Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию (лепка) из солёного теста с сухоцветами Тема: " Летние фантазии"
план-конспект
Занятие по лепке панно из соленого теста с сухоцветами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_iz_solyonogo_testa.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Чехов
Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию изготовлению панно из солёного теста с сухоцветами «Цветочная фантазия»
разработала и провела: воспитатель Серегова Наталия Валериевна
дата проведения: 19.06.2024г.
Пояснительная записка
История возникновения лепки из соленого теста.
В наши дни возрождается интерес к различным народным ремеслам, зачастую почти забытым. Сейчас все более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из соленого теста.
Лепка из соленого теста имеет давнюю историю. Изготовление из теста (муки, соли, воды) различных фигурок – это старинный обычай. Фигурки, слепленные из теста, использовались для поклонения богам еще в Древнем Египте, Греции и Риме.
Во многих районах Европы и на русском Севере также распространен обычай лепить из соленого теста. Раньше изготовление фигурок из муки и соли было связано с магическими действиями. Эти фигурки служили оберегами, ритуальными предметами.
В 19 веке в Германии бедные люди изготавливали из теста рождественские украшения на елку.
Вовремя 1-ой Мировой войны и в первые годы после нее изготовление фигурок из соленого теста было прекращено из-за острого дефицита соли.
В наши дни — это древнее народное искусство возрождается и завоевывает все более широкий круг поклонников. Оно утратило ритуальный смысл и поменяло тематику на художественно-декоративную. Это фигурки-сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фото и картин и т.д
Солёное тесто – чудесный материал для работы. Для детей работай с этим материалом особенно интересна. Она приучает к усидчивости, внимательности, аккуратности. Развивается моторика пальцев, фантазия, пространственное мышление и т.д.
Тестопластика - самый осязаемый вид художественного творчества.
Соленое тесто имеет ряд преимуществ:
*можно быстро приготовить не тратя денег;
*не оставляет следов;
*не липнет к рукам;
*легко покрывается любой краской или лаком;
*сушить можно и на воздухе;
*можно играть, не теряет форму;
*нравится детям разных возрастов.
Цель: Научить детей делать композицию из соленого теста в форме овала с элементами листьев и цветов.
Задачи для педагога:
Обучающие:
- познакомить с историей приготовления соленого теста
-уточнить и расширить представление о летних цветах;
-передавать задуманную идею при выполнении изделия;
Развивающие:
- способствовать развитию видения целостности и частности композиции;
- попробовать себя в роли флориста - дизайнера;
- способствовать развитию пространственного мышления, воображения.
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать видеть красоту живых цветов.
- воспитывать эстетический вкус;
- приобщать детей к труду;
Задачи для детей:
Обучающие:
-знать и воспринимать репродукции картин И.И Левитан: «Астры», «Сирень в окне», «Одуванчики»; Д. П. Репин «Яблоки и листья», «Горицветы» «Букет цветов»;
- воспринимать и передавать форму, соотношение цветов;
- учить лепить и разминать тесто разными способами, раскатывать скалкой, придавать разную форму овала сглаживая углы, накладывать и распределять материал из сухоцветов
- уметь работать лаком, не деформируя поделку;
- развивать мелкую моторику, точность движений, аккуратность;
Планируемые образовательные результаты занятия:
Воспитанники должны знать:
- материалы и приспособления, применяемые при работе с соленым тестом;
- ведения о материалах, инструментах и приспособлениях, способы декоративного оформления готовых работ, о способах сушки изделий из теста;
- технология создания панно.
Воспитанники должны уметь:
- использовать различные приемы в художественной лепке: растягивание, вдавливание, разглаживание поверхности, примазывание, вытягивание формы и т.д.
- декорировать свою работу и использовать в качестве дополнительного декора подручные материалы;
- составлять простые композиции на определенную тематику;
- правильно изготавливать рабочий материал;
- уметь лепить конструктивным способом (из отдельных частей), пластическим (из целого куска), комбинированным, ленточным, барельеф;
В сфере личностных универсальных учебных действий у детей будут сформированы:
- проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок из соленого теста;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий воспитанники научатся:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;
- умение организовать свою деятельность;
- подготовить свое рабочее место;
- рационально размещать инструменты и материалы;
- прогнозированию;
- самоконтролю.
Правила работы с засушенным материалом:
- при работе с засушенным материалом следует помнить, что они очень хрупкие;
- организуйте свое рабочее место так, чтобы не повредить растения.
- наносите клей тонким слоем, чтобы его излишки не выступали за край поверхности основы.
Я обращаю внимание детей на готовность рабочего места к практической работе, соблюдение детьми правил техники безопасности, на аккуратность при выполнении работы, на экономное расходование природного материала.
в) Составление алгоритма работ, обучающихся путем наводящих вопросов.
Алгоритм выполнения работы:
- готовим основу;
- задумываем композицию;
- подбираем природный материал;
- выбираем приемы составления композиции (по замыслу);
- раскладываем способом вдавливания на заготовки;
- оформляем панно.
