Рабочая программа
рабочая программа
Рабочая программа
Духовно нравственного воспитания (гражданско-патриотическое направление)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_satiadzhievoy_n.i.docx | 44.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Духовно нравственного воспитания (гражданско-патриотическое направление)
Выполнила:
Сатиаджиева Н.И.
воспитатель
Рецензировала:
Брызгалова С.О.
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры специальной
педагогики и специальной
психологии ФГБОУ ВО
«Уральский государственный
педагогический университет»
Пояснительная записка к проекту программы
1. Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, на основе Адаптированной общеобразовательной программы КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
2.Концепция развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры разработана в соответствии с целевыми ориентирами, заданными в программных документах федерального и регионального уровней, в том числе в повышении качества образовательных услуг, их практикоориентированность. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
- Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- Повышение эффективности системы воспитания и социализации обучающихся и воспитанников через организацию воспитательного процесса, обеспечивающего формирование у обучающихся компетенций, необходимых для инновационной экономики, через воспитание бизнес поведения и навыков проектного подхода к решению жизненных и профессиональных задач; развитие системы дополнительного образования воспитанников.
3. Содержание рабочей программы направленно на реализацию цели, задач школы-интерната на 2023-2024 учебный год.
Цель программы: Создание условий для овладения воспитанниками социальными (жизненными) компетенциями.
Задачи:
- Сформировать представления о гражданских и национальных правах и свободах человека.
- Развивать нравственно-личностные качества: доброту, отзывчивость, честность, трудолюбие, правдивость. Учить следовать им в повседневной жизни.
- Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, его успешной социализации
4. Программа направлена на работу воспитателя с разновозрастной группой воспитанников. Задача воспитателя - создание благоприятных условий для полноценного проживания воспитанника в интернате, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности воспитанника.
5. Программа реализуется в течение 1 года, включает в себя 34 воспитательных занятия направленных на достижение цели и решение поставленных задач. Продолжительность одного занятия 40 минут, занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа реализуется за счет режимных моментов в интернате, проведения практических занятий, мероприятий.
Программа разновозрастной группы основывается на следующих принципах:
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого воспитанника, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание воспитанника полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- Сотрудничество с семьей.
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий воспитанника в различных видах деятельности.
- Учет этнокультурной ситуации развития детей (в группе воспитанников представитель малочисленных народов Севера).
Содержание программы по направлениям
1. Мы вместе. Раздел включает в себя знакомство с семьёй, её традициями, реликвиями, отношениями в семье. Учит любви и уважению предков. Чтить их память. Совершать такие поступки, чтобы последующие поколения гордились ими. Помогает становиться патриотом Родины.
2. Мой город. Раздел знакомит с памятными местами Нефтеюганского района и города Нефтеюганск, его достопримечательностями. Раскрывает перед детьми красоту родного города, уважение к людям в нём живущим. Знакомит с улицами города, названными в честь героев ВОВ, архитектурой и историческими личностями города.
3. Моя Родина. Раздел формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к России, знакомит с символами России, важными событиями в жизни страны. Через воспитание любви к Родине идёт формирование духовно – нравственного воспитания.
4. Это важно помнить. Раздел знакомит с датами исторических событий, героями, сохранившими о себе память до современности.
Планирование программы
Тема раздела | Тема | Организация воспитательного процесса | ||
Воспитательное занятие | Режимные моменты | Мероприятие | ||
Мы вместе | Моя семья и кто в ней я. | + | ||
Творим добро своими руками | + | |||
Составление родословной своей семьи | + | |||
«Я несу ромашки маме» | + | |||
«Загляните в семейный альбом» | + | + | ||
«С кого пример в жизни брать» | + | |||
«Тепло родного очага» | + | + | ||
«Мой любимый школьный двор» | + | + | ||
«Мои права и обязанности» | + | |||
«Мой папа-лучше всех» | + | + | ||
Мой город | «Край, в котором мы живем» | + | + | |
«Гимн, герб и флаг ХМАО | + | |||
Имена героев на карте района» | + | |||
«Мир дому твоему» | + | |||
«Родной край люби и знай» | + | |||
«Что дает наш край стране» | + | + | ||
Посещение памятника мэру города Владимиру Петухову. | + | |||
Моя Родина. | С чего начинается Родина» | + | + | |
«Я пою о России | + | + | ||
Государственные праздники РФ | + | + | ||
Мой любимый государственный праздник | + | |||
«Школа-часть малой родины» | + | + | ||
Мои родственники по всей России. | + | |||
Дружественные народы России. | + | + | + | |
«Если бы я был президентом страны» | + | + | ||
«Великие люди России» | + | |||
«Мой гражданский поступок» | + | |||
«Я живу в России» | + | |||
Это важно помнить . | «Дети блокады» | + | ||
«Если б не было войны» | + | + | ||
История олимпийских игр | + | + | ||
Акция «Письмо солдату» | + | + | ||
Акция «Здесь живет ветеран войны» | + | + | + | |
«След войны в моем доме | + | + |
Запланированные мероприятия, посвященные памятным датам
1. Международный день толерантности (16 ноября)
2. День матери в России (27 ноября)
3. День конституции РФ (12 декабря)
4. День победы (9 мая)
6. Способы и направления поддержки инициативы воспитанников.
