Рабочая образовательная программа по предмету «САКСОФОН»
рабочая программа
Программа на 2023– 2024 учебный год
срок реализации программы 5 лет
Данная образовательная программа является адаптированной для класса духовых инструментов. Возраст обучающихся от 6 - 7 лет до 15 - 16 лет. Программа рассчитана на 5 - 6 лет ( с подготовительным курсом).
Период обучения в музыкальной школе в классе духовых инструментов условно разделён на три этапа.
1. Подготовительный – обучение детей с 6 - 7 лет на блок - флейте.
2. Младшие классы – переход на основной инструмент ( саксофон – 8 - 10 лет) с 1 по 3 классы.
3. Старшие классы – с 3 по 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.saksofon_56_let.doc | 185.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по культуре администрации г.Улан-Удэ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Музыкально-гуманитарный лицей им.Д.Аюшеева
Рабочая образовательная программа
по предмету
«САКСОФОН»
на 2023– 2024 учебный год
срок реализации программы 5 лет
Составитель:
преподаватель
высшей категории
Шайдуров Александр Евгеньевич
г.Улан-Удэ
2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа создана на основе примерной программы по классу саксофона и адресована учащимся ДШИ, срок реализации – 5 (6 лет) лет, в течение которых учащийся должен овладеть профессиональными исполнительскими навыками, научиться самостоятельно работать над произведениями различных музыкальных жанров (от классических форм, современных миниатюр, до эстрадно-джазовых сочинений ), научиться самостоятельно работать над учебно-вспомогательным материалом, приобрести навыки чтения нот с листа. Кроме того, она может быть использована в курсе общего саксофона в рамках «Предмета по выбору».
Начальную подготовку учащиеся младшего школьного возраста могут получить, обучаясь на блок-флейте в подготовительном классе. Дополнительный, 6-й год обучения предоставляется учащимся, обладающим профессиональными данными и желающим продолжить образование, но не достигшим необходимого возраста.
Цель данной программы - создание наиболее благоприятных условий, способствующих развитию потенциальных музыкальных данных учащихся, с одной стороны, и предусматривающих особенности формы их обучения, с другой. В связи с этим, учебный материал традиционной программы, а также репертуарные списки подверглись некоторым изменениям и сокращениям.
Успешному всестороннему развитию учащегося и правильной организации учебного процесса способствует планирование учебной работы и продуманный выбор репертуара. При составлении плана работы педагог должен учитывать индивидуальные особенности учащегося. Репертуар должен состоять из произведений, контрастных по стилю и жанру, содержанию и форме, фактуре.
Учитывая, что круг учебно-вспомогательного материала, выпущенного специально для саксофона невелик, следует шире использовать в работе переложения для других инструментов и голоса. Переложения должны сохранять замысел автора и широко использовать характерные особенности инструмента. В соответствии с практическими задачами оркестрового исполнительства программа предусматривает развитие у учащихся навыков чтения с листа легких пьес и оркестровых партий, привития навыков ансамблевой игры.
Каждый учащийся должен выступить не менее двух раз в году на академических концертах (исключение составляют учащиеся 1 класса, которые могут сыграть один раз во 2-ом полугодии). Вся программа исполняется на концертах и экзаменах наизусть. Два раза в год проводится технический зачет, включающий исполнение гамм, этюдов в соответствии с годовыми требованиями.
В следующем разделе предлагаются годовые требования и репертуарный список. Распределение произведений по классам достаточно условно. Педагог может по своему усмотрению вносить изменения в зависимости от способностей учащегося.
Цели программы:
1. Развитие музыкально - творческих способностей учащихся, образного
ассоциативного мышления , фантазии, музыкальной памяти , эмоционально-
эстетического восприятия действительности.
2. Освоение знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка, позволяющих самостоятельно ориентироваться в музыкальном пространстве.
3. Овладение практическими умениями и навыками в инструментальном музицировании, воспитание музыкального вкуса учащегося, воспитание слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Задачи программы:
1. Учебные: уметь использовать навыки выразительного исполнения, чистоту интонирования, расширения тембровых красок, тонкость динамических оттенков, чувство фразировки.
2. Развивающие: развить художественный вкус на лучших образцах народного музыкального творчества, классиков русской и зарубежной музыки, советских и современных композиторов.
Развивать и выявлять наиболее одарённых детей и готовить их к поступлению в музыкальные училища.
3. Воспитательные: воспитать у учащихся музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке, эмоционального отношений к ней.
Создать на занятиях атмосферу творческого сотрудничества ученика и педагога, укрепить чувство ответственности за результат работы, активное участие в концертной деятельности.
4. Мотивационные: мотивировать школьника на получение музыкального образования, мотивировать его в познании и творчестве, умение реализовать себя, поднять самооценку.
Программа построена на принципах:
1. Принцип индивидуального подхода – максимально развить присущие каждому ученику черты, свойства и особенности, составляющие творческую музыкальную индивидуальность.
2. Технической и художественной доступности учебного материала с учётом возрастных факторов и степени продвинутости учащихся.
3. Последовательности и постепенности ( от простого к сложному).
4. Наглядности обучения ( показ, иллюстрация, объяснение).
5. Активности – максимальное участие ученика в учебной деятельности.
Цели и задачи данной программы предусматривают индивидуальный подход к ребёнку.
Данная образовательная программа является адаптированной для класса духовых инструментов. Возраст обучающихся от 6 - 7 лет до 15 - 16 лет. Программа рассчитана на 5 - 6 лет ( с подготовительным курсом).
Период обучения в музыкальной школе в классе духовых инструментов условно разделён на три этапа.
1. Подготовительный – обучение детей с 6 - 7 лет на блок - флейте.
2. Младшие классы – переход на основной инструмент ( саксофон – 8 - 10 лет) с 1 по 3 классы.
3. Старшие классы – с 3 по 6 класс.
Формы контроля над результатами обучения.
Контроль знаний осуществляется через контрольные уроки, академические концерты , технические зачёты и переводные и выпускные экзамены.
Академический концерт – итоговое выступление учащихся за полугодие. В подготовке этой программы учитывается дифференцированный подход к каждому ученику, исходя из его музыкальных данных.
Технический зачёт – это проверка технической подготовки учащихся, исполнение гамм, этюдов, чтение нот с листа.
Переводной экзамен – экзамен по окончании одного и переходе в следующий класс.
Выпускной экзамен – итоговая программа выпускника музыкальной школы. В течении года проходят три прослушивания программы, на которых наблюдается подготовка учащихся к выпускному экзамену.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующее:
- Оценка годовой работы ученика;
- Оценка ученика за выступление на академическом концерте и на контрольных уроках;
- Другие выступления ученика в течении года.
Методические рекомендации
Обучение игре на духовых инструментах требует развития исполнительского аппарата, техники дыхания, овладения аппликатурными навыками. Учащийся усваивает основы музыкальной грамоты, технические средства, приучается сознательно воспринимать музыку.
Первые уроки посвящены, прежде всего, знакомству с инструментом -
с его устройством и его звучанием. Далее начинается работа над постановкой губного аппарата и исполнительского дыхания, это является одним из необходимых условий успешного обучения. Также следует уделить постоянное внимание точной интонации, как важнейшему средству музыкальной выразительности.
Основная задача учащихся – это умение осознать и правильно передать замысел изучаемого произведения. Во всей работе педагога с учеником должно доминировать формирование художественного образа.
Развитие техники, в широком смысле этого слова осуществляется на всех произведениях педагогического репертуара, а развитию техники в узком смысле слова (беглость, четкость, ровность), способствует систематическая работа над этюдами, упражнениями, гаммами.
Большое значение для музыкального развития учащегося имеет работа с концертмейстером. Исполнение произведений в сопровождении аккомпанемента обогащает музыкальное представление учащегося, помогает лучше понять и усвоить содержание произведения, укрепляет и совершенствует интонацию и ритмическую организацию, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания.
С самого начала обучения педагог прививает учащемуся навыки чтения с листа - это требует систематических тренировок. Прежде чем читать ноты с листа педагог приучает учащихся перед исполнением произведения просмотреть внимательно текст, определить тональность, метроритм, характер, общую форму произведения, темп. Во время исполнения стараться охватить на нотном стане и зрением и слухом как можно больше звуков (видеть и слышать вперед).
В работе над репертуаром педагог ставит различные задачи: одни произведения для ознакомления, другие для исполнения на академических зачетах или экзаменах, третьи для концертов, где присутствует неподготовленная публика.
Содержание учебного курса
Данные в программе репертуарные списки являются примерными и педагогу предоставляется право дополнять их в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
№ | Содержание и вид работы | Всего часов |
№ | Содержание и вид работы | Всего часов |
1 | Вводная часть. Знакомство с инструментом. | 1 |
2 | Постановка дыхательного аппарата. Постановка рук, губного аппарата. Изучение аппликатуры, начальные теоретические знания. | 10 |
3 | Понятие ноты, звука, высоты звука, длительности его звучания. | 2 |
4 | Понятие ритма. | 1 |
5 | Обучение игре на музыкальном инструменте. Работа над учебно-тренировочным материалом. | 8 |
6 | Постановка исполнительского аппарата. Выработка правильного положения инструмента во время игры на саксофоне. | 6 |
7 | Изучение начальных пьес. | 4 |
8 | Знакомство с гаммами Соль мажор, Ми минор , арпеджио, понятие тон, полутон. | 6 |
9 | Понятие мажора и минора. | 4 |
10 | исполнение интервалов различными длительностями (половинными, четвертями) | 4 |
11 | Понятие диез, бемоль, бекар. Пьесы с одним и двумя диезами и бемолями. | 4 |
12 | Знакомство с этюдом. | 4 |
13 | Знакомство с ансамблем. | 10 |
14 | Итого Творческий отчёт (концерты, академические прослушивания, экзамены) | 64 8 |
ПЕРВЫЙ КЛАСС
Учебно - тематическое планирование
Первый год обучения
Задачи:
1. Постановка дыхательного аппарата.
2. Постановка рук, губного аппарата.
3. Изучение аппликатуры, начальные теоретические знания.
4. Исполнение несложных пьес, этюдов.
1 раздел.
Вводное занятие. Знакомство с учащимися. Режим занятий. Правила техники безопасности.
2 раздел.
Основы музыкальной грамоты
3 раздел.
Беседы о музыке . Нарисовать рисунок на тему исполняемого произведения, иметь представление о содержании, уметь объяснить характер произведения.
4 раздел.
Обучение игре на музыкальном инструменте. Работа над учебно-тренировочным материалом.
4.1.
Общие сведения о саксофоне, об истории его создания, строении, о способе звукоизвлечения. Постановка исполнительского аппарата. Выработка правильного положения инструмента во время игры. Выполнение подготовительных упражнений на постановку дыхательного и губного аппарата (без инструмента):
• Упражнения на дыхание;
• Упражнения на формирование координации движений пальцев обеих рук.
• Упражнения на развитие музыкального слуха: пение отдельных звуков, простейших мелодических оборотов.
Упражнение на формирование начальных исполнительских навыков игры на саксофоне:
• исполнение отдельных долгих звуков на полное дыхание;
• исполнение интервалов различными длительностями (половинными, четвертями);
• исполнение мажорной гаммы (G-dur) в одну октаву и трезвучия.
4.2. Работа над произведением
4.3. Работа над ансамблем
Годовые требования
Постановка исполнительского аппарата: положение губ, мундштука на губах, положение корпуса, головы, рук, инструмента при игре.
Постановка исполнительского дыхания. Звукоизвлечение и работа языка. Понятие об атаке звука. Овладение диапазоном инструмента.
Привитие элементарных навыков исполнения штрихами деташе, легато.
За время обучения в I классе учащийся должен выучить:
• мажорные гаммы- Соль, Фа (в одну октаву), До (в две октавы);
• минорные гаммы- ля, ми, ре (в одну октаву)
• трезвучия в медленном движении (четвертями, восьмыми);
• 10-12 упражнений и этюдов
• 8-10 пьес
Общее художественно – эстетическое образование.
Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 2-3 произведений: 1-2 этюдов, 2 – гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.
Повышенный уровень.
Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 4-5 произведений: 2-3 этюдов, 4 – гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.
Уровень допрофессиональной подготовки.
Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 6-8 произведений: 5-6 этюдов, 4-6 – гамм по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.
Примерный репертуарный список.
Этюды и упражнения
Ривчун А.
Школа игры на саксофоне: №1-98 (постановочные упражнения)
Этюды № 1, 2.
Платонов Н.
Школа игры на флейте: № 1-18 (постановочные упражнения), этюды (по выбору педагога).
Пьесы
1.
Бетховен Л. «Аллегретто»
Моцарт В. «Ария из оперы «Дон Жуан»
Русские народные песни:
«Заплетися плетень»
«Протяжная»
«Ходила младешенька по борочку»
Чайковский П. «Русская песня», «Шарманщик поет»
Шуман Р. «Пьеска», «Песенка»
2.
Гендель Г. «Менуэт»
Бах И.С. «Песня»
Русские народные песни:
«Как под горкой, под горой»
«Во поле береза стояла»
Кабалевский Д. «Вроде вальса», «Маленькая полька»
Красев М. «Топ-топ»
Люли Ж. «Гавот»
Моцарт В. «Аллегретто», «Майская песня», «Песня пастушка»
Флисс Б. «Колыбельная»
Шуберт Ф. «Вальс», «Колыбельная»
3. Шапошникова М.
«Хрестоматия для саксофона»:
Шуман Р. «Марш солдатиков»
Бах И.С. «Хорал»
Балакирев М. «Русская песня»
4. Штарк А. и Мозговенко И.
«Хрестоматия для кларнета. 1-2 классы ДМШ»
В. Блок «Колыбельная», «Прибаутка»
Глинка М. «Песня»
Римский-Корсаков Н. «Детская песенка»
Александров А. «Гуси-гусенята»
Лядов А. «Дождик», «Сорока»
ВТОРОЙ КЛАСС
Учебно - тематическое планирование
Второй год обучения
№ | Содержание и вид работы | Всего часов |
1 | Повторение пройденного материала за первый класс. | 2 |
2 | Самостоятельно выученные пьесы за лето. | 1 |
3 | Изучение штрихов деташе, легато, стаккато, мартле. | 10 |
4 | Эстрадно-джазовые навыки. | 2 |
5 | Работа над развитием мелкой техники (исполнение этюдов и гамм в более подвижном темпе). | 10 |
6 | Работа над фразировкой (дальнейшее развитие и укрепление дыхательного аппарата). | 10 |
7 | Навыки ансамблевой игры. | 10 |
8 | Работа над произведением. Самостоятельный разбор несложных произведений с целью развития навыков чтения с листа. | 10 |
9 | Игра мажорных гамм и трезвучий в тональностях с одним знаком при ключе в пределах 1 – 2-х октав, с использованием штрихов non legato, legato, staccato. | 9 |
10 | Итого Творческий отчёт (концерты, академические прослушивания, экзамены) | 64 8 |
Задачи:
1. Работа над развитием мелкой техники (исполнение этюдов и гамм в более подвижном темпе).
2. Работа над фразировкой (дальнейшее развитие и укрепление дыхательного аппарата).
3. Дальнейшее изучение теоретических правил.
4. Исполнение стаккато, легато. Привитие навыков чтения с листа, привитие навыков игры в ансамбле.
1 раздел.
Вводное занятие. Режим занятий. Повторение правил техники безопасности.
2 раздел.
Основы музыкальной грамоты.
3 раздел.
Беседы о музыке.
4 раздел.
Обучение игре на музыкальном инструменте
4.1. Работа над учебно-тренировочным материалом
Упражнения на закрепление и расширение начальных навыков игры на саксофоне:
• воспроизведение длинных звуков в большем диапазоне;
• игра интервалов различными длительностями (восьмыми и шестнадцатыми);
• игра мажорных гамм и трезвучий в тональностях с одним знаком при ключе в пределах 1 – 2-х октав, с использованием штрихов non legato, legato, staccato.
• игра секвенций освоенными штрихами;
• игра этюдов на закрепление полученных навыков игры.
4.2. Работа над произведением. Самостоятельный разбор несложных произведений с целью развития навыков чтения с листа. Рисунки на тему исполняемых произведений, рассуждение и представление о содержании. Подбор мелодии по слуху.
4.3. Работа над ансамблем.
Годовые требования
Общее художественно – эстетическое образование.
Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 2-3 произведений: 1-2 этюдов, 2 – гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.
Повышенный уровень.
Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 4-5 произведений: 2-3 этюдов, 4 – гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.
Уровень допрофессиональной подготовки.
Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 6-8 произведений: 5-6 этюдов, 4 – 6 гамм по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.
Учащиеся в течение учебного года должны проработать 4 гаммы, 4-6 этюдов, 5-6 произведений по выбору преподавателя. Овладеть навыками чтения с листа и игры в ансамбле – 2 произведения в освоенном диапазоне.
За время обучения во 2-м классе учащиеся продолжают работать над качеством воспроизводимого звука, качеством интонирования. Дети учатся исполнять гаммы в пределах двух октав и этюды в более подвижном темпе. Арпеджио, трезвучия (в медленном движении). Продолжают работать над техникой исполнительского дыхания, осваивают аппликатуру третей октавы.
Примерный репертуарный список.
Этюды и упражнения
Ривчун А.
Школа игры на саксофоне: №99-129
Этюды № 11, 12.
Нихауз Л.
«Основы джазовой игры на саксофоне»: №1-5
Этюды по выбору преподавателя.
Классические произведения
1. Платонов Н.
Школа игры на флейте:
Чайковский П. «Старинная французская песня», «Сладкая греза»
Шапорин Ю. «Колыбельная»
Бах И.С. «Менуэт», «Сарбанда», «Бурре»
Моцарт В. «Менуэт»
Гайдн И. «Анданте»
Шуман Р. «Веселый крестьянин», «Смелый наездник»
2. Должиков Ю.
Хрестоматия пед. репертуара для флейты:
Александров А. «Песенка»
Брамс И. «Колыбельная», «Петрушка»
Бетховен Л. «Немецкий танец»
Гайдн И. «Менуэт»
Гендель Г. «Менуэт»
Моцарт В. «Вальс»
Корелли А. «Сарабанда»
3. Шапошникова М.
«Хрестоматия для саксофона»:
Балакирев М. «Русская песня»
Бизе Ж. «Цыганский напев», «Прелюдия»
Глинка М. «Жаворонок»
Шуман Р. «Песенка жнецов»
Дворжак А. «Ларго»
4. Штарк А. и Мозговенко И.
«Хрестоматия для кларнета. 1-2 классы ДМШ»
Шуберт Ф. «Экоссез»
Гендель Г. «Ария» из оратории «Сусанна»
Брамс И. «Колыбельная»
Чайковский П. «Шарманщик поет»
Бетховен Л. «Экоссез», «Народный танец»
Джазовые произведения
1. Гершвин Д. «Колыбельная Клары», «Песня Порги» из оперы «Порги и Бесс»
2. Нихауз Л. «С мячом»
3. Хартман В. «Cantabile», «Slow Waltz»
4. Пайпер М. «Swing in 5/4»
5. Миллер Г. «Я знаю почему», «Лунная серенада»
6. Симоненко В. « Мелодии джаза. ( Антология)» (по выбору преподавателя)
7. Вебер Е. «Воспоминание»
ТРЕТИЙ КЛАСС
Учебно – тематическое планирование
Третий год обучения
№ | Содержание и виды работы | Всего часов |
1 | Повторение пройденного материала за второй класс. | 3 |
2 | Самостоятельно выученные пьесы за лето. | 1 |
3 | Продолжение работы над: постановкой, интонацией, звукоизвлечением.
| 5 |
4 | Продолжение работы над штрихами деташе, legato, Staccato, martele. Подбор упражнений, этюдов, пьес с этими штрихами. | 10 |
5 | Подготовка к трели, подбор упражнений и этюдов. | 4 |
6 | Работа над учебно-тренировочным материалом. Подбор упражнений, этюдов, пьес. | 14 |
7 | Самостоятельный настрой инструментов, чтение с листа, самостоятельный разбор произведений. | 2 |
8 | Освоение навыков самостоятельного разбора несложных произведений. | 8 |
9 | Эстрадно-джазовые навыки. | 2 |
10 | Работа над крупной формой. | 14 |
11 | Чтение нот с листа, игра в ансамбле. | 6 |
12 | Итого Творческий отчёт (концерты, академические прослушивания, экзамены) | 64 8 |
Задачи:
1. Сформировать умение поставить художественные цели и задачи, достижение их на различных этапах работы.
2. Работа над оттенками и определение их роли в нахождении выразительности образа.
3. Приобретение навыков исполнения двойного стаккато, правильное исполнение акцентов.
4. Дальнейшее развитие навыков чтения с листа и игры в ансамбле.
1 раздел.
Вводное занятие. Режим занятий. Повторение правил техники безопасности.
2 раздел.
Основы музыкальной грамоты. Тональности до трех знаков при ключе. Должны уметь исполнять 4-6 этюдов, 4-6 пьес, 3 ансамбля. Продолжается систематическая работа над развитием навыков чтения с листа.
3 раздел.
Беседы о музыке.
4 раздел.
Обучение игре на музыкальном инструменте.
4.1. Работа над учебно-тренировочным материалом мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий до трех знаков включительно в освоенном диапазоне. Разучивание 4 - 6 этюдов. Продолжается систематическая работа над развитием навыков чтения с листа. Все о постановке исполнительского аппарата, об упражнениях на дыхание и пр., на технику звукоизвлечения и пр.
4.2. Работа над произведением. 4-6 пьес. Транспонирование. Учащиеся должны научиться определять форму, характер произведения, точно воспроизводить текст. Уметь выделять сложные места в произведениях и отдельно их отрабатывать. Уметь исполнять все произведения выразительно, с точными штрихами и нюансами, наиболее полно выражая замысел композитора.
Овладеть навыками исполнения двойного стаккато. Уметь самостоятельно настроить инструменты в ансамбле, слышать гармонию.
4.3. Работа над ансамблем. 3 ансамбля. Взаимозаменяемость на занятиях в ансамбле, самостоятельный настрой инструментов, чтение с листа, самостоятельный разбор произведений.
Годовые требования
Общее художественно – эстетическое образование.
Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 2-3 произведения: 2-3 этюда, 2 – гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.
Повышенный уровень.
Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 4-5 произведений: 2-3 этюда, 4 – гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.
Уровень допрофессиональной подготовки.
Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 6-8 произведений: 5-6 этюдов, 4 –6 гамм по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.
В течение учебного года большое внимание уделяется самостоятельному разбору произведений.
Учащиеся в течение учебного года должны освоить
Примерный репертуарный список.
Этюды и упражнения
Ривчун А.
Школа игры на саксофоне: №130-156
Этюды № 3-11
Нихауз Л.
«Основы джазовой игры на саксофоне»: №5-10
Этюды из Школ по выбору преподавателя.
Классические произведения
1. Платонов Н.
Школа игры на флейте:
Чайковский П. «Вальс»
Мусоргский М. «Слеза»
Глиэр Р. «Ария»
Бах И. «Гавот»
Гайдн И. «Менуэт», «Адажио»
Гендель Г. «Жига», «Адажио»
Шуберт Ф. «Экспромт»
Бетховне Л. «Аллегретто», «Люблю тебя»
2. Должиков Ю.
Хрестоматия пед. репертуара для флейты:
Бакланова Н. «Хоровод»
Бетховен Л. «Вальс»
Вебер К. «Виваче»
Гайдн И. «Аллегро», «Немецкий танец»
Глинка М. «Чувство», «Полька»
Гречанинов А. «Грустная песенка»
Кабалевский Д. «Клоуны»
Корелли А. «Сарабанда»
Моцарт В. «Паспье», «Менуэт» из «Маленькой ночной серенады», «Ария из оперы «Волшебная флейта»
Шебалин В. «Прелюдия»
Шостакович Д. «Шарманка», «Танец из Балетной сюиты»
3. Шапошникова М.
«Хрестоматия для саксофона»:
Рубинштейн А. «Мелодия»
Стравинский И. «Вальс», «Аллегро»
Рахманинов С. «Романс «Сирень»
Прокофьев С. «Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский»
Джазовые произведения
1. Симоненко В. « Мелодии джаза. ( Антология)» (по выбору преподавателя)
2. Хартман В. «Сборник пьес для саксофона-тенора» (по выбору преподавателя)
3. Нихауз Л. «Основы джазовой игры на саксофоне» (по выбору преподавателя)
ЧЕТВЁРТЫЙ КЛАСС
Учебно – тематическое планирование
Четвёртый год обучения
№ | Содержание и вид работы | Всего часов |
1 | Повторение пройденного материала за третий класс. | 2 |
2 | Самостоятельно выученные пьесы за лето. | 2 |
3 | Дальнейшая работа над: интонацией, динамикой звучания, ритмом.
| 3 |
4 | Работа над учебно-тренировочным материалом, подбор этюдов, пьес. | 8 |
5 | Работа над произведением. Разучивание произведений крупной формы (сонатины, вариации). | 8 |
6 | Упражнения и этюды. Знакомство с эстрадно-джазовой техникой исполнения. | 10 |
7 | Продолжение работы над крупной формой. | 20 |
8 | Освоение навыков самостоятельного разбора несложных произведений. | 8 |
9 | Чтение нот с листа, игра в ансамбле. | 3 |
10 | Итого Творческий отчёт (концерты, академические прослушивания, экзамены) | 64 8 |
Задачи:
1 раздел.
Вводное занятие. Режим занятий. Повторение правил техники безопасности.
2 раздел.
Основы музыкальной грамоты.
3 раздел.
Беседы о музыке. Сонатина и вариации.
4 раздел.
Обучение игре на музыкальном инструменте.
4.1.Работа над учебно-тренировочным материалом .
Все о постановке исполнительского аппарата, об упражнениях на дыхание и пр., на технику звукоизвлечения и пр. и пр. Сюда же какие конкретно гаммы/арпеджио.
4.2. Работа над произведением. Разучивание произведений крупной формы (сонатины, вариации). Показ-исполнение педагогом нового произведения. Беседа о форме, художественном образе произведения, о характере музыки. Разбор каждой части по отдельности. Определение тональности, размера, темпа. Работа над чистотой звукоизвлечения, точностью интонирования.
Самостоятельный разбор произведения (простейшей вариации или сонатины), самостоятельный анализ произведения на уроке. Самостоятельное чтение с листа.
4.3. Работа над ансамблем.
Годовые требования
Общее художественно – эстетическое образование.
Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 3-4 произведения: 2-3 этюда, 3 – гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.
Повышенный уровень.
Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 4-5 произведений: 3-4 этюда, 4 – гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.
Уровень допрофессиональной подготовки.
Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 6-8 произведений: 5-6 этюдов, 4-6 гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.
В течение учебного года учащиеся знакомятся с простейшей формой вариаций и сонатин. Овладевают умением выделять тему – мелодию, постигают характерные приемы исполнения вариаций. В работе над крупной формой необходимо подготовить музыкально-художественное мышление, технические навыки, умение слышать гармонии в сопровождении концертмейстера.
Примерный репертуарный список.
Этюды и упражнения
Ривчун А.
Школа игры на саксофоне: №157-207
Этюды № 13-20
Платонов Н.
Школа игры на флейте:
Этюды по выбору преподавателя.
Должиков Ю.
Хрестоматия пед. репертуара:
Этюды по выбору преподавателя
Классические произведения
1. Платонов Н.
Школа игры на флейте:
Бах И. «Сицилиана», «Маленькая жига»
Гайдн Г. «Менуэт»
Моцарт В. «Андантино с вариациями»
Госсек Ф. «Тамбурин»
Бетховен Л. «Престо», «Скерцо», «Турецкий марш»
2. Должиков Ю.
Хрестоматия пед. репертуара для флейты:
Бетховен Л. «Немецкий танец»
Гайдн И. «Рондо»
Дебюсси К. «Маленький пастух»
Мурзин В. «Зимняя песня»
Моцарт В. «Рондо из сонатины для фортепиано До мажор, 2 часть»
Обер Л. «Престо»
Цыбин В. «Рассказ»
Чайковский П. «Баркарола»
3. Шапошникова М.
«Хрестоматия для саксофона»:
Бетховен Л. «Адажио»
Куперен Ф. «Дилижанс»
Планель Р. «Итальянская серенада»
Прокофьев С. «Утренний танец» из балета «Ромео и Джульетта»
Мусоргский М. «Старый замок»
Глюк К. «Мелодия»
Рамо Ж «Тамбурин»
Гендель Г. «Ария с вариациями»
Ансамблевая литература
Мозговенко И.
«Хрестоматия для кларнета. 4-5 классы ДМШ»
Холминов А. «Колыбельная»
Пуленк Ф. «Анданте» из сонаты для 2-х кларнетов
Бах И. «Инвенция»
Ривчун А.
«Школа игры на саксофоне»:
Бах И. «Инвенция»
Мясковский Н. «Элегическое настроение»
Джазовые произведения
1. Симоненко В. « Мелодии джаза. ( Антология)» (по выбору преподавателя)
2. Хартман В. «Сборник пьес для саксофона-тенора» (по выбору преподавателя)
3. Нихауз Л. «Основы джазовой игры на саксофоне» (по выбору преподавателя)
4. Осейчук А. «Начальное обучение игре на саксофоне» (по выбору преподавателя)
5. Барков В. «Популярная музыка зарубежных авторов» (по выбору преподавателя)
ПЯТЫЙ КЛАСС
Учебно – методическое планирование
Пятый год обучения
№ | Содержание и виды работы | Всего часов |
1 | Повторение пройденного материала за четвёртый класс. | 2 |
2 | Самостоятельно выученные пьесы за лето. | 2 |
3 | Подбор репертуара и работа над упражнениями, этюдами, пьесами с включением эстрадно-джазовых приёмов игры. | 8 |
4 | Знакомство с «мелизмами» в музыке. | 2 |
5 | Подбор упражнений, пьес с использованием мелизмов. | 4 |
6 | Выучить несложную пьесу, наиболее понравившуюся учащемуся с использованием мелизмов. | 4 |
7 | Работа над учебно-тренировочным материалом. | 4 |
8 | Отработка звука на рр в третьей октаве, на ff в первой октаве. | 4 |
9 | Аппликатура в хроматической гамме. | 4 |
10 | Правильное и грамотное применение динамических оттенков, темпа, характера музыки во время исполнения произведения. | 12 |
11 | Работа над вибрацией, интонацией. | 4 |
12 | Подбор репертуара к экзаменам, концертам, зачётам. | 4 |
13 | Работа над ансамблем, чтением нот с листа. | 10 |
14 | Итого Творческий отчёт (концерты, академические прослушивания, экзамены) | 64 8 |
Задачи:
1 раздел.
Вводное занятие. Режим занятий. Повторение правил техники безопасности.
2 раздел.
Основы музыкальной грамоты.
3 раздел.
Беседы о музыке.
4 раздел.
Обучение игре на музыкальном инструменте.
4.1. Работа над учебно-тренировочным материалом. Все о постановке исполнительского аппарата, об упражнениях на дыхание и пр., на технику звукоизвлечения и пр. и пр. Сюда же какие конкретно гаммы/арпеджио.
4.2. Работа над произведением. Отработка звука на рр в третьей октаве, на ff в первой октаве. Самостоятельный разбор произведения (простейшей вариации или сонатины), самостоятельный анализ произведения на уроке. Самостоятельное чтение с листа.
4.3. Работа над ансамблем.
Годовые требования
Общее художественно – эстетическое образование.
Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 3-4 произведения: 2-3 этюда, 3 – гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.
Повышенный уровень.
Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 4-5 произведений: 3-4 этюда, 4 – гаммы по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.
Уровень допрофессиональной подготовки.
Учащиеся в течение учебного года должны исполнить 6-8 произведений: 5-6 этюдов, 4 –6 гамм по выбору преподавателя в усвоенном диапазоне.
В течение учебного года учащиеся продолжают работу над улучшением качества звучания инструмента в первой – третьей октавах, т.к. они являются самыми сложными для исполнителя. Продолжая работать над крупной формой, у учащихся развивается способность к опосредованному познанию музыки, в котором сочетаются эмоционально-образное и логическо-смысловое ее восприятие. Работа носит более осознанный характер. Развиваются навыки самостоятельной работы, учащиеся приучаются к обобщению приобретаемых знаний и умению применять их при выполнении новых задач.
Учащиеся в течение учебного года должны освоить мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий, их обращение до пяти знаков включительно, хроматизм в освоенном диапазоне, четкое исполнение стаккато. Уметь читать с листа, самостоятельно разбирать произведения. Уметь исполнять 4-6 этюдов, 3 ансамбля, 1-2 произведения крупной формы.
Примерный репертуарный список
Этюды и упражнения
Ривчун А.
Школа игры на саксофоне: №208-235
Этюды № 20-40
Платонов Н.Школа игры на флейте.
Этюды по выбору преподавателя.
Должиков Ю.
Хрестоматия пед. репертуара:
Этюды по выбору преподавателя
Классические произведения
1. Шапошникова М.
«Хрестоматия для саксофона»:
Грибоедов А. «Вальс»
Готлиб М. «Серенада», «Бурлеска»
Раухвергер М. «Экспромт»
Салиман-Владимиров Д. «Вальс-каприс»
Хачатурян А. «Танец» из балета «Спартак»
Калинкович Г. «Юмореска»
Видофт Р. «Восточный танец»
Санелла Д., Шилкерт Э. «Фокстрот»
Реюф Ж. «Песня и старинный танец»
Винчи Л. «Первая соната»
Черепнин А. «Спортивная сонатина»
Ансамблевая литература
Ривчун А.
«Школа игры на саксофоне»:
Ривчун А. «Дуэт», «Этюд», «Пантомима», «Пять ансамблевых этюдов»
Глазунов А. «Канцона»
Темплитон «Юмореска»
Джазовые произведения
1. Симоненко В. « Мелодии джаза. ( Антология)» (по выбору преподавателя)
2. Хартман В. «Сборник пьес для саксофона-тенора» (по выбору преподавателя)
3. Нихауз Л. «Основы джазовой игры на саксофоне» (по выбору преподавателя)
4. Осейчук А. «Начальное обучение игре на саксофоне» (по выбору преподавателя)
5. Барков В. «Популярная музыка зарубежных авторов» (по выбору преподавателя)
Экзаменационные требования
На выпускном экзамене учащийся должен исполнить:
один этюд,
одно произведение крупной формы и одну джазовую пьесу или три разнохарактерных пьесы (одна из которых - джазовая).
Примерная экзаменационная программа:
Ривчун А. Этюд № 40
Винчи Л. «Первая соната» (1, 2 и 3 части)
Гудман Б. «Танцы в Савое»
Осейчук А. Этюд № 10
Уоррен Х. «Сентябрь на Рейне»
Санелла Д. «Фокстрот»
Глюк К. «Мелодия»
Прогнозируемые результаты образовательной программы
(Модель выпускника)
По окончанию обучения по программе дети должны:
Владеть начальными навыками:
- сольной игры на саксофоне;
- игры на саксофоне в сопровождении фортепиано работы с концертмейстером;
- игры в ансамбле;
- публичного выступления;
уметь:
- исполнять инструменте выразительно и технично произведения отечественных и зарубежных композиторов, гаммы, этюды;
- анализировать музыкальное произведение или народную песню: определять характер музыки, темп, размер, лад, особенности фактуры, основные разделы музыкальной формы;
- исполнять по нотам (с листа) незнакомое произведение;
- самостоятельно разбирать нотный текст и разучивать произведение;
- подбирать по слуху мелодии знакомых песен и любимых произведений;
знать
- устройство саксофона, его технические и выразительные возможности;
- различные музыкальные инструменты;
- основные музыкальные жанры, стили, сведения о жизни и творчестве композиторов и музыкантов-исполнителей;
- музыкальную грамоту и основы элементарной теории музыки.
У детей будут развиты:
- музыкальный слух (мелодический, ритмический, ладовый, гармонический, ансамблевый, музыкально-синтаксический);
- музыкальна память;
- эмоциональная отзывчивость на музыку;
- музыкальный вкус, чувство прекрасного;
Воспитаны:
Трудолюбие, усидчивость, внимательность
Навыки общения в творческом коллективе;
Отслеживание результативности освоения образовательной программы
Контроль за качеством освоения детьми образовательной программы осуществляется в конце каждого полугодия в различных формах:
1-е полугодие – классный концерт, участие в отчетном концерте отделения.
2-е полугодие – класс-концерты.
На зачетном занятии ребенок исполняет
В 1 классе: 2 – 3 пьесы
В 2 – 4 классах 2 - 3 разнохарактерных произведения и/или
1 произведение крупной формы и 1 пьесу.
На пятом году обучения отслеживание результативности освоения программы осуществляется в следующим образом:
Выпускная программа состоит из 3 произведений, либо 1 произведение крупной формы и 1 пьеса.
1-е полугодие – Прослушивание половины экзаменационной программы (по нотам) (на классном концерте)
2-е полугодие – Второе прослушивание полной экзаменационной программы (в конце февраля – начале марта)
Третье прослушивание проводится педагогом в учебное время (в рамках занятий по расписанию) в апреле.
Выпускной экзамен проводится в форме классного концерта.
Экзаменационные требования:
Результаты освоения детьми программы отмечаются в индивидуальных планах учащихся в конце каждого полугодия, где учитывается выполнение плана и изменения, внесенные в ранее утвержденные репертуарные списки. В конце года дается характеристика творческого роста учащегося, его работоспособности, роста его индивидуальных музыкальных данных.
На зачетном занятии оцениваются по следующим критериям:
• Качество звукоизвлечения при игре на саксофоне;
• Техническая оснащенность обучающегося: игра в темпе, владение различными штрихами, регистрами;
• Чувство ритма и метра, четкость исполнения ритмического рисунка произведения;
• Чувство стиля;
• Чувство музыкальной формы;
• Навык владения исполнительским дыханием;
• Прилежание обучающегося в подготовке репертуара;
• Эмоциональность, выразительность и осознанность исполнения;
• Музыкальная память обучающегося;
• Чувство ансамбля в игре с концертмейстером и/или другими обучающимися.
В соответствии с указанными критериями выделены три уровня освоения обучающимися образовательной программы. Результаты освоения детьми данной образовательной программы фиксируются в форме оценок по 5-балльной системе. включающей оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Оценка 5 («отлично») ставится обучающемуся в том случае, если в течении полугодия ребенок занимался прилежно, а на зачетном занятии он исполнил все произведения своего репертуара выразительно, технично, практически не допустив ошибок и неточностей, показал уверенное владение инструментом, хорошую музыкальную память, чувство стиля, формы и ансамбля.
Оценку 4 («хорошо») ставится обучающемуся в том случае, если в течение полугодия ребенок занимался прилежно, а на зачетном занятии он исполнил все произведения своего репертуара достаточно технично, допустив при этом некоторые ошибки и неточности, продемострировал навыки игры на инструменте, хорошую музыкальную память, чувство ансамбля.
Оценка 3 («удовлетворительно») ставится обучающемуся в том случае, если в течение полугодия ребенок занимался нестабильно, а на зачетном занятии он исполнил программу, допустив при этом ошибки и неточности, показал неуверенное владение инструментом, неритмичное исполнение, неуверенную игру в ансамбле.
Материально-техническое обеспечение программы (пример)
1. саксофоны (2-3 инструмента);
2. Пульт для нот (3 шт.).
3. Фортепиано.
4. Стулья (4 – 5 шт.)
5. Музыкальный центр с аудио и CD носителями
6. Стол.
7. Шкаф.
8. Метроном.
9. Зеркало (1,50м на 1 м)
10. Нотные тетради
Рекомендуемый учебно-вспомогательный материал
Литература для учащихся
- Барков В. «Популярная музыка зарубежных авторов», М., Издат. В Катанского, 2002 г.
- Должиков Ю. «Хрестоматия для флейты, 3-4 классы ДМШ» М., «Музыка», 1978 г.
- Должиков Ю. «Хрестоматия педагогического репертуара для флейты», М., 1970 г.
- Мозговенко И. «Хрестоматия для кларнета. 4-5 классы ДМШ» М., «Музыка». 1973 г.
- Нихауз Л. «Основы джазовой игры на саксофоне» С.-Петербург, «Композитор», 1999 г.
- Осейчук А. «Работа над произведениями джазовой классики в специальном классе саксофона» М., 1987 г.
- Осейчук А. «Начальное обучение игре на саксофоне» М., 1986 г.
- Платонов Н. «Школа игры на флейте» М., Музыка, 1988 г.
- Ривчун А. «Школа игры на саксофоне» (1, 2 части) М., Музыка, 2001 г.
- Ривчун А. «40 этюдов для саксофона» М., Издательский дом В. Катанского, 2002 г.
- Розанов С. «Школа игры на кларнете»(1, 2 части)
- Симоненко В. « Мелодии джаза. ( Антология)» К.: «Музична Украина», 1984
- Степурко О. «Трубач в джазе» М., Советский композитор, 1989 г.
- Хартман В. «Сборник пьес для саксофона-тенора»
- Шапошникова М. «Хрестоматия для саксофона» М.,1987
- Штарк А., Мозговенко И. «Хрестоматия для кларнета» М., «Музыка», 1981
Литература для педагога
- Диков Б. «Методика обучения игре на духовых инструментах». М., Государственное музыкальное издательство, 1962.
- Иванов А. «Методика индивидуального обучения на духовых инструментах». К., 1991
- Иванов А. «Исполнительское дыхание на духовых инструментах» К., 1991
- Клименко А. «Испонительское дыхание (духовые инструменты)». К., 1999
- Усов Ю. «Методика обучения игре на духовых инструментах. Очерки». М., Музыка, 1971
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая образовательная программа по предмету «САКСОФОН»
программа на 2023-2024 учебный год ...