Основные термины, понятия: «тестопластика», соленое тесто, панно.
Оборудование для педагога:
Наглядные пособия, изображение цветов, репродукция картин, фотографии, мука, соль, вода, клей ПВА;
Оборудование для детей:
Лист картона, соленое тесто, засушенные ранее цветы и листочки для гербария, лак, кисточки, баночки с водой, тряпочка, инструменты.
Ход занятия:
Организационный момент
Здравствуйте дети!
Сегодня я решила провести наше мероприятие на открытом воздухе. Оно будет состоять из двух этапов. Сначала, мы с вами совершим экскурсию по нашей территории, чтобы собирать разные цветы и листочки небольших размеров, которые вам больше всего понравятся, далее мы их немного подсушим старым способом, разложим их между страницами книг.
Второй этап- самый интересный, мы будем из ваших собранных и засушенных сухоцветов пробовать составлять композиции на сделанные вами заготовки из солёного теста
Сегодня очень хорошая погода, светит солнышко, это время как раз для сбора и заготовки гербария!
Поэтому давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение!
- Пока наши цветы будут сушиться, мы приступим ко второму самому важному этапу, приготовления солёного теста
- Рецепт приготовления солёного теста
Для приготовления солёного теста нам понадобиться:
Соль мелкая – 1 стакан
Мука – 2 стакана
Вода – 1 стакан
Клей ПВА – 50 гр
Сначала в миске надо смешать соль и муку, затем добавляем воду и замешиваем крутое тесто. Готовое тесто не должно прилипать к рукам. Если тесто не используется сразу, то его надо завернуть в полиэтиленовый пакет и положить в холодильник. Так оно может храниться несколько дней.
Для лепки можно использовать натуральное тесто, а можно-окрашенное. Окрашивать тесто можно гуашью, красителями для яиц, а также овощным соком (свёклы, моркови). Сушить готовые изделия можно на открытом воздухе около батареи в течение 1-3 дней. Это зависит от толщины поделки. Или в духовом шкафу при температуре 100 градусов приблизительно 1-2 часа.
*Берем кусочек соленого теста
* Кладем на разделочную доску начинаем формировать с помощью ладоней из него овал;
* С помощью скалки начинаем раскатывать, придавая форму блинчика толщиной примерно 5- 7 мм;
* Затем поглаживающими движениями формируем окончательную форму;
*Берём приготовленные заранее высушенные цветы, листья представляя заранее свои задумки;
* Размещаем самостоятельно их на поверхности составляя свою композицию немного вдавливая в изделие;
* Далее берём плёнку или файл, накладываем на поделку и слегка придавливаем скалкой.
3. Теперь работу надо высушить, на это потребуется 1-2 дня. Есть разные способы высушивания: 1 способ – сушить тесто при обычной температуре,
2 способ – в духовке при температуре 60-80 градусов в течении 30-40- минут. Когда поделка будет готова, мы её покрываем лаком и оставляем для полного высыхания.
Подведение итогов. Анализ.
В ходе работы у воспитанников, развивалось творческое воображение, закрепились навыки трудолюбия и усидчивости. Дети получили чувство самоудовлетворения за свой труд, а также научились составлять из всевозможных растений придуманную композицию и познакомились с новыми терминами и понятиями.
Ну вот теперь наши изделия готовы, я хочу всех поблагодарить за тёплую атмосферу. Надеюсь, что вам понравилось это занятие. Теперь можно сделать небольшую выставку работ и фотографии на память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Подводный мир» (лепка из солёного теста, роспись изделий)
Цели: развитие творческих способностей учащихся;Коррекция внимания, речи, мышления. Задачи: - познакомить учащихся с особенностями лепки из солёного теста;- совершенствовать навыки лепки ра...
Методическая разработка открытого занятия к программе «Радушка» Тема: Лепка из солёного теста – защита творческих проектов.
Занятие по теме «Лепка из солёного теста – защита творческих проектов» относится ко 2 разделу программы «Радушка» - «Солёное тесто» и рассчитана на 2 учебных часа....
Занятие по лепке из солёного теста "Изготовление фигурки ежа". Технологическая карта.
Занятие по лепке из соленого теста "Ежа " с ипользованием ножниц. Технологическя карта с пошаговым описанием....
Конспект занятия по лепке из солёного теста "Рельефная рыбка"
Конспект занятия по лепке из солёного теста "Рельефная рыбка" рассчитан на детей в возрасте 6-9 лет 1 года обучения....
Круглый стол «Виды изобразительных искусств в художественно-эстетическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья» Выступление на тему: «Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей IV года обучения».
Консультация для воспитатеей Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей....
Формирование творческой личности на занятиях лепкой из солёного теста с дошкольниками и младшими школьниками
Данная статья описывает процесс формирования творческой личности на занятиях лепкой из соленого теста с дошкольниками и младшими школьниками...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию лепка (старшей группе) "Красивые птички"
Цель: Развивать эстетическое восприятие детей. Вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам. Закреплять приемы лепки: раскатывание пластилина, оттягивание, сплющивание, прищипыван...