Методическое сообщение "Удмуртский характерный танец в классическом экзерсисе"
статья по теме
Объектом данного сообщения является классический танец, предметом - форма донесения сущности классического танца до учащихся.
Цель сообщения – приобщение к классическому танцу посредством удмуртского характерного танца. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- внедрение элементов удмуртского характерного танца в классический экзерсис;
- раскрытие особенностей классического танца в вариативной форме;
- практическое освоение классического танца в вариативной форме.
Гипотеза: учащихся к классическому танцу можно привлечь с помощью внедрения элементов характерного танца.
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что предпринято внедрение сочетания классического танца с элементами удмуртского характерного танца. Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования данной новизны на занятиях классического танца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ms.ud_.h.t.v_kl.ekzersise.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД «Дебесская детская школа искусств им. Г.М. Корепанова- Камского»
М Е Т О Д И Ч Е С К О Е С О О Б Щ Е Н И Е
на тему «Удмуртский характерный танец в классическом эзерсисе»
выполнил:
преподаватель хореографического
отделения Тронина М.А.
Дебесы 2011
Содержание
Введение………………………………………………………………………...3
- Элементы характерного танца на уроках классического танца……...6
- Конспект урока по предмету классический танец
(6 класс, 5 год обучения)…………………………………………………..8
3. Заключение……………………………………………………………..11
5. Список используемой литературы……………………………………12
4. Приложение (диск с фрагментами урока)…………………………….13
Введение
Классический танец и его Школа являются единственной всеобъемлющей системой профессионального воспитания человеческого тела. Экзерсис, основанный на классическом танце, давно доказал право на первое место в освоении танцевального искусства.
Какие бы новшества ни привносило в хореографию время, какие бы современные направления ни появлялись в танце - одно остается неизменным: классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы. Система классического танца является наиболее разработанной, стройной и продуманной. Упражнения классической системы очень последовательны, каждое из них имеет свою определенную задачу. Упражнения классической системы не только тренируют тело ребенка, они обогащают его и запасом движений, которые становятся выразительным средством танца. В системе хореобразования он остается основой основ, и на преподавание его приходится обращать очень пристальное внимание.
Классический экзерсис у станка развивает и укрепляет также весь суставно-мышечный аппарат тела, дает правильную постановку головы, рук и ног, вырабатывает точность, свободу, эластичность и координацию движений. Кроме того, классический станок в значительной степени помогает освободиться от имеющихся физических недостатков: сутулости, перекоса плеч, опущения шейного позвонка, косолапости и т.п. Вместе с тем упражнения экзерсиса способствуют развитию силы, выносливости и ловкости, а также собранности внимания, то есть качеств, необходимых для драматического актера. Повседневный опыт показывает, что экзерсис у станка может полностью отвечать всем требованиям классического канона и в то же время оставаться механическим, формальным. Между тем в нем участвуют основные компоненты танцевальной выразительности — руки,
3
корпус и голова. Поэтому в упражнениях классического станка следует добиваться эмоциональности, гармоничности и координации движений, их соответствия содержанию музыки, танцевальность всего исполнения.
При Детской Дебесской школе искусств так же существует предмет «классический танец». Разработаны учебные программы по данному предмету на 5 и 7 лет обучения. Реализация данных программ базируется на следующих принципах: постепенность развития профессиональных данных у учащихся, доступность, последовательность, постепенность увеличения физической нагрузки и технической трудности, систематичность и регулярность занятий, целенаправленность и результативность учебного процесса.
Но существует одна проблема - незаинтересованность учащихся этим предметом. Классический танец кажется им сложным, выматывающим и скучным. Эта проблема вносит в обучение некоторое торможение. Как известно, если человеку что- то неинтересно - он не «впитывает» в себя информацию, он поверхностно осваивает ее или вообще не осваивает. Учащиеся ошибочно думают, что тренаж классического танца необходим лишь будущим классическим танцовщикам и танцовщицам. Необходимо донести до них, что он дает развитие и навыки, крайне нужные для всякого рода сценических танцев.
Данную проблему следует решать и пути решения существуют.
Поэтому, объектом данного сообщения является классический танец, предметом - форма донесения сущности классического танца до учащихся.
Цель сообщения – приобщение к классическому танцу посредством удмуртского характерного танца. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- внедрение элементов удмуртского характерного танца в классический экзерсис;
- раскрытие особенностей классического танца в вариативной форме;
4
- практическое освоение классического танца в вариативной форме.
Гипотеза: учащихся к классическому танцу можно привлечь с помощью внедрения элементов характерного танца.
