Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать.
статья по теме

Несмиянова Наталья Сергеевна

В данном материале, я хотела рассказать о важности развития мелкой моторики, о функциональных возможностях кистей и пальцев рук. А так же, какая коррекционная работа проводится по развитию мелкой моторики при обучении грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

ЧТО ТАКОЕ МЕЛКАЯ МОТОРИКА

И ПОЧЕМУ ЕЁ ТАК ВАЖНО

РАЗВИВАТЬ.

В последнее время мы слышим о мелкой моторике и о необходимости её развивать.

Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около всей трети площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных и учебных действий.

Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.

У детей моего класса мелкая моторика развита очень слабо. Парезы, гиперкинез затрудняют движения. Упражнения по мелкой моторике даются детям очень тяжело на начальной стадии обучения, затем они становятся стереотипными, автоматизированными, движения ускоряются.

Тренажёрами для развития мелкой моторики кистей рук, я использую различные подручные средства, бросовый материал: пробки от бутылок, флаконов, проволока, фольга, различные шнурки, тесёмки и так далее.

Дети моего класса, с которыми я занимаюсь размазыванием пластилина по контуру, в начале обучения были нетерпеливы, неусидчивы, невнимательны, несамостоятельны.

Речь детей неразвита, скудна по своему словарному запасу, ответы на вопросы односложны. Много трудностей и во время письменных работ. Среди них можно выделить 3 основных:

- трудности, связанные с нарушением моторики, пространственного восприятия, затруднениями зрительно-моторной координации;

-трудности, связанные с недостатками речевого развития и фонетико-фонематического восприятия;

-комплексные трудности.

Итак, чтобы помочь детям моего класса в развитии рук, я решила заняться с ними барельефами из пластилина.

Техника этих занятий требует тонкого понимания красоты, вкуса, художественного такта, фантазии и конечно мастерства; воспитывает усидчивость, терпение. Размазывание пластилина-достаточно сложное и кропотливое занятие, оно требует большого внимания и аккуратности.

Этот вид творчества воспитывает навыки самостоятельности, умение работать сосредоточенно, не отвлекаясь, длительное время повторять одни и те же движения, находя в этом своеобразную красоту и ритмику.

Азы этого ремесла может освоить любой человек, но для этого необходимо большое терпение. А его как раз и не хватает у моих ребят. И я поняла, что это хороший способ научить ребят многим вещам – от создания маленьких сюжетов из пластилина на картоне до произнесения звуков, слов и предложений.

Чтобы занятия не надоели, вношу какие-либо изменения, делаю их более увлекательными, это вызывает у детей новый интерес. Занимаемся под музыку, параллельно обогащаем свой словарный запас, комментируя  действия.

Я стараюсь воспитывать в детях самостоятельность, поддерживая и поощряя, но, помогая лишь теми способами, которые позволяют ребёнку по мере сил самому довести дело до конца.

В начале занятий обязательна гимнастика для кистей рук, в ходе занятия для глаз.

Кроме того, что дети выполняют самостоятельно какую-либо работу, учатся комментировать свои действия, они получают радость, наслаждение, удовлетворение от результатов своего труда.

А для меня самое главное, что у них постоянно находятся в работе указательный и большой пальцы, влияющие на работу речевых центров мозга. Вследствие этого постепенно исправляется почерк ребёнка, появляются скорость и правильность письма, расширяется словарный запас.

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики при обучении грамоте.

Тема «Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук» получила своё продолжение на уроках русского языка.

Начинаю свой урок организационным моментом. Продолжительность, которого 1-2 минуты. Цель этого этапа – сконцентрировать внимание учеников на учителе, настроить их на  учебную деятельность. На организационном моменте включаю упражнения по развитию памяти, внимания, восприятия. В ходе урока перед письменными заданиями мною обязательно планируется гимнастика для кистей рук и пальцев. В работе использую  различные тренажёры собственного изготовления. Использую любые традиционные формы работы для развития мелкой моторики: пальчиковую гимнастику, рисование, нанизывание крышек на проволоку, конструирование и так далее. Упражнения подбираю с индивидуальными проблемами ребёнка: гипер- или гипотонусом, недостаточной координацией движений, неумением держать равновесие…

Включая в ход урока упражнения на развитие мелкой моторики, я предусматриваю возможность накопления словаря и усвоение наиболее употребляемых речевых моделей, развитие речи, практическое использование накопленного словаря в знакомых грамматических структурах.

Для того, чтобы поставить детям правильный почерк, я использую упражнения, рекомендованные Узоровой и Нефёдовой, которые дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Регулярные занятия способствуют поддержанию хорошего тонуса. При выполнении данных упражнений автор рекомендует:

1)после каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук);

2)пальцы нужно нагружать равномерно;

3)поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она может быть использована не только на уроках письма, но и на уроках математики, чтения, ремесла, физкультуры.

На уроках математики и чтения фокус внимания следует перенести с разминки пальцев и ладоней на их массаж, то есть здесь лучше выбирать упражнения на различные растирания и на статическое напряжение. Хотя, конечно, не стоит пренебрегать и остальными упражнениями. На уроках ремесла пальцы нуждаются в отдыхе и развитии ловкости не меньше, чем на уроках письма. Что касается физкультуры, то гимнастика для пальцев вполне может войти в состав общей гимнастики. (См. приложения).

Результативность: 3 года наблюдений показали, что развитие мелкой моторики непосредственно влияет на уровень речевого развития. Некоторые дети имеют достаточный запас слов, умеют строить предложения, составлять тексты. Более точной стала координация движений, стало меньше логопедических ошибок; возросло умение переключаться с одного вида работы на другой.

Сложнее обстоят дела с орфографической грамотностью, но у отдельных детей возросла и она. Предоставленная результативность позволяет увидеть положительную динамику учащихся.

 



Предварительный просмотр:

Взаимодействие ручной и речевой моторики у детей с ОВЗ.

Необходимость развития моторики рук у умственно отсталых детей, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. По данным М.И.Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.

Развитие ручной моторики у учеников специальной коррекционной школы моего класса имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки умственно отсталых детей к овладению письмом.

Для коррекции нарушений звукопроизношения проводятся различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.

Также проводятся упражнения общего характера, включённые в различные виды деятельности:

1.Конструирование из кубиков домиков, башен и так далее, сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.

2.Раскладывание и складывание разборных игрушек (матрёшек, пирамид, чашек, кубиков.)

3.Составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на две части, потом на три и на четыре. Первоначально складывают по образцу, в дальнейшем по памяти.

4.Складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений, букв.

5.Обведение контуров предметных изображений.

6.Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.

7.Вырезание цветных полосок, фигурок по контурам.

8.Наматывание ниток на катушку, клубок.

9.Расстёгивание пуговиц, зашнуровывание.

10.Работа с пластилином (скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков в лепёшки, самостоятельное творчество детей.)

11.Работа с мозаикой.

12.Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.

13.Многократное поочерёдное выполнение движений руки: кулак – ладонь – ребро.

14.Поочерёдная смена положений рук: левая рука – кулак, правая – ладонь, затем наоборот: правая рука – кулак, левая – ладонь.

С детьми проводятся пальчиковые игры без речевого сопровождения. (См. приложения.)

В процессе развития ручной моторики обращается внимание, как на кинетическую организацию движений, так и на кинестетическую основу двигательного акта. Каждое из упражнений может быть использовано как с одной целью, так и с другой целью. Для развития кинестетических ощущений детям предлагается выполнить упражнение с закрытыми глазами. Рекомендуются задания на воспроизведение положений пальцев, первоначально заданное логопедом. Ребёнок закрывает глаза, а я учитель – логопед ставлю его пальцы в определённое положение.

Затем ребёнок воспроизводит это положение другой рукой или той же рукой после определённой паузы.

С целью развития ручной моторики используются так же упражнения сопровождающиеся стихотворениями, известные народные «пальчиковые игры». (См. приложения.)

Для развития ручной моторики используются и игры на разгибании пальцев рук. (См. приложения.)

При проведении описательных игр, я учитель – логопед сначала сама прочитываю стихотворение и выполняю движения вместе с детьми. При повторении игры дети полностью выполняют движения и лишь частично текст, заканчивая фразу начатую мной.

Выбор упражнения, дидактического и речевого материала определяется темой занятия. Так, например, подбираются контурные изображения (для раскрашивания, обведения, вырезания) тех предметов, в названии которых есть отрабатываемый звук. Упражнения по развитию ручной моторики проводятся систематически в течение 3 – 5 минут на каждом занятии.

                Развитие артикуляторной моторики.

На предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения определённое место отводится развитию мимических движений языка, губ. Вначале детям предлагаются упражнения на развитие мышц лица. Это обусловлено тем, что у таких детей как Максимов П., Попов. С, Антонов. В, Жукова. К, отмечается слабый тонус лицевых мышц, мимика лица невыразительная.

