"Счастливая семья"
план-конспект урока (8 класс)

Дылгерова Энгельсина Владимировна

Обобщающий урок литературы в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_14.02.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект обобщающего урока по литературе (8 класс) на тему: 
«Счастливая  семья».

Тип урока: систематизация и обобщение материала.

Цели и задачи:

-  Показать, как писатель изображает влияние любви на человека.

- Пробуждать желание учащихся философствовать на тему  о счастье, учиться корректно отстаивать свое мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни.

- Развивать навыки аналитико- исследовательской работы по тексту в единстве формы и содержания; культура связной устной речи; навыки выразительного чтения, мышления.

- Создать условия для выражения  эмоционально-личностных оценок поступков и судеб героев, формируя ценностное отношение к поставленной проблеме.

Планируемые результаты:

Личностные:

Метапредметные:

Предметные:

Формирование нравственных качеств личности, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Осознание значения семьи в жизни человека и общества;

Принятие ценности семейной жизни.

Развитие умения работать в группе, определять понятия, делать выводы и обобщения, устанавливать аналогии;

Воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать свое мнение и создавать устные и письменные высказывания; планировать свое досуговое чтение.

        Ход урока.

1.Орг.момент.

Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада вас всех видеть. Сегодня  я проведу с вами  урок литературы.

Итак, ребята, прежде чем начать урок, посмотрим друг на друга, улыбнёмся, настроимся на рабочий лад и сохраним этот настрой до конца урока.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в ваш дружный класс,
И для меня уже награда –
Сиянье ваших умных глаз!
Мои соавторы и судьи!
Я знаю: каждый в классе гений.
Скрестите шпаги ваших мнений,
И сочинять урок мы будем.

Нас ждёт сегодня интересная работа.  Я надеюсь, что с этим вы справитесь прекрасно!

2. Подготовка к усвоению нового материала. Постановка проблемы.

У вас на столах лежат конверты с карточками. Возьмите 1 карточку, остальные пока не смотрите. Послушайте притчу. (включаю аудиозапись)

Карточка 1.

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.

Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

Теперь ответьте на вопрос: «Что сказала жена мужу?» Тексты у вас перед глазами. Подумайте, обсудите в группе. Какие у вас предположения?

Теперь достаньте 2 карточку, прочитайте, что там написано.

Карточка 2.

– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.

Как вы думаете, что ответил ей муж? Подумайте, обсудите.

Теперь достаньте 3 карточку, прочитайте дальше.

Карточка 3.

– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

– Ну что ты так долго? Посмотрел?

– Да!

– Ну и как там у них?

– У них-то все виноваты. А вот у нас

Предположите, что у них?

Теперь достаньте 4 карточку.

Карточка 4.

все правы.

Обсуждение притчи:

- Как вы считаете, о чем эта притча? Какое ключевое слово?

Учащиеся называют свои варианты.

Учитель: Всё, что вы сказали, правильно. Всё это составные части одного большого ключевого  слова СЕМЬЯ.

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Да, вы правы. Тема нашего урока:  Счастливая  семья. 

Невозможно объять необъятное,  рассмотреть все семьи, описанные в литературе, поэтому остановимся на примерах семей, представленных в рассказах «Куст сирени», «О любви» и «Кавказ».

1 группа работает с рассказом   «Кавказ». 2 – с рассказом  «О любви» и 3 – с рассказом  «Куст сирени».

У каждого человека в группе будет своё задание:

  • два человека работают у доски. Они собирают пазлы.
  •  Половина оставшихся членов команды работает с пословицами. Они выбирают пословицы, которые относятся к произведениям, которые анализирует их команда.
  • Вторая половина отвечает на вопросы. Таким образом,  мы обсудим прочитанные рассказы. На подготовку  вам даётся 4 минуты.

(я проверяю между рядами)

1) Учитель проверяет работу у доски. Ученики аргументируют свой выбор.

2) Сегодня мы с вами  задумаемся о том,  что такое счастье,  и в чём оно заключается?

  • Что такое счастье?
  • Какие ассоциации вызывает у вас слово “семья”?
  • Что делает людей родными?
  • Что делать, если испытываешь сильное чувство к человеку, который уже состоит в браке?
  • Можно ли сохранить любовь и уважение к человеку, с которым расстался?
  • Когда человек по-настоящему счастлив?

Учитель. Часто говорят, что любовь нужно подтверждать поступками. Давайте проверим это утверждение, обратившись к рассказу И.Бунина «Кавказ».

— Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии?

— Можно ли простить измену?

— Может ли человек по своей воле уходить из жизни?

