методологические подходы к обучению
методическая разработка по теме
Деятельностный подход, компетентностный подход, исследовательский и другие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_informaciey.doc | 55 КБ |
metodologicheskie_podhody_k_obucheniyu.doc | 26 КБ |
metodologicheskie_podhody_k_obucheniyu.doc | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ.
1.
Логико-информационная корректность языковых выражений состоит в соблюдении следующих требований: ЯСНОСТИ, ТОЧНОСТИ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ И ДОКАЗАТЕЛЬНОСТИ.
ЯСНОСТЬ терминов, составленных из них высказываний и рассуждений, как последовательностей высказываний означает, что обучаемый и обучающийся вкладывают в них одинаковый смысл, который заранее известен им обоим. Неясность информации устраняется различными способами: за счет установления языкового происхождения слов или принадлежности их к определенному терминологическому тезаурусу и т.п. Ясность фиксирует определённый уровень полноты знания, как описания, объяснения или предсказания, позволяя ответить определённо не только на вопрос»что это такое?», но и на вопрос «как это сделать?», что означает то или иное следствие из заранее известного предпосылочного знания. Фиксируя уровень полноты знания, ясность всегда относительна, связана с определённым контекстом, в который входит не только сопровождающая познавательную ситуацию информация, но и сам уровень образованности или осведомленности участвующих в этой ситуации людей. Не существует абсолютной ясности, абстрактной ясности, ясность всегда конкретна и обусловлена контекстом используемых языковых выражений.
ТОЧНОСТЬ или определённость языковых выражений, используемых в описаниях, объяснениях и прогнозах, предполагает возможность установления их информационных границ относительно контекста, в котором они употреблены. Но уточнения возможны лишь тогда, когда ясно о чем идет речь! Точность предполагает конкретизацию используемой информации, привязку её непосредственно к теме исследования с одновременным уяснением самого уровня конкретизации. Не уточненная, а следовательно неопределенная информация не имеет познавательной ценности и не способствует эффективности её использования для решения конкретных задач, связанных с образовательным процессом или предметно-практической деятельностью людей. Границы информационной точности так же относительны, подвижны и определяются, в первую очередь, конкретными условиями, задачами использования информации в тех или иных целях. Не существует абсолютной, абстрактной, оторванной от конкреной познавательной ситуации информационной точности.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ языковых сообщений как формы представления знания предполагает такой порядок его использования в учебном процессе, при котором каждый предшествующий законченный информационный фрагмент является необходимым и информационно достаточным условием ясного и точного восприятия или понимания непосредственно следующего за ним информационного фрагмента. Последовательность, особенно в учебном процессе, предполагает неперестановочность языковых сообщений. Не должны меняться местами не только главы или параграфы учебной литературы, но даже абзацы текстов. Последовательное изложение означает движение от простого к сложному. Под простым знанием следует понимать такое знание, которое для своего уяснения или понимания не требует дополнительной информации, а под сложным - такое, которое для своего уяснения или понимания требует привлечения дополнительной информации. Последовательность, как и первые два критерия всегда связана с контекстом и осуществляется относительно контекста, в котором используются языковые сообщения.
ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ, как критерий информационно-логической корректности в учебном процессе реализуется выполнением правил обоснования или построения логического вывода. Особую роль здесь выполняют аргументы или предпосылочное знание. Необходимо строго следить за тем, чтобы их функцию выполняли научно проверенные положения, в истинности которых не приходится сомневаться. Однако типы доказательств или выводов, например в естественном и гуманитарном знании, могут существенно различаться. Поэтому необходимо, чтобы доказательность была связана со стремлением убедить, а не только продемонстрировать правильность или неправильность отдельных высказываний, правил или операций. Но доказательство окажется бесполезным, если используемые в нем языковые выражения не ясны, не точны или непоследовательно изложены. Доказательность предполагает прежде всего выполнение первых трех требований корректности. Доказательства, как и выше изложенные требования, связаны с контекстом, с целями и задачами, применительно к которым доказательства используются.
Интеллект - умение ясно, точно, последовательно и доказательно описать объекты и факты, обосновывать знание о фактах и получать новое знание из заранее известной информации, а так же целесообразно использовать приобретенное знание в предметно-практической или теоретической деятельности.
2. ИНСТРУМЕНТАРИЙ основные приёмы и методы работы с информацией.
2.1 Методы оптимизации информации (ОИ).
В основе методов ОИ (уменьшения) лежит целенаправленность и целеобусловленность деятельности, в соответствии с которыми формируется отношение к информации и ценностная ориентация (в каком ключе или аспекте необходимо что-либо делать).
3 метода выделения главного:
статистический | связан с частотой использования важных слов, терминов употребляемых в тексте; |
позиционный | любая часть любой книги пишется по принципу: постановка задачи, содержание, выводы; |
индикаторный | связан со словами: итак, подведем итог, главное… |
В основе выделения главного – целевая установка.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА - информационно-важные слова, без которых фразы, в которых эти слова встречаются теряют смысл или смысл резко искажается.
