Развитие мотивации у школьников к формированию здорового образа жизни
статья на тему
В статье рассматривается актуальность проблемы формирования отношения школьников к ценностям физической культуры и своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borisova_elena_mihaylovna.odt | 10.9 КБ |
mezhdunarodnaya_konferentsiya.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Борисова Елена Михайловна,
учитель физической культуры
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы
с углубленным изучением отдельных предметов № 47
г. о. Тольятти
Развитие мотивации у школьников
к формированию здорового образа жизни.
Здоровье - это достояние всего общества, которое невозможно оценить. Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового поколения у нации нет будущего. Крепкое здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, способствует выполнению наших планов, преодолению трудностей, даёт успешно решать жизненные задачи.
Среди многочисленных проблем, которые стоят сегодня перед общеобразовательной школой, особую актуальность проблема формирования отношения школьников к ценностям физической культуры и своему здоровью. Актуальность этой проблемы обусловлена потребностью в укреплении здоровья школьников как одного из факторов успешности обучения и воспитания, а также заботы о всестороннем развитии личности.
Дети очень доверчивы и подвержены внушению. Если ребёнка всё время пугать болезнями, то мы не разовьём у него желания быть здоровым. Ребёнок должен расти с сознанием , что толь ко от него самого зависит накопление его собственного здоровья. А поскольку именно в раннем возрасте закладываются основы здорового образа жизни человека, то ясна роль школы в этом вопросе.
Принимая во внимание проблемы общеобразовательной системы и, понимая, что здоровье каждого зависит от его собственных усилий, педагогическим коллективом и родительским советом было принято решение о разработке здоровьесберегающей программы «Школа – территория здоровья». Программа пронизывает все организационные уровни школы, Деятельность учащихся, их родителей, педагогического коллектива построена исходя из таких принципов:
1. Здоровые дети - основа благополучия страны.
2.Здоровье – основа развития и жизненного успеха личности.
3.Жизнь школы, живая и интересная.
4. Здоровый педагог - здоровый учащийся.
5. Инициативные, ответственные, ведущие здоровый образ жизни родители - основа благополучного всестороннего развития детей.
Девизом нашей работы по формированию ЗОЖ стали слова Карлейля «Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы».
Результат на этапе школьного образования подтвердил, что положительная мотивация детей и ориентация жизненных интересов на здоровый образ жизни, сформированные в дошкольном детстве, сохраняется в школьные годы при положительном примере взрослых.
Работа по формированию ЗОЖ в школе строится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь культура воспитания закладывается в семье. Сегодня многие родители часто испытывают трудности в общении с собственным ребёнком. И я считаю, что нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективность дают такие формы работы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребёнка. Взаимодействуя с родителями, я ставлю следующие задачи:
1. Ориентировать семью на воспитание здорового ребёнка
2.Обеспечить тесное сотрудничество и единые требования школы и семьи в вопросах здоровья детей.
3.Формировать у родителей теоретические знания, закрепить навыки и выработать потребность в здоровом образе жизни.
4. Повысить интерес родителей к деятельности школы и жизни ребенка в неё.
Для того, чтобы определить направление и выбрать наиболее эффективные формы работы с каждой семьёй или конкретной группой родителей, необходимо получить информацию об особенностях их образа жизни. Форма общения ни в коем случае не должна носить поучающего характера, а быть совместной попыткой рассмотреть актуальную для всех проблему со всех сторон. Свою работу с родителями я строю по двум направлениям:
- просвещение самих родителей
- активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми
В школе действует комната детских и молодёжных организаций. Она является центром ученических инициатив, совместной работы ученического актива, классных руководителей, учителей и родителей. В течении учебного года работает лекторий для родителей, проводятся индивидуальные консультации, организуются родительские собрания, беседы за круглым столом. Работает телефон доверия, что очень удобно, если родитель ограничен в собственном времени.
Информационное обеспечение деятельности педколлектива и родителей включает в себя:
- страницу ЗОЖ на сайте школы
- выпуск стенных газет, плакатов, листовок, посвящённым различным темам ЗОЖ
- оформление классных уголков, стендов, содержащих информацию о ЗОЖ
Во время каникул учителями физической культуры и классными руководителями, совместно с родителями, организуются экскурсии, однодневные и многодневные походы. Родители являются активными помощниками в организации и проведении спортивно - массовых мероприятий, входят в состав жюри. Традиционными в школе стали такие мероприятия как:
- Дни здоровья
- малые олимпийские игры
- военно - спортивные праздники
- семейные состязания « Все на старт»
- спортивные викторины
- Дни открытых дверей
- предметная неделя кафедры «Здоровья»
- праздник «Зимние забавы»
- праздник «Масленица»
- кросс «Золотая осень»
Популярной формой по формированию здорового образа жизни при непосредственной помощи родителей является проведение конкурсов «Мы против наркотиков», «Мама, папа, я – знающая ПДД семья», «В здоровом теле - здоровый дух», создание рекламных роликов, инсценирование сказок и многое другое.
С большим удовольствием родители принимают участие со своими детьми во Всероссийских, городских и районных соревнованиях «Лыжня России», «Кросс наций», «Российский азимут», «Зимний мяч», «Большая игра».
Народная мудрость гласит « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В начале этого учебного года состоялся большой праздник, посвящённый открытию новой спортивной площадки. На школьном стадионе было организовано торжественное мероприятие. Наряду со спортсменами-школьниками, чествовали и родителей учеников, активно занимающихся спортом, достигших спортивных высот. Родители - спортсмены обратились к детям с напутствиями и добрыми пожеланиями, призывая ребят брать с них пример и вести активный и здоровый образ жизни, заниматься спортом. С большим азартом были проведены товарищеские матчи по футболу, баскетболу, конкурсы «Самый сильный ученик», «Самый сильный родитель». Праздник прошёл на высокой эмоциональной волне, при большом количестве зрителей и болельщиков.
Я убеждена, что идеи и формирование здорового образа жизни (с использованием потенциала физической культуры) дадут плоды только тогда, когда ими проникнутся все участники открытого образовательного пространства от руководства государства, школы до родителей и каждого ученика.
Предварительный просмотр:
Борисова Елена Михайловна,
учитель физической культуры,
МБУ СОШ №47
г. Тольятти
Использование компьютерных технологий как средство мотивации к урокам физической культурой.
Одним из главных инструментов в образовании, открывающих путь в новый мир, являются информационно- коммуникационные технологии. Разработка стратегии использования информационных технологий в сфере образования – одна из ключевых проблем стратегического планирования, как на национальном, так и на глобальном уровне. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию ИКТ. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновацоинных технологий, идей, направлений, которые позволяют обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.
При этом перед учителем встают следующие задачи:
- создание условий, способствующих повышению мотивации обучающихся к урокам физической культурой
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий
- использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания
- оценка ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать более рациональные
- создание педагогических ситуаций поощрения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика
Внедрение информационных технологий в образовательную среду урока позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся , активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию знаний. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.
Необходимо учитывать и психологический фактор: современному ученику намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи таблиц, схем, карт. В настоящее время разработаны и внедрены в учебный процесс образовательных учреждений обучающие программы по пулевой стрельбе, гимнастике, лыжному спорту, физиологии, биомеханике, восточным единоборствам, программы , позволяющие проводить имитационное моделирование срочных и долгосрочных адаптационных процессов, протекающихв организме учащихся. Применение интерактивной доски на уроках позволяет облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта (баскетбол, волейбол). Учитель, работая с доской, имеет возможность, разбив технический приём на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой необходимо для детального изучения и понимания в данном классе. Результатами использования интерактивной доски является абсолютная доступность при любой физической подготовленности учащихся, заинтересованность всех категорий учащихся.
Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука - всех современных средств видеотехники - позволяют воссоздать обстановку деятельности, что вызывает у учащихся несомненный интерес.
Мыслительная деятельность детей на занятиях физической культурой с использованием компьютера способствует быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков становятся интенсивнее и многообразнее.
Применение информационно- коммуникационных технологий возможно на всех этапах урока. При изучении нового материала координируется, направляется и организуется учебный процесс, а предполагаемый материал объясняет компьютер. С помощью видеоряда, звука и текста ученик получает представление об изучаемом двигательном действии, учится моделировать последовательность движений, что делает урок наиболее ярким, содержательным и увлекательным. При закреплении материала компьютер позволяет индивидуально учитывать знания, коррегировать полученные знания и умения в каждом конкретном случае. На этапе повторения учащиеся решают проблемные ситуации. В результате в мыслительную деятельность будут включены все ученики. Степень их самостоятельности в освоении материала регулируется учителем.
Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет по сравнению с традиционным ряд преимуществ, которые состоят в следующем:
-используется индивидуальный подход, учитывается разная скорость выполнения заданий учащимися, упражнения дифференцируются по степени трудности;
- повышается объективность оценивания;
- фиксируется детальная картина успехов и ошибок учеников.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культурой очень актуально. Они способствуют формированию творческой личности учащихся, позволяют каждому ребёнку раскрыть свои способности, чувствовать себя на уроке уверенно и комфортно. Внедрение ИКТ в образовательный процесс способствует повышению уровня учебной работы учащихся.
Список литературы:
1.Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология , теория, практика / И.С. Барчуков , А.А. Нестеров.- М.: Academia, 2009.-528 с.
2. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре / Материалы Всероссийской научной практической конференции. СПб., 2000.
3.Горбунов Г.Д. , Гогунов Е. Н. Психология физической культуры и спорта / Г.Д. Горбунов, Е.Н Гогунов.- М:Academia, 2009.-256.
4.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова.- 4-е изд., стер.- М.:Academia, 2008.- 192 с.
5.Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта / Э.Б. Кайнова .-Изд-ва: Форум, Инфа-М, 2007.-208с.
6.НеверковичС.Д. , Аронова Т.В., Баймурзин А.Р. Педагогика физической культуры и спорта / С.Д. Неверкович, Т.В. Аронова, А.Р. Баймурзин.-М.: Academia, 2010.-336с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мероприятия «В здоровом теле – здоровый дух» для школьников 5-7 классов- формирование у школьников потребность в здоровом образе жизни.
Сценарий мероприятия «В здоровом теле – здоровый дух» для школьников 5-7 классов- формирование у школьников потребность в здоровом образе жизни....
Родительское собрание по сохранению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни
Рост образования в обществе - необходимый, важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ложи...
Общешкольное родительское собрание по сохранению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни
Рост образования в обществе - необходимый, важный элемент соци¬ально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ...
Роль занятий гандболом в физическом развитии школьников и формировании здорового образа жизни.
В последние годы развитию спорта предаётся большое значение, как на федеральном, так и на краевом уровнях. Это в равной степени касается как популяризации спорта, как основы здоров...
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.
В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни
Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....
ПУТИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАПРАВЛЕНИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ
Здоровый ребёнок – главная задача прошлого, настоящего, ближайшего и отдалённого будущего. В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья учащихся. В настоящее вр...