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что предпринято внедрение сочетания классического танца с элементами удмуртского характерного танца. Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования данной новизны на занятиях классического танца.
5
1. Элементы характерного танца на уроках классического танца
Известно, что характерный танец, или танец в характере, является одним из основных в системе хореографии. Народный танец служил для классического балета одновременно и запасным резервуаром и бесконечным кладом разнообразия характеров. Он расширял его средства, укреплял его корни, обновлял его формы и раскрашивал его пластический рисунок яркими и живыми красками, поэтому и получил название «характерный танец».
Народная тематика обогащает классический балет новыми идеями и образами, а стремление использовать элементы народного танца помогает формированию и утверждению характерного танца на сцене.
В течение многих лет характерный танец оформляется как специфический танцевальный элемент, несущий самые яркие характерные этнографические черты данного народа или образа, но подчиненный законам сценического действия.
Важными вехами на пути к национальному балетному искусству были танцевальные номера и хореографические сюиты спектаклей «Италмас», «Огненное моление», «Аннок», «Свадьба», первой удмуртской оперы «Наталь». Национальный удмуртский балет выразителен и изящен. Сюжеты, манерность балетного национального искусства подтолкнули к идее внедрения элементов удмуртского танца в классический экзерсис.
Нужно помнить, что преподаватель- профессия творческая и современный педагог немыслим вне творчества. Творчеством обычно называют деятельность, порождающую нечто новое, т.е. что- то такое, чего прежде никогда не было. У каждого творчески работающего педагога создается своя педагогическая система, т.к. готовясь к уроку возникает необходимость поиска новой информации.
В настоящее время творчество - это норма. И хотя в классическом танце существуют свои каноны, но и они в то же время могут оставаться механическим, формальным. Поэтому в упражнениях классического станка
6
следует добиваться эмоциональности, гармоничности и координации движений, их соответствия содержанию музыки, танцевальность всего исполнения. В этом может помочь удмуртская танцевальная культура. Из умелого совмещения творчества преподавателя и национального удмуртского танца выявляется хороший и интересный урок классического танца с элементами удмуртского характерного танца. Для учащихся это новая и необычная подача материала классического экзерсиса, что заинтересовывает и стимулирует к хорошей результативности.
7
2. Конспект урока по предмету классический танец (6 класс, 5 год обучения)
Тема урока: Внедрение элементов удмуртского характерного танца в классический экзерсис;
Цель урока: Приобщение учащихся к классическому танцу посредством национальной танцевальной культуры;
Задачи урока:
Обучающая: совершенствование технических навыков;
Развивающая: развитие пластичности, выразительности, координации;
Воспитательная: развитие интереса к классическому танцу; развитие интереса к удмуртской хореографии; воспитание в учащихся патриотических чувств.
Тип урока: урок- закрепление;
Оборудование: цифровое фортепиано;
Методы и приемы обучения:
- показ (прием показа учебного материала педагогом);
- словесный метод (прием словесного комментирования по ходу исполнения, прием образного сравнения движения, прием объяснения).
План урока:
- Организационный момент.
- Exercice у станка;
- Exercice на середине класса;
- Allegro;
- Заключительная часть.
Ход урока.
- Организационный момент.
Педагог приглашает учащихся в зал, дети встают на свои места. Занятие начинается с приветствия (поклон). Преподаватель знакомит детей с темой занятия, целью и задачами. Затем переходим к основной части занятия,
8
которая состоит из трех частей.
- Exercice у станка:
- Комбинация Plie. Мышцы и связки ног растягиваются и сокращаются в спокойных движениях. Тело подготавливается к более сложным движениям. Движение занимает 128 тактов. И.п. 1 позиция ног. Муз. размер ¾.
- Комбинация Battement tendu. Вырабатывается выворотность, сила, резкость и эластичность мышц, подвижность суставов. Движение занимает 32 такта. И.п. 5 позиция ног. Муз. размер 2/4.
- Комбинация Battement tendu jete. Развивает подвижность в коленном и голеностопном суставах, укрепляет икроножные мышцы. Движение занимает 32 такта. И.п. 5 позиция ног. Муз. размер 2/4.
- Комбинация Rond de jambe par terre в сочетании с Rond de jambe en l’air. Развивает подвижность в тазобедренном, голеностопном, коленном суставах, а так же суставах стопы. Движение занимает 96 тактов. И.п. 1 позиция ног. Муз. размер 6/8.
- Комбинация Battement fondu. Движение развивает плавность движений, подвижность в коленном и тазобедренном суставах, укрепляет икроножные мышцы, мышцы бедра. Движение занимает 32 такта. И.п. 5 позиция ног. Муз. размер 3/4.
