий учебный год. В случае несоответствия количества часов необходимо обосновать изменения в пояснительной записке. При внесении изменений в тематику, логику изменения включения в учебный процесс, количество, продолжительность контрольных работ и т.д. необходимо представить обоснования изменений в пояснительной записке.
Учитель представляет рабочую программу на заседание методического объединения учителей (кафедры) школы для экспертизы соответствия установленным требованиям. В протоколе заседания методического объединения (кафедры) учителей школы указывается факт соответствия рабочей программы установленным требованиям.
Заключение
Разработка рабочих программ и планирование учебной деятельности, безусловно, является одной из наиболее сложных задач, стоящих перед учителями. Педагоги должны уметь не только анализировать различные факты и ситуации, но и предвидеть, планировать их развитие, что предполагает наличие у учителей достаточно высокого уровня профессионального мастерства.
Вследствие этого, особенно у начинающего педагога, может возникнуть убеждение, что подобных сложностей лучше вообще избегать и использовать уже существующие программы (типовые или разработанные другими авторами). Однако подобная позиция, исключающая личность педагога из процесса проектирования и программирования курса, существенно ограничивает его возможности в профессиональном росте и отрицательно сказывается на качестве образования.
Разработанная рабочая программа должна обеспечивать достижение обучающимися результат освоения учебного курса «Математика» для 6 класса в соответствии с требованиями, установленными ФГОС.
И показывает освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы; овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся...
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс
Рабочая программа учебного курса по математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...