Памятка для работы над простыми задачами
методическая разработка по теме
В рекомендациях описана работа над простыми задачами всех видов. Приводятся примерные рассуждения ученика при выборе действия в задаче и помощь учителя, в случае затруднения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика работы над простыми задачами. | 27.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для работы над простыми задачами
Простые задачи
ЗАДАЧИ НА СЛОЖЕНИЕ
1. Нахождение суммы
Лена купит 3 открытки, а Вова 2 открытки. Сколько открыток купили дети, вместе?
?
3 + 2 = 5
Ответ. 5 открыток.
Рассуждения ученика: У Лены и Вовы вместе 3 да 2 открытки, всего 5 открыток. Значит, решаем сложением к 3 прибавить 2, получится 5.
Вопросы учителя:
- Всего (или вместе) открыток купили дети это больше или меньше, чем каждый?
- Каким действием будете решать задачу?
- Как?
2. Увеличение числа на несколько единиц в прямой форме
Надя посадила 3 тюльпана, а Вика на 2 тюльпана больше. Сколько тюльпанов посадила Вика?
Н. – 3 т.
В. – ?, на 2 т. больше
3 + 2 = 5
Ответ. 5 тюльпанов.
Рассуждения ученика: Вика посадила на 2 тюльпана больше, чем Надя. Значит, она посадила 3 да еще 2 тюльпана. Надо к 3 прибавить 2, получится 5.
Вопросы учителя:
- Что сказано о числе тюльпанов, которые посадила Вика?
- Что это значит (на 2 больше)?
- Каким действием будете решать задачу?
- Как?
3. Увеличение числа на несколько единиц в косвенной форме
Коля прочитал 3 рассказа, это на 2 рассказа меньше, чел прочитала Люда. Сколько рассказов прочитала Люда?
К. – З рас, на 2рас. меньше
Л. – ?
3 + 2 = 5
Ответ 5 рассказов.
Рассуждения ученика: Надо узнать, сколько рассказов прочитала Люда. Она прочитала больше или меньше Коли? Если Коля прочитал на 2 рассказа меньше, чем Люда, значит, Люда прочитала на 2 рассказа больше, чем Коля. Решаю задачу сложением.
Вопросы учителя:
- Если Коля прочитал на 2 рассказа меньше, чем Люда, то что можно сказать о числе рассказов, которые прочитала Люда?
- Что это значите?
- Каким действием будем решать задачу?
- Как?
4. Нахождение неизвестного уменьшаемого
На ветке сидело несколько птиц. Когда 2 птицы улетели, на ветке осталось 5 птиц. Сколько птиц сидело на ветке первоначально?
Было – ?
Улетело – 2 nт.
Осталось – 5 пт.
2 + 5 = 7
Ответ. 7 птиц.
Рассуждения ученика: На ветке сидели те 2 птицы, которые улетели, и те 5 птиц, которые остались. Это 2 да 5, получится 7 птиц. Решаю сложением.
Вопросы учителя:
- Сколько птиц улетело?
- Сколько птиц осталось на ветке?
- Какие птицы сидели на ветке?
- Каким действием узнаете, сколько птиц было на ветке?
• Как?
ЗАДАЧИ НА ВЫЧИТАНИЕ
1. Нахождение остатка
На ветке было 5 листочков. 3 листочка сорвало ветром. Сколько листочков осталось?
Было – 5 л.
Сорвало – 3 л.
Осталось – ?
5-3=2
Ответ. 2 листочка.
Рассуждения ученика: На ветке осталось 5 без 3 листочков, т.е. 2 листочка. Надо из 5 вычесть 3, получится 2.
Вопросы учителя:
- После того, как сорвало листочки ветром, их стало больше или меньше, чем было?
- Каким действием будете решать задачу?
- Как?
2. Уменьшение числа на несколько единиц в прямой форме
В первой вазе стояло 5 цветов, а во второй на 2 цветка меньше. Сколько цветов было во второй вазе?
I в. – 5 цв.
II в. – ?, на 2 цв. меньше
5-2 = 3
Ответ. 3 цветка.
Рассуждения ученика: Во второй вазе стояло на 2 цветка меньше, чем в первой. Значит, в ней было 5 цветов без 2. Надо из 5 вычесть 2, получится 3.
Вопросы учителя:
- Что сказано о числе цветов во второй вазе?
- Что это значит (на 2 меньше)?
- Каким действием будете решать задачу?
- Как?
3. Уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме
На каруселях катались 5 человек, это на 3 человека больше, чем на качелях. Сколько человек катались на качелях?
