Нетрадиционные формы методического сопровождения при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию (предметная неделя).
методическая разработка (11 класс) по теме
Проведение методической предметной недели истории и обществознания на уровне муниципального образования являетсяактуальным. Это одна из самых массовых форм организации творческой деятельности педагогов и учащихся, которая предоставляет возможность для применения на практике знаний и умений в различных областях, способствует формированию творческих способностей учащихся, раскрытию их индивидуальных способностей. Одновременно методическая неделя истории и обществознания способствует повышению профессиональной компетентности учителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Бардик Юлия Владимировна,
Учитель истории МБОУ СОШ № 10
Методист МКУО РИМЦ
Павловского района
Краснодарского края
Материалы выступления на
Краевой педагогический фестиваль «Инновационный поиск – 2011»
Нетрадиционные формы методического сопровождения при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию (предметная неделя).
Научно-методическая литература по данной теме подразделяется по двум направлениям. Первым направлением является изучение использования педагогических технологий на уроках истории и обществознания. Вторым направлением - подготовка учащихся к ЕГЭ по указанным предметам.
Проблема приведения предметных недель мало изучена. По данной теме распространяли опыт проведения предметных недель в отдельно взятом общеобразовательном учреждении. Материалов о проведении методической недели на муниципальном уровне, которые были бы направлены на подготовку учащихся к ЕГЭ нет. В Павловском районе такие мероприятия проводились впервые и по данному вопросу опыт на муниципальном уровне не обобщался.
На сегодняшний момент достаточно актуальным является проведение методической предметной недели истории и обществознания на уровне муниципального образования. Методическая предметная неделя является одной из самых массовых форм организации творческой деятельности педагогов и учащихся. Она предоставляет возможность для применения на практике знаний и умений в различных областях, способствует формированию творческих способностей учащихся, раскрытию их индивидуальных способностей. Одновременно методическая неделя истории и обществознания способствует повышению профессиональной компетентности учителей и организуется согласно плану работы управления образованием.
Цели методической недели:
- совершенствование профессионального мастерства педагогов в процессе организации и проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- обеспечение индивидуального похода в развитии компетенций педагогов;
- создание условий для реализации творческого потенциала педагогов.
Основными задачами недели являются:
- оптимизация процесса обучения в условиях подготовки школьников к ЕГЭ по истории и обществознанию;
- диссеминация опыта работы учителей, учащиеся которых добились наивысших результатов на ЕГЭ по истории и обществознанию;
- изучение опыта внеурочной подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию.
Методическая неделя проходила в 4 этапа.
1. Подготовительный этап, когда создавалась проблемная группа. Сюда вошли:
- методист РИМЦ,
- тьюторы по истории и обществознанию,
- учителя – предметники, работающие много лет в выпускных классах,
-педагоги, учащиеся которых показывают наивысший результат на ЕГЭ по предмету,
-зам. директора, руководители ППЭ, имеющие опыт работы.
Разрабатывался план мероприятий, определялся срок проведения предметной недели. Было решено провести Неделю истории и обществознания в декабре 2010 года. Это связано с тем, что:
1. Активная подготовка учащихся к итоговой аттестации начинается со второго полугодия,
2. Проведение консультации по предметам с середины III четверти,
3. Выбор учащимися предметов для сдачи в форме и по материалам ЕГЭ проходит до 1 марта.
Вторым этапом методической недели стало проведение конференции для учителей истории и обществознания «ЕГЭ по истории и обществознанию: педагогический опыт подготовки учащихся». Здесь поднимались вопросы о системе работы РМО по подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию; учителя, учащиеся которых добились наивысших результатов, поделились своим опытом работы; тьютор по обществознанию презентовала элективный курс «Введение в ЕГЭ. История»; заместители директоров, имеющие опыт работы на ППЭ, провели лекторий для учителей истории и обществознания по процедуре проведения экзаменов, в ходе которых выявлены проблемы, недостатки, тонкости; одним из вопросов конференции стала тема о психологической готовности к ЕГЭ.
В помощь всем педагогам на каждое ОУ были подготовлены раздаточные материалы, где содержатся:
- КИМы по истории и обществознанию прошлых лет,
- буклеты для учащихся 9,11 классов, которые содержат разъяснительную информацию (Приложение 9, 10).
- тематические презентации в помощь учителю для использования на уроках истории и обществознания,
- материалы по процедуре проведения ГИА-9,11 (Приложение 5,6),
- памятки (Приложение 11,12,13),
- правила заполнения бланков ответов и фильм по данному вопросу (Приложение 14),
- электронная учебная и практическая литература для использования при подготовки к Г(и)А,
- памятки психолога для учителей и учащихся (Приложение 15, 16).
Весь представленный материал облегчил подготовку и проведение методической недели в отдельно взятом общеобразовательном учреждении.
