Конспект внеклассного мероприятия для 5-9 классов. «Прими, земля, сыновнее спасибо!»
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8 класс)
Цель: Формирование у учащихся знаний о знаменитых людях родного края, внесших вклад в развитие литературы Бурятии.
Задачи:
- познакомить учащихся с писателями и поэтами, сыгравшими огромную роль в развитии литературы Бурятии;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, формирование общей культуры личности;
- воспитание чувства уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям своего региона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного мероприятия для 5-9 классов.
«Прими, земля, сыновнее спасибо!»
Цель: Формирование у учащихся знаний о знаменитых людях родного края, внесших вклад в развитие литературы Бурятии.
Задачи:
- познакомить учащихся с писателями и поэтами, сыгравшими огромную роль в развитии литературы Бурятии;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, формирование общей культуры личности;
- воспитание чувства уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям своего региона.
Ход занятия:
Ведущий:
Добрый день! (Читает отрывок из гимна Республики Бурятия)
Таёжная, озёрная, степная,
Ты добрым светом солнечным полна.
Цветущая от края и до края,
Будь счастлива, родная сторона.
- Ребята, как вы думаете о чем и о ком сегодня мы будем говорить на нашей встрече? Я думаю, вы уже догадались! Правильно, о поэтах и поэзии Бурятии! Скажите пожалуйста, с творчеством каких бурятских поэтов вы знакомы? (Ответы детей)
Ведущий:
Хорошо. Сегодня мне хотелось бы познакомить вас с некоторыми творческими людьми нашего края, о которых помнит и не забывает наш многонациональный народ.
А помогать мне будут наши девочки: Маша, Катя, Даша и Алёна.
-Наша Бурятия – прославлена своими поэтами, внёсшими огромный вклад в процветание и прославление своей малой родины. Благодаря им наша бурятская литература имеет свою неповторимость и уникальность: с одной стороны, идёт развитие лучших традиций русской литературы, но в то же время это свой путь исканий кладези культурных и нравственных сокровищ нашей родины.
Хоца-Намсараев, Цокто Номтоев, Гунга Чимитов, Дамба Жалсараев, Исай Калашников, Дондок Улзытуев Баир Дугаров… Это достойные сыны нашей прославленной Бурятии, сумевшие не только сказать своё слово, но и сформировавшие во многих поколениях наших земляках неугасающую систему нравственных ценностей через свои произведения. ( Звучит песня «Моя Бурятия»).
Знакомы ли вам были строки, с которых я начала наше сегодняшний классный час? (ответы детей).
- Совершенно верно. 1994 год. Правительство Республики Бурятия объявляет конкурс на лучший гимн Бурятии. И Дамба Жалсараев совместно со своим другом, композитором Анатолием Андреевым сочиняют «Песню о родной земле». В 1995 году эта песня утверждена на гимн.
Давайте послушаем Машу, которая подготовила сообщение о Дамбе Жалсараеве. (Выступление Маши.И).
- Дамба Зодбич Жалсараев. Во многих библиографических справках местом рождения поэта называется село Додогол Хоринского района Бурятии. На самом деле Дамба Зодбич Жалсараев родился в селе Тэгда Хоринского же района, в семье Мижита Гатапова.
Вот как об этом пишет сам поэт: «Родился я в 1925 году, в год быка по лунному календарю, в небольшом селе Тэгда, что в долине реки Курба. Но в годовалом возрасте был почетно перевезен в соседнюю долину, к реке Уда, в улус Додогол. Дело в том, что меня усыновили Пунсок Аюшеева, старшая сестра моего родного отца и ее муж Жалсарай Зодбоев. У них не было детей. Вернее, дети у них рождались, но все умирали. В старой Бурятии слишком много болезней подстерегало маленькие жизни, да и не только маленькие. Тяжелая судьба научила бурят дружной жизни, взаимовыручке во всем. Счастливцы, имеющие своих детей, одного отдавали бездетной родне или хорошим соседям по их просьбе. Усыновленные или удочеренные дети и к тем и другим родителям относились одинаково с уважением и любовью».
Вот так и получилось, что детство и отрочество будущего поэта прошло в улусе Додогол, спокойную красоту которого и его окрестностей поэт воспел во многих своих произведениях. «Самые сильные, яркие воспоминания - тут. Может быть, поэтому и сельская тема стала основной в моем творчестве…»,- говорил Дамба Зодбич.
Приемный отец Дамбы, Жалсарай, был лучшим табунщиком колхоза. Он привил сыну на всю жизнь любовь к лошади, - на коня Дамба сел, можно сказать в то же самое время, как научился ходить. В первый класс Дамба пошел в Барун-Хасуртайскую школу, находящуюся в 30 км от Додогола. Надо сказать, что еще до школы Дамба научился читать. В то время, в начале тридцатых годов, в бурятских улусах активно началась кампания по ликвидации неграмотности. Дамба Зодбич вспоминал: «Ликбезом это называлось. К моей матери приходили молодые активисты, чтобы обучать ее азам грамоты. Я еще в школу не ходил, но, находясь рядом с мамой, гораздо быстрее ее научился читать. И вот тогда передо мной открылась изумительная картина жизни, созданная литературой. Я прочитывал все, что тогда попадалось в мои руки, разумеется, на бурятском языке. Читал и перечитывал. Читал не только сам, но и другим, взрослым, которые сами не могли еще так ходко читать, как я. Как-то незаметно моя «слава» чтеца вышла за пределы семьи, к нам стали приходить соседи, а потом и те, кто жил подальше, с просьбой читать «все, что интересно».
Когда он собирался пойти во второй класс, умер отец, и мать вначале боялась отпускать от себя единственного сына и помощника. Обладавшей слабым здоровьем, ей не просто было остаться без помощника, который уже с семи-восьми лет делал всю работу по двору: колол дрова, приносил воду, убирал скотный двор, а летом возил копны для стогования сена.
Маленький Дамба очень хотел учиться, несмотря на то, что школа была далеко и надо было жить на постое у чужих людей. Видя такое желание сына, его мама, а она была мудрой женщиной, не стала его отговаривать.
Так Дамба закончил три класса Барун-Хасуртайской школы Хоринского района.
В Харашибирской школе Заиграевского района, куда перевели детей учиться, так как село Додогол перешло в административные рамки Заиграевского района, учителем литературы был Батор Прокопьевич Махатов, ставший впоследствии заслуженным учителем республики. Он учил не только рассказывать, но и размышлять о прочитанном, что было очень важно ребятам, вступающим в жизнь. « В Харашибире я написал свое первое в жизни стихотворение, если можно его так назвать. Не стихотворение, конечно, просто детские строчки. Но они, эти строчки, дороги мне – как бы там ни было, это первые мои шажки по литературному пути. Первым моим читателем и критиком был Батор Прокопьевич».
Тяга к знаниям отличала Дамбу от его сверстников, многие из которых не выдерживали учебы вдали от родного улуса. И не все пошли учиться дальше в среднюю школу, которая находилась от родного села в 18 км, в семейском селе Унэгэтэй Заиграевского района и где учеба шла на русском языке. Именно там и приобщился Дамба к русскому языку и русской литературе. Первые стихи юного поэта были напечатаны в стенной газете, посвященной Дню Конституции еще в Харашибирской школе. «Такой радости, такого счастья, - вспоминал Дамба Зодбич, - и потом никогда не испытывал при публикации своих стихов. Стенгазета моего класса заняла первое место на школьном конкурсе».
Ко дню Конституции у Дамбы Зодбича было особое отношение. Раньше, в бурятских селах, не велось никаких записей о дне рождении детей. Мать помнила, что Дамба родился в период заготовки мяса на зиму – «yyca». И поэтому в школе, когда Дамбу спросили о дне рождения, он, не долго думая, назвал день Советской Конституции – 5 декабря. Так и появилась дата рождения поэта.
Завуч Унэгэтэйской школы, Леонид Александрович Молоков, также помогал пытливому бурятскому пареньку, который ради учебы каждую неделю совершал многокилометровые пешие походы домой за продуктами. Впоследствии поэт долгие годы поддерживал с ним дружбу, которая переросла в семейную. «Я глубоко признателен моим учителям за то, что они открыли мне мир прекрасного, дали по существу путевку в литературу. Большое им спасибо!».
В Унэгэтэе Дамба жил у Акулины Филипповны и Василия Федотовича Шурыгиных. Поначалу, согласно своим семейским правилам, они не сажали его, инородца, кушать за общий стол, но прошло какое-то время и Дамба, уже выучивший русский язык, помогал молодой семье нянчиться с детьми. Когда, через несколько лет, началась война и Василия взяли на фронт, Дамба, уже юноша, перевез Акулину с детьми в Додогол, к матери, - вместе легче было переносить нужду военного времени.
Будучи министром культуры и председателем Союза писателей республики, Дамба Зодбич часто завозил московских и иных гостей к Шурыгиным, жившим в Новой Курбе и как радовались они приезду «своего Кольки».