Воспитатель поощряет:
- готовность воспитанника научить других тому, что умеет сам.
- перенос освоенных действий и навыков на другой материал, в другие условия.
- желание ребенка строить собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения.
Привлекает воспитанника к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения.
Воспитатель предоставляет возможность воспитаннику:
- самостоятельно выбирать партнеров для общения и совместной деятельности.
- самостоятельно регулировать отношения со сверстниками в разных сферах детской деятельности (разрешение конфликтов, умение договариваться, соблюдать очередность и пр.).
- проявлять социальные навыки в разных видах деятельности.
- получать информацию из разнообразных источников.
Воспитатель поддерживает активный характер поиска и использования детьми информации. Поддерживает стремление проводить свободное время за разнообразной творческой деятельностью.
7. Для реализации поставленной цели и задач был выбран учебно-методический комплект:
- Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. Материалы для проведения уроков, посвященных государственной символике России. – М.: Учитель, 2019. – 72 с.
- Духовно-нравственное воспитание молодежи. Семейные национальные традиции. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2020. - 288 c.
- Елена Евтушенко. Нравственное воспитание умственно отсталых детей с помощью театра. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. – 144 с.
- Людмила Васильева-Гангнус, Азбука вежливости, М.:НИГМА, 2018. – 184 с.
- Российский патриотизм. Истоки, содержание, воспитание в современных условиях. – М.: Планета, 2019. – 336 с.
- Шалаева Г.П. Новые правила поведения для воспитанных детей – М.:АСТ, 2015 – 160
Для реализации данной программы предполагается использование следующего оборудования.
Материально-техническое обеспечение программы
Направление работы | Материально-техническое обеспечение программы |
Мы вместе | Ноутбук, проектор, интерактивная доска, принтер. Канцелярские принадлежности: ножницы, карандаши цветные, маркеры, бумага А1, бумага А4, пластилин, клей и т.д., |
Мой город | |
Моя родина | |
Это нужно помнить |
8. Реализация рабочей программы предусматривает использование современных учебных материалов. Проблема современного общества: разрешение противоречий возникших между пропагандой «западных ценностей» и необходимостью возрождения авторитета армии, государства и понимания роли и места в жизни общества и Отечества; снижение воспитательного воздействия, насаждения культа вседозволенности, насилия и жестокости в средствах массовой информации. Если применить систему гражданско-патриотического воспитания через организацию урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), то это будет способствовать сохранению преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа, приобщения к традициям и богатейшей культуре страны, развитию у обучающихся лучших качеств патриотов России. Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации программных мероприятий. Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех возрастных групп обучающихся. Система патриотического воспитания обучающихся школы предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе, массовую патриотическую работу, совместную деятельность с другими культурными учреждениями.
9. Для реализации рабочей программы использую различные формы работы:
- Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
- Деловые игры;
- Беседы, диспуты, викторины;
- Коллективные творческие дела;
- Смотры-конкурсы, выставки;
- Соревнования;
- Экскурсии, поездки;
- Трудовые дела;
Основные методы:
- практические (самостоятельное, коллективное выполнение упражнений и игры с использованием ИКТ);
- наглядно – демонстративные (презентации, иллюстрации и др.);
- словесные (объяснение, разъяснение, беседа, инструкция, рассказ, сообщение).
Использую современные образовательные технологии:
- личностно-ориентированные;
- разноуровневого (дифференцированного) обучения;
- здоровьесберегающие;
- диалогические;
- коммуникативно-информационные;
- учебно-игровой деятельности.
Примерный перечень мероприятий, направленных на формирование гражданской позиции воспитанников:
- Проведение игр на местности «Школа безопасности»;
- Проведение «Смотра строя и песни»;
- Благоустройство школьной территории;
- Общественные акции;
- Сбор и оформление информации о ветеранах войны и тружениках тыла
- Создание выставочных экспозиций «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт»;
- Уроки мужества с приглашением ветеранов войны;
- Поздравление ветеранов ВОВ и труда;
- Оказание помощи ветеранам и пожилым людям;
- Создание Книги Памяти;
- Привлечение родительской общественности к проведению массовых мероприятий в школе.
