Педагогическая династия Дарбаковых
творческая работа учащихся (6 класс)

Дылгерова Энгельсина Владимировна

Исследовательская работа о педагогической династии Дарбаковых

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsyren.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ
Тункинский район
МБОУ Зун-Муринская СОШ


Районная научно-практическая
конференция учащихся 5-7 классов
«Серебряная альфа»

Номинация: «История моей семьи»

Тема: «Педагогическая династия Дарбаковых»

                

Автор:

Дарбаков Цырен,

Ученик 6  класса Зун-Муринская  СОШ

 Тункинского района

                                 Телефон: 89503957837

        Руководитель:

Дылгерова Энгельсина Владимировна

                                                                             Телефон: 89085907730

с.Зун-Мурино
2024 г.

Введение

 «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель...» Л. Н.Толстой Эти слова Л.Н. Толстого хорошо подходят к моим родным. Я хочу рассказать о своих родных, которые работали и работают учителями.

Цель работы : изучить педагогическую династию моей семьи Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:

1. Выявить источники, рассказывающие о педагогической династии семьи

2. Собрать фотографии учительской династии .

Объект исследования : история родословной.

Методы исследования : 1. Ознакомление с историей педагогов моей семьи . 2. Поиск и изучение источников. При написании работы использовался устный рассказ педагогов нашей династии.

Гипотеза: моя работа имеет значимость и необходимость для каждого члена моей семьи, показывает вклад нашей семьи в образование.

Введение.

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель...»
                                                                  Л. Н.Толстой

     Эти слова Л.Н. Толстого хорошо подходят к моим родным. Я хочу рассказать о своих родных, которые работали и работают учителями.
        

Основная часть.         

Основателем династии является дядя моей бабушки – Гомбо Цыбикович Бельгаев. родился в 1904 году в улусе Харагун Тункинской волости Иркутского уезда (ныне — посёлок Зун-Мурино Тункинского района Республики Бурятии) в семье крестьян. Обучался в Торской начальной школе, а далее в Харбятском двухклассном училище. В 1920 году был назначен секретарем второго Куркутского сельсовета, в 1921 году вступил в комсомол и организовал комсомольскую ячейку в родном селе.

Гомбо Цыбикович был человеком деятельным, общительным, харизматичным. В последующие годы он обучался в Иркутской уездной совпартшколе, работал председателем Торского сельсовета, затем заведующим избой-читальней Окинского хошуна Тункинского аймака. Он прошел службу в Бурятском кавалерийском полку Красной армии и работал в Тункинском и Агинском райкомах партии. Благодаря природному уму и организаторским способностям везде он пользовался уважением и авторитетом.

Кем только не работал Гомбо Цыбикович! Он был и         инструктором отдела пропаганды Бурят-Монгольского обкома ВКП(б), и редактором газеты «Буряад–Монголой Ύнэн», и директором Бурят-Монгольского государственного исследовательского института языка, литературы и истории, и  председателем Президиума Верховного Совета Бурят-Монгольской АССР, и заместителем Председателя Совета Народных комиссаров Бурят-Монгольской Республики, и директором театра оперы и балета г.Улан-Удэ.

Педагогической деятельности было посвящено  9  лет жизни Гомбо Цыбиковича.  

В 1936 году обучался в Ленинградском институте живых восточных языков по специальности «востоковед-монголист». Был назначен на должность директора Бурят-Монгольского государственного исследовательского института языка, литературы и истории и проработал до 1938 года.

В 1946 году Гомбо Цыбикович был назначен директором Бурят-Монгольского исследовательского института культуры и экономики. С 1951 стал заведовать кафедрой всеобщей истории в Бурят-Монгольском педагогическом институте им. Доржи Банзарова, где читал лекции по истории зарубежного Востока до 1953 года.

Восхищение и уважение вызывает жизненный путь этого замечательного человека. Он работал во благо народа и страны, прожил яркую и насыщенную жизнь. Благодаря своему уму и талантам он прошел путь от секретаря сельсовета до Председателя Президиума Верховного Совета Бурят-Монгольской АССР, от избача до директора театра оперы и балета. Он любил свою малую родину и часто приезжал в родную Тунку. Навсегда его имя останется в памяти благодарных земляков.

Сестра Гомбо Цыбиковича – Бадма Цыбиковна работала учителем начальной школы.

Со слов ее двоюродной племянницы Бильтагуровой Светланы Сыреновны, урожденной Бельгаевой, мы узнали о ее судьбе. Бадма Цыбиковна родилась в 1916 году в улусе Харагун Торского сомонного совета в семье крестьянина - бедняка. В их семье было один сын и 4 дочери.  

Бадма Цыбиковна была очень строгим и аккуратным учителем. Ее дом находился на современной улице Мира. Выпускники учащихся 1958, 1954, 1938 годов рождения вспоминают ее добрым словом. Единственная дочь рано умерла от болезни сердца. В 1973 году переехала в Улан-Удэ к племяннице Алле Гомбоевне Бельгаевой, где прожила до конца своих дней.

Бадма Цыбиковна работала в Зун-Муринской школе 40 лет. За многолетний труд удостоена нагрудного знака «Отличник народного просвещения РСФСР», награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945

Гомбо Цыбикович Бельгаев оказал большое влияние в выборе профессии на мою бабушку - Бельгаеву Веру Бандеевну.

Вера Бандеевна Дарбакова (Бельгаева) родилась 5 июля 1944 года в семье Абушеева Бандя Лопсоновича  и Иринчин Цыбиковны Бельгаевой. С 1950  по 1959 год училась в Зун-Муринской семилетней школе. Дальнейшую учебу продолжила в Торской средней школе, окончила её в 1961 году. Трудовую деятельность Вера Бандеевна начала с  декабря 1961 года старшей вожатой в своей родной Зун-Муринской школе. С 1970 года начала работать учителем истории. С тех пор Вера Бандеевна не мыслила себя без школы. Все свои знания, умения навыки передавала своим ученикам. Вера Бандеевна умела отбирать материал, заботиться о том, чтобы ученик успевал, укреплял уверенность  в своих силах. На каждом уроке использовала дополнительную литературу, материалы периодической печати, документы. В старших классах вводила зачётную систему, проводила уроки – лекции, уроки-дискуссии, где учащиеся осмысливали актуальные вопросы современности, включались в поиск решения учебных проблем. Систематически проводились тестирования как наиболее эффективная форма  контроля знаний учащихся.

    Вера Бандеевна создала кабинет истории – один из лучших в районе. Кабинет работал на урок. Он был снабжен многими ТСО и наглядными пособиями, был накоплен богатый дидактический материал и дополнительная литература по историю и обществознанию.  Много лет работала классным руководителем. В своих классах добивалась добросовестного и ответственного отношения к учёбе, к активной жизненной позиции, порядочности, дисциплинированности.

      Вера Бандеевна  во время работы в школе награждалась многочисленными Почётными грамотами и благодарностями, удостоена почетных званий «Заслуженный учитель Республики Бурятия», «Отличник народного просвещения РСФСР». Стаж работы Веры Банжеевны -  40 лет.

        Мой дедушка Дарбаков Виктор Гармаевич – учитель начальной военной подготовки – родился 3  июня 1946 года в семье колхозника.  После окончания Торской средней школы он поступил в ВСТИ. После демобилизации из армии был назначен преподавателем трудового обучения в Зун-Муринскую школу, через год вел уроки начальной военной подготовки. Предмет «Начальная военная подготовка» в советских школах была введен в 1968 году. На уроках НВП Виктор Гармаевич рассказывал об истории Советской Армии и Военно-Морского флота, проводил практические занятия. Он создал добротный, хороший, эстетично оформленный кабинет военного дела, где с удовольствием занимались дети. Его кабинет был одним из лучших в районе и никогда не пустовал. С 1982 по 1985 год работал учителем истории. С 1994 по 2000 год Виктор Гармаевич работал директором школы. Педагогический стаж - 40 лет.

Моя тётя – Дарбакова Наталья Викторовна закончила Зун-Муринскую среднюю школу в 1998 году. После школы поступила учиться в Восточно-Сибирский государственный технологический университет по специальности  «Товароведение и экспертиза товаров»  и получила квалификацию «Товаровед-эксперт». В 2010 году она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Влияние культуральной жидкости пропионово- кислых бактерий на потребительские свойства вареных колбас». (18.05.2010 г.)

Она преподает в университете следующие предметы:

-Санитария и гигиена в торговле

-Товароведение однородных групп продовольственных товаров (Мясные товары)

-Товароведение однородных групп продовольственных товаров (Рыбные товары)

-Товароведение однородных групп продовольственных товаров (Кондитерские товары)

- экспертиза

-Товароведение однородных групп непродовольственных товаров 3 (Одежно-обувные товары и текстильные материалы)

-Товароведение мясных полуфабрикатов и консервов

Стаж ее работы составляет 21 год.

Моя мама – Дарбакова Алина Абыловна – учитель русского языка и литературы в Зун-Муринской средней школе. Она закончила Торскую среднюю школу, затем поступила в Иркутский государственный университет на филологический факультет, который окончила в 2008 году. С 2009 года Алина Абыловна работает в Зун-Муринской средней общеобразовательной школе по настоящее время. Она является председателем профкома и уже сделала два выпуска. Она постоянно работает над самообразованием, участвует в профессиональных конкурсах: «Самый классный классный», «Учитель года», «Лучший преподаватель ПДД», «Учитель будущего».  Стаж её работы составляет – 14 лет.

В представленной мною  династии Дарбаковых насчитывается 5 человек, связанных  со школой. Общий педагогический стаж представителей двух поколений составляет пока 164 года.

 «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» - говорил знаменитый русский историк Василий Ключевский. Я не сомневаюсь, что эти слова являются подтверждением успехов моих родственников в обучении и воспитании детей.

Заключение.

Сейчас мне 11  лет. В нашей семье мы все понимаем ценность и необходимость образования. С детства окружённый  школьной атмосферой, порой, и я думаю, что в будущем я стану учителем. Возможно, я тоже продолжу учительскую династию. Завершив исследование, я пришёл к следующим выводам:

1. Семья оказывает решающее влияние на личность ребёнка, а также на взрослых членов семьи.

2. Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем свое положение в настоящем.

3. Родители передают детям жизненный опыт, правила и традиции, прививают манеры поведения, закреплённые в обществе.

4. На примере своей семьи я понял, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные люди, которые придут на помощь в трудную минуту.

Список литературы:

2. Дарбакова Н.В., Дарбакова А.А.. Моя малая родина Тунка. Золотые страницы Бурятии «Судьба моя – ребячьи души» /ОАО «Республиканская типография»,  2014 год , Улан-Удэ - 171 с.

2. Чимитдоржиев Ш.Б. Моя малая родина Тунка. Золотые страницы Бурятии «Человек удивительной судьбы» /ОАО «Республиканская типография»,  2014 год , Улан-Удэ - 16 с.

3. «Учителями гордится Тунка/сост Л.Ж.Ардуева; под ред.О.Л.Цыбденовой.-Улан-Удэ: Новапринт, 2010.-215, 216с.:ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Педагогические династии села Эрхирик"

Проект Педагогические династии Эрхирикской школы, посвященный Году Учителя...

Педагогическая династия

В нашей семье целая династия педагогов......

Я - представитель педагогической династии.

В статье автор рассказывает о трех поколениях педагогической династии, насчитывающей 850 летний стаж на 26 педагогов....

Хроника педагогической династии

              Моя работа посвящена четырём поколениям  учителей  нашей семьи.  Работа выполнена в виде презентации.  Каждому педагог...

Педагогическая династия Томилова-Лукасевичи

Общий педагогический стаж учительской династии Томилова – Лукасевичи - 92года....

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ

Рассказ о педагогах семьи Гусевых...

Муниципальный конкурс «Педагогические династии», Посвященный Году Учителя. Эссе: «Учитель – это профессия Главная на земле».

Учительских династий - семей, в которых из поколения в поколение передается педагогический дар и любовь к детям, - в Косолаповской школе - интернате несколько. Не случайно здесь заработал проект...