С началом войны Дамба был вынужден оставить учебу, закончив только семь классов. Работал в родном колхозе «Оборона СССР», выполняя вместо ушедших на фронт старших все мужские работы: пахал, сеял, косил, стоговал, управлял конной сенокосилкой, причем пристяжной любил брать необъезженную лошадь – неука. Заготавливал и трелевал лес, ходил в ночное с табуном и т.д. Как наиболее грамотного, его поставили работать счетоводом колхоза.
В январе 1943 года восемнадцатилетнего Дамбу призвали в армию в 35-ю запасную стрелковую бригаду на станции Мальта Иркутской области. В феврале этого же года его отправили на учебу в Забайкальское военно-пехотное училище на станции Дивизионная в Улан-Удэ. После окончания училища в 1944 г. он был направлен в пограничные войска, где ему и пригодились навыки обращения с лошадьми. Служил заместителем начальника погранзаставы «Чиндант» в Читинской области, затем в штабе Даурского, впоследствии Даурско-Хинганского Краснознаменного погранотряда. В составе сводной группы этого погранотряда принимал участие в войне против империалистической Японии в 1945 году. Штурмовая группа, в которую он входил, одна из первых пошла в атаку на погранполицейский кордон. В этом же году и появилась первая публикация в газете стихотворения «На границе».
После окончания войны, Дамба Зодбич еще шесть лет нес службу в погранвойсках «Наушки» Кяхтинского пограничного отряда. Если бы не поэзия, военная карьера Дамбы Зодбича была бы весьма успешной. Но именно она стала главным занятием в его жизни и в 1952 году Дамба Зодбич демобилизовался в звании капитана по ходатайству Бурят-Монгольского Обкома КПСС.
В 1950 году вышел первый сборник стихов на бурятском языке «Yнэн тухай үгэ» («Слово о правде») в бурятском книжном издательстве в Улан-Удэ. Судьба подарила ему в наставники классика бурятской литературы Хоца Намсараева, который читал рукописи, придирчиво анализируя их, давал советы. Многие молодые бурятские прозаики и поэты того времени были частыми гостями в доме Хоца Намсараева, участвовали в первой республиканской конференции молодых писателей. В 1952 году Дамба Зодбич становится членом Союза писателей СССР. В этом же году он начинает работать литературным консультантом, а затем ответственным секретарем правления Союза советских писателей Бурят-Монгольской АССР. В ноябре 1952 года был утвержден инструктором отдела науки и культуры, а в 1956 году инструктором отдела пропаганды и агитации Бурят-Монгольского Обкома КПСС. В этот период выходят в свет детские книги стихов на бурятском языке «На берегах Уды» (1951 г.), «Разговор с юными друзьями» (1954 г.), «Жаворонок» (1956 г.), книга стихов «Песни в дороге» (1955 г.). Детская поэзия, по словам народного поэта Бурятии Андрея Румянцева, стала для Дамбы Жалсараева любимым и кровным делом на многие годы. «Какая это благодарная задача – живописным, образным словом показать малышам краски родной природы, привлекательность всякого труда!».
С 1956 по 1958 годы Дамба Зодбич учился в Москве на Высших литературных курсах при Литературном институте им. Горького вместе с молодыми еще тогда писателями, ставшими позже выдающимися мастерами слова, - Чингизом Айтматовым, Давидом Кугультиновым, Мустаем Каримом и Кайсыном Кулиевым. Дружеские и трогательные отношения связывали их многие годы.
После возвращения из Москвы Дамба Зодбич работает в Бурятском Обкоме партии заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации. Публикуются книги на бурятском и русском языках: «Высокая магистраль» (1957 г.), «Звезда Баярмы» (1960 г.), «Полет» (1959 г.), в Москве выходят: «Даль степная» (1959 г.), «Состязание с ветром» (1959 г.).
С 1960 по 1966 год и с 1975 по 1986 год, до выхода на пенсию, работал министром культуры Бурятской АССР, в общей сложности 16 лет. За годы работы в республике значительно расширилась сеть учреждений культуры и искусства, улучшена материальная база. Построены Дома культуры и клубы во всех районных центрах и большинстве сел, открыты сотни библиотек.
Немаловажную роль в этом сыграли и так называемые «походы за подъем культуры». Смысл «походов» заключался в том, чтобы убедить руководителей хозяйств самим строить учреждения культуры.
Сооружены новые здания для Бурятского театра драмы им. Х. Намсараева, музыкального училища им. П.Чайковского, республиканской библиотеки им. М.Горького (ныне Национальная библиотека), республиканской типографии (в то время кинофикация и полиграфия относились к Министерству культуры), жилой дом для артистов на ул. Ранжурова.
Большое внимание уделялось подготовке кадров, были открыты Восточно-Сибирский государственный институт культуры (ныне ВСГАКИ), хореографическое училище, первым директором которого одновременно был директор театра оперы и балета Г.Ц.Бельгаев. Министерство культуры проводило большую работу по набору талантливой молодежи сельской молодежи, хорошо владевшей бурятским и русским языками, для учебы в бурятской студии Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Много сделал Дамба Зодбич и для открытия подобной студии в Дальневосточном институте искусств, тогда группа молодежи была отправлена во Владивосток. Впоследствии многие из выпускников этих студий стали всенародно любимыми и заслуженными артистами Бурятии и России.
Значительно оживилась работа творческих коллективов. Стали проводиться Дни культуры и искусства в сельских районах. Впервые на селе открывались детские музыкальные школы. Впервые прошедшие в 1963 году выездные Дни русского искусства и литературы в Бурятии положили начало проведения таких дней во многих других республиках. Ответные Дни бурятской культуры прошли в Прибалтике, Белоруссии, на Украине, в Москве.
За заслуги в области культуры в 1985 г. Дамбе Жалсараеву было присвоено звание заслуженного работника культуры Российской Федерации.
Дамба Жалсараев свою служебную работу активно совмещал с творческой деятельностью. Он достаточно умело осваивал разные литературные жанры: писал лирические стихи, баллады, поэмы, песни, миниатюры – четверостишья.
В 70-80-е годы выходят новые книги: «Резьба по небу» (1970 г.), «Бурятские напевы» (1974 г.), «Стремя в стремя» (1974 г.), «Песни земли» ( 1975г .), «Земные голоса» (1977 г.), «Душа земли» (1982 г.), в которых просматриваются неторопливые, ненавязчивые мотивы народных сказителей-улигершинов.
«Знаете, как в юности чаще всего рождаются стихи? – говорил Дамба Зодбич, отвечая на вопрос Андрея Румянцева, – Описал событие, нахлынувшее чувство – и стихотворение готово. Оно, как правило, повествовательное, в нем редко бывают обобщения, глубокая мысль. С годами приходишь к стихам-размышлениям. Хочется выразить свое отношение к жизни. Вот вам тема - Байкал,- продолжает поэт. – У меня есть цикл стихов о нем. Кажется писать о Байкале нетрудно – все мы любим свое сибирское море. Но воспевать только его красоту, мощь, его природу в разных проявлениях – этого, по-моему мало. Я хотел написать о нем по-другому. Увидеть в Байкале нечто живое, связанное с судьбой человека. Песнь о Байкале – песнь о человеке, о его душе. Природа сама мудра, нужно и воспринимать ее мудрой, понимать взаимную и глубинную связь нашей земли с нею».
( Маша читает стихотворение)
Байкалу.
Если вдруг на тяжелой устану дороге,
Если цели своей не увижу вдали,
Если буду с трудом волочить свои ноги,
Как стреноженный конь задыхаясь в пыли,—
О Байкал-богатырь,
Ты прохладой повей,
Укрепи мое тело, чтоб стал я сильней.
На дороге бывают любые напасти
Если где-то расслабится воля моя,
Если с жалом отравленными горе-злосчастье
Подкрадется коварно ко мне, как змея,—
О Байкал-властелин,
О волшебник седой.
Окропи мою душу целебной водой
Если в утренний час или ночью во мраке
Я, как зоркий охотник, по следу пойду,
И загадочной жизни приметы и знаки
Попытаюсь понять, изучить на ходу, —
Мой наставник Байкал,
Помоги мне: со мной
Поделись ты бездонной своей глубиной.
В 1973 г. Дамбе Жалсараеву присвоено звание народного поэта Бурятии, он удостоен Государственной премии Бурятской АССР.
Произведения последних лет объединены в книге «Таежная, озерная…», которая вышла в свет в 2000 году, благодаря финансовой поддержке Президента Бурятии Л.В.Потапова. Названием этой книги послужили первые строки некогда популярной песни, впоследствии ставшей гимном Республики Бурятия.
Дамба Зодбич награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» (1986 г.), Октябрьской революции, Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени (1971 г.), Дружбы народов (1975 г.), «Знак почета», одиннадцатью боевыми и трудовыми медалями, в т.ч. медалью Г.Жукова, знаком «За отличие в охране государственной границы СССР», медалями Польши и Монголии, знаками «Отличник погранвойск» I и II степеней.
