Система оценивания
опыты и эксперименты

Шелихова Галина Алексеевна

Технология оценивания учебных действий, применяемая мной, соответствует системе оценивания ФГОС и  строится на основе следующих общих принципов:

  • Оценивание является постоянным процессом
  • Оценивание может быть только критериальным
  • Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
  • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений: 

Структура системы оценки:

Технология оценивания учебных действий, применяемая мной, соответствует системе оценивания ФГОС и  строится на основе следующих общих принципов:

  • Оценивание является постоянным процессом
  • Оценивание может быть только критериальным
  • Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
  • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

Модели оценочной деятельности:

  • Внутренняя оценка: учитель, ученик, ОУ и родители
  • Внешняя оценка: государственные службы (аттестация выпускников, мониторинг системы образования)

В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой.

Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами: мониторинговые исследования, аттестация ОУ. Результаты не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.

Применяю три вида оценивания предметных результатов - стартовую диагностику, текущее оценивание (тесно связано с процессом обучения), итоговое оценивание. В текущем оценивании используются субъективные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ) и методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся: устный опрос, письменная самостоятельная работа, тестовые задания, графическая работа,  творческая работа.

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. Сегодня мультимедиа-технологии - это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. Например, занятия с мультимедийными тестами на платформе «Я класс»  позитивно влияют на развитие предметных знаний и межпредметных навыков учащихся, а также способствуют росту интереса к школьным дисциплинам.

Итоговая аттестация осуществляется такими формами  как: контрольная работа. Итоговое оценивание происходит в конце года. Итоговое оценивание проводится в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за годы обучения информации об учебных достижениях школьника.

Также учитывается и внеурочная деятельность ученика - участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях, активность в проектах и программах, творческий отчет - фиксируются в Портфолио учащегося.

Диагностические мероприятия позволяют выявить уровень сформированности важнейших УУД и определить дальнейшую педагогическую стратегию для достижения каждым учеником метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов в соответствии с ФГОС.

    Методы и формы оценивания:

Применяю новые методы и формы оценки: метапредметные диагностические работы и диагностика результатов личности развития. Помимо привычных контрольных работ, теперь проводим метапредметные диагностические работы, требующие от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

    С вводом ФГОС появилась необходимость диагностики результатов личностного развития. Она проводится в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и др.). В любом случае такая диагностика предполагает проявления учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Всё это достаточно интимная сфера, поэтому работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

Периодически, совместно с учащимися и родителями проводится анализ учебных достижений. В ходе анализа можно определить:

  • На каких уроках ученик в большей степени активен;
  • Какой предмет учащемуся  интереснее других;
  • Какова результативность учебной деятельности учащегося;
  • Каково качество усвоения отдельных тем;
  • Какова работоспособность ученика в конкретные недели и месяцы;
  • Каков общий уровень успеваемости в классе за отдельный период.

   Результатом своей работы вижу положительную динамику в уровне развития интеллектуально - творческих способностей учащихся и уровня обученности:

•        учащиеся с желанием посещают уроки географии;

•        сформирован устойчивый учебно-познавательный интерес;

•        на уроках учащиеся умеют выдвигать гипотезы, стараются грамотно задать   вопрос, отвечают на вопросы, опираясь на научное подтверждение;

•        у учащихся сформированы элементы коммуникативных компетенций.

Составить более полную картину о достижении учащихся мне позволяет ведение их портфолио, где фиксируется информация об участии конкретного ученика в различных предметных конкурсах и олимпиадах. На мой взгляд, это важная современная форма оценивания способствует повышению активности и самостоятельности учащихся, постоянному росту учебной мотивации.

В результате систематической работы по накоплению материала портфолио учащиеся:

•        умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу;

•        понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;

•        умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;

•        активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;

•        а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

 Личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, т.е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых делает учитель с учетом развития каждого ученика.

 Современные дети ждут новых форм знакомства с материалом, где могла бы проявиться их самостоятельность и деятельностный характер мышления. Поэтому, применение разноуровневых заданий при обучении весьма актуально. Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное «Я». Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору. Кроме того, он позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создает возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию.

Уровневые задания  использую:

  • При изучении нового материала
  • При контроле за усвоением знаний, умений и навыков
  • При проверке знаний.
  • Личностный подход проявляется не только в различии заданий по содержанию, характеру, объему, но в праве выбора учениками заданий. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС НОО. Новые подходы к системе оценивания достижения планируемых результатов.

    В данной статье рассматриваются новые подходы к системе оценивания, заложенные в ФГОС НОО. Представлен опыт работы ГОУ СОШ № 425 САО г. Москвы в городской экспериментальной площад...

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В статье представлен разнообразный арсенал используемых форм оценивания учащихся на уроках ИЗО....

Новые системы оценивания учащихся

Актуальность изучения процесса оценивания  отмечается всегда. Без обратной связи  управление любым процессом не может быть эффективным. Необходимость оценивания  отмечают все участники ...

Анализ системы оценивания знаний, умений и навыков в системе образовательного процесса

В данной работе проведён анализ различных систем оценивания знаний учащихся....

Система оценивания в системе ФГОС

Статья о современных методах оценивания....

Накопительная система оценивания – новая система оценки достижений результатов обучающихся

ФГОС содержит чёткие требования к системе оценки достижений результатов обучающихся. Материал будет полезен учителям русского языка и литературы....