Третьим этапом проведения методической недели заключался в проведении мероприятий на базе образовательных учреждений. Методистом был предложен примерный план проведения недели истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях. Основными мероприятиями стали:
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Приложения |
Методическая неделя истории и обществознания в образовательных учреждениях | |||
1. | Заседание ШМО учителей истории и обществознания (гуманитарного цикла) «Нормативно-правовая база по проведению ЕГЭ и Г(и)А». | 06.12. – 09.12. 2010 г. | Протокол заседания ШМО (Приложение 17) |
2. | Круглый стол «Мониторинг знаний учащихся с целью повышения качества образования по обществоведческим дисциплинам». | Тема заседания ШМО, ФИО выступающих, практический выход (Приложение 18) | |
3. | Обновление уголков по итоговой аттестации согласно методическим рекомендациям (Приложение 19). | Фото уголка итоговой аттестации в кабинете истории и обществознания (Приложение 20) | |
4. | Взаимопосещение уроков, факультативов, консультаций, элективных курсов с элементами подготовки учащихся к ЕГЭ, Г(и)А с последующим анализом. | Разработки уроков, отзывы об уроке (Приложение 21,22,23,24) | |
5. | Внеклассные мероприятия на обществоведческую тематику. | Разработки мероприятия, фото, отзывы (Приложение 25,26) | |
6. | Библиотечный урок на историческую тематику. | Разработки уроков, фото (Приложение 27,28) | |
7. | Оформление в библиотеке выставки имеющейся литературы, мультимедийных материалов, Интернет-ресурсов, видеоматериалов в помощь учащихся для подготовки к ЕГЭ. | Фото (Приложение 29) | |
8. | Проведение обучающих лекториев для учащихся по структуре заданий КИМов и процедуре заполнения бланков ответов. | Тема лектория, ФИО ответственного за проведение, участники (Приложение 30) | |
9. | Составление памяток для учащихся по процедуре проведения ЕГЭ и Г(и)А, психологических рекомендаций. | Бюллетень | |
10. | Проведение беседы учащихся и родителей с психологом. | Материалы беседы (Приложение 31) | |
11. | Проведение родительских собраний с включением вопросов подготовки к итоговой аттестации выпускников. | Копия протоколов (Приложение 32, 33) | |
12. | Выставление на сайт ОУ материалов по итогам проведения методической недели. | Перечень материалов, выставляемых на сайт | |
13. | Оформление отчетной документации по итогам методической недели. | Файловая папка, электронная версия разработок |
Согласно указанному плану предметной методической недели во всех школах Павловского района проходили однотипные мероприятия для того, чтобы учащиеся и родители всего района могли своевременно получить одинаковую достоверную информацию.
Заключительным этапом предметной недели стало проведение круглого стола для учителей истории и обществознания «Современные методы, технологии и формы обучения в преподавании истории и обществознания», где учителя представляли опыт работы с использованием современных педагогических технологий, таких как технология блочного повторения, деятельностный метод обучения, личностно-ориентированный подход, проблемное обучение. Каждое выступление преследовало цель познакомить с отдельно взятой технологией и представить ее на практике на различных этапах урока.
На этапе рефлексии педагоги районного методического объединения, работая в группах, составляют отзывы о выступлениях и проведении методической недели истории и обществознания в целом.
Для сплочения коллектива, последующего благоприятного взаимодействия и привлечения на другие методические мероприятия педагогов РМО, завершение методической недели истории и обществознания сопровождается приглашением творческих личностей Павловского района, которые читали стихи и прозу, пели кубанские казачьи песни.
Делая выводы необходимо отметить, что результатами методической недели истории и обществознания стали:
1. Систематизация методического материала по подготовке учащихся к ЕГЭ;
2. Формирование пакета дидактических материалов по подготовке к итоговой аттестации;
3. Привлечение внимание родителей к проблемам качественной сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию.
Таким образом, проведение методической недели истории и обществознания должно стать одним из отправных пунктов в системе работы муниципального образования по подготовке учащихся к итоговой аттестации по истории и обществознанию. Все мероприятия обычно проходят в отдельно взятом образовательном учреждении, технологии по проведению предметных недель разнообразны, они разрознены и организуются в хаотичном порядке. При соединении методов и мероприятий появляется возможность сформировать систему работы, ориентировать все образовательные учреждения муниципалитета на единые требования и рекомендации по подготовке учащихся к итоговой аттестации.
Более высокой ступенью может стать учебно-методическая декада, где будут объединены следующие мероприятия:
-открытые уроки победителей ПНПО в рамках сетевого взаимодействия;
- проведение пробных ЕГЭ по истории и обществознанию с целью формирования у учащихся опыта работы в той атмосфере, которая будет на ЕГЭ, умений и навыков заполнения бланков ЕГЭ и работы с КИМами, выявление пробелов в знаниях с последующей работай по их ликвидации;
- работа консультационных пунктов для учащихся, которые выбрали ЕГЭ по истории и обществознанию.
-дистанционные консультации по обществознанию.
Такая система работы уже сформирована в муниципальном образовании Павловский район и дает определенные результаты:
в 2008 – 2009 учебном году Павловский район занимал первое место в крае по результатам ЕГЭ по истории и обществознанию,
в 2009 – 2010 учебном году – по истории удалось удержать позиции по первенству, по обществознанию – на 7 месте среди 44 муниципалитетов.
Необходимо отметить, что данный опыт может быть ориентирован не только на гуманитарный цикл предметов, но и для организации целостной учебно-методической сети по подготовке учащихся к итоговой аттестации по всем учебным циклам, предметы которых выходят на ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию
Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию...
Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию
Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию...
Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию
Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию...
Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию
Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию...
Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию
Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию...
Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию
Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию...
Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию
Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию...