Влияние новых образовательных технологий на качество учебного процесса.
статья по теме

Влияние новых образовательных технологий на качество учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ТЕМЕ

«ВЛИЯНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА КАЧЕСТВО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

Цели педагогического совета:

1.Анализ влияния применяемых технологий ТРКМ, ТРИЗ, ИТ … на различные аспекты деятельности учащихся.

2. Систематизация приемов и методов способствующих повышению качества знаний учащихся.

Предварительная подготовка к педагогическому совету:

  1. Анкетирование учащихся 3,5,7, 9,10 классов. Учащимся перечисленных классов предлагается закончить предложения. Результаты представляются на плакате.

Закончите высказывания:

  1. Если я получаю хорошую отметку,  это значит…
  2. Если я получаю плохую отметку,  это значит…
  3. Мне всегда приятно, когда взрослые…
  4. Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что он…
  5. Я чувствую себя уверенно, когда учитель
  1. Анкетирование учителей:

Анкета для учителей.

Уважаемый коллега! Просим вас ответить на вопросы анкеты, отметив выбранный ответ (ответы) «крестиком» или написать вариант собственный.

  1. Что вы понимаете под качеством образования?

□ Показатели  качества знаний, успеваемости, поступаемости в вузы выпускников;

□ Показатели интеллектуального развития, мотивации образования и самообразования, способности к творчеству учащихся;

□ Показатели Социально-личностного развития и воспитанности школьников;

□ Показатели качества процесса образования

□ Показатели состояния здоровья школьника и выпускника, его работоспособность и жизнестойкость.

□ Показатели (указать другие на ваш взгляд)

  1. Какие задачи нужно решать школе в плане повышения качества образования?

□ На первое место поставить уроки, не заваливать учащихся олимпиадами,  конкурсами,  зачетными работами.

□ Обеспечить формирование у учащихся умений организации учебной деятельности, рационально организовывать свою работу, оценивать результат своей деятельности

□ Обеспечить контроль за посещаемостью занятий и качественный контроль знаний(устные зачеты и регулярное тестирование)

□ (свой вариант)____________________________________________

□ Скорректировать учебные программы, объемы домашних заданий. Сроки проведения контрольных работ в одном классе

□ Повысить требовательность администрации к отдельным учителям, а учителей к учащимся

□ Каждый год не менять учителей в классах

□ (свой вариант)____________________________________________

□ Активизировать самообразование учителей, их творческое отношение к уроку,

□ укрепить дисциплину;

□Обеспечить глубокий анализ всей деятельности учителя;

□ (свой вариант)____________________________________________

□ Создание учебных кабинетов, отвечающих современным требованиям

□ Обеспечение техническими средствами, позволяющими применять новые педагогические технологии

□ (свой вариант)____________________________________________

□ Решать задачи совершенствования содержания образования, корректировки учебных и образовательных программ

□ Задачи укрепления гуманистической среды, среды общения, и уважения среди учителей, учителей и учащихся.

□ (свой вариант)____________________________________________

3. Назовите тему внутришкольного семинара, который необходимо провести в этом году,   с целью повышения Вашей квалификации.

Спасибо за работу!

  1. Тематическая административная проверка «Применение приемов и методов способствующих повышению качества знаний учащихся». Результаты в виде аналитической справки. Вопросы для наблюдения:
  1. Какие приемы, влияющие на повышение качества знания,  используются учителем при опросе, изучении нового материала, в ходе закрепления.
  2. Какими способами учитель создает благоприятный психологический климат в классе?
  3. Какие функции выполняет оценка знаний и умений учащихся?
  1. Анализ уроков администрацией, руководителями МО и самоанализ уроков педагогами.

За две недели до проведения педагогического совета педагогов делим на  пять групп по 6-7 чел, руководители групп получают карточки-задания.

Карточки-задания для групп

ПРАКТИКИ

Рассмотреть способы использования приемов и методов, способствующих повышению качества знаний на различных этапах урока

ТЕОРЕТИКИ

Изложить теоретический подход к проблеме качества знаний учащихся

ПЕССИМИСТЫ

Выявить неоднозначность влияния новых образовательных технологий на учебную деятельность школьников

ОПТИМИСТЫ

Доказать необходимость применения различных образовательных технологий для повышения качества знаний учащихся

Оформление аудитории. Эпиграфы к педагогическому совету:

«Если вы тщательно присмотритесь к людям, которые никого не хвалят, всякого порицают и никем не довольны, то вы узнаете, что это те самые люди и есть, которыми никто не доволен» Ж. Лабрюйер

«Раньше мне казалось, что новые технологии принесут большую пользу образованию… Но, к сожалению, в последнее время я прихожу к выводу, что проблемы в образовании невозможно решить только лишь с помощью новых технологий» С. Джобс 1992г.

Плакаты с результатами опроса учащихся; столы с табличками: «Теоретики», «Практики», «Пессимисты», Оптимисты», «Эксперты», музыкальная заставка.

Ход педагогического совета:

1этап. Вступительное слово директора школы. Объявляется тема педсовета, его цели, зачитываются решения принятые на педагогическом совете в ноябре прошлого года, и подводит кратко  промежуточные итоги.

2этап. Погружение в тему педсовета (прием по технологии французские демарши). Участникам педагогического совета предлагается обвести свою правую руку. На получившейся ладони написать слова, словосочетания, описывающие  чувства,   которые возникают у педагогов по данной теме педагогического совета. (2-3 минуты).  На другой стороне листа педагогам предлагается из всех слов выбрать наиболее значимое на данный момент для педагога.  Лист разделить на две части. На первой половине написать слова – синонимы вызывающие положительное отношение к выбранному слову, на второй половине  - отрицательные (2-3 минуты). Напишите эссе,  используя основное слово и 3 слова, взятые из каждой колонки. По желанию участники педагоги делятся своими мыслями .

3этап. Стадия вызова. (Прием Фишбон). Заместитель директора по УВР, ведущий педагогический совет задает вопрос: «Как вы думаете, почему возникла необходимость проведения педагогического совета по такой теме?» Вывод, к которому приходят после небольшого обсуждения в группах: Противоречие между внедрением новых технологий и результатами успеваемости. На доске появляется схема №1, такая же схема раздается в группы для дальнейшей работы

Факты, подтверждающие существования данной проблемы.

Пути решения проблемы.

схема №1(стратегия Фишбон)

Затем заместитель директора по учебной работе  знакомит участников педагогического совета с фактами, которые  наглядно подтверждают вывод педагогов о необходимости проведения педагогического совета по данной теме.

Таблица №1. Количество учителей, владеющих и применяющих технологии при проведении уроков:

Предметные МО

Всего учителей

ТРКМ

ТРИЗ

Проэктный метод

Проблемно-диалогический

МО учителей начальных классов Нач. кл

8

4

3

2

1

МО учителей русского языка, литературы. истории

8

3

0

1

4

МО учителей математики,

физики,

информатики

7

3

0

2

1

МО учителей иностранного языка

3

2

0

2

1

МО учителей музыки, ИЗО, физкультуры, технологии

7

0

0

1

0

МО учителей географии, биологии. химии

4

4

1

3

3

Диаграмма №1 Владение педагогическими технологиями (по отдельным предметным МО):

Диаграмма №2 Владение новыми образовательными технологиями (в целом по школе)  

Таблица №2. Результаты успеваемости за 2 последние года:

параллель

% успевающих на «4» и «5»

% успевающих на «4» и «5»

2003-2004

2004-2005

1 четверть 2005-2006 уч.г

3

65,5

67,3

63,45

4

62,3

61

63,4

3-4

63,9

64,35

63,42

5

49,5

57,5

33,6

6

38,9

51,4

28,6

7

31,5

36,7

39,75

8

28,9

29,3

25,95

9

26,8

27,8

28,6

5-9

26,12

29,3

31,36

10

22,1

31,3

11

48,5

28

10-11

29,7

Учителя информируются о выводах по результатам тематической проверки  «Применение приемов и методов способствующих повышению качества знаний учащихся».

4 этап. Стадия осмысления. Доклад (лекция) заместителя директора школы по УВР по теме педагогического совета (компьютерная презентация по теме педсовета). В процессе доклада учителя на верхних «отростках» отмечают причины возникновения проблемы или факты, подтверждающие существования данной проблемы.

Выдержки из доклада:

Качество образования. …В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнуто, что качество образования отражается не только в сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правового самосознания, российской идентичности, духовности, способности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности. Одним из главных направлений повышения качества образования является совершенствование структуры и содержания общего образования. В структурном отношении наибольшие изменения должны произойти в старшей ступени школы, где обучение будет строиться на основе  дифференциации через индивидуальные образовательные программы. Определение профилей обучения должно осуществляться на основе учета познавательных интересов и способностей учащихся. Это, естественно, усилит мотивы получения среднего образования и, как следствие, повысит его качество. 1

…Представления наших педагогов о качестве образования:

Что вы понимаете под качеством образования?

%

Показатели интеллектуального развития, мотивации образования и самообразования, способности к творчеству учащихся;

84,7

Показатели состояния здоровья школьника и выпускника, его работоспособность и жизнестойкость.

38,5

Показатели  качества знаний, успеваемости, поступаемости в вузы выпускников;

15,4

Показатели качества процесса образования

21,4

Показатели Социально-личностного развития и воспитанности школьников

21,4

Востребованность при трудоустройстве

7,1

Ответы учителей на анкеты показали, что представление о качестве в основном сводятся к интеллектуальному развития, мотивации образования и самообразования, способности к творчеству учащихся и недостаточно уделяется внимание качеству процесса образования (21,4%).

Никто ни написал, что характеристикой качества образовательного процесса в школе являются: профессионализм учителей, современные технологии и современное обеспечение образовательного процесса, гуманизация образования, комфортность существования учителя и ученика в школе.

Качество учебного процесса. …Рассматривая систему управления качества образования по конечным результатам деятельности учебного заведения, то  основу  мониторинга школьного образования составляет система следующих показателей: уровень обученности учащихся, уровень воспитанности школьников, степень готовности выпускников школы к продолжению образования; уровень социальной адаптации учащихся и выпускников школы к жизни в обществе, степень сохранности здоровья детей, уровень выполнения стандартов образования…

 …При формировании мониторинга школьного образования  учитываются  не только конечные результаты, но и факторы, влияющие на качество конечных результатов, поэтому набор показателей расширяется: качество преподавания и уровня профессионального развития учителей; качество воспитательной работы и уровня профессионального развития педагогов-воспитателей; уровень организации эффективности педагогического труда; уровень физической культуры и медицинского обслуживания, степень учебно-методического обеспечения процесса стандартизации школьного образования… Сегодня мы остановимся на  факторах оказывающие влияние на качество знаний и на качество преподавания (схема №2, схема №3).

Факторы, влияющие на качество преподавания. Схема №2

Факторы, влияющие на качество знаний. Схема №1

Технологии  и качество образования.…Было бы ошибкой предполагать, что применение технологий при обучении автоматически повышает качество образования. 

Необходимые условия качества образования: современно оборудованные учебные классы и лектории, администраторы-профессионалы в образовательных учреждениях,  высококвалифицированные преподаватели и обслуживающий персонал, свободный доступ школьников и преподавателей к учебникам и профессиональной литературе, а также к современным техническим средствам, обучающим материалам и дополнительной информации.

Достаточные условия качества образования: способностью человека удовлетворять требованиям современного общества, способность  человека преобразовать  знания и навыки в образование;  умение использовать эти знания и навыки в различных сферах интеллектуальной и практической деятельности… 

Таким образом,  по мнению педагогов  (таблица №3), первоочередными задачами школы  направленных на повышение качества образования являются  задачи по организации учебной деятельности, укрепления гуманистической среды, среды общения, укрепления материально технической базы. Вторая группа – задачи,  вязанные с управлением и организацией педагогического взаимодействия, совершенствованием содержания образования, корректировки программ. Третья группа - задачи направленные на совершенствование работы с кадрами, их профессиональное развитие, стимулирование активной педагогической деятельности учителей.

Около 50 % опрошенных учителей, осознают, что достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии обучения будут строиться на основе психологических закономерностей развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей…

При анкетировании учителей определились темы внутри школьных семинаров с целью повышения квалификации педагогов (предложения педагогов): «Новые  педагогические технологии обучения» - (21,3%), «Современный урок»(21,3%), «Детская психология усвоения учебного материала»(7.1%), «Состояние здоровья школьника, его работоспособность и жизнестойкость»(21.3%), «Триединая цель? Триединая цель!» (7.1%), «Меры воздействия, коррекции поведения и обучения слабоуспевающих и неуспевающих учащихся»(21,3%), «От знаний – к умениям, от умений к знаниям» (14,2%)

 …Создание и использование новых технологий в процессе обучения будет иметь смысл только при трансформации учебных программ и методик обучения...

Таблица №3

Обеспечить формирование у учащихся умений организации учебной деятельности, рационально организовывать свою работу, оценивать результат своей деятельности

85,7

Создание учебных кабинетов, отвечающих современным требованиям

78,5

Задачи укрепления гуманистической среды, среды общения, и уважения среди учителей, учителей и учащихся.

71,4

Скорректировать учебные программы, объемы домашних заданий. Сроки проведения контрольных работ в одном классе

57,1

Обеспечение техническими средствами, позволяющими применять новые педагогические технологии

48,7

Решать задачи совершенствования содержания образования, корректировки учебных и образовательных программ

48,7

Активизировать самообразование учителей, их творческое отношение к уроку,

35,7

Укрепить дисциплину

35,7

Каждый год не менять учителей в классах

35,7

Повысить требовательность администрации к отдельным учителям, а учителей к учащимся

21,4

Обеспечить контроль за посещаемостью занятий и качественный контроль знаний(устные зачеты и регулярное тестирование)

14,3

5этап. Работа в группах. Работа - 25-30 минут. Каждая группа получает карточку с заданием,  вспомогательные теоретические материалы, листы ватмана, маркеры для записей.

ТЕОРЕТИКИ



Цель группы:

Изложить теоретический подход к проблеме качества знаний учащихся

Вопросы и задания:

  1. Существуют ли различия в реакции учеников на применение различных технологий на уроке у младших школьников, подростков и старшеклассников

Предложите на ваш взгляд приемы и методы способствующих повышению качества знаний учащихся.

ПРАКТИКИ


Цель группы

Рассмотреть способы использования приемов и методов, способствующих повышению качества знаний на различных этапах урока.

Вопросы и задания:

Какова роль образовательных технологий

  1. При изучении нового материала,
  2. При закреплении знаний,
  3. На других этапах урока

Приведите пример из школьной практики.


Предложите на ваш взгляд приемы и методы способствующих повышению качества знаний учащихся.

ПЕССИМИСТЫ


Цель группы:

Выявить неоднозначность влияния новых образовательных технологий на учебную деятельность школьников.

Вопросы и задания:

Каковы негативные последствия применения новых образовательных технологий в учебной деятельности?

Приведите пример из школьной практики

Предложите на ваш взгляд приемы и методы способствующих повышению качества знаний учащихся.

ОПТИМИСТЫ




Цель группы:

Доказать необходимость применения различных образовательных технологий для повышения качества знаний учащихся

Вопросы и задания:

Каково положительное влияние новых образовательных технологий в учебной деятельности

  1. На мотивацию учебной деятельности школьника?
  2. На формирование межличностных отношений?
  3. На результат учебного процесса?

Приведите пример из школьной практики

Предложите на ваш взгляд приемы и методы способствующих повышению качества знаний учащихся.

ЭКСПЕРТЫ


Цель группы:

Подвести итоги и предложить проект решения педсовета

Вопросы и задания:

Коротко сформулируйте выводы по работе каждой группы

Предложите проект решения педагогического совета

Отвечая на вопросы, участники групп определяют пути решения проблемы и заполняют нижние «отростки» на схеме №1.

  1. этап. Презентация результатов обсуждения вопросов. Итоговые записи оформляются в виде стенда под названием «Банк приемов и методов, способствующих повышению качества знаний учащихся». Представители групп выступают со своими наработками в таком порядке: «Теоретики», «Практики», «Пессимисты», Оптимисты». Это позволит повторить основные теоретические моменты и вступит в дискуссию по  проблеме педсовета. А «Эксперты» подводят общий «знаменатель» педсовета.

Один из членов группы экспертов представил на суд учителей следующие слова:

Легкий шумок…

Увлеченный говор –

Каждый себя показать горазд.

Напишет синквейн,

Придумает кластер,

Тут каждый учитель

По своему мастер.

Он экстра - и интер -

Вербальный, астральный,

Критический, диалогический,

И модульный, и интегральный –

Любимый учитель.

Господа…это мы.

(учитель русского языка Морозова Г.Н.)

  1. этап. Формирование проекта решения педагогического совета. Его обсуждение.

Проект решения педагогического совета:

  1. С целью овладения педагогами современными педагогическими технологиями, заместителю директора по методической работе … продолжить систему семинаров и практических занятий с учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования по изучению новых образовательных технологий
  2. На заседаниях предметных МО подробно проанализировать результаты проведенных исследований и выявить индивидуальные затруднения педагогов, для оказания им дальнейшей помощи.
  3. Руководителям предметных МО … организовать индивидуальные консультации целью, которых является коррекция деятельности учителей.
  4. Заместителю директора по методической работе…обработать банк данных, созданный на педагогическом совете

8 этап. Рефлексия. (Прием из технологии «Французские дамарши»). Всем участникам педагогического совета председательствующий задает по одному вопросу. Ответить надо, одним словом или одной фразой. В ответе нельзя использовать слова «да», «нет». Все ответы фиксирует группа экспертов.

Вопросы:

1.С какими мыслями вы шли на педагогический совет?

2.Увидели ли вы педагогическую технологию в организации педагогического совета?

3.Что главное в работе группы?

4.Ваша роль во время работы группы?

5.Как иначе можно назвать наше общение, если не словом «педсовет»?