Примерные упражнения: закрывание глаз, зажмуривание обоих глаз, зажмуривание правого, левого глаза, оскаливание зубов, надувание щёк, задувание свечи и др.

Рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок.

Например: детям предлагаются картинки. Мной описывается ситуация на картинке, дети имитируют мимически.

  1. дети загорают. Солнечный тёплый день. Дети лежат на песке с закрытыми глазами, им приятно и тепло. Спокойно закройте глаза. Щёки, лоб, губы расслаблены. Вам приятно.
  2. дедушка подарил мальчику коньки. Мальчик очень доволен, он улыбается. Улыбаемся вместе с мальчиком.
  3. мальчик ест кислый лимон. Сделаем так, как будто и мы едим кислый лимон.

В дальнейшем проводится работа над развитием движений языка, губ.

На предварительном этапе отрабатываются простые артикуляторные упражнения.

При развитии артикуляторной моторики осуществляется опора на различные анализаторы (зрительный, слуховой).

Развитие артикуляторных движений у умственно отсталых детей в частности моего класса проводится в двух направлениях:

1.развитие кинетической основы движений.

2. развитие кинестетических ощущений.

При стимулировании кинестетических ощущений работа проводится без зеркала. При этом предлагается воспроизвести положение губ, языка по речевой инструкции.

Умение кинестетических ощущать положение губ отрабатывается первоначально на звуки и – у, поскольку различие в положении губ, ярко выражено.

Рекомендуемые упражнения:

  1. произнести звук и перед зеркалом, и сказать в каком положении находятся губы при произнесении данного звука.
  2. произнести звук у перед зеркалом и ответить, в каком положении находятся губы при произнесении данного звука.
  3. произнести звуки иу слитно и определить, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков.
  4. определить звук по беззвучной артикуляции.
  5. определить первый (или последний) звук по беззвучной артикуляции рядов иу, уи.

Подобным же образом отрабатываются различия в положении губ при произнесении гласных звуков и – а, у – о, согласным м (губы сомкнуты), н. (губы раскрыты). Затем следует перейти к уточнению положения языка при произнесении различных звуков. Кинестетические ощущения положения языка (приподнят или опущен) воспитываются первоначально на резко различающихся по артикуляции звуках и – д., а – д., и – т. Различие в способе образования звуков (смычка, щель) уточняется на звуках Ш. – т, ж – д., при этом определяется, прижимается ли кончик языка или нет.

На предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения при проведении артикуляторной гимнастики используются игровые приёмы, что обусловлено психологическими особенностями умственно отсталых школьников. При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений. Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений), за плавностью движений, умением удерживать движение, определённое время, за переключаемостью движений, т.е. возможностью перехода от одного движения к другому, за точной координацией движений языка и губ.

В процессе работы с детьми необходимо также следить за тем, чтобы движения языка, губ выполнялись симметрично, чтобы язык не отклонялся вправо или влево. Рекомендуемые артикуляторные упражнения по М. Е. Хватцеву см. приложения.      

   

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во 2 веке до н.э. в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в хорошем состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он, утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами  кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности, устраняют его эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие  оказывает перекатывание между ладонями карандаша.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев, в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Так, например, разнообразные игровые действия с указательным и другими пальцами направлены на стимуляцию положительных эмоций у детей, ориентацию на состояние другого, переключение, отрицательное подкрепление нежелательного поведения, телесный контакт и др. стратегии поведения взрослого с ребёнком. Итак, игровые предметы – указательный и другие пальцы, помогают взрослому эффективнее применять разнообразные методы изменения, коррекции поведения ребёнка. Игровые задачи направлены на установление контакта, изменение особенного или нарушенного поведения ребёнка, стимуляцию произвольных усилий, организованности и вариативности поведения у детей.

Указательный палец (как и другие, части тела) можно использовать в качестве предмета для игры. Игровые задачи с указательным пальцем могут быть различными:

- с эмоционально – выразительными жестами, с воображаемыми, предметно – практическими, физическими, графическими действиями и действиями звукоизвлечения.

Рассмотрим подробнее некоторые из них:

Жесты. Указательный палец прямой вверх вертикально: 1) «восклицание», «внимание», указание направления.

2) воображаемый собеседник.

