Научно-исследовательская деятельность учащихся
статья по теме
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Целью научно-исследовательской деятельности должны стать воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya_rabota_uchashchihsya.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-исследовательская деятельность учащихся
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Целью научно-исследовательской деятельности должны стать воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Научно-исследовательская деятельность позволяет решать следующие задачи:
- развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;
- развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;
- развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
- развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;
- сформировать чувство ответственности за порученное дело;
- воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;
- привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.
Главное при организации научно-исследовательской деятельности – следовать следующему правилу – никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка. Главный критерий – личный интерес и личная увлечённость. В настоящее время в педагогике идет процесс осмысления новых явлений и методологии развития человека, способного не только быстро и осознанно сделать личный выбор, но и представить продукт собственной деятельности. Выполнение проектных исследовательских работ, по сравнению с другими формами образовательной деятельности, позволяет наиболее эффективно и последовательно осуществить разворот от традиционного подхода в обучении к новому, продуктивному образованию, направленному на развитие таких универсальных способностей и компетенций учащихся, как способность к самообразованию, развитие навыков ориентации в информационных потоках, развитие умений ставить и решать проблемы. Все это в дальнейшем поможет школьникам легко войти во «взрослую» жизнь. Современное общество, прежде всего, заинтересовано в развитии учебно-исследовательской деятельности человека, которая сейчас является одним из ведущих компонентов образовательного процесса. Основная задача учителя – в развитии исследовательских способностей учащихся. Наряду с основными вопросами образования у учащихся важно сформировать и такие качества как:
- потребность узнавать новое
- умение применять те или иные навыки
- восприятие другого человека или проявление его деятельности в различных сферах
Научно-исследовательская деятельность позволяет развивать интеллектуальный потенциал личности: от накопления знаний и навыков к самовыражению в творчестве и науке. Необходимо предоставить ребенку возможности практического применения знаний, умений и навыков в период становления личности. Овладение исследовательским методом дает возможность приобрести умение анализировать, находить причинно-следственные связи. Следует отметить, что те учащиеся, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. Важным фактором является и то, что происходит сближение между педагогом и обучающимися. Работа над исследовательскими проектами делает мышление учащихся раскрепощенным, свободным, творческим, а самого обучающегося ставит соучастником воспитательного процесса. Руководитель выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которой у обучающегося формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблем с исследовательской, творческой позиции.
Для исследовательской работы весьма важно сформировать у обучающихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность. Исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом.
Как же увлечь школьников исследовательской деятельностью? Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания недостаточно для решения исследовательских задач. Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования.
В нашей школе количество ребят желающих проявить свои исследовательские навыки растет, как и число педагогов работающих с ними. Конечно, не у всех ребят это получается т.к. ученик должен обладать определенными компетентностями:
1. Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования.
2. Умение критически осмысливать материал, представленный в книге, т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы.
3. Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую.
Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать. Тема отражает характерные черты проблемы. Объект – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. Предмет же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования. Цель формулируется кратко и определённо точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования.
Вот, например, как это отражается в работе ученицы нашей школы Степановой Ирины: «Тема моей работы такова: « История православного храма». Я считаю, что этот вопрос в данное время приобретает всё большую актуальность, т.к. церковь, на протяжении своего существования, являлась одним из важнейших институтов, характеризовавших многие общественные процессы, сведения о которых сохранились до наших дней благодаря церковно-приходским книгам. В данной работе я ставлю цель: проследить историю храма Богоявления в селении Порецкого района ЧР. Чтобы достичь данной цели, необходимо было решить ряд задач: совместно с учителем обществознания, исследовать церковно-приходские книги и другие документы и выяснить, каким образом они повествуют об истории церкви и представляют ли они интерес для рассмотрения данного вопроса, а также организовать сбор материалов по воспоминаниям старожилов села. Для написания этой работы было изучено множество документов, содержащих информацию об истории прихода церкви Богоявления. Нужно отметить, что поиск и изучение материалов осуществляется совместно с учителем обществознания нашей школы, которая посетила архивы г. Чебоксары и г. Ульяновска и обнаружила в фондах полезные и интересные для работы документы, характеризующие затронутый в работе вопрос. Это клировые ведомости, ревизские сказки, метрические книги, журналы богослужений и т.д. Анализируя материал этих книг, мы пришли к такому выводу, что они представляют интерес для изучения и являются носителем полезной, а иногда и неизвестной ранее информации. Примечателен тот факт, что многие события, упомянутые в церковно-приходских книгах, не забыты старожилами села. Тема работы представляет научный интерес. Думаю, что данный вопрос изучен не достаточно и его разработка позволяет внести некоторые факты в историю. Возможно, что именно это и подталкивает меня к изучению данной темы….»
А ученица Базарова Екатерина пишет: «Целью моей исследовательской работы является изучение топонимики Чувашской Республики, так как изучение топонимии помогает в раскрытии нашей богатой истории. Это важно, тем более, что старые географические названия нередко могут оказаться единственными отголосками давно минувших дней и событий. Но нельзя забывать, что новые географические названия также представляют не меньший интерес. Они – своеобразная топонимическая летопись современности.
На карте нашей республики можно насчитать не одну тысячу географических названий. Некоторые названия встречаются не в единственном варианте, в некоторых названиях в современной записи произошли отклонения от произношения.
В своей исследовательской работе я поставила определённые задачи:
- узнать, как возникли варианты названий географических объектов;
- почему названия географических объектов на картах пишутся не родном языке;
- какие явления и события экономической и социально-политической жизни отразились в чувашской топонимии;
- какие названия имеют древнее происхождение.
Предметом изучения предлагаемой работы являются географические названия Чувашии. Система этих названий, известных ныне на её территории, была выработана в течение жизни многих поколений и веков. Состав названий не постоянен: всегда что-то возникает, что-то забывается и исчезает с карты, либо видоизменяется… В процессе исследовательской работы, для себя я сделала определённые выводы и пришла к тому, что в топонимии на каждом этапе исторического развития образуется свой специфический пласт названий, собравший в себе топонимическую характеристику эпохи… Подведя итоги исследовательской работы, я поняла, что, изучая и зная топонимы своей местности, современные молодые люди всё более широко будут использовать географические, административные, исторические и прочие специальные карты, атласы, справочники, когда им потребуется получить необходимые сведения об окружающей территории родного края, соседней области или далекой страны… Топонимия постоянно обновляется, поэтому я решила и в дальнейшем заниматься этой проблемой. Каждое поколение людей вносит в неё своё новое… Я считаю, что изучая историю топонимии, можно узнать много интересного и полезного из истории общественного развития своей местности; что полученные в ходе моего исследования результаты, будут востребованы в будущем…»
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития. Помимо учебных целей и задач, перед учащимися ставятся и задачи, направленные на развитие и формирование навыков исследовательской деятельности. Сегодня необходимо предоставить каждому обучающемуся сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.
Использованная литература:
- Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2003.с203
- Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. М., 2002, с.17
- Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры// Развитие исследовательской деятельности учащихся / Под ред. А.С. Обухова. М., 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»
Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....
Формирование навыков научно–исследовательской работы у учащихся 8-9 классов по актуальным и значимым вопросам истории.
Статья посвящена опыту работы педагога с обучающимися в направлении научно - иссследовательской деятельности.Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в наук...
Научно-исследовательская работа с учащимися
текст выступления на педсовете...
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся
Здесь представлены результаты научо-исследовательской и проектной деятельности обучающихся...
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся
Дипломы победителей и призеров...
Результат научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся(публикация в электронных СМИ)
Проект для одаренных детей «Алые паруса»,проект-исследование «Здоровый образ жизни»...