Далее учитель приводит слова одного из героев Максима Горького: “Лежала на мне гора обид. Дышать не мог. А как простил, — нет горы, от обид ничего не осталось”.

— Умеем ли мы прощать? Аргументируйте свои суждения.

(Совмещая идеи, можно попытаться дать новое понимание проблемы прощения.)

Учитель. В Библии есть слова, принадлежащие мудрецу Соломону: “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо, если упадёт один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадёт, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им, а одному как согреться?  Об этих словах хочется вспомнить, читая рассказ И.Бунина «Кавказ».

Учитель. Семья — простейшая форма единения людей. В семье человек усваивает народные традиции и мораль. Семьёй ограничивается сфера деятельности женщины. Согласны ли вы с этим утверждением?

(Учащиеся приводят альтернативные идеи.)

Давайте обратимся к рассказу  А.Чехова «О любви».

— В чём суть рассказа?

— Ваши предположения о развитии событий. По каким приметам вы сделали такие выводы?

— Как вы понимаете слова Алёхина: “Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.”

А теперь давайте поговорим о рассказе А.И.Куприна «Куст сирени».

  1. Как вы полагаете : можно ли считать рассказ «Куст сирени ещё одним произведением о любви?
  2. Счастлива ли Вера Алмазова?
  3. Как оканчивается рассказ и что он оставляет в душе читателя?

Вы  заметили, что мы проанализировали рассказы от несчастливой семьи к счастливой. Дай бог, чтобы несчастливые семьи были только на страницах произведений.

Учитель. Вы ещё очень юны, но тоже являетесь членами какой-то семьи. У вас есть свои наблюдения и мысли насчёт того, как должна быть выстроена семья. Попробуйте записать свои советы.

Запись в тетрадях(3 минуты)

Зачитывают советы.

3) Проверка пословиц и поговорок.

А теперь посмотрите на следующий слайд.

Согласны ли вы с такими утверждениями? 

  • Никогда не пилите друг друга, умейте прощать;
  • не пытайтесь перевоспитать друг друга;
  • не критикуйте друг друга, особенно в присутствии посторонних;
  • научитесь ценить друг друга;
  • оказывайте друг другу знаки внимания;
  • будьте вежливы, общительны;
  • помните только хорошее;
  • берегите здоровье своё и родственников.

А сейчас обратимся к высказываниям и афоризмам о любви и браке.

Любовь и брак в высказываниях и афоризмах

Любить — значит делать добро.

Л.Н. Толстой

Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто её видел. Постоянство в любви — это вечное непостоянство, побуждающее нас увлекаться по очереди всеми качествами любимого человека, отдавая предпочтение то одному из них, то другому.

Ф.Ларошфуко

Благодеяние любви не только в том, что она внушает нам веру в другого человека, но и в том, что мы обретаем веру в себя.

Р.Роллан

Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.

А.Шопенгауэр

Хороший брак покоится на таланте к дружбе.

Ф.Ницше

То, что мы видим так мало удачных браков, как раз и свидетельствует о ценностной важности брака.

М.Монтень

Тот, кто имеет, зачем жить, вынесет любое как.

Ф.Ницше

Иногда надо замолчать, чтобы тебя услышали.

Станислав Лем

— Какая мысль понравилась вам больше всего? Запишите её в тетрадь.

Обобщение.

(составление синквейна- запасной вариант)

(как вы понимаете высказываение Л. Толстого «Все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»

— Изменилось ли представление о семье, о счастье и любви после разговора в классе?

— Что нового вы поняли, осознали?

- Что такое счастливая семья?

 -Возможна ли сейчас  настоящая любовь? Приведите примеры.

Неисповедимы дороги любви, но есть в них некоторая закономерность: каждый человек проходит  «испытание любовью», но не каждый его выдерживает.

Ответы учащихся.

Итоги урока. Выставление и комментирование оценок.

Рефлексия: итак, ребята, подведём итог урока. У вас у всех есть цветные листочки. Продолжите высказывания. Выразите своё мнение об уроке, о том, как вы работали, что поняли.

Урок окончен, спасибо за урок.

Д/з  Письменно ответить на вопрос «Что такое счастливая семья? »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Счастливая семья - счастливое детство"

Родительское собрание "Счастливая семья - счастливое детство"...

Родительское собрание "Счастливые дети растут в счастливой семье"

Презхентация для родительского собрания в рамках Дня правовой помощи...

«В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»

Родительское собрание Тема:«В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»...

родительское собрание «В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»

родительское собрание «В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»...

Родительское собрание «Счастливая семья – счастливый ребёнок»

Родительское собрание «Счастливая семья – счастливый ребёнок»...

Круглый стол «Счастливая семья - счастливый ребенок».

quot;Наши дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя ...