Работа с терминами
статья по теме
Анализ терминологического аппарата, используемого при написании рабочих программ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_terminologiya.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Берман А.П.
исполнительный директор ЧОУ «Школа «Эпиграф»
Терминологический аспект индивидуализации образования
Развивающееся общество ставит перед школьным образованием новые задачи: ученик в новых условиях - не «накопитель» знаний, умений, навыков. Ученик - личность, овладевшая универсальными учебными действиями, способная к самовоспитанию, саморазвитию.
Достижение этой цели напрямую связано с реформированием системы образования. А этот процесс, естественно, не может протекать без серьезного теоретического обоснования. Вот и создаются изрядные объемы теоретических разработок, рекомендаций, положений, указаний и просто статей на тему модернизации образования.
К сожалению, в процессе работы над данными документами, возникает ряд затруднений, прежде всего терминологического свойства, вызывающих непонимание и наталкивающих на вопросы, которые хочется рассмотреть ниже. Отметим, что подбор и использование терминов – это кропотливый процесс, требующий не меньшего внимания, чем описание их применения.
Одним из ключевых понятий, разрабатывающихся в современной педагогической литературе, является понятие «метапредметный». Чаще всего оно встречается в словосочетаниях «метапредметные навыки», «метапредметные умения», «метапредметные связи». В понятие «метапредметный» вкладывается смысл «надпредметный», «общий»; например, метапредметные навыки - «надпредметные» навыки. Возможность обобщения полученных знаний для применения в любой области жизнедеятельности. Умение решать задачи на стыке наук. Умение воспринимать целостность научных знаний вообще, без конкретизации каких-либо учебных предметов». [1] Но приставка «мета-» (греч. µετα-) — приставка, означающая «следование за чем-либо, после чего-либо», «расположение между чем-либо», «промежуток в пространстве или во времени», «переход из одного места или состояния в другое».
Если добиваться совпадения термина и его смысловой нагрузки, правильнее было бы использовать приставку «эпи-» (греч. επι-). В древнегреческом языке приставка имела следующие значения:
1) пребывание на чем-либо или помещение на что-либо (epibomios "находящийся на жертвеннике");
2) движение против чего-либо, к чему-либо или до чего-либо (epitrateo "выступаю с войском против кого-либо");
3) сопровождение (episinemmenos "прилагаемый");
4) прибавление, избыток (epididami "добавляю");
5) следование, последовательность (epakolutheo "следую за кем-либо");
6) приближение к качеству (epiksantos "рыжеватый").
В русском языке не сохранилось второго, четвертого и шестого значений префикса;
«эпи-» означает: расположение поверх чего-либо (русские синонимы – "на-", "над-", "сверх-"), возле чего-либо ("при"), после чего-либо, следующего за чем-либо ("после-").
Примеры слов: эпиблема ("покрытие"), эпигонство (следование чьим-либо традициям); эпиграмма ("надпись"); эпиграф (надпись перед текстом, над текстом); эпидермис (поверхностный слой клеток кожи); эпитафия (надгробная надпись"); эпицентр (проекция точки очага землетрясения на земную поверхность) и другие[2].
Словосочетания «эпипредметные навыки», «эпипредметные умения», «эпипредметные связи» звучат не хуже, а смысловая нагрузка будет соответствовать лексической.
Все большее внимание в последнее время уделяется индивидуализации процесса обучения. Ученые, занимающиеся этими вопросами, вводят в обиход два опорных понятия: индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная траектория.
«Индивидуальный образовательный маршрут» (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)[3] определяется как «целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации». Понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.)[4], обладает более широким значением и предполагает несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект). Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Рассмотрим словарное определение понятий «траектория» и «маршрут».
Траектория – это линия, которую описывает точка при своем движении[5].
Маршрут - путь следования[6].
Сопоставление смысла данных понятий приводит к пониманию того, что траектория – это понятие более конкретное, четко структурированное и ограниченное, а маршрут – понятие общее, достаточно свободное, опирающееся только на начальную и конечную точки.
То есть, если некий объект должен попасть из точки А в точку В, то возможны следующие варианты:
1. мы задаем ему траекторию движения. Объект должен, соответственно, двигаться только по ней, соблюдая все повороты и изгибы;
2. мы определяем для объекта начальную и конечную точки и, тем самым, определяем некий маршрут. А траекторию, соединяющую эти точки, объект может выбирать сам и корректировать по мере прохождения маршрута.
Очевидно, что по смыслу понятие «траектория» включается в понятие «маршрут», а не наоборот.
Представляется, что именно вследствие противоречий в смысловой и теоретической трактовке понятий во многих работах по индивидуализации обучения возникает путаница с использованием данных терминов. Следовательно, при разработке школой учебного плана и учебных программ по предметам, необходимо обращать большее внимание на используемую терминологию.
[1] Сайт «Общественное конструирование образа выпускника российской школы 2020» http://construct.crowdexpert.ru/book/node/403
[2] Сайт «Проза.Ру. Статья «Греческие префиксы в русском языке»
Галина Рыженкова http://www.proza.ru/2008/06/19/343
[3] К вопросу об обучении школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута (Консультант: профессор кафедры начального образования Есенкова Т.Ф)
[4] там же
[5] БСЭ, 1969-1978
[6] Толковый словарь Ожегова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Работа с терминами на уроках биологии"
Биология как наука изобилует разными терминами. Это требует запоминания сложной терминологии, заучивания определенных понятий. И перед учителем встает задача найти педагогические приемы,...
Работа с терминами на уроках истории
Работа с терминологией на уроках истории...
Работа с терминами.
Словарный диктант к разделу Запад в 19 веке.к прагарафам 35-37.Учебник История "России и мира" автор О.В Волобуев....
"Работа с терминами - путь повышения качества знаний учащихся"
Данная статья представляет собой методическую разработку по использованию биологических терминов на предметных уроках...
Формы и методы в формировании биологических понятий у учащихся на уроках биологии в работе с терминами
Знания человека состоят из понятий, человек мыслит понятиями, которые словесно выражаются через термины. Поэтому усвоение конкретных понятий идет параллельно с запоминанием отдельных терминов, состоящ...
Работа с терминами по теме Политика
Работа с терминами по теме Политика предназначена для 11 класса...
Проверочная работа по терминам 11 класс
Проверочная работа по терминам 11 класс...