2.1.1 Длинный метод ОИ заключается в формировании фразы из ключевых слов, возможна замена более длинных слов на короткие:
-цель ОИ;
-слева на право последовательно выбираются слова фразы, если смысл не искажается без этого слова, то его выбрасываем, если искажается, то оставляем.
Пример: «Белый пароход медленно причалил к старенькой пристани»
-цель: выделить событие.
-ОИ: «Белый пароход медленно причалил к старенькой пристани»
2.1.2 Короткий метод ОИ заключается в формировании ответа на вопросы «Что для меня главное в этом информационном фрагменте? О чем идет речь?». Ответы, достроенные до короткой фразы – есть целевая установка и ОИ.
Пример:
«В день мартовских ИД (15.03) 44года до новой эры, у входа в сенат, на глазах у многочисленных сенаторов, даже пальцем не пошевельнувших, что бы спасти, Цезарь был убит. Говорили, что на его теле нашли 23 раны»
Вопросы:-Что главное?-О чем идет речь?
1.-цель: выделить Что? Где? Когда?
Ответ: «15.03.44г. до новой эры в сенате Цезарь был убит»
2.-цель: выделить Что? Где? Когда? Как?
Ответ: «15.03.44г. до новой эры в сенате Цезарь был жестоко убит»
ЗАДАНИЕ:
Прочитайте фрагмент 1, определите:
-каким методом ОИ лучше воспользоваться в данном случае?
-попытайтесь ОИ.
2.2 Обработка текста
Все следующие приемы обработки текста могут давать различные результаты, при различных целях изучения одного и того же текста. Кроме того, что Вы должны четко понимать с какой целью Вы знакомитесь с текстом: ознакомительной (быстрый взгляд), чтение или детальное изучение, Вам необходимо сформулировать цель изучения научного текста.
Цель:
Постановка вопросов
Ознакомившись с текстом, в соответствии с целью изучения, поставьте к нему серию вопросов, различного уровня.
- Общий вопрос / основополагающий вопрос / ответ на который будет соответствовать цели изучения текста.
- От 2 до 5 (не более 7) вопросов /проблемные вопросы/, ответы на которые выделят смысловые разделы и определят логику текста.
- Уточняющие вопросы по каждому из разделов текста.
Переформулировав вопросы, Вы можете представить логику изложения информационного материала в виде тезисов / суждений / умозаключений.
Графическое представление структуры текста
Обозначьте, выделенные Вами смысловые единицы текста ключевыми словами / терминами и представьте структуру текста в виде кластера / графа. Свернув информацию, переданную в тексте, Вы строите опорную схему, которая может быть использована в дальнейшем для доклада / пересказа – развертки содержательной части текста.
Общие мыслительные умения
1. Анализ и выделение главного.
2. Сравнение.
3. Обобщение и систематизация.
4. Определение и объяснение понятий.
5. Конкретизация.
6. Доказательство и опровержение.
7. Умения, необходимые в проблемном обучении.
Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составные части или характеристики. Осуществляется путем выделения в объекте существенных свойств, признаков, связей, отношений.
Анализ - наиболее важная мыслительная операция. Умение анализировать - значит уметь группировать материал на составные части поэтапно: вычленение частей целого, выявление существенных взаимосвязей между отдельными компонентами, осознание принципов организации целого. Для развития мыслительной операции анализа целесообразно предлагать студентам задания с недостающими или избыточными данными. Студент сталкивается с тупиковой ситуацией (при недостатке сведений) или с проблемой (при избытке информации).
Синтез - мысленное объединение отдельных существенных признаков, свойств, связей и т.п. в единое целое. Эта операция противоположна анализу.
Обобщение - получение вывода на основе мысленного объединения предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предметов и отвлечении от других, несущественных.
Сравнение - мыслительная операция, при которой устанавливаются сходства и различия между объектами. Основанием для сравнения бывают, как правило, существенные признаки сравниваемых объектов.
Классификация - распределение предметов, явлений и понятий по видам, признакам, классам, группам, разрядам в зависимости от их существенных признаков.
Подведение под понятие - отнесение какого-либо объекта к тому или иному понятию по ряду существенных признаков.
Конкретизация - вычленение частных понятий (явлений) на основе существенных признаков какого-либо абстрактного понятия (явления).
Общим элементом всех мыслительных операций являются существенные признаки. Поэтому и процесс формирования мыслительных операций у студентов должен начинаться с выработки умения выделять существенные признаки изучаемых явлений, процессов, объектов. Именно умение выделять главное, существенное - важнейшее качество человеческого ума.
Существенный - наиболее важный, значимый, главный, основной, определяющий, образующий.
Предварительный просмотр:
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ к обучению
Перечисленные ниже подходы в учебном процессе тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, взаимопредполагают друг друга. Все они сегодня рассматриваются как наиболее важные и основополагающие.
Деятельностный подход ориентирует на формирование личности и ее способностей через активную деятельность самого школьника.
Дифференцированный подход предусматривает принципы учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся; обучение с выделением уклонов, профилей т.д. Следует иметь в виду, что этот подход переходной: от фронтального к индивидуальному.
Компетентностный подход рассматривает приоритетным формирование в процессе освоения программных знаний комплекса надпредметных, универсальных общеучебных умений, различных видов деятельности и развитие способностей, личностных качеств и отношения.
Личностно-ориентированный (гуманистический) подход рассматривает обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на усвоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода - стимулирование осмысленного учения.
Личностно-развивающий подход предусматривает существование постоянно развивающейся системы "учитель - учащийся", где учитель направленно развивает учащегося и сам открыт новому опыту. Процессы развития учащегося и учителя должны идти синхронно, хотя у учителя они должны начинаться раньше, т.к. ему необходимо знать психологические закономерности и условия развития личности.
Исследовательский (проблемно-эвристический) подход предусматривает преобладание метода, связанного с самостоятельным поиском и решением школьниками тех или иных вопросов. Педагог предоставляет им возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем. Роль учителя при этом сводится к направлению, управлению и коррекции деятельности учащихся.
Проблемный подход предполагает обучение с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. В проблемном обучении процесс освоения знаний (по основным закономерностям) рассматривается как процесс решения проблемных задач. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. (Проблемный подход в психологии рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения). Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие.
Развивающий подход к обучению основывается на принципах учета особенностей и закономерностей психического и умственного развития школьника конкретного возраста. Это ведущий принцип современной школы. Ученые исходят из общего понимания взаимосвязи обучения и развития: а обучение и развитие – процессы, органически связанные друг с другом; б)обучение играет ведущую роль по отношению к умственному развитию. Для того, чтобы обучение играло именно такую роль, необходимо, чтобы оно было специально организовано. В этой части существуют расхождения.
Утвердившиеся в школьной практике различные подходы, предполагающие характерную для каждого из них иерархию методов, приемов, техник, не имеют нормативного статуса, как, например, компетентностный подход.
Предварительный просмотр:
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ к обучению
Перечисленные ниже подходы в учебном процессе тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, взаимопредполагают друг друга. Все они сегодня рассматриваются как наиболее важные и основополагающие.
Деятельностный подход ориентирует на формирование личности и ее способностей через активную деятельность самого школьника.
Дифференцированный подход предусматривает принципы учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся; обучение с выделением уклонов, профилей т.д. Следует иметь в виду, что этот подход переходной: от фронтального к индивидуальному.
Компетентностный подход рассматривает приоритетным формирование в процессе освоения программных знаний комплекса надпредметных, универсальных общеучебных умений, различных видов деятельности и развитие способностей, личностных качеств и отношения.
Личностно-ориентированный (гуманистический) подход рассматривает обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на усвоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода - стимулирование осмысленного учения.
Личностно-развивающий подход предусматривает существование постоянно развивающейся системы "учитель - учащийся", где учитель направленно развивает учащегося и сам открыт новому опыту. Процессы развития учащегося и учителя должны идти синхронно, хотя у учителя они должны начинаться раньше, т.к. ему необходимо знать психологические закономерности и условия развития личности.
Исследовательский (проблемно-эвристический) подход предусматривает преобладание метода, связанного с самостоятельным поиском и решением школьниками тех или иных вопросов. Педагог предоставляет им возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем. Роль учителя при этом сводится к направлению, управлению и коррекции деятельности учащихся.
Проблемный подход предполагает обучение с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. В проблемном обучении процесс освоения знаний (по основным закономерностям) рассматривается как процесс решения проблемных задач. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. (Проблемный подход в психологии рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения). Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие.
Развивающий подход к обучению основывается на принципах учета особенностей и закономерностей психического и умственного развития школьника конкретного возраста. Это ведущий принцип современной школы. Ученые исходят из общего понимания взаимосвязи обучения и развития: а обучение и развитие – процессы, органически связанные друг с другом; б)обучение играет ведущую роль по отношению к умственному развитию. Для того, чтобы обучение играло именно такую роль, необходимо, чтобы оно было специально организовано. В этой части существуют расхождения.
Утвердившиеся в школьной практике различные подходы, предполагающие характерную для каждого из них иерархию методов, приемов, техник, не имеют нормативного статуса, как, например, компетентностный подход.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Современные методологические подходы к организации и проведению массовых мероприятий в образовательных учреждениях"
Тематика городских семинаров по теме "Организационно- массовая работа". План работы....
Методологические подходы к исследованию
Презентация к выступлению о методологических подходах к педагогическому исследованию...
Обоснование методологических подходов в специальной подготовке пловца.
Обоснование методологических подходов в специальной подготовке пловца....
«Новые методологические подходы к обучению»
Ключевыми понятиями будут деятельность, понимание, цели, образование, технологии. А говоря научным языком, я собираюсь передать вам фактуальное и концептуальное знание для формирования критическ...
Системно-деятельностный подход в обучении - методологическая основа ФГОС
Принципы и приемы проведения современного урока...
«Методологические подходы при обучении чтению на английском языке в школе»
Одной из главных задач первых лет обучения является обучение рецептивным видам речевой деятельности, в первую ...
Методологические подходы при обучении чтению на английском языке в начальной школе.
Одной из главных задач первых лет обучения является обучение рецептивным видам речевой деятельности, в первую ...