Внедрение современных технологий в учебный процесс
материал по теме
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Одна из задач «Проекта модернизации региональной системы образования» определена как «повышение качества общего образования посредством внедрения современных информационных технологий и систем». Она подчёркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования»
По литературе и русскому языку произошло существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности.
Сегодня на уроке недостаточно дать готовую информацию о литературном процессе, жизни и творчестве писателя, особенности художественного произведения , изложить учащимся свод правил, необходимо научить добывать знания самостоятельно, развивать познавательную мотивацию, творческие способности, индивидуальность мышления учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_sovremennyh_tehnologiy_konferenciya.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Августовская конференция учителей
Доклад:
Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся.
Дик Г.Н., учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ с. Луговское»
2012г.
Внедрение современныхпедагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся
(Слайд 2)
1.Введение
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Одна из задач «Проекта модернизации региональной системы образования» определена как «повышение качества общего образования посредством внедрения современных информационных технологий и систем». Она подчёркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования»
По литературе и русскому языку произошло существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности.
Сегодня на уроке недостаточно дать готовую информацию о литературном процессе, жизни и творчестве писателя, особенности художественного произведения , изложить учащимся свод правил, необходимо научить добывать знания самостоятельно, развивать познавательную мотивацию, творческие способности, индивидуальность мышления учащихся.(Слайд 3)
“Самое главное приобретение, которое необходимо сделать ребенку в период школьного ученичества – это: чувство собственного достоинства, вера в себя, в то, что он знает, умеет и может”.
В.А.Сухомлинский
Неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но и на его основе могли бы обобщать, сравнивать факты, интерпретировать, делать собственные выводы.
До недавнего времени было принято считать, что обучение- это передача учащимся готовых знаний и усвоение определённых умений, навыков . Сегодня окружающий мир меняется с такой скоростью, что за время обучения значительная часть знаний устаревает, так как появляются новые технологии, новая техника, открываются новые явления природы.
Передать знания о неоткрытых явлениях природы или научить использовать несуществующую технику невозможно. Но можно сформулировать поисковый стиль мышления, привить интерес и вкус к решению проблем, развить способность доказательного рассуждения.
Я остановлюсь на трех видах технологий преподавания русского языка и литературы:
- Проблемное обучение
- Проектная работа
- Использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы.
Наша жизнь – это большая проблемная книга, в которой каждому приходится решать собственные проблемы, не имеющие аналогичных решений, более того, само содержание наших персональных проблем носит эксклюзивный характер. Находить выход из затруднительного положения учит технология проблемного обучения. Таким образом, решение проблемных задач представляется мне не просто актуальным инновационным процессом в стенах школы, а жизненно необходимым умением.
II. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ПЕРСПЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (Слайд 4)
Проблемное обучение относится к активным технологиям обучения. В его основе лежит решение какой-либо проблемы, задачи. В широком смысле проблема – это сложный теоретический и практический вопрос, требующий изучения и разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого учащиеся усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Преимущества проблемного обучения это, прежде всего, большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности студентов; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности.
(Слайд 5)
Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач. Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.
( Слайд 6) Для успешного применения проблемного обучения существуют основные психологические условия
- Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
- Быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям.
- Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
- Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Реализуя проблемное обучение на уроках литературы, мы часто выбираем такую форму как диспут или кульминацию, занятия строим на элементах дискуссии, которые вводятся путем сопоставления нескольких произведений по одной и той же теме, а так же разных мнений литературоведов по той или иной проблеме. И неважно, что не всегда ребята на таких уроках приходят к единому мнению, главное, что они думают, переживают, отстаивают свои точки зрения, а значит — творят. Одним из свидетельств эффективности проблемных уроков — творческие работы учащихся.
(Слайд 7) Тема урока: «Форма слова»
- Актуализация знаний
1. Что такое окончание?
2. Что такое суффикс?
3. Что такое приставка?
- Формулировка проблемы:
Форма слова и другое слово – это одно понятие или разные?
(Слайд 8) Объяснение нового материала
1. Друг 2. друг
Другом подруга
Другу дружеский
дружить
Чем отличается принцип подбора слов 1-го столбика от 2-го?
Дополнительные вопросы и задания
Выделите морфемы в словах в 1-м и 2-м столбике.
Отличается ли морфемный состав слов 1-м столбике? Во 2-м?
Отличается ли слова по значению в 1-м столбике? Во 2-м?
По какой морфеме мы определяем число и падеж?
1-й вывод: Изменение окончания ведет изменению формы слова
2-й вывод: Изменение приставок и суффиксов ведет к изменению значения слова
(Слайд 9) Пример проблемного вопроса по литературе:
Почему Евгений Базаров не очень вежлив со своими родителями? Плохо к ним относится? А плохо ли? Почему они не понимаю друг друга? А вас всегда понимают родители? А вы их? Как вы думаете, почему так происходит? А как это объясняет автор романа?
( Слайд 10) Ролевая игра «Приём в школу
Проблема: вы являетесь учителями школы и на педагогическом совете должны решить вопрос: «Кого принять в 6 класс с углублённым изучением английского языка? Всего поступило 6 заявлений. Принять можно только одного ребёнка”.
Содержание карточки: статьи федерального закона «Об образовании” и заявления с комментариями.
1. Девочка, проживает в другом районе города. Рядом со школой живёт её бабушка. Девочка имеет хорошие оценки по предметам естественнонаучного цикла.
2. Мальчик. Живёт возле школы. Все друзья во дворе учатся в этом классе, и он решил перейти в эту же школу.
3. Девочка. Прибыла из другого города. Родители дипломаты. Отлично владеет разговорным английским. Через 3 месяца переедет в другую страну.
4. Мальчик, ранее оставался на повторный курс обучения. Имеет неудовлетворительные оценки по 4 предметам. Состоит на учёте в милиции. Живёт рядом со школой.
5. Мальчик. Переехал из деревни, где не изучал английский язык. Живёт рядом со школой. Склонен к бродяжничеству.
6. Девочка. Инвалид детства 2 группы, ДЦП. Успевает по всем предметам на «4” и «5”. Воспитывается одной мамой. Проживает рядом со школой.
( Слайд 11) проблемное обучение
ПОПС- метод
Ученик высказывает:
- П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, : “Я считаю, что смертная казнь не нужна…”);
- О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: “Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…”);
- П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя обороты типа: “Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…”;
- С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, : “В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…”).
Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.
III. «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ»
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
В «Федеральной концепции модернизации российского образования» на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».
Под компетенцией мы мыслим результат образования, готовность ученика к достижению поставленной цели. Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования.
В последнее время педагогический коллектив нашей школы активно использует преимущества проектной деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. Оценивая опыт использования проектной деятельности для формирования ключевых компетенций обучающихся в образовательной системе нашей школы, можно отметить следующие моменты.
Проектная деятельность в школе осуществляется в двух направлениях: применение метода учебного проекта на уроках и в процессе внеурочной деятельности.
Результаты выполненных проектов «осязаемы. Некоторые виды проектов предполагают в качестве конечного продукта изготовление плакатов, создание презентаций, написание эссе, исследований и т.д.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, учащиеся обращаются не только к учебникам, но и к другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.
( Слайд 12) В современном понимании проект – это шесть «П»: Проблема, Планирование, Поиск информации, Продукт, Презентация. Шестое "П" проекта - это его Папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, отчеты и др.
Решающим звеном внедрения проектного обучения является учитель. Для успешной реализации проектной деятельности необходима грамотная организация методической поддержки учителей. С этой целью в школе в рамках комплексно – целевой программы «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся» были разработаны и проведены заседания методической секции учителей гуманитарного цикла: «Современные педагогические технологии обучения русскому языку», «Проект как метод обучения на уроках русского языка и литературы», «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературе»,«Новые технологии в преподавании истории», «Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания», «Новые информационные технологии в преподавании немецкого языка», «Проектная методика с использованием информационно-коммуникативных технологий в обучении немецкому языку»,«Эффективность использования мультимедийных презентаций на уроке иностранного языка».
Такая работа имеет свои положительные результаты: с каждым годом растет количество участников областных, всероссийских и международных научно – практической конференций, конкурсов, качество самих исследовательских работ становится лучше. Увеличилось количество учащихся, занимающих призовые места на конкурсах проектов и исследовательских работ различного уровня.
Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века – личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.
(Слайд 13) Поэтому сейчас как никогда актуальны слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!».
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Использование компьютерных технологий в современной школе в условиях всеобщей компьютеризации является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса. Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя. Интернет-ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения литературного произведения, и как источник накопления литературных знаний (своеобразная энциклопедия), и как средство, позволяющее осуществить литературное развитие учащегося (литературные проекты, гостевые книги, сайты).
Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, наблюдать литературного героя, создать иллюзию соучастия, сопереживания. Предметы русский язык и литература не являются исключением, ибо ученик с интересом и увлечением работает на уроке, решая тренинги, видит плоды своего труда и может их оценить.
Одним из преимуществ использования новых информационных технологий является переакцентирование с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Использование образовательной информации, размещенной на дисках, не является заменой учебникам или его новым вариантом. Оно создает основу для организации самостоятельной деятельности учащихся по анализу и обобщению материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса. Использование образовательной медиатеки позволяет представить обширный и самый разнообразный материал, выбрать последовательность знакомства с предлагаемой информацией и степень глубины этого знакомства, “извлечь” любой материал и использовать его в самостоятельных работах учащихся, озвучить любой текст.
Информационные технологии можно использовать для всех типов уроков:
- изучение новых знаний и формирование новых умений;
- практического применения знаний, умений;
- обобщения и систематизации изученного;
- контроля и коррекции знаний, умений;
- комбинированные (смешанные),
На всех этапах уроков русского языка и литературы можно использовать такой инструмент исследования (в качестве источника дополнительной информации по предмету, способа самоорганизации труда и самообразования, возможности реализации личностно-ориентированного подхода в образовании) как презентации, тесты.
При подготовке к урокам использую Интернет – ресурсы: каталог информационных ресурсов по русскому языку, расположенный на сайте, «Грамота.ру» http://www.gramota.ru/. Я шаг за шагом научилась пользоваться готовыми презентациями и создавать свои.
При этом компьютер становится помощником преподавателя. Роль учителя здесь особенно важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знания и развитие. Учитывая, что информация должна быть учебной, специальным образом обработанной, помещённой в некую программную среду и только затем представленной, становится очевидным, что работа учителя в условиях компьютерного обучения усложняется: требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.
В своей работе я использую программы "Репетитор", , «1С русский язык», уроки Кирилла и Мефодия», «Фраза». Уроки с использованием этих программ всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора. А еще применение компьютера помогает мне осуществлять разноуровневое обучение. Дифференцированный подход на уроках организационно состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы.
Необходимость организации групповой дифференцированной и индивидуально дифференцированной форм деятельности учащихся следует из требований развивающего характера обучения и принципа индивидуального подхода к каждому ученику с целью максимального его развития. Например, по программе «Фраза. Русский язык 1-9 класс» ученики работают на уроке, на перемене, после уроков в любое свободное время.
«Изюминка» этой программы состоит в том, что «репетитор» следит за каждым шагом обучающегося, мгновенно реагируя на ошибки. В случае затруднения выводит на экран соответствующие правила с примерами и исключениями; помогает сразу исправить свои ошибки; позволяет зрительно запоминать только верные написания; в конце работы подводит итоги и выставляет оценку, ведет статистику успеваемости. Её любят так называемые «слабые и трудные ученики».
Программу "Фраза" считаю своеобразным электронным репетитором для подготовки к выпускным экзаменам.
Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы и приемы обучения, а работать в комплексе.
Использование ИКТ развивает исследовательские способности учащихся, повышает их речевую активность, способствует осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, создания своего текста, своего проекта. Так в 7-10 классах все учащихся попробовали себя в проектной деятельности.
В чём-то получились удачные, в чём-то неудачные, но интерес и поиск информации заставили их включиться в процесс познания. Ученики убедились, что для успешной защиты проекта необходимы богатый словарный запас и ораторские навыки. Речь, как визитная карточка, характеризует высококультурного, образованного человека, который в любой ситуации мог бы грамотно вести диалог.
Пусть наши уроки помогут школьнику войти в жизнь образованным, умелым и уверенным в себе человеком, ведь важнейшие индикаторы личности – это хорошо поставленная речь, яркое и отточенное слово.
Думаю, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, нужно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента для овладения культурой речи, ведь чем лучше человек знает язык, чем свободнее владеет его богатствами, тем выше культура речи этого человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС...
Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики
Представлена тема самообразования над которой проводилась работа, план по реализации. Основные виды деятельности.Перечень вопросов по самообразованию1.Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми...
Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики.
Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики....
Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики
В работе описывается технология самостоятельной работы учащихся, с применением игровых технологий....
Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики и физики
В настоящее время система российского образования находится в состоянии реформ. Это обусловлено рядом причин, таких как изменение государственного устройства, переход России от плановой экономики к ры...
Отчет по теме самообразования: «Внедрение современных технологий в образовательный процесс на уроках математики и информатики»
Отчет по теме самообразования...