Одаренные дети
статья на тему
Предлагаю рассмотреть всего несколько типов одаренности, которые имеют прямое отношение к школе. К этим типам относятся академическая, интеллектуальная и творческая одаренность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_deti.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Одаренные дети - будущая элита страны
Алейникова Марина Анатольевна,
Учитель математики и физики МБОУ «СОШ № 4»,
с.Сотниковское, Благодарненский район, Ставропольский край.
«Все дети одарены от природы»из концепции программы
Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей, которую государство рассматривает как интеллектуальный потенциал в развитии конкурентоспособности России XXI века.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Мне кажется, что одаренные дети - будущая элита страны, от которой зависит ее дальнейшее развитие. Главная задача учителя - помочь ученику развить свои задатки, способности, интеллект. Одарённые дети - признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. В течение XX века одаренных детей пытались найти с помощью тестов коэффициента интеллекта, но сегодня этот подход признан ограниченным. Однако, многие исследователи отмечают, что одарённые дети имеют характерные заметные черты, обладают многими потребностями, которые стандартная образовательная система не может удовлетворить. Поэтому и возникает проблема работы с одаренными детьми. По своей сути одаренность – это высокий уровень развития способностей ребенка в какой-либо области. Не бывает ни детей, ни взрослых, у которых абсолютно все получается лучше, чем у других. Именно поэтому речь всегда ведется о типах одаренности, коих существует достаточно большое количество.
Предлагаю рассмотреть всего несколько типов одаренности, которые имеют прямое отношение к школе. К этим типам относятся академическая, интеллектуальная и творческая одаренность.
Академическая одаренность характеризуется ярко выраженной способностью учиться. Такие дети – любимчики преподавателей. Они достаточно легко и заслуженно получают высшие оценки по стандартной школьной программе. В будущем они становятся неплохими специалистами в разных областях человеческой деятельности.
Одаренные дети с интеллектуальной жилкой немного отличаются от стандартных медалистов с академической одаренностью. Для этих детей важен не только конечный результат, а и процесс его достижения. Для них предел мечтаний – правильно решенная сложная задача. Таким детям необходима постоянная загрузка мозга нерешенной задачей. Уделяя особое внимание одному-двум-трем предметам, по остальным они могут показывать посредственные знания. Некоторых преподавателей такой диссонанс успеваемости ставит в тупик, и они воспринимают сложившееся положение как личную обиду. Интеллектуально одаренные дети способны достигнуть самых высоких вершин в узких областях знаний, при этом оставаясь полными профанами в стандартных жизненных ситуациях.
Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении проблемы или стандартных ситуаций. Это самый ценный вид одаренности. Обычно школьное общество не очень любит таких детей, считая их странными. Такие дети обычно выдвигают самые гениальные идеи. Именно они способны указать направление пути, по которому пойдут другие и достигнут великолепных результатов.
Одаренные дети могут ходить рядом с вами, но вы не о чем не будете подозревать. Самая главная проблема как раз и состоит в том, чтобы выявить одаренного ребенка и понять область (тип) его одаренности. Далее все просто: в настоящее время существуют различные специальные классы и целые школы, которые помогут малышу развиваться в интересующем его направлении. Одаренного ребенка можно вычислить, если хорошенько к нему присмотреться. Если у него присутствует неиссякаемая потребность в узкоспециализированных знаниях, то мы имеем признак одаренности.
Вследствие того, что сообщество сверстников в большинстве случаев отвергает одаренных детей, они ищут постоянного общения с более старшими детьми или со взрослыми. Также дети со сверхспособностями очень часто имеют свои пищевые пристрастия, особенности поведения и психического состояния. Из-за постоянного нервного напряжения одаренных детей принято причислять к группе риска. Порой у них развиваются комплексы в тех областях, где нет повышенных способностей.
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.
Первый этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.
Этот этап (1-4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
Второй этап - диагностический (5-9-е классы) - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.
На втором этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы : спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д.
Третий этап - этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Старшая школа является особым образовательным пространством. В рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются, как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства.
Условиями успешной работы с одаренными учащимися являются:
1. осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
2. создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
3. признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы ОУ
Формы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- спецкурсы;
- консультирование обучающихся в заочных школах при вузах;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- занятия в профильных классах.
При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося, и одаренной личности в частности. Программа развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути. Учащиеся начальной школы являются активными участниками Всероссийских конкурсов, игр, олимпиад. В школе вот уже пятый год проходят в май месяце научно- практические конференции. После этого издается в местной типографии сборник тезисов. Так же увеличивается интерес детей к занятиям исследовательской деятельностью. Наблюдается увеличение числа участников научно-практической конференции. О чем свидетельствуют победы районных и краевых научно-практических конференциях. Алейникова Диана в 2009году была участницей XXI СТАВРОПОЛЬСКОЙ КРАЕВОЙ ОТКРЫТОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ.
Учащиеся школы принимают участие в интеллектуальных олимпиадах и конкурсах различного уровня:
- во всероссийской олимпиаде школьников (школьный, муниципальный, региональный этапы);
- в международных конкурсах-играх по математике "Кенгуру", «Кенгуру выпускникам», по русскому языку "Русский медвежонок", по истории "Золотое руно", по информатике «КИТ», по английскому языку «Английский бульдог»;
- в олимпиаде по ОБЖ «Муравей»
- в районных олимпиадах по русскому языку, математике для учащихся 4-х классов;
- в районной игре для учащихся 4-х классов «Умники и умницы»;
- в районном конкурсе проектов;
- во всероссийском конкурсе «Инфознайка»;
- во всероссийском интеллектуально-творческом конкурсе «Познание. Творчество».
Второй год в школе, начиная с 8 класса реализуются курсы предпрофильной подготовки. К сожалению, для углублённого изучения физики не выделен дополнительный час в 8 и 9 классах, но в 8 классе физика изучается по трёх часовой программе и учащиеся активно вовлекаются в интеллектуальные марафоны, игры, проводимые на уроках и в рамках недели физики , а самое главное, изучение ведётся в строго дифференцированном разноуровневом порядке (контрольные и самостоятельные работы, индивидуальные карточки и задания, проблемные вопросы и задачи для сильных учащихся). В марте в школе обязательно проходит школьная олимпиада по физике среди учащихся 8-х классов, в которой участвуют почти все восьмиклассники. По математике в этих классах есть дополнительный час
Что касается старшей ступени обучения, то второй год ведётся обучение в профильном химико-биологическом классе по программе для 8-11 классов общеобразовательных учреждений профильных классов (автор: О.С.Габриелян) и учебнику «Химия. 11 класс. Профильный уровень» (авторы: О.С.Габриелян и Г.Г.Лысова) и социальной- экономический, в котором математика изучалась по учебнику «Алгебра и начала анализа. 11 класс. В 2 ч. Ч.1. Учебник (профильный уровень) Мордкович А.Г., Семенов П.В.»
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяет за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. В данном классе собрались учащиеся с повышенной мотивацией к обучению. Изучаемые программы является более углублёнными, по сравнению с базовой общеобразовательной программой. Более углублённое изучение учебного материала позволяет рассматривать вопросы, которые встречаются в КИМах при сдаче ЕГЭ. На уроках постоянно в качестве карточек, для обобщения и повторения изученного материала, в качестве самостоятельной работы используются тесты , взятые из сборников, предназначенные для подготовки к ЕГЭ по химии. Обязательно 1-я часть контрольной работы, а зачастую и вся работа, построена по принципу ЕГЭ и задания подобраны из многочисленных сборников с КИМами.
Подготовка к олимпиадам – залог успешной сдачи ЕГЭ по математике. Ни для кого не секрет, что предлагаемый уровень олимпиадных заданий далеко выходит за рамки школьного уровня, и порой вызывают затруднения даже у самих педагогов. Усиленная и кропотливая индивидуальная работа с учащимся позволяет очень глубоко решать задачи ВУЗовского уровня, при этом изучить новые формулы и методы их решения, пересмотреть огромный объём материала как научного, так и энциклопедического
В своей работе я использую приемы и методы, которые позволяют развивать в моих учениках качества, присущие одаренным детям. Один из них - любознательность. Любопытство - характерно для каждого здорового ребенка. У большой части детей любопытство не перерастает в любознательность, их поисковая активность носит ситуативный, неустойчивый характер. Важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям, а она - в устойчивую познавательную потребность, поэтому я всячески стимулирую любознательность ребят, желание находить новые источники информации, знакомить с ними всех ребят. Использую такой прием как актуализация, использование исследовательских методов, создание ситуации успеха, метод парадокса.
Целостный подход к одаренному ребенку необходим, чтобы суметь развить его способности, реализовать его дар. В этой связи выделяется роль учителя. Учитель, работающий с одаренными детьми, кроме настойчивости и уверенности в себе, должен иметь творческое начало, интеллект, чуткость.
И в конце хочется сказать несколько слов о натасканности Очень часто мамы и некоторые педагоги путают эти понятия с одаренностью. Дело в том, что зубрежка может принести положительный конечный результат. Он будет выражаться в золотой медали или поступлении в институт. Но «зубрилка» никогда не победит на олимпиаде, потому что он заучивает правила, но не умеет их применять в нестандартных ситуациях. Обычно натаскиванием ребенка занимаются родители, для которых конечный результат главнее способа его достижения. В этом случае они способны загнать ребенка, который через определенное время просто потеряет интерес к учебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей
Слово "одаренность" происходит от слова "дар". Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...
Психолог-педагогическая поддержка одаренных детей. Проблемы и возможности одаренных детей
Проблемы и возможности одаренных детей...
Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).
Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...
Одаренных дети: специфика детской одаренности, виды, проблемы и формы работы с детской одаренностью.
Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных во...
Проект «Одаренные дети» (география). Проект «Одаренные дети» (география)
Пояснительная записка Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, ис...
Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...
Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»
Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...