6.Владеют ли организаторы педагогического совета педагогической технологией?

7.Открыли ли вы что-то новое для себя?

8.Вы удовлетворены работой группы?

9.Какую проблему для себя вы определили?

10.Удовлетворены ли вы своей работой в группе?

11.Можно ли работать без проблем?

12.Какой прием из увиденных приемов сегодня вам больше понравился?

13Что самое сложное в методиках обучения?

14.Назовите форму проведения педсовета.

15.Что нового в отличие от предыдущих педсоветов Вы увидели на сегодняшним педсовете?

16.Что выбрали организаторы педсовета в качестве индуктора?

17.В начале педсовета к каждому ли было обращение?

18.На каком этапе происходила актуализация , обращение к себе?

19.На каком этапе вы обнаружили, что Ваши знания неполные?

20.Как Вы стараетесь организовать пополнение знаний?

21.Чему вы отдаете предпочтение, чтобы открыть новое, обмен с коллегами или в одиночку?

22.Нравится ли Вам работать в группе?

23.Любители вы учиться?

24.Что значит, для учителя совершенствовать свои знания?

25.Как бы Вы определили тему, над которой работает учитель, если не самообразование?

26.Соотнеситесь к словам: «Само действие преподавания – это борьба»

27.В хаосе рождается гармония. К какому этапу деятельности на уроке это можно отнести?

28.Л.Н.Толстой сказал: «Я призван учитель людей, сам не зная чему». Соотнеситесь к его словам

29.Согласны ли вы, что все способны к познанию на своем уровне?

30.Можно ли определить уровень познания?

31.Какой вопрос вы сейчас можете задать себе?

32.Ваше чувство по окончанию работы?

33. Что главное в педагогической технологии, которую вы увидели на педагогическом совете?

34.Можите ли вы сказать сейчас, что готовы провести урок по новому?

35.Ученики должны любить знания. Соотнеситесь к этим словам.

36.Что вы требуете на уроке?

37. Что вы любите  на уроке?

38. Что вы разрешаете на уроке?

39. Что вы никогда не делаете на уроке?

40. Что вы не говорите на уроке?

41. Что вы не требуете на уроке?

42. Что вы не разрешаете на уроке?

43.Можно ли проводить эксперимент, не зная примерного результата?

44. С какими мыслями вы покидаете аудиторию?

Противоречие между внедрением новых технологий и результатами успеваемости.

Выводы по окончанию работы

Уровень  научно-теоретических знаний

Уровень нововведений

Участие в опытно- экспериментальной научно-исследовательской работе

Состояние психолого-педагогической подготовки

Состояние методической подготовки

Уровень организации педагогического труда

Уровень мотивации обучения и интереса

Состояние  гуманизации отношений

Состояние методической учебы учителей

Состояние учебно-материальной базы

КАЧЕСТВО

ПРЕПОДАВАНИЯ

Уровень владения современными педагогическими технологиями

Состояние сложившейся системы  оценивания знаний учащихся

Состояние учебно-методического обеспечения процесса обучения (качество учебников, учебно-методических комплектов для учителя и учащихся)

Уровень внеурочной воспитательной работы

Уровень преподавания

Состояние внешнего влияния (семьи, средств массовой информации и т.д.)

Уровень сформированности общих и специальных умений.

КАЧЕСТВО

ЗНАНИЙ

Уровень индивидуальных особенностей учащихся (интересов, мотивов, склонностей, здоровья)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт использования новых образовательных технологий в образовательном процессе. ИКТ технологии на уроках английского языка.

Уроки с использованием ИКТ  технологии делают обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся. В статье описывается опыт использования ИКТ технологии на уроках англ...

Современные педагогические технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения

   В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых образовательных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания...

Образовательная технология – это конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей

Использование современных педагогических технологий при подготовке обучающихся колледжа к итоговой аттестации по дисциплине «Русский язык», выступление  в УМЦ ДОгМ...

Образовательная технология – это конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей

Использование современных педагогических технологий при подготовке обучающихся колледжа к итоговой аттестации по дисциплине «Русский язык», выступление  в УМЦ ДОгМ...

Образовательная технология – это конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей

Образовательная технология – это конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей...

Образовательные технологии "Внедрение в учебный процесс ВФСК ГТО"

Выступление преподавателя физической культуры ГАОУ СПО РБ ТС и ГХ Кижингинский филиал Ломака И.В. на научно-практической конференции «Повышение качества профессиональной подготовки специалистов ...

Дистанционные образовательные технологии в организации учебного процесса

Обзор ресурсов для организации дистанционного урока...