УМК
методическая разработка
Учебно-методический комплект мастера п/о Бадмаева А.Б.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятии ГАПОУ РБ «Техникум строительства и городского хозяйства»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 Монтаж систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации
08.01.14 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования
г.Улан-Удэ 2022
Автор:
Бадмаев А.Б., мастер производственного обучения
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии
08.01.14 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования
Организация-разработчик: ГАПОУ РБ «Техникум строительства и городского хозяйства»
Разработчик:
Бадмаев А.Б., мастер п/о
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
…………………………….………………………………..……………5
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ 8
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 9
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИ ЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 16
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 19
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Монтаж систем вентиляции, кондиционирования воздуха , пневмотранспорта и аспирации
- Область применения программы
Программа профессионального модуля «Монтаж систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации» – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессии 08.01.14 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования в составе укрупненной группы 08.00.00. Техника и технологии строительства в части освоения основного вида профессиональной деятельности(ВПД): Монтаж санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК2.1 выполнять подготовительные работы к монтажу систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации
ПК2.2 выполнять укрупнительную сборку вентиляционного оборудования, воздуховодов
ПК2.3 выполнять монтаж вентиляционного оборудования и воздуховодов
ПК2.4 выполнять техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт вентиляционных систем
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области строительства и эксплуатации зданий при наличии среднего( полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- обеспечения безопасных методов ведения работ
- сортировки прямых фасонных частей воздуховодов, болтов и гаек
- транспортировки деталей и узлов воздуховодов
- выполнение слесарных работ по профессии
- натягивания сетки по стержням и крючьям рамок, ячеек масляных фильтров и каркасов насадок
- укрупнительной сборки узлов при помощи ручных и механизированных инструментов
- установка креплений
- установка заделки кронштейнов
- сборки фланцевых и бесфланцевых соединений вентиляционных деталей и оборудования при помощи электрического и пневматического инструмента
уметь:
- выполнять простые работы при монтаже систем и оборудования вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации
- выполнять слесарные работы
- натягивать сетки по стержням и крючьям рамок, ячеек масляных фильтров и каркасов насадок
- выполнять укрупнительную сборку узлов при помощи ручных и механизированных инструментов
- собирать и без фланцевые соединения вентиляционных деталей и оборудования при помощи электрического и пневматического оборудования
- проводить включение и отключение оборудования и систем
- осуществлять контроль параметров во время работ
- поддерживать эксплуатационные параметры работающего оборудования
- своевременно обнаруживать неисправности в работе обслуживаемого оборудования
- предупреждать аварии и поломки
- проводить техническое обслуживание оборудования и ремонт согласно техническим актам
- самостоятельно разбираться в схемах
- подготавливать к работе оборудование, инструменты, приспособления и содержать их в надлежащем состоянии
- пользоваться инструментом, приспособлениями и контрольно-измерительными приборами
- пользоваться специальными средствами защиты
знать:
- основные детали и узлы систем и оборудования вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации
- правила строповки и перемещения грузов
- назначение слесарных инструментов
- способы соединения вентиляционных деталей
- способы укрупнительной сборки узлов
- правила пользования механизированным инструментом
- типы крепления воздуховодов и фасонных частей
- простые такелажные приспособления и правила пользования ими
- условные обозначения, применяемые в монтажных проектах
- устройство электрического и пневматического инструмента и правила пользования ими
-1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Всего 309 часов, в том числе:
максимальная учебная нагрузка обучающегося - 165 часов.
в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка - 110 часов. самостоятельная работа обучающегося - 55 часов.
учебная практика – 36 часов. производственная практика - 108 час.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Монтаж санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1 | Выполнять подготовительные работы к монтажу систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации. |
ПК 2.2 | Выполнять укрупнительную сборку вентиляционного оборудования, воздуховодов. |
ПК 2.3 | Выполнять монтаж вентиляционного оборудования, воздуховодов. |
ПК 2.4 | Выполнять техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт вентиляционных систем. |
ОК.1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК.2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК.3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК.4 | Осуществлять информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК.5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК.6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК.7 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
- Тематический план профессионального модуля (вариант для НПО)
Коды профессиональн ых компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов(мак с. Учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельн ая работа обучающегося, часов | Учебна я, часов | Производственн ая, часов(если предусмотрена рассредоточенна я практика) | ||||
Всег о, часов | В т.ч. лабораторн ые работы и практическ ие занятия, часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 2.1-ПК 2.4 | Раздел 1. Монтаж систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации | 201 | 110 | 66 | 55 | 36 | |
Производственная практика, часов (если предусмотрена итоговая(концентрированная)прак тика) | 108 | 108 | |||||
Всего: | 309 | 110 | 66 | 55 | 36 | 108 |
- Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессио- нального модуля (ПМ), междисци- плинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел ПМ.02 Монтаж систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации | 110 | |||
МДК.02.01. Монтаж систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации | 110 | |||
Тема 1.1 Вентиляция, кондиционирование воздуха, пневмотранспорта и аспирации. | Содержание | 42 | 1 | |
1 | Устройство вентиляции | 4 | ||
2 | Кондиционирование воздуха | 4 | ||
3 | Пневмотранспорт и аспирация | 4 | ||
4 | Классификация и оборудование вентиляционных систем | 4 | ||
Лабораторные работы №1-№13 | 26 | |||
1 | Выбор расчетных параметров наружного воздуха | 2 | ||
2 | Расчет воздухообмена в помещении | 2 | ||
3 | Расчет параметров воздуха в вентиляционном процессе | 2 | ||
4 | Расчет потерь давления в системе вентиляции | 2 | ||
5 | Подбор оборудования систем вентиляции | 2 | ||
6 | Расчет калориферной установки | 2 | ||
7 | Подбор оборудования для отчистки приточного и удаляемого воздуха | 2 | ||
8 | Расчет воздушных завес | 2 | ||
9 | Исследование характеристик центробежного вентилятора | 2 |
11 | Исследование работы вентилятора при параллельном и последовательном соединении | 2 | ||
11 | Исследование поля местных скоростей в воздуховоде и определение коэффициентов местных сопротивлений | 2 | ||
12 | Исследование картины распределения давления по поверхности здания | 2 | ||
13 | Оценка эффективности вентиляции производственных помещений и рабочих мест | 2 | ||
Самостоятельная работа | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно- практических работ, отчетов и подготовка к защите Самостоятельное изучение правил выполнения чертежей и технологической документации по ЕСКД и ЕСТП | 20 | ||
Примерная тематика домашних заданий | Разновидности схем пневмотранспорта Назначение аспирации Оборудование для сооружения аспирационных систем | |||
Тема 1.2. Материалы для изготовления вентиляционных систем изготовление воздуховодов | Содержание | 12 | 1 | |
1 | Металлические и неметаллические материалы | 4 | ||
2 | Станки и механизмы для вальцевания листовой стали для изготовления воздуховодов | 4 | ||
Лабораторные работы №14-№15 | 4 | |||
1 | Станки и механизмы для вальцевания листовой стали | 2 | ||
2 | Кинематические схемы станков | 2 | ||
Самостоятельная работа | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной | 6 |
технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно- практических работ, отчетов и подготовка к защите Самостоятельное изучение правил выполнения чертежей и технологической документации по ЕСКД и ЕСТП | ||||
Примерная тематика домашних заданий | Выбор материала для изготовления деталей и элементов вентиляционных систем Определение технической характеристики по мощности и по качеству при раскрое вентиляционных заготовок и для резки металла | |||
Тема1.3. Монтаж и эксплуатация систем и оборудования вентиляции и кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации | Содержание | 38 | 1 | |
1 | Подготовительная работа вентиляционных систем Заготовка узлов и деталей систем вентиляции | 6 | ||