Кар. –5ч., на 3 ч. больше
Кач. – ?
5-3 = 2
Ответ. 2 человека.
Рассуждения ученика: Надо узнать, сколько человек каталось на качелях. Их каталось больше или меньше, чем на каруселях? Если на каруселях каталось на 3 человека больше, чем на качелях, то на качелях каталось на 3 человека меньше, чем на каруселях. Задачу решаем вычитанием.
Вопросы учителя:
- Если на каруселях каталось на 3 человека больше, чем на ( качелях, то что можно сказать о числе людей, которые катались на качелях?
- Что это значит?
- Каким действием: будете решать задачу?
- Как?
4. Нахождение неизвестного I слагаемого
На столе стоят большая и маленькая ват. В маленькой вазе стояли 3 гвоздики, а в обеих вазах было 10 гвоздик. Сколько гвоздик было в большой вазе?
10г.
10- 3 = 7
Ответ: 7 гвоздик.
Рассуждения ученика: В большой вазе стояло гвоздик 10 без 3. Значит, надо из 10 вычесть 3.
Вопросы учителя:
- Сколько гвоздик было в обеих вазах?
- Сколько гвоздик было в маленькой вазе?
- Как сказать про количество (число) гвоздик, которые стоят в большой вазе?
- Каким действием будете решать задачу?
- Как?
5. Нахождение неизвестного II слагаемого
У первого и второго подъездов росло 7 берез. У первого подъезда росло 3 березы. Сколько берез росло у второго подъезда?
7б.
7-3 = 4
Ответ: 4 березы.
Рассуждения ученика: У второго подъезда росло 7 без 3 берез. Значит, надо из 7 вычесть 3.
Вопросы учителя:
- Сколько берез росло у обоих подъездов?
- Сколько берез росло у первого подъезда?
- Как сказать про число берез, которые росли у второго подъезда?
- Каким действием будете решать задачу?
- Как?
6. На разностное сравнение чисел первого вида
Саша, нарисовал 7 кружков, а Дима 4 кружка. На сколько кружков больше нарисовал Саша, чем Дима?
на ?
7-4=3
Ответ: На 3 кружка больше.
Рассуждения ученика: Чтобы узнать, на сколько одно число больше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.
Вопросы учителя:
- Что надо сделать, чтобы узнать на сколько одно число больше другого?
- Каким действием будете решать задачу?
- Как?
7. На разностное сравнение чисел второго вида
На первой скамейке сидело 3 человека, а на второй 6 человек. На сколько меньше человек сидело на первой скамейке, чем на второй?
на ?
6-3=3
Ответ. На 3 человека меньше.
Рассуждения ученика: Чтобы узнать, на сколько одно число меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.
Вопросы ученика:
- Что нужно сделать, чтобы узнать, на сколько одно число меньше другого?
- Каким действием будете решать задачу?
- Как?
8. Нахождение неизвестного вычитаемого
На остановке стоят 8 человек. Когда подошел автобус и в него вошло несколько человек, на остановке остались 3 человека. Сколько человек вошло в автобус?
Было – 8 ч.
Вошло – ?
Осталось – 3 ч.
8 - 3 = 5
Ответ: 5 человек.
Рассуждения ученика: В автобус вошло 8 без 3 человек. Значит, надо из 8 вычесть 3, получится 5.
Вопросы учителя:
- Сколько человек стояло на остановке?
- Сколько человек осталось стоять на остановке?
- Как сказать про число людей, вошедших в автобус?
- Каким действием будете решать задачу?
- Как?
ЗАДАЧИ НА УМНОЖЕНИЕ
1. Нахождение произведения как суммы одинаковых слагаемых.
Сколько колес у четырех двухколесных самокатов?
2*4=8
Ответ: 8 колес.
Рассуждения ученика: По 2 колеса взяли 4 раза. Значит, 2 надо умножить на 4, получится 8.
Вопросы учителя:
- По 2 колеса сколько нужно взять?
- Как узнать, сколько всего колес?
- Каким действием решите задачу?
- Как?
2. Увеличение число в несколько раз в прямой форме
Люба наклеила 3 кленовых листочка, а Гена в 2 раза больше. Сколько листочков наклеил Гена?
Л. – 3 л.
Г. – ?, в 2раза больше
3*2=6
Ответ: 6 листочков.
Рассуждения ученика: Гена наклеил листочков в 2 раза большее, чем Люба. Значит, он наклеил 2 раза по 3. Надо 3 умножить на 2, получится 6.
Вопросы учителя:
- Что сказано о числе листочков, которые наклеил Гена?
- Что это значит (в 2 раза больше)?
- Каким действием будете решать задачу?
- Как?
3. Увеличение числа в несколько раз в косвенной форме
Младший брат поймал 4 рыбки. Это в 2 раза меньше, чем старший брат. Сколько рыбок поймал старший брат?
М. – 4 р., в 2раза меньше
С. – ?
4*2=8
Ответ: 8 рыбок.
Рассуждения ученика: Надо узнать, сколько рыбок поймал старший брат. Он поймал больше или меньше, чем младший. Если младший поймал в 2 раза меньше, чем старший, то старший поймал в 2 раза больше, чем младший. Задачу решаю умножением.
Вопросы учителя:
- Если младший поймал в 2 раза меньше, чем старший, то старший поймал в 2 раза больше, чем младший.
- Что это значит?
- Каким действием будете решать задачу?
- Как?
4. Нахождение неизвестного делимого
Неизвестное число разделили на 7 и получили 8. Найдите неизвестное число.
7 * 8 = 56
Ответ: Неизвестное число 56.
Рассуждения ученика: Неизвестное число обозначу буквой х и составлю уравнение: х : 7 = 8. Здесь неизвестно делимое. Чтобы найти неизвестное делимое, нужно делитель умножить на частное: 7 умножу на 8, получится 56. Проверю: 56: 7 = 8.
Вопросы учителя:
- Какой буквой обозначите неизвестное число?
- Какой запишите уравнение?
- Как найти неизвестное делимое?
- Сколько получилось?
- Как проверить?
ЗАДАЧИ НА ДЕЛЕНИЕ
1. Деление по содержанию
В коробке лежало 6 надувных шаров. Мама дала детям по 3 шара каждому. Сколько детей получили шары?
6:3 =2
Ответ: 2 ребенка.
Рассуждения ученика: Раздавали 6 жаров по 3 каждому, т.е. поровну. Значит, надо 6 разделить на 3, получится 2. Или кратко: Надо 6 разделить на 3, получится 2.
Вопросы учителя:
- Сколько шаров лежало в коробке?
- Изобразим каждый шар кружком.
- Сколько кружков отложите (отделите)?
- Отложите (отделите).
- Сколько еще надо отложить (отделить)?
- Отделите.
- Сколько групп по 3 шара получилось?
- Значит, сколько детей получат шары?
2. Деление на равные части
Было 12 рыбок. Ребята рассадили их в 3 разных аквариума поровну. Сколько рыбок посадили в каждый аквариум?
12:3=4
Ответ: По 4 рыбки.
Рассуждения ученика: Если рассадили 12 рыбок поровну в 3 аквариума, то, чтобы узнать, сколько рыбок в каждом аквариуме, надо выполнить действие деления, т.е. 12 разделить на 3, получится 4.
Вопросы учителя:
- Сколько рыбок было?
- Изобразим каждую рыбку.
- Во сколько аквариумов рассадили рыбок?
- Разделите в 3 аквариума 12 рыбок (3 рыбки, по одной в каждый аквариум, положите несколько раз).
- Сколько рыбок получилось в каждом аквариуме?
3. Уменьшение числа в несколько раз в прямой форме
Отец нашел 10 грибов, а сын в 2 раза меньше. Сколько грибов нашел сын?
От. –10 гр.
С. – ?, в 2 раза меньше
10:2 = 5
Ответ: 5 грибов.
Рассуждения ученика: Сын нашел в 2 раза меньше грибов чем отец, значит, чтобы получить в 2 раза меньше, надо 10 разделить на 2 равные части, т.е. на 2, получится 5.
Вопросы учителя:
- Что сказано о числе грибов, которые нашел сын?
- Что это значит? (у отца 2 раза по столько, сколько у сына)
- Каким действием будем решать, задачу?
- Как?
4. Уменьшение числа в несколько раз в косвенной форме
Аня вырастит 6 подсолнухов. Это в 2 раза больше, чем вырастила Катя. Сколько подсолнухов вырастила Катя?
А. – 6 п., в 2раза больше
К. – ?
6:2 = 3
Ответ: 3 подсолнуха.
Рассуждения ученика: Надо узнать, сколько подсолнухов вырастила Катя. Она вырастила больше или меньше, чем Аня? Если Аня вырастила в 2 раза больше, чем Катя, то Катя вырастила в 2 раза меньше, чем Аня. Значит, надо 6 разделить на 2, получится 3.
Вопросы учителя:
• Если Аня вырастила в 2 раза больше, чем Катя, то что можно сказать про подсолнухи Кати?
• Что это значит?
• Каким действием будете решать задачу?
• Как?
5. На кратное сравнение чисел первого вида
На верхней полке 30 книг, а на нижней 15. Во сколько раз на верхней полке книг больше, чем на нижней?
во?
30:15=2
Ответ: В 2 раза больше.
Рассуждения ученика: Чтобы узнать во сколько раз одно число больше другого, надо большее число разделить на меньшее, т.е. 30 разделить на 15, получится 2.
Вопросы учителя:
• Что нужно сделать, чтобы узнать во сколько раз одно число больше другого?
• Каким действием будете решать задачу?
• Как?
6. На кратное сравнение чисел второго вида
В большой комнате 6 стульев, а в маленькой 3 стула. Во сколько раз в маленькой комнате меньше стульев, чем в большой?
во?
6:3 = 2
Ответ: В 2 раза меньше.
Рассуждения ученика: Чтобы узнать во сколько раз одно число меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее. Значит, 6 разделю на 3, получится 2.
Вопросы учителя:
- Что нужно сделать, чтобы узнать во сколько раз одно число меньше другого?
- Каким действием будете решать задачу?
- Как?
7. На хождение неизвестного первого множителя
Если неизвестное число умножить на 6, то получится 42. Чему равно неизвестное число?
42:6=7
Рассуждения ученика: Обозначу неизвестное число буквой х и составлю уравнение: х * 6 = 42. Неизвестен первый множитель. Чтобы его найти, нужно произведение разделить на второй множитель: х = 42: 6, х = 7. Проверю: 7*6 = 42.
Вопросы учителя:
- Какой буквой обозначите неизвестное число?
- Составьте уравнение.
- Что неизвестно в уравнении?
- Как найти неизвестный множитель?
- Сколько получится?
- Как проверить?
8. Нахождение неизвестного второго множителя
Если 7 умножить на неизвестное число, то получится 56. Чему равно неизвестное число?
56 : 7 = 8
Рассуждения ученика: Обозначу неизвестное число буквой х и составлю уравнение: 7 * х = 56. Неизвестен второй множитель. Чтобы его найти, нужно произведение разделить на первый множитель: х = 56 : 7, х = 8. Проверю: 8*7 = 56.
Вопросы учителя:
- Какой буквой обозначите неизвестное число?
- Составьте уравнение.
- Что неизвестно в уравнении?
- Как найти неизвестный множитель?
- Сколько получится?
- Как проверить?
9. Нахождение неизвестного делителя
Число 18 разделили на неизвестное число и получили 6. Чему равно неизвестное число?
18 : 6 = 3
Рассуждения ученика: Обозначу неизвестное число буквой х и составлю уравнение: 18 : х = 6. Неизвестен делитель. Чтобы его найти, нужно делимое разделить на частное: х = 18 : 6, х = 3. Проверю: 18:3=6.
Вопросы учителя:
- Какой буквой обозначите неизвестное число?
- Составьте уравнение.
- Что неизвестно в уравнении?
- Как найти неизвестный делитель?
- Сколько получится?
- Как проверить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа по геометрии для 11 класса по теме: "Простейшие задачи в координатах", по учебнику Атанасяна.
Актуализация знаний по теме: "Простейшие задачи в координатах". Нахождение координат вектора по координатам точек, выяснение коллениарности и компланарности точек....
Дидактический набор: список задач на части, проценты и процентную концентрацию; памятки по работе с задачами
Материал содержит специальную подборку задач, решение который часто оказывается затруднительным для детей и специальные памятки для учеников, направляющие его мыслительный процесс в нужном напра...
Зачетная работа по геометрии по теме "Простейшие задачи в координатах.Уравнение прямой и окружности."
Зачетная работа представлена в двух вариантах и рассчитана на один урок. Она проверяет на практике знание учащимися простейших формул по теме "Простейшие задачи в координатах...
Самостоятельная работа по теме: "Простейшие задачи в координатах" (11 класс)
Самостоятельная работа в 11 классе по теме "Простейшие задачи в координатах"...
памятка краткой записи к простым задачам
памятка по оформлению краткой записи к простым задачам...
9 класс. Самостоятельная работа (С-3). Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах.
9 класс. Самостоятельная работа (С-3). Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах. Дидактические материалы. Б.Г. Зив...
Зачетная работа по геометрии 11 кл. по теме "Простейшие задачи в координатах"
Дан один вариант,по аналогии можно составить 2 вариант. Работа проверяет знания по всем вопросам темы. Время работы - 45 минут...