- Комбинация Petit battement. Развивает живость ног и подвижность коленного сустава. Движение занимает 32 такта. И.п. 5 позиция ног. Муз. размер 2/4.
- Комбинация Battement frappe. Вырабатывает силу, резкость, эластичность мышц, подвижность коленного сустава. Движение занимает 32 такта. И.п. 5 позиция ног. Муз. размер 2/4.
- Комбинация Battement developpe. Развивает шаг, силу ног, укрепляет тазобедренный сустав, повышает подвижность в тазобедренном и коленном суставах. Движение занимает 32 такта. И.п. 5 позиция ног. Муз. размер 3/4.
9
- Комбинация Grand battement jete. Движение развивает шаг, подвижность в тазобедренном суставе, силу ног. Движение занимает 32 такта. И.п. 5 позиция ног. Муз. размер 2/4.
- Exercice на середине класса:
- Комбинация Battement tendu и Battement tendu jete. Движение занимает 38 тактов. И.п. 5 позиция ног. Муз. размер ¾.
- Комбинация Rond de jambe par terre. Движение занимает 64 такта. И.п. 1 позиция ног. Муз. размер 2/4.
- Комбинация Battement fondu. Движение занимает 32 такта. И.п. 5 позиция ног. Муз. размер 3/4.
- Комбинация Battement frappe. Движение занимает 32 такта. И.п. 5 позиция ног. Муз. размер 3/4.
- Allegro.
- Комбинация Pas echappe. Развивает силу ног, эластичность мышц. Движение занимает 16 тактов. И.п. 5 позиция ног. Муз. размер 2/4.
- Комбинация Pas assemble. Развивает силу ног, эластичность мышц. Движение занимает 32 такта. И.п. 5 позиция ног. Муз. размер 2/4.
- Заключительная часть.
Педагог подводит итоги занятия, указывает на недостатки и достоинства в усвоении материала. Благодарит всех участников. Поклон.
На протяжении всех комбинаций необходимо прослеживать правила исполнения движений, отображать их характер, а так же не забывать о манерности элементов удмуртского танца, включенных в комбинации.
10
Заключение
В заключении можно сказать, что гипотеза о возможности привлечения учащихся к классическому танцу с помощью внедрения элементов удмуртского характерного танца подтвердилась. Это доказано на личном опыте в ходе практических занятий в 6 классе, где была отмечена стабильность в обучении классического танца, положительное и заинтересованное отношение учащихся к данному предмету.
11
Список используемой литературы
- Батурина Е.Н. Принципы работы с танцевальным фольклором (методическая разработка).- Ижевск: Удмуртское республиканское училище культуры, 2002.
- Витрук Н.В. Этнокультура: русско- удмуртские связи. Избранные труды.- Ижевск: Удмуртия, 2007.
- Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов.- Ижевск: Удмуртия, 1994.
- Звездочкин В.А. Классический танец. Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений искусств и культуры.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.
- Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца (с 1 по 8 класс): Учебно- методическое пособие. 2-е изд., доп.- Л.: Искусство, 1981.
- Костровицкая В.С., Писарев А.А. Школа классического танца. 3-е изд., испр./Науч. ред. И.А. Трофимова.- Л.: Искусство, 1986.
- Мессерер А. Уроки классического танца. – СПб.: Издательство «Лань», 2004.
- Удмуртские народные сказки, мифы и легенды/ Составление, перевод, обработка и предисловие Н.П. Кралиной; Художник Н.Гарипов.- 3- е издание, с изменениями.- Ижевск: Удмуртия, 2008.
- Уральская В.И. Природа танца.- М.: Сов. Россия, 1981.
12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические принципы построения уроков по классическому танцу
В зависимости от программы класса каждый раздел урока по классическому танцу имеет свои задачи и определенный порядок следования одного движения за другим. Этот порядок не произволен. Преподаватель до...
Классический экзерсис
Материал предназначен для концертмейстеров хореографических коллективов. В нем подробно рассмотрены основные движения классического экзерсиса, их особенности, характер, последовательность выполн...
Открытое занятие "Закрепление материала классического экзерсиса лицом к станку и на середине зала"
Зантяие по предмету классический танец....
Конспект открытого занятия по теме «Закрепление исполнительских навыков на материале классического экзерсиса»
Заняие по классическому танцу....
Методика построения классического экзерсиса у станка.
Методика построения классического экзерсиса у станка...
Самостоятельная работа по народно-сценическому танцу Тема: «Характерный танец»
Самостоятельная работа по народно-сценическому танцуТема: «Характерный танец»...