2 | Приемы монтажа воздуховодов | 4 | ||
3 | Охрана труда при монтаже и эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации | 4 | ||
Лабораторные работы №16-№27 | 24 | |||
1 | Заготовка узлов и деталей систем вентиляции | 2 | ||
2 | Расчет минимальных и максимальных припусков заготовки, расчет исходных размеров на нее | 2 | ||
3 | Натягивание сетки по стержням и крючьям рамок, ячеек масляных фильтров и каркасов насадок | 2 | ||
4 | Выполнение разметки мест установки вентиляционного оборудования | 2 | ||
5 | Сверление и пробивка отверстий механизированным инструментом | 2 | ||
6 | Подготовка вспомогательного вентиляционного оборудования, с использованием технологических карт | 2 | ||
7 | Чтение схем систем вентиляции | 2 | ||
8 | Комплектование воздуховодов, вентиляционного оборудования средств крепления для выполнения монтажных работ | 2 |
9 | Сборка фланцевых и бесфланцевых соединений вентиляционных деталей и оборудования | 2 | |||
10 | Выполнение сборки фланцевых и бесфланцевых соединений вентиляционных деталей и оборудования | 2 | |||
11 | Выполнять включение и отключение оборудования и систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации | 2 | |||
12 | Выполнение укрупнительной сборки систем вентиляции и кондиционирования воздуха и другого вентиляционного оборудования | 2 | |||
Самостоятельная работа | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно- практических работ, отчетов и подготовка к защите Самостоятельное изучение правил выполнения чертежей и технологической документации по ЕСКД и ЕСТП | 18 | |||
Примерная тематика домашних заданий | Механизмы, станки и приспособления для изготовления воздуховодов Спирально-навивные воздуховоды и их изготовление | ||||
Тема 1.4. Монтаж вентиляционных систем | Содержание | 18 | 1 | ||
Принципы монтажа вентиляционных систем /Механизмы и ручной инструмент для производства монтажных работ/ | 6 | ||||
Практическая работа №28-№33 | 12 | ||||
1 | Монтажные проекты | 2 | |||
2 | Выбор исходной заготовки и ее концентрирование, определение нормы расхода листового материала и себестоимости заготовки | 2 | |||
3 | Монтаж простого вентиляционного оборудования и воздуховодов | 2 | |||
4 | Заполнение примера акта приемки вентиляционного оборудования в эксплуатацию | 2 | |||
5 | Обнаружение неисправностей в работе обслуживаемого оборудования. Поведение мероприятия по предупреждению аварий и поломок | 2 |
6 | Проведение мероприятий по техническому обслуживанию оборудования согласно технологической карте | 2 | ||
Самостоятельная работа | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно- практических работ, отчетов и подготовка к защите Самостоятельное изучение правил выполнения чертежей и технологической документации по ЕСКД и ЕСТП | 11 | ||
Примерная тематика домашних заданий | Построение графики аэродинамической характеристики вентиляционного среднего давления Средства регулировки работы вентиляционных систем классификаций системы и установки кондиционирования воздуха | |||
Учебная практика Виды работ | Выполнение слесарных операций Подготовительные работы перед монтажом систем вентиляции, кондиционирование воздуха и вентиляционного оборудования Заготовка монтажных узлов систем вентиляции и кондиционирование воздуха. Подготовительные работы перед монтажом системы вентиляции и кондиционирование воздуха Монтаж системы вентиляции Монтаж систем полного и частичного кондиционирования воздуха Пуско-наладочные работы и техническое обслуживание отдельных узлов и оборудования вентиляционных сетей и систем полного и частичного кондиционирования воздуха и другого вентиляционного оборудования | 36 | ||
Производственная практика Виды работ | Выполнение подготовительных работ к монтажу систем вентиляции и вентиляционного оборудования Транспортировка воздуховодов, вентиляционного оборудования и других грузов Выполнение укрупнительной сборки монтажных узлов вентиляционного оборудования Установка и эксплуатация подъемно-такелажных приспособлений Выполнение работ средней сложности при монтаже и ремонте систем вентиляции и кондиционирования воздуха Выполнение работ по технической эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха | 108 |
Всего | 309 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета: Теоретических основ сварки и резки металлов; мастерских: Монтажная, сварочная.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
-комплект деталей, инструментов, приспособлений;
-комплект бланков технологической документации;
-комплект учебно-методической документации;
-наглядные пособия
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
- Монтажной:
рабочие места по количеству обучающихся;
станки: настольно-сверлильные, заточные и др.; набор слесарных инструментов;
набор измерительных инструментов; приспособления;
заготовки для выполнения слесарных работ.
- Сварочной:
рабочие места по количеству обучающихся; набор инструментов и приспособлений; заготовки для выполнения сварочных работ.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Орлов К.С. Монтаж и эксплуатация санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования. М.:Академия, 2010, 386 с.
- Краснов В. Монтаж систем вентиляции и кондиционирования воздуха. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2012, 224 с.
- Куликов О.Н. Охрана труда в строительстве: Учебник. – М.: ИЦ Академия, 2011, 352 с.
- Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: Учебное пособие. – М.: ИЦ Академия, 2011, 80 с.
- Сулейманов М.К. Стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности: Учебное пособие. – М.: ИЦ Академия, 2010, 160 с.
Нормативно-справочная литература:
СНиП Ш-4-80* Техника безопасности в строительстве.
Пособие к СНиП 3.05.01-85. Пособие по производству и приемке работ при устройстве систем вентиляции и кондиционирования воздуха.
Строительные нормы и правила СНиП 2.04.05-91* «Отопление, вентиляция и кондиционирование»
ГЭСНп-2001-03 «Системы вентиляции и кондиционирования воздуха»,
Отечественные журналы:
- Журнал «АВОК»
- Строительные материалы
Интернет источники
http://www/turbo-s.ru/ventilation http://www.ovecon.ru/ustroystvo-ventiljacii.php http://www.asvent.ru/
4.3 Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение профессионального модуля предшествуют учебные дисциплины и модули:
Инженерная графика. Охрана труда.
ПМ Основы слесарного дела ПМ Сварочные работы
ПМ Монтаж санитарно-технических систем и оборудования
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно- педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): - обязательное наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Монтаж систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации» по специальности 08.01.14 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты- преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин.
Мастера: наличие 5–6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты | Основные показатели оценки | Формы и |
(освоенные | результата | методы |
профессиональные | контроля и | |
компетенции) | оценки | |
Выполнять подготовительные работы к монтажу систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации. | -качество выполнения подготовительных работ -точность и скорость чтения чертежей | Текущий контроль в форме: практических занятий; Контрольных работ по темам МДК |
Выполнять укрупнительную сборку вентиляционного оборудования, воздуховодов. | -качество сборки вентиляционного оборудования и воздуховодов -выбор технологического оборудования и технологической оснастки: приспособлений и измерительных инструментов | Текущий контроль в форме: практических занятий; Контрольных работ по темам МДК |
Выполнять монтаж вентиляционного оборудования и воздуховодов | -точность и грамотность оформления технологической документации - качество монтажа | Текущий контроль в форме: практических занятий; |
Контрольных работ по темам МДК | ||
Выполнять техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт вентиляционных систем. | -соблюдение техники безопасности -качество выполнения и обслуживания вентиляционных систем | Текущий контроль в форме: практических занятий; Контрольных работ по темам МДК |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных
компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 01 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | -демонстрация интереса к будущей профессии | Экспертное наблюдение и оценка выполнения практического задания |
ОК 02 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем | -выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов | Экспертная оценка выполнения практического задания |
ОК 03 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | -коррекция результатов собственной работы | Защиты лабораторных и практических занятий |
ОК 04 Осуществлять поиск информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | -эффективный поиск необходимой информации; -использование различных источников, включая электронные | Экспертная оценка выполнения практического задания. |
ОК 05 Использовать информационно – коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | -работа на новых современных слесарных оборудованиях | Экспертная оценка выполнения практического задания |
ОК 06 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | -взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения | Экспертная оценка выполнения практического задания |
ОК 07 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | -использование профессиональных знаний при прохождении воинской службы | Экспертная оценка выполнения практического задания |