Инновационные технологии в обучении химии
методическая разработка по теме
Использование информационно-коммуникационных технологий открывает новые перспективы и возможности для обучения химии. Использование компьютерных программ, анимации, позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно. Все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovacionnye_tehnologii_obucheniya_himii.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.А. Битулина
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Нурлат»
e-mail: elena.bitulina@mail.ru
Инновационные технологии обучения химии
В условиях модернизации системы образования появляются новые проблемы и задачи, над решением которых предстоит работать учителям. Одна из проблем – это падение интереса к такой важной науке современности, как химия, и, соответственно, к химии как к учебной дисциплине. Как же решить проблему оптимального обучения школьников? Какую роль должны играть урок, школа, учитель, чтобы повысить мотивацию к обучению, подготовить наших учеников к полноценной жизни в обществе?
В настоящее время все больше места в школьном образовании занимают информационные технологии. Наличие компьютерных классов, интерактивных досок, большое разнообразие мультимедийных пособий позволяет открывать новые пути в развитии мышления, предоставляя новые возможности для активного обучения.
Использование информационно-коммуникационных технологий открывает новые перспективы и возможности для обучения химии. Использование компьютерных программ, анимации, позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно. Все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. Поэтому очень важно использовать любознательность и высокую познавательную активность учащихся для целенаправленного развития их личности.
И основная задача для меня, как учителя химии, состоит в том, чтобы интегрировать информационные знания с курсом химии. Такая интеграция позволяет сделать изучение предмета более мобильным, адаптированным к требованиям современного общества.
Компьютерные телекоммуникации – это особое средство обучения и форма общения. Они многофункциональны, оперативны, доступны и продуктивны. Предоставляют возможность для творческой самореализации учащихся и индивидуальной образовательной траектории.
При обучении химии использование ИКТ эффективно на разных этапах урока: объяснения нового материала (электронные учебники и издания, презентации к урокам), закрепления изучаемой темы, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), во время проведения химического практикума (виртуальная лаборатория), при контроле знаний (интерактивное тестирование).
Использование программных средств на уроках химии имеет ряд достоинств: - значительный объем материала, охватывающий различные разделы курса школьной химии.
- наглядность подачи материала (учащиеся имеют возможность увидеть и изучить пространственное строение молекул)
- наличие демонстраций тех химических опытов, которые опасны для здоровья детей (например, опыты с ядовитыми веществами)
- ускорение темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей.
В своей работе использую такие мультимедийные электронные учебники и пособия: «1С. Репетитор. Химия», “Виртуальная лаборатория. Химия 8-11 класс”, “Химия для всех- XXI. Решение задач”, “Уроки химии Кирилла и Мефодия”; “ Подготовка к ЕГЭ по химии” и др.
Презентации применяю при изучении новой темы, при обобщении изученного материала, для проведения самостоятельных работ. Презентации разрабатываю как сама, так и учащиеся, а также использую готовые из Интернет ресурсов Для коррекции и контроля знаний учащихся использую готовые интерактивные тесты «Уроки химии Кирилла и Мефодия»
Так же я использую форму проектной деятельности учащихся с использованием компьютерных технологий на основе знаний и умений по химии и информатике. Она позволяет создать условия для развития познавательного интереса школьников к химии; осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению. Большой популярностью у учащихся пользуются работы: «Химия и жизнь», «Химия и здоровье», «Витамины», «Пищевые добавки», «БАДы»и др.
В этом учебном году мы периодически проводим Internet-уроки. На занятиях совершаются путешествия на различные химические производства, виртуальные музеи, можно просматривать электронные учебники, узнавать о жизни и деятельности известных ученых, отвечать на вопросы online-тестов. В данный момент я с учащимися осваиваю новую и интересную форму проведения Internet-урока - Web-квест. Это совершенно новый подход к обучению, на котором ученики не только собирают и систематизируют информацию, из Интернета, они решают конкретную поставленную перед ними задачу. Интернет здесь является средством, которое делает урок более продуктивным, а работа учащихся превращается в творчество.
Web-квесты – это активная форма обучения, в основе которой заложена модель индивидуальной или групповой работы учащихся с Интернет-ресурсами.
Смыслом и позитивным результатом модели обучения с использованием информационного ресурса является следующие аспекты:
• в центре технологии обучения - ученик;
• в основе учебной деятельности – сотрудничество;
• позиция ребенка в учебном процессе – активная;
• перспективная цель - формирование мотивации и развитие способности ученика к самообразованию.
Мною были выявлены преимущества использования компьютерных технологий на уроках химии:
1) индивидуальный и дифференцированный подход к обучению
2) осуществлять контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок и
оценкой результатов учебной деятельности;
3) осуществлять самоконтроль;
4) осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и
самоподготовку учащихся;
5) визуализировать учебную информацию с помощью наглядного материала
6) представление на экране монитора процессов недоступных в школьной лаборатории
При использовании компьютерных технологий на уроках я добилась следующих результатов:
1) Восприятие информации одновременно несколькими органами чувств.
2) Активизация внимания.
3) Повышение интереса к предмету.
4) Наглядность, занимательность и эмоциональность обучения.
5) Повышение качества излагаемого материала.
6) Эффективное использование времени урока.
7) Всестороннее развитие учащихся.
8) Повышение результативности и качества образования.
Таким образом, применяя инновационные технологии на уроках - мы повышаем компетентность учащихся, развиваем творческую мыслительную деятельность, активизируем способности, повышаем эффективность обучения предмету. О чём говорят результаты мониторинга качества знаний за последние три года. Качество знаний за 2009-2010 составило 42 %, за 2010-2011 год – 43,5%, за первое полугодие 2011-2012 года составило 46% . Наблюдается позитивная динамика.
Литература:
Аранская О.С, Бурая И.В., Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии, Москва, “Вентана – Граф”, 2005г
Курдюмова Т. Н. Компьютерная технология обучения химии: достоинства и недостатки.// Химия в школе, 2002. – №8,
Нечитайлова Е.В.. Информационные технологии на уроках химии.// – Химия в школе. – 2005. – №3
Энциклоперия Кирилла и Мефодия
http://www.xumuk.ru/encyklopedia/ Химическая энциклопедия
http://home.uic.tula.ru/~zanchem/ занимательная химия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»
В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...
Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровневое обучение.
Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии»...
"Использование инновационных технологий в обучении химии как средство повышения качества подготовки специалистов" (методический доклад)
Современных образовательный процесс немыслим без поиска новых эффективных технологий, которые содейсвуют развитию творческих способностей учащихся. В методическом докладе приводятся примеры использова...
"Использование инновационных технологий в обучении химии как средство повышения качества подготовки специалистов" презентация
Презентация является приложением к методическому докладу с аналогичным названием....
Использование инновационных технологий в обучении химии как средство повышения качества подготовки специалистов.
Использование инновационных технологий в обучении химии как средство повышения качества подготовки специалистов.В настоящее время обсуждаются основные направления развити...
Применение современных инновационных технологий в обучении химии
Применение современных инновационных технологий - одна из наиболее важных тенденций образовательного процесса...
Инновационные технологии в обучении химии
Главная цель инновационной деятельности учителя – развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, п...