3) с движениями в кисти вперёд – назад , влево – вправо («предупреждение», «запрет», «угроза», «несогласие»).

4) приложен к губам (жест «тише»).

Указательный палец горизонтально:

прямой направления, указание на объект, человека, жест «ты плохой»).

1)прямой (указание направления, указание на объект, человека, жест «ты плохой»).

2)сгибание- разгибание: жест «иди сюда».

3)между согнутым в кулак указательным и средним расположен большой палец («фига», отказ, протест, вызов).

4)постукивание или поворот указательным пальцем у виска (жесты, выражающие оценку, отношение – «ты глупый».

5)указательные пальцы затыкают уши (жест «я тебя не слушаю»), указательными пальцами оттопыриваю уши (жест «слышу») и др.

Воображаемые действия с указательным пальцем как с предметом- заместителем.

Указательные пальцы прямые горизонтально:

1)направленные друг на друга, касаются («мост») или не касаются друг друга («барабанные палочки»).

2)направлены на другого, остальные сжаты в кулак («укол», «выстрел из пистолета», полёт комара со звуками «и-и-и-и»).

Указательные пальцы прямые, наклонены вверх:

1)упираются друг в друга («домик», «горка»).

2)надавливание указательным пальцем о поверхность (изображение звонка в дверь).

3)касаются рта («облизывание»кончика указательного пальца как «мороженое», «конфету»).

Указательный палец согнут:

1)остальные пальцы сжаты в кулак («крючок»).

2)между согнутыми в кулак указательным и средним пальцами расположен большой («фига», «бабушка и дедушка», «голуби»).

3)и упирается в согнутый средний, остальные пальцы сжаты в кулак («фотоаппарат», «окошко в норке»).

4)и с большим соединены в колечко или касаются друг друга (изображение бинокля, очков, «пальцы рупором сложу и что- нибудь скажу», изображение рта говорящего человека, клюва птички).

Указательный палец:

1)и мизинец растопырены, остальные сжаты в кулак («бодливая корова», «улитка с рогами», «уши зайца», «ножницы режут бумагу»).

2)и средний растопырены за головой («уши зайца»), перед глазами («смотрю через забор»), горизонтально смыкаются- размыкаются («ножницы режут бумагу»).

Указательный палец перпендикулярно:

1)под ладошкой («гриб», «зонтик»).

2)на ладошках ребёнка.

По ладоням вытянутым вперёд («по кочкам»), идём указательными пальцами («ножками»).

Прямым указательным пальцем водим по ладошке («варим кашу») и другие воображаемые действия.

Указательный палец как средство телесного контакта взрослого с ребёнком и между детьми (прикосновение, поглаживание, щекотание, надавливание, щелчок, толчок, удар пальца о палец и т.п.).

Предметно – практические и физические действия с указательным пальцем (захватывание указательного пальца, удержание и перенос предметов на пальце, подталкивание пальцем предметов, убирание пальца по сигналу с руки, избегание касания пальцем других предметов, сгибание- разгибание пальца, перетягивание согнутых пальцев, вытягивание пальца из кулака другого человека).

Графические действия с указательным пальцем  (движения пальца в пространстве с рисованием, вычерчиванием фигур, букв, действия письма).

Действия звукоизвлечения с указательным пальцем (надавливание на надутые щёки, звукопроизношение в сочетании ударами пальцем по нижней губе).

За период работы с детьми моего класса, наблюдается положительная динамика практически у всех детей.

Дети начали подражать звукам, движениям языка, губ, щёк. С помощью упражнений артикуляционной гимнастики дети стали лучше произносить звуки. А с помощью пальчиковой гимнастики ребята стали лучше работать руками. Например, Попов. С. Начал вырезать и лучше закрашивать и лепить из пластилина. Антонов В.начал разминать и размазывать пластилин, а также закрашивать карандашами и красками.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что занятия по развитию речевой и неречевой моторки для детей нужны и важны, та как оказывают только положительную динамику на речь, общую и мелкую моторику.

                ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Пальчиковые игры:

                                        «Пальчики здороваются «

Кончик большого пальца левой руки «здоровается», поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев этой же руки, то же упражнение выполняется пальцами правой руки, тоже упражнение выполняется одновременно пальцами правой и левой руки.

                                        «Оса»

Поднять правую руку, сжатую в кулак, а затем выпрямить указательный палец и вращать им; то же самое указательным пальцем левой руки; одновременно движения указательных пальцев обеих рук. (Осы).

                                        «Стол»

Левая рука согнута в кулак, а правая лежит на ней горизонтально.

                                        «Крыша»

Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, ладони в наклонном положении.

                                «Лодочка»

Ладони прижаты друг к другу, сверху слегка раскрываются.

                        ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

«Пальчиковые игры, сопровождающиеся стихотворениями»

                                                «Пальчики в лесу»

Дети держат перед собой левую, а затем правую руки ладонью к себе.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашёл.        (Загибают мизинец).

Этот пальчик чистить стал.         (Загибают безымянный палец).

Этот резал.                                (Загибают средний).

Этот ел.                                        (Загибают указательный палец).

Ну, а этот лишь глядел.                (Загибают большой палец).

                                                «Пальчики»

Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой загибают пальцы.

Этот пальчик хочет спать.        (Загибают мизинец).

Этот пальчик лёг в кровать.        (Загибают безымянный палец).

Этот пальчик чуть вздремнул. (Загибают средний палец).

Этот пальчик уж уснул.                (Загибают указательный палец).

Этот крепко-крепко спит.        (Загибают большой палец).

Тише-тише не шумите!

Солнце красное взойдёт,

Утро ясное придет

Будут птички щебетать

Будут пальчики вставать.        (Расправляют пальцы).

                ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Игры на разгибание пальцев рук.

                                                «Этот пальчик»

Дети сгибают пальцы левой руки в кулак.

Этот пальчик-дедушка.                        (Разгибают большой палец).

Этот пальчик-бабушка.                        (Разгибают указательный).

Этот пальчик-папочка.                        (Разгибают средний).

Этот пальчик-мамочка.                        (Разгибают безымянный палец)

Этот-пальчик наш малыш.                (Разгибают мизинец).

                                                «За работу»

Дети сгибают пальцы левой (а затем и правой) руки в кулак.

Ну-ка, братцы, за работу,

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить,                        (разгибают большой палец)

Печи все тебе топить,                        (разгибают указательный)

А тебе воду носить,                                (разгибают средний)

А тебе обед варить                                (разгибают безымянный палец и мизинец).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Артикуляторные упражнения (по М. Е. Хватцеву).

Гимнастика для губ и щёк.

1.надувание обеих щёк одновременно.

2.надувание щёк по переменно.

3.втягивание щёк в ротовую полость.

4.оскал: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к дёснам, обнажаются оба ряда зубов.

5.поднимание верхней губы, обнажаются только верхние зубы.

6.оттягивание вниз нижней губы, обнажаются нижние зубы.

7.имитация полоскания зубов.

8.нижняя губа под верхними зубами.

9.верхняя губа под нижними зубами.

10.чередование двух предыдущих упражнений.

11.вибрация губ.

12.при выдохе удерживать губами карандаш.

                Гимнастика для челюстей.

1.опускание и поднимание нижней челюсти.

2.движение нижней челюсти вправо, затем влево.

3.попеременное движение нижней челюсти вправо и влево.

                Гимнастика для языка.

1.высовывание широкого языка «лопатой».

2.высовывание языка жалом.

3.чередование двух упражнений.

4.движение высунутого языка вправо и влево (маятник).

5.присасывание к нёбу спинки языка.

6.круговое облизывание губ кончиком языка.

7.закусывание боковых краёв языка коренными зубами.

                                Литература.

1.Логопедическая работа в коррекционных классах. Р. И. Лалаева., Москва, Владос, 1998г.

2.Логопедическая работа в 1 классе вспомогательной школы. - М.,1957г. Каше Г.А.

3.Лалаева Р. И. Устранение речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. - Л., 1988г.

4.Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. – М., 1994г.

5.Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию. - М «Просвещение» 1983г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему нужно развивать мелкую моторику

Из истории вопроса. Объяснение связи развития мелкой моторики и речевой активности....

Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика и зачем так важно ее развивать?"

Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются от...

Консультация для родителей: «Почему нужно развивать мелкую моторику рук у ребенка?»

Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Наступит время, когда ваш любимый ребенок будет ловко и быстро работать всеми десятью пальцами, движения рук будут точными и аккуратными. Но прежде необходимо...

«Что такое мелкая моторика и почему её так важно развивать»

laquo;Что такое мелкая моторика и почему её так важно развивать»...

«Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать»

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?Специалисты в области детской психологии, логопе...

Консультация "Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать"

Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать....


 

Комментарии

Возьму ваш материал для работы со своими детьми. Спасибо.