10. В целях разработки индивидуального образовательного маршрута воспитанника, обеспечения коррекции нарушений различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировки образовательного процесса, проводится мониторинг. Мониторинг проводится два раза в год (в сентябре и мае).
Программа воспитательных занятий направлена на достижение воспитанниками личностных результатов. Личностные результаты обеспечивают овладение обучающимися комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений воспитанников. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися программы следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).
Оценка достижения планируемых результатов программы определяется путем определения социальной роли (Приложение 1,2)воспитанника в группе и поведения демонстрируемым на занятиях.
Уровнями достижения планируемых результатов освоения программы можно определить следующее:
- достаточный уровень более 70% положительных наблюдаемых параметров «+»,
- минимальный уровень меньше 69% положительно наблюдаемых параметров « - »
Изучив психолого-педагогические характеристики воспитанников были определены следующие задачи:
-Способствовать формированию представлений о гражданских и национальных правах и свободах человека.
-Развивать нравственно-личностные качества: доброту, отзывчивость, честность, трудолюбие, правдивость. Учить следовать им в повседневной жизни.
-Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, его успешной социализации
Программа определяет два уровня освоения – достаточный и минимальный.
Воспитанник, освоивший программу на достаточном уровне. имеет представление о моральных нормах и правилах духовно-нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями. Имеет представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина.
Воспитанник освоивший программу на минимальном уровне имеет представление о элементарных нравственных ценностях, соблюдает правила поведения, принятые в обществе, под контролем взрослого, может назвать символы государства.
I группа
Достаточный уровень усвоения программы | Минимальный уровень усвоения программы |
- Участвует в творческих делах - Знает дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, - Может назвать символы г. Нефтеюганска - Имеет представление о родном крае; о людях разных национальностей, - Может назвать государственные символы РФ - Может назвать государственные символы ХМАО - Знать герб, флаг России и своего города. - Иметь представление о Президенте, - Иметь представление о войнах, защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ. | -элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе; -умение отвечать за свои поступки; -может назвать символы г. Нефтеюганск |
II группа
Достаточный уровень усвоения программы | Минимальный уровень |
-Добросовестно выполняет различные общественные поручения -Участвует в творческих делах -Знает дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес школы. -Может назвать символы г. Нефтеюганска -Краткие сведения об истории города, округа. -Имеет представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде; -Может назвать государственные символы РФ -Может назвать государственные символы ХМАО -Знает основные культурные традиции России -Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ. -Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников -Иметь представление о войнах, защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ. -Относится уважительно к русскому языку как к государственному. -Иметь элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении. | -Выполняет различные общественные поручения -Участвует в творческих делах -Знает свое Имя -Может назвать символы г. Нефтеюганска. -Может назвать государственные символы РФ -Соблюдает правила поведения, принятые в обществе. -Умение отвечать за свои поступки |
Рабочая программа предусматривает формирование
базовых учебных действий:
№ п/п | Раздел | Формы организации занятий | Формирование БУД | Коррекционно-развивающая работа |
1 | «Мы вместе» | Групповая | Личностные: развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей Регулятивные: осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических задач. Коммуникативные: слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. Познавательные: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию. | Упражнения на осознание себя и своего поведения, раскрашивание предметов, упражнения на запоминание различных предметов. Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок) |
2 | «Мой город» | Групповая | Личностные: бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Регулятивные: активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия. Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе. Познавательные: наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. | Описание различных свойств окружающих предметов, работа с изображениями, сравнение двух предметов.
|
3 | «Моя родина» | Групповая | Личностные: Осознание себя как гражданина России. Регулятивные: активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия. Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе. Познавательные: Осуществлять сравнение, классификацию, | Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала. Зарисовка картинок. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие самопознания. |
4 | «Это важно помнить» | Групповая | Личностные: Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; Регулятивные: активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия Коммуникативные: доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; Познавательные: наблюдать; работать с информацией | -работа с изображениями -упражнения на развитие переключения внимания - упражнения на развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта на карте) |
Данная рабочая программа воспитателя Сатиаджиевой Н.И. соответствует цели АООП образовательной организации, обеспечивает достижение цели и задач образовательной программы через максимальный отбор содержания учебного материала, учитывает степень реализации развивающего и воспитательного аспекта, обеспечена методическим и дидактическим материалом, ориентирована на достижение реального результата работы каждого обучающегося. Рабочая программа соответствует современным тенденциям развития образования детей с интеллектуальными нарушениями и может быть рекомендована для использования специалистами образовательных организаций, реализующих Адаптированные основные образовательные программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...