Как крупный общественный деятель, талантливый поэт, опытный организатор и руководитель Дамба Зодбич Жалсараев внес свой достойный вклад в литературную, культурную и общественную жизнь Бурятии. После смерти Дамбы Зодбича в январе 2002 года, в 2003 году Министерство культуры Бурятии учредило премию имени Дамбы Жалсараева «За личный вклад в развитие культуры Бурятии».
Ведущий:
-Хотелось бы сегодня вспомнить Дондока Улзытуева.
(выступает Даша)
Дондок Улзытуев – это целое явление в истории бурятской литературы, это поэт-лирик, поэт-философ, поэт-новатор, поэт-песенник. Недаром его любовно называли жаворонком, жемчужиной бурятской поэзии.
Яркой звездой ворвался в бурятскую литературу Улзытуев и сразу же был замечен ценителями поэзии.
Дондок Аюшеевич Улзытуев родился в 1936 году в улусе Шибертуй Бичурского района. Впоследствии он напишет:
Я родился на земле окрестной этой
В зимовье, взъерошенном, лишенном света,
С полом земляным, булыжным очагом,
С окном, обтянутым коровьим пузырем…
В Шибертуйской средней школе Д. Улзытуев посещал кружок любителей родного языка «Ошон», открытый учительницей бурятского языка и литературы Цырегмой Намдаковной Намдаковой. Поэт с глубокой благодарностью вспоминал свою учительницу бурятского языка Цырегму Намдаковну, которая сумела привить ему любовь к родному языку и открыла дорогу творчества. Кружок готовил рукописный сборник творчества своих участников.
Первая публикация стихов Дондока Улзытуева состоялась в 1953 г. Газета «Бурят-Монголой унэн» опубликовала его стихотворение «Голубка». Он учился тогда в восьмом классе Шибертуйской школы. На русском языке его стихи появились впервые в год окончания школы в газете «Бурят-монгольский комсомолец» в переводе В. Мартынова.
После окончания средней школы в 1956 г. работал в Бурятском книжном издательстве. Первая книга стихов «Три тайны пера» вышла в 1957 г. в Улан-Удэ. С 1962 года член Союза писателей. В 1963 г. окончил Литературный институт им. А. М. Горького. Работал в издательстве журнала «Байкал».
Стихи Улзытуева печатались в журналах «Байкал», «Юность», «Цот», «Дальний Восток», «Смена», «Огонек», «Знамя», «Дружба народов», «Сибирские огни».
Дондок Улзытуев вошёл в историю бурятской литературы талантливым поэтом. За 36 лет жизни поэт «Страны Ая ганга» выпустил 11 книг на бурятском языке и 6 книг на русском языке. Всего у него 17 книг.
Основная тема всех его сборников стихов – родной край, Бурятия, детство, юность, любовь, возмужание, родной бурятский народ, его прошлое, настоящее и будущее.
Кто не знает чабрец, богородскую траву, наполняющую воздух крепким ароматом? Ая ганга с древних времён почиталась в бурятском народе как священная трава. Её дымом освящали жильё, скот. Водою, впитавшей её аромат, мыли посуду, чтобы смыть, обезвредить всякую скверну. Всё это не обходилось, конечно, без суеверия, наделявшего её чудодейственной силой. Она использовалась шаманами при религиозных служениях. Впервые в бурятской литературе воспетая и возвышенная Улзытуевым ая ганга становится символом бурятского народа. Эта трава воспринимается как его поэтическое открытие. ( Даша читает стихотворение)
Вы слыхали когда-нибудь о траве
Голубой – ая ганга?
Её имя, как отзвук старинного медного гонга.
У неё суховатые колкие стебли…
От неё синеватые наши бурятские степи…
С этой эпохальной, незабываемой поры, родной улус Улзытуева – Шибертуй начинают в народе гордо называть «Страной Ая ганги».
По Улзытуеву, призвание человека – жить, трудиться для Человека, для счастья его. Что же пишет по этому поводу поэт?
Дум моих, раздумий волны,
Прямо я вперёд нацелил,
на земле бурятской вольной,
превратив в цветы, посеял.
Ведущий:
-Следующее выступление посвящено не менее известному писателю и поэту Бурятии.
( Выступает Катя Я.)
Хоца Намсараевич Намсараев — советский бурятский писатель, поэт, драматург. Один из основоположников современной бурятской литературы.
Намсараев Хоца Намсараевич родился 9 мая 1889 г. в улусе Верхняя Кижинга Кижингинского района Бурятии. Юный Хоца, освоив монгольскую грамоту, увлекается чтением, читает все, что имелось в улусе. Известный критик Никита Занданов писал: «Не думайте, что Х. Намсараев имеет среднее или высшее образование, нет! Ему ни разу не приходилось сидеть за ученической партой, его практическая школа – сама жизнь, его поэтическая школа – устное народное творчество».
Хоца Намсараев работал в школах Кижингинского, Хоринского районов учителем родного языка, заведующим Кижингинским отделом школ, участвовал в мероприятиях по культурно-национальному строительству Бурят-Монгольской АССР. В 1928 г. становится сотрудником Буручкома, затем руководителем школы малограмотных при Национальном клубе г. Верхнеудинска. С 1929 г. работает в Госиздате, с 1930 г. по 1932 г. становится представителем Центриздата в комиссии по реализации решений конференции о монгольской письменности в Москве. Ведёт активную общественную работу как участник разных комиссий, комитетов районного и республиканского масштаба, трижды избирается депутатом Верховного Совета СССР.
Начало литературной деятельности Х. Намсараева относится к 1919 г. Художественные произведения и очерки печатались в газетах «Буряад-Монголой үнэн», «Буряад үнэн», журналах «Соёлой хубисхал», «Бата зам», «Байгалай толон», «Свет над Байкалом», «Байгал», «Байкал» и др.
Творчество Х. Намсараева было разносторонним: прозаик, поэт, драматург. Как поэт он показал себя значительно раньше, чем прозаик. Исследователи отмечали улигерную интонацию его первых стихов. С годами он совершенствует своё мастерство, о чём свидетельствуют сборники стихов «Илалта» (Победа) (1942), «Зүрхэнэй ошон» (Искра сердца) (1945). Литературное творчество начал с сатиры. Народным юмором пронизаны рассказы «Норбо и Шагжи», «Шаловливый Балдан», «Ондорёон», «Старик Бодинсы» и др., опубликованные в сборниках рассказов «Тиимэ байгаа» (Так было) (1936), «Алтан хүбшэргэй» (1941).
Большое признание получают драмы, написанные писателем — «Харанхы» (Темнота) (1919), «Дамби жоодшо» (Оракул Дамби) (1920), «Тёмная жизнь» (1921), «Тайшагай ташуур» (Кнут тайши) (1943) , «Жаргалай түлхюүр» (Ключ счастья) (1945), «Жэгжүүритэ гурбан» (1946). На сцене Бурятского музыкально-драматического театра в 1933 г. состоялась премьера пьесы «Из искры — пламя», в 1945 г. успешно поставлена пьеса «Кнут Тайши», в 1948 г. — «Ключ счастья».
В 1935 г. вышла в свет повесть «Цыремпил» — одно из выдающихся произведений бурятской советской литературы. «Цыремпил» заложил основу романа «Үүрэй толон» (На утренней заре), изданный в 1950 г. В разные годы он публикует сборники повестей «Нэгэтэ hүни» (Однажды ночью) (1938), «Илалтын туяа» (Луч победы) (1942), «Алтан зэбэ» (Золотая стрела) (1946).
Хоца Намсараеву принадлежит большая заслуга в развитии бурятской детской литературы. Написал ряд произведений для детей: рассказ «Мальчик — охотник», повести «Три друга» (1944), «Юноши» (1949). Тонкий знаток фольклора, он осуществил литературную обработку и опубликовал народные поэтические щедевры «Аламжи Мэргэн», «Сагаадай Мэргэн», «Харалтуур хаан».
С 1957 по 1959 гг. впервые в истории литературной жизни Бурятии выходит собрание сочинений X. Намсараева в 5 томах, переизданное в 1986-1989 гг. Произведения Х. Намсараева переведены на русский язык В. Ференсом, В. Авдеевым, И. Френкелем, С. Дунаевым, С. Метелицей, С. Шервинским, М. Степановым, М. Шихановым, Н. Очировым. Книги в русском переводе — «Кнут тайши» (1959), «На утренней заре» (1950,1954, 1956) «Цыремпил» (1950), «Однажды ночью» (1950) получили всесоюзное признание.
Произведения писателя переведены на монгольский, калмыцкий, якутский, тувинский, узбекский языки.
С юных лет прослыл известным острословом, знатоком народных пословиц и поговорок. Особое место в становлении творческого метода писателя занимают рассказы, в которых отражена современная жизнь народа.
Хоца Намсараев начал литературную деятельность с 1919 года. Одним из первых его произведений была пьеса «Тьма» (1919). Автор пьес «Оракул Дамби» (1920), «Тёмная жизнь» (1921), «Кнут Тайши» (1945), романа «На утренней заре» (1950), повестей «Цыремпил» (1935), «Однажды ночью» (1938), «Луч победы» (1942), сборников рассказов, сатирических стихов.
Во второй половине 1920-х годов совместно с писателями Цыденжапом Доном, Бавасаном Абидуевым и Дамбой Дашинимаевым вёл отдел сатиры в газете Буряад-Монголой үнэн[2].
В 1934 году был избран в члены Союза писателей СССР от Бурят-Монгольской АССР. С 14 апреля по 11 сентября 1936 года в составе делегации писателей Бурят-Монголии посетил Москву, Ленинград, Детское село, Киев, Днепропетровск, Крым, Абхазию, Аджарию, Тбилиси, Ереван, Баку и Махачкалу.
Член ВКП(б) (КПСС) с 1925 года. Депутат Верховного Совета СССР 2—5-го созывов.
Хоца Намсараев как один из зачинателей бурятской национальной литературы внёс вклад в становление эпического жанра в бурятской литературе.
Награды:
Два ордена Трудового Красного Знамени (в т.ч. 31 января 1936 года[3]).
Могила Х. Ц. Намсараева на Центральном кладбище Улан-Удэ внесена в список объектов культурного наследия как памятник истории.
Имя Хоца Намсараева носят:
-Бурятский государственный академический театр драмы,
-Кижингинская средняя школа № 1 (основана в 1913 году),
-Музей литературы Бурятии в Улан-Удэ (открыт в 1989 году к столетию со дня рождения Х. Намсараева),
-Улица в городе Улан-Удэ.
На доме, в котором последние годы жил писатель установлена мемориальная доска.
Стремление (Читает Катя.Я)
В стремленье к свету счастья и добра
Проходят мне отпущенные годы,
И строки из-под моего пера
для песенной рождаются свободы.
Пусть в пенье я не одарен сполна
и голос не силен в напевах долгих,
моих стихов хоть малая волна
да обретет в душе народный отклик.
Пусть песнь моя избегнет грустной доли
Пустых стихов, рожденных суетой:
Они живут всего лишь день другой,
назавтра их уносит ветер в поле.
Ведущий: Продолжая сегодняшнее мероприятие, хочется вспомнить ещё одного талантливого поэта, внёсшего большой вклад в развитие литературы нашей республики. Это Баир Дугаров.
19 июня 1947, село Орлик, Окинский аймак, Бурят-Монгольская АССР, РСФСР, СССР
Родился в семье учителей замечательный талантливый Баир Дугаров. В Улан-Удэ окончил среднюю школу № 3, с 1965 по 1971 год учился в Иркутском государственном университете, по окончании которого работал литературным сотрудником в газете «Правда Бурятии», был собственным корреспондентом по Баргузинскому и Курумканскому районам (1971—1972). В 1972 – 1975 гг. учился в аспирантуре Института востоковедения АН СССР, где защитил кандидатскую диссертацию. В 2005 г. в Институте монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН защитил докторскую диссертацию на тему «Сакральный мир бурятской Гэсэриады: Небесный пантеон и генезис героя». В 1975–1987 гг. младший научный сотрудник Бурятского института общественных наук, в 1987–2000 гг. литературный консультант, зам. председателя правления, председатель правления Союза писателей, 2000 г. – по настоящее время старший и ведущий научный сотрудник отдела литературоведения и фольклористики ИМБТ СО РАН.
Учась в аспирантуре, занимался в Московской литературной студии по семинару поэта Бориса Слуцкого. В 1978 г. принят в Союз писателей СССР. В 1980 г. в Москве вышел стихотворный сборник «Дикая акация» (изд-во «Современник»), затем «Всадник» («Современник», 1989), «Лунная лань» («Советская Россия», 1989), в Улан-Удэ — «Городские облака» (1981), «Небосклон» (1986). В 1994 г. в Иркутске в серии «Сибирская лира» вышла книга стихотворений Б. Дугарова «Звезда кочевника». В последующие годы в Улан-Удэ были изданы поэтические сборники «Струна земли и неба» (2007), «Азийский аллюр» (2013), прозопоэтическая книга «Сутра мгновений» (2011). Занимается переводами стихов бурятских и монгольских поэтов. Переведенные им на русский язык лучшие образцы бурятской народной поэзии вышли отдельным сборником «Алтаргана» (1998, 2006). Составитель, соавтор предисловия и один из ведущих переводчиков «Антологии бурятской поэзии XX — начала XXI века» (Улан-Удэ, 2011). Б. Дугаров — автор либретто музыкально-хореографического спектакля «Эхо страны Баргуджин Тукум», по его стихам, положенным на музыку, поставлен музыкально-пластический спектакль «Сутра мгновений». На стихи Б. Дугарова написано свыше двадцати песен. Член редколлегии журналов «Сибирские огни», «Байкал». Член Совета по культуре и искусству при Правительстве Республики Бурятия.
Награды и звания:
Государственная премия Республики Бурятия (1995, 2014), заслуженный работник культуры Российской Федерации, народный поэт Бурятии, кавалер Ордена «Полярная звезда» Монгольской Народной Республики (2017), премия журнала «Сибирские огни» за цикл стихотворений «Протяжные гимны» (1989), лауреат премии имени А. Фатьянова «Соловьи, соловьи…» (2011).
Творчество поэтов Бурятии многогранно. Не остаётся без внимания тема войны. Сегодня мы послушаем стихотворение Баира Дугарова об этом событии.
(Алёна читает стихотворение)
Не вернулся мой дядя на родину.
И опять созревает смородина,
сыплет ягоды по хребту.
Не вернулся мой дядя на родину…
Первый случай в нашем роду.
И о нём – чтоб гордиться и помнить –
мне рассказывают старики.
Белкой прячется в кедрах полдень.
Лесовоз гудит у реки.
Стынет белый голец* обелиска.
Спит в земле смуглой Азии сын.
До родимой тайги не близко,
в двух шагах от него – Берлин.
Ведущий:
-Наша встреча подходит к концу. Мы убедились, что наша бурятская литература – это бескрайние просторы поэзии, а наши поэты и писатели – это наша гордость, наша сила, наш дух, наша жизнь.
Так давайте жить строками наших земляков. Как сила Байкала, как аромат священной травы ая-ганги, как память об ушедших родных и близких людях. Они пусть станут маяком на жизненном пути каждого из нас. Хотелось бы завершить сегодняшнее мероприятие гимном Республики Бурятия. Слова Дамбы Жалсараева, музыка Анатолия Андреева! Мы любим тебя, Бурятия!
Все участники программы и гости поют песню «Таёжная, озерная, степная».
Спасибо всем за внимание!
Использованные интернет-ресурсы:
1.https://soyol.ru/personas/poets-and-writers/370/
2.https://ru.wikipedia.org/wiki/Жалсараев,_Дамба_Зодбич
3.https://ru.wikipedia.org/wiki/Улзытуев,_Дондок_Аюшеевич
4.https://soyol.ru/personas/poets-and-writers/448/
5.http://selorodnoe.ru/vid/show/id3632844/
6.https://burnom100.ru/hoca-namsaraev
7.https://ru.wikipedia.org/wiki/Дугаров,_Баир_Сономович
8.https://gordburyatia.ru/lyudi/60-dugarov-bair-sonomovich.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по природоведению 5 класс "Возникновение Земли"
Проверочная работа предназначена для урока природоведения 5 класс по теме: "Возникновение Земли"...

Разработка урока географии для 7 класса "Население Земли"
Разработка урока для 7 класса по теме "Население Земли". Работа учащихся организуется в группах. Предлагаются задания для каждой группы и описана технология реализации задача урока....
разработка+презентация урока немецкого языка в 10 классе "Федеральная земля Бавария" (тема "Федеральные земли. Что нового?"
план-конспект урока "Федеральная земля Бавария". 10 класс. Немецкий язык. Презентация к уроку. Урок с использованием технологии "Развитие китического мышления через чтение и письмо"...
Час общения для обучающихся старших классов "Гордость земли Тверской".
Представлены конспект проведения часа общения и три презентации: "7 чудес земли Тверской", "Выдающиеся земляки" и "Памятники природы"....
Презентация по географии. 6 класс.Рельеф Земли.
Урок в 6 классе. Рельеф Земли: горы и равнины. Отличие холма от горы. Строение горы.Различие гор по высоте и изменение их во времени.Равнины. Разичие равнин. Задания для практической работ...

ОТКРЫТОЕ ОБЩЕШКОЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В 4 КЛАССЕ «Примите наши поздравления».
«Примите наши поздравления»....

Презентация к классному часу "Прими, земля,сыновнее спасибо!"
Учащиеся 5-9 классов знакомятся с биографией и творчеством выдающихся писателей и поэтов Республики Бурятия.....