Тема самообразования"Проектная деятельность на уроках биологии и химии"
учебно-методический материал на тему
1.Основные требования проектного метода
2.Этапы работы учащихся над проектом (для учителя)
3.Содержание работы учащихся над проектом (для учащихся)
4.Критерии оценивания выполненных работ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема по самообразованию «Проектная деятельность на уроках химии и биологии»
В педагогике слово «проект» происходит от итальянского глагола, что означает разрабатывать, «планировать», «браться за чего-либо»
Таким образом, проектный метод означает путь, которым идут ученики и учителя, если они хотят научиться чему-то. С помощью проектного метода можно:
- содействовать скорее сотрудничеству, толерантности, коллективному созидательному творчеству, чем конкурирующему поведению,
- принимать во внимание реальные ситуации и обстоятельства, которые чаще возникают вне школы,
- ориентироваться на личные способности учеников, с целью их оптимального развития,
- стараться учитывать личные потребности учащихся,
- усилить мотивацию для достижения целей обучения,
- создать связующие звенья между отдельными предметами.
Проектный метод – это путь, на котором обучающиеся сами создают действительность. Поэтому данная тема и еще актуальна тем, что дети много лет на уроках в основном работают под руководством учителя, а в последнее время они начинают сами формировать и развивать обучающую ситуацию. Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы. Они обретают самостоятельность, работая не под присмотром учителя. При проектном методе обучения учитель постепенно уходит в тень, вмешивается, если есть необходимость, проявляет выдержку.
Основные требования проектного метода:
- самостоятельность учащихся,
- связь с реальным миром,
- активизация разных форм самовыражения,
- принятие во внимание мнения других при выполнении действий.
Метод проектов – это учебная деятельность, связанная с непрерывными пробами вне стен школы, в окружающей социальной действительности.
Метод проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы. Результат деятельности для учащихся – конкретный продукт деятельности.
Цель своей работы над темой самообразования:
- изучение технологии метода проектов, возможности его применения на уроках и во внеклассное время по биологии и химии.
Задачи:
- изучение литературы по данной теме,
- разработка уроков и внеклассных мероприятий с методами проектов,
- выбор темы проектов и предложение их учащимся,
- применение метода проектов на уроках и внеклассных мероприятиях,
- участие в конкурсах проектов, защита проектов
- повысить мотивацию учащихся к самостоятельному научному поиску, способствовать формированию у учащихся исследовательских навыков.
- По данной теме очень много материалов размещены в Интернете, опубликованы в журналах «Химия в школе», «Биология в школе», «Первое сентября. Биология» , «Первое сентября. Химия».
-Метод проектов дает возможность организовать эту деятельность в интересной для учеников форме, и тогда практические занятия становятся увлекательными и целенаправленными, освоение новой информации — осмысленным, а работа учащихся — познавательно мотивированной.
- Любая самостоятельно выполненная творческая работа может считаться проектной, ибо она направлена, в первую очередь, на развитие творческого потенциала ребенка, на приобретение им исследовательских умений и навыков, которые могут пригодиться ему в его дальнейшей взрослой жизни.
- Можно достичь высоких результатов, используя в своей работе передовые технологии обучения, среди кокторых на первом месте стоит проектная деятельность, затем модульное обучение, игровые и здоровьесберегающие технологии.
Рекомендации
Этапы работы учащихся над проектом
(для учителя)
1. Введение в проектную деятельность (создание положительной мотивации к работе через постановку интересной и близкой ученикам проблемы, создание проблемной ситуации).
2. Определение и утверждение тематики проектов.
3. Составление графика работы над проектом.
4. Подбор и анализ литературных источников и других материалов.
5. Контроль и анализ процесса выполнения проекта (групповые и индивидуальные консультации).
6. Контроль над оформлением проекта.
7. Организация и проведение предзащиты проекта.
8. Контроль за доработкой проекта.
9. Защита проекта и подведение итогов работы по проекту.
Содержание работы учащихся над проектом
(для учащихся)
1. Получает от руководителя информацию о проектной деятельности (требования, план выполнения проектной работы).
2. Выбирает тему проекта, согласовывает ее утверждение с учителем.
3. Составляет график работы над проектом.
4. Подбирает и изучает необходимую литературу.
5. Обсуждает с различными специалистами (учителем) ход выполнения проекта, сроки промежуточных консультаций.
6. Работает по теме проекта.
7. Оформляет предварительные результаты проекта.
8. Предварительно защищает проект в группе.
9. Дорабатывает проект с учетом предложений участников группы и учителя.
10. Защищает проект и обсуждает результаты своей работы.
Критерии оценивания выполненных проектов
1. Аргументированность выбора темы проекта, обоснование потребности в его разработке, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.
2. Объем и полнота разработки проекта, качество выполнения принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к его восприятию другими людьми.
3. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов.
4. Уровень творчества, оригинальность темы проекта, подходов, найденных решений.
5. Качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям; качество схем , рисунков, фотографий, таблиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проектной деятельности на уроке биологии в 7 классе по теме: «Отряд хищные млекопитающие».
Использование при проведении уроков результатов проектной деятельности формирует у школьников навыки сотрудничества. На уроке «Отряд хищные млекопитающие» выявляются общие признаки отряда, а также осо...
Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии и химии
Краткое обобщение опыта работы....
Доклад на методическом объединении по теме: "Развитие коммуникативных умений и навыков у учащихся в процессе использования информационно-компьютерных технологий в проектной деятельности на уроках биологии".
Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся в проекте "Курение - вред или польза?". Создание, оценка, защита презентаций участников проекта....
Тема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.
План самообразованияучителя технологии Щербак Аллы ВалерьевныТема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.Цель: расширение общепедагогическ...
Анализ работы по теме самообразования «Формирование УУД на уроках биологии через проектную деятельность».
Универсальные учебные действия – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Одним из эффективных методов формирования ...
Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»
Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»...
Проектная деятельность на уроках биологии и химии как средство реализации ФГОС
Проектная деятельность на уроках биологи и химии как средство реализации ФГОС...