Выступление. Формирование мотивации у воспитанников СПб ГБУ ЦССВ № 7.
материал

Яровых Светлана Вячеславовна

Как развить мотивацию к учебной деятельности у воспитанника в условиях СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 7»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как развить мотивацию к учебной деятельности у воспитанника в условиях СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 7»

Думаю, не для кого не секрет, что низкая мотивация воспитанников «Центров содействия семейного воспитания» к учебной деятельности одна из основных проблем в успешном становлении его личности. Чем это вызвано? Педагогическая запущенность, отсутствие цели и невозможность представления своего будущего. Рассматривая данную проблему, попробуем решить вопрос повышения учебной мотивации.

 Мотивация воспитанников к учебной деятельности является одной из важнейших проблем современного мира, именно её наличие обеспечивает активную позицию ребёнка в усвоении учебного материала, способствует повышению качества образования и личностного развития. Актуальность темы «развитие у ребенка мотивации к учебной деятельности» обусловлена законом об образовании «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., № 273 ̶ ФЗ указано требование: «начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)». Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы обучающихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников, то важность названного критерия становится очевидной.

Наверное, каждый со мной согласится, что учиться всегда сложно, это настоящий труд, и чтобы добиться успеха нужно приложить неимоверное терпение, трудолюбие и целеустремленность. Еще сложнее ситуация, если у ребёнка очень низкие способности, кратковременная память и отсутствие желания. Каждый человек имеет, так называемые, индивидуальные задатки, которые развиваются в склонности или способности, при условии благоприятных обстоятельств внешней среды. У наших воспитанников, в большинстве случаев, условия неблагоприятные! Поэтому одна из главных задач сотрудников учреждения — это создание благоприятной среды. Педагоги ЦССВ оказывают помощь в выполнении домашнего задания, в выполнении упражнений на развитие памяти и внимания, помощь в усвоении учебного материала. Создание ситуации успеха у ребенка,  в какой сфере он наиболее успешен, выяснить какие предметы он считает интересными и почему - этапы познания, взаимодействия, установление контакта   при поступлении в учреждение, все это помогает погрузить воспитанника в благоприятную атмосферу, где он почувствует себя значимым, будет окружен вниманием, а взамен будет стремиться показать себя лучше.

Вторым наиболее значимым аспектом успеха какого- либо дела является мотивация. Мотива́ция (от лат. movēre «двигать») — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотивация является одним из ведущих двигателей человеческой деятельности (она может быть инстинктивная или интеллектуальная) и найти ее – задача, которую стоит начать решать. Советский психолог и педагог П.М. Якобсон разделил мотивацию на три типа: отрицательная, положительная социальная, положительная познавательная.

Рассмотрим каждую из них.

Отрицательная мотивация - использование в общение с ребенком нежелающим учиться, мрачные перспективы (будешь дворником, будешь мало зарабатывать, мы для тебя все делаем, а у тебя совести нет, вот Саша молодец, а ты ничего не хочешь и т.д). Упреки и оскорбления, дадут скорее отрицательный результат. Ребенок будет врать, замкнется в себе.

Положительная социальная мотивация - поощрение, похвала, одобрение, признание коллектива за успехи в учебе. Этот тип мотивации наиболее эффективен и помогает повысить учебную мотивацию.

Положительная познавательная мотивация - основой является любовь к процессу обучения и получению знаний.

Успешно сформировать любого рода мотивацию у детей и подростков можно в том случае, если при озвучивании призыва к чему-либо подчеркиваются интересы и желания ребенка, развития мотивации в процессе обучения.

Таким образом, целенапрaвленное и систематическое применение рaзнообразных форм и приёмов развития познавательной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

Формировaть мотивaцию  ̶  знaчит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желaтельные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации учения у школьников (Выступление на педсовете).

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВТысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.Да можно усадить детей за парт...

Педагогическая технология формирования мотивации "Хочу!" у воспитанников детского дома.

Консультация для воспитателей детского дома. Мотивацию не следует рассматривать, как только регистрацию того, что лежит на поверхности и бросается в глаза: хочет или не хочет ученик учиться. Воспитате...

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирования мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования на уроках информатики"

Доклад представлен на заседании педагогического совета по теме «Формирование мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования»....

Формирование мотивации для концертных выступлений как личностный образовательный ресурс.

Концертное выступление - главный момент в жизни каждого музыканта. Как помочь справиться с волненирем перед концертом....

Выступление на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ №2 г. Льгова» «Формирование мотивации учащихся на разных этапах урока» (из опыта работы»

Изучая педагогический опыт предыдущих поколений становиться ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребёнка ориентироваться ...