"Счастливая семья"
план-конспект урока (8 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект обобщающего урока по литературе (8 класс) на тему:
«Счастливая семья».
Тип урока: систематизация и обобщение материала.
Цели и задачи:
- Показать, как писатель изображает влияние любви на человека.
- Пробуждать желание учащихся философствовать на тему о счастье, учиться корректно отстаивать свое мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни.
- Развивать навыки аналитико- исследовательской работы по тексту в единстве формы и содержания; культура связной устной речи; навыки выразительного чтения, мышления.
- Создать условия для выражения эмоционально-личностных оценок поступков и судеб героев, формируя ценностное отношение к поставленной проблеме.
Планируемые результаты:
Личностные: | Метапредметные: | Предметные: |
Формирование нравственных качеств личности, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Осознание значения семьи в жизни человека и общества; Принятие ценности семейной жизни. | Развитие умения работать в группе, определять понятия, делать выводы и обобщения, устанавливать аналогии; | Воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать свое мнение и создавать устные и письменные высказывания; планировать свое досуговое чтение. |
Ход урока.
1.Орг.момент.
Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада вас всех видеть. Сегодня я проведу с вами урок литературы.
Итак, ребята, прежде чем начать урок, посмотрим друг на друга, улыбнёмся, настроимся на рабочий лад и сохраним этот настрой до конца урока.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в ваш дружный класс,
И для меня уже награда –
Сиянье ваших умных глаз!
Мои соавторы и судьи!
Я знаю: каждый в классе гений.
Скрестите шпаги ваших мнений,
И сочинять урок мы будем.
Нас ждёт сегодня интересная работа. Я надеюсь, что с этим вы справитесь прекрасно!
2. Подготовка к усвоению нового материала. Постановка проблемы.
У вас на столах лежат конверты с карточками. Возьмите 1 карточку, остальные пока не смотрите. Послушайте притчу. (включаю аудиозапись)
Карточка 1.
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
Теперь ответьте на вопрос: «Что сказала жена мужу?» Тексты у вас перед глазами. Подумайте, обсудите в группе. Какие у вас предположения?
Теперь достаньте 2 карточку, прочитайте, что там написано.
Карточка 2.
– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
Как вы думаете, что ответил ей муж? Подумайте, обсудите.
Теперь достаньте 3 карточку, прочитайте дальше.
Карточка 3.
– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
– Ну что ты так долго? Посмотрел?
– Да!
– Ну и как там у них?
– У них-то все виноваты. А вот у нас
Предположите, что у них?
Теперь достаньте 4 карточку.
Карточка 4.
все правы.
Обсуждение притчи:
- Как вы считаете, о чем эта притча? Какое ключевое слово?
Учащиеся называют свои варианты.
Учитель: Всё, что вы сказали, правильно. Всё это составные части одного большого ключевого слова СЕМЬЯ.
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Да, вы правы. Тема нашего урока: Счастливая семья.
Невозможно объять необъятное, рассмотреть все семьи, описанные в литературе, поэтому остановимся на примерах семей, представленных в рассказах «Куст сирени», «О любви» и «Кавказ».
1 группа работает с рассказом «Кавказ». 2 – с рассказом «О любви» и 3 – с рассказом «Куст сирени».
У каждого человека в группе будет своё задание:
- два человека работают у доски. Они собирают пазлы.
- Половина оставшихся членов команды работает с пословицами. Они выбирают пословицы, которые относятся к произведениям, которые анализирует их команда.
- Вторая половина отвечает на вопросы. Таким образом, мы обсудим прочитанные рассказы. На подготовку вам даётся 4 минуты.
(я проверяю между рядами)
1) Учитель проверяет работу у доски. Ученики аргументируют свой выбор.
2) Сегодня мы с вами задумаемся о том, что такое счастье, и в чём оно заключается?
- Что такое счастье?
- Какие ассоциации вызывает у вас слово “семья”?
- Что делает людей родными?
- Что делать, если испытываешь сильное чувство к человеку, который уже состоит в браке?
- Можно ли сохранить любовь и уважение к человеку, с которым расстался?
- Когда человек по-настоящему счастлив?
Учитель. Часто говорят, что любовь нужно подтверждать поступками. Давайте проверим это утверждение, обратившись к рассказу И.Бунина «Кавказ».
— Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии?
— Можно ли простить измену?
— Может ли человек по своей воле уходить из жизни?
Далее учитель приводит слова одного из героев Максима Горького: “Лежала на мне гора обид. Дышать не мог. А как простил, — нет горы, от обид ничего не осталось”.
— Умеем ли мы прощать? Аргументируйте свои суждения.
(Совмещая идеи, можно попытаться дать новое понимание проблемы прощения.)
Учитель. В Библии есть слова, принадлежащие мудрецу Соломону: “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо, если упадёт один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадёт, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им, а одному как согреться? Об этих словах хочется вспомнить, читая рассказ И.Бунина «Кавказ».
Учитель. Семья — простейшая форма единения людей. В семье человек усваивает народные традиции и мораль. Семьёй ограничивается сфера деятельности женщины. Согласны ли вы с этим утверждением?
(Учащиеся приводят альтернативные идеи.)
Давайте обратимся к рассказу А.Чехова «О любви».
— В чём суть рассказа?
— Ваши предположения о развитии событий. По каким приметам вы сделали такие выводы?
— Как вы понимаете слова Алёхина: “Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.”
А теперь давайте поговорим о рассказе А.И.Куприна «Куст сирени».
- Как вы полагаете : можно ли считать рассказ «Куст сирени ещё одним произведением о любви?
- Счастлива ли Вера Алмазова?
- Как оканчивается рассказ и что он оставляет в душе читателя?
Вы заметили, что мы проанализировали рассказы от несчастливой семьи к счастливой. Дай бог, чтобы несчастливые семьи были только на страницах произведений.
Учитель. Вы ещё очень юны, но тоже являетесь членами какой-то семьи. У вас есть свои наблюдения и мысли насчёт того, как должна быть выстроена семья. Попробуйте записать свои советы.
Запись в тетрадях(3 минуты)
Зачитывают советы.
3) Проверка пословиц и поговорок.
А теперь посмотрите на следующий слайд.
Согласны ли вы с такими утверждениями?
- Никогда не пилите друг друга, умейте прощать;
- не пытайтесь перевоспитать друг друга;
- не критикуйте друг друга, особенно в присутствии посторонних;
- научитесь ценить друг друга;
- оказывайте друг другу знаки внимания;
- будьте вежливы, общительны;
- помните только хорошее;
- берегите здоровье своё и родственников.
А сейчас обратимся к высказываниям и афоризмам о любви и браке.
Любовь и брак в высказываниях и афоризмах
Любить — значит делать добро.
Л.Н. Толстой
Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто её видел. Постоянство в любви — это вечное непостоянство, побуждающее нас увлекаться по очереди всеми качествами любимого человека, отдавая предпочтение то одному из них, то другому.
Ф.Ларошфуко
Благодеяние любви не только в том, что она внушает нам веру в другого человека, но и в том, что мы обретаем веру в себя.
Р.Роллан
Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.
А.Шопенгауэр
Хороший брак покоится на таланте к дружбе.
Ф.Ницше
То, что мы видим так мало удачных браков, как раз и свидетельствует о ценностной важности брака.
М.Монтень
Тот, кто имеет, зачем жить, вынесет любое как.
Ф.Ницше
Иногда надо замолчать, чтобы тебя услышали.
Станислав Лем
— Какая мысль понравилась вам больше всего? Запишите её в тетрадь.
Обобщение.
(составление синквейна- запасной вариант)
(как вы понимаете высказываение Л. Толстого «Все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»
— Изменилось ли представление о семье, о счастье и любви после разговора в классе?
— Что нового вы поняли, осознали?
- Что такое счастливая семья?
-Возможна ли сейчас настоящая любовь? Приведите примеры.
Неисповедимы дороги любви, но есть в них некоторая закономерность: каждый человек проходит «испытание любовью», но не каждый его выдерживает.
Ответы учащихся.
Итоги урока. Выставление и комментирование оценок.
Рефлексия: итак, ребята, подведём итог урока. У вас у всех есть цветные листочки. Продолжите высказывания. Выразите своё мнение об уроке, о том, как вы работали, что поняли.
Урок окончен, спасибо за урок.
Д/з Письменно ответить на вопрос «Что такое счастливая семья? »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для родителей "Счастливая семья - счастливый ребёнок"
Буклет для родителей...
Родительское собрание "Счастливая семья - счастливое детство"
Родительское собрание "Счастливая семья - счастливое детство"...
Родительское собрание "Счастливые дети растут в счастливой семье"
Презхентация для родительского собрания в рамках Дня правовой помощи...
«В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»
Родительское собрание Тема:«В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»...
родительское собрание «В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»
родительское собрание «В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»...
Родительское собрание «Счастливая семья – счастливый ребёнок»
Родительское собрание «Счастливая семья – счастливый ребёнок»...
Круглый стол «Счастливая семья - счастливый ребенок».
quot;Наши дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя ...