Специфика работы в классах раздельно-параллельного обучения с учетом гендерных особенностей обучающихся
опыты и эксперименты

Целью гендерного подхода в образовании является создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов обучения.

В основу проводимого эксперимента положена гипотеза о том, что учет в процессе воспитания и обучения психофизиологических особенностей мальчиков и девочек может способствовать проявлению их индивидуальности и поможет создать оптимальные условия для успешного развития и повышения качества здоровья в целом.

  От того, насколько требования, предъявляемые школой, будут адекватны возможностям мальчиков и девочек, во многом зависят не только школьные успехи, но и становление личности в целом. Таким образом, гендерный подход в образовании способствует внедрению здоровьесберегающего, личностно - ориентированного и системно – деятельностного подход к обучению и воспитанию мальчиков и девочек.

  Опыт реализации модели раздельно-параллельного обучения в МБОУ СОШ № 7 показал ее достаточную эффективность. Более десяти лет родители выбирают раздельно - параллельное образование, записывая своих детей в классы мальчиков или классы девочек, тем самым подтверждая востребованность раздельно - параллельного обучения.

  Работая в классах раздельно - параллельного обучения, я перестраиваю формы, методы, содержание своей работы с учетом гендерного подхода. Для эффективной организации учебного процесса использую личностно - ориентированные педагогические технологии. Кадетам учебный материал желательно давать в высоком темпе, сочетая с широким спектром разнообразной нестандартно поданной информации, для девочек объём и разнообразие нового материала необходимо дозировать, используя типовые задачи, облегчающие манипулирование ранее полученными знаниями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья о проблемах современного образования России.

Тема: «Специфика работы в классах раздельно-параллельного обучения с учетом гендерных особенностей обучающихся»

  Образование - это важнейший процесс, включающий просвещение, усвоение знаний, обучение. Получая образование, человек становится конкурентно способной личностью. По мнению философов, «это слово синонимично интеллекту». Оно неотделимо от общечеловеческого «опыта, накопленного веками», и связано с познанием. Человек совершенствуется благодаря образованию. В Академическом толковом словаре отмечается, что «образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства». Я, как учитель с 30-летним педагогическим стажем, горжусь своей благородной профессией и вкладом в это важное дело на общее благо.

  Преподавание - творческий процесс, связанный с реализацией идей ФГОС. Участвуя в процессе образования, мы, учителя, решаем целый ряд проблем. Среди них наиболее важные, по мнению многих коллег и педагогов различных школ России, Ведь школа должна создать условия для получения функциональной грамотности и социальной адаптации: дети приобретают компетентностный опыт в учении, познании, профессионально - трудовом выборе, в личностном развитии, в ценностных ориентациях. Мы готовим конкурентно способную личность, жизнестойкую, умеющую реализовать положительные начала и выбрать жизненный путь.

  Я, Хлынцова Галина Александровна, работаю 9 лет в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении - в «Средней школе №7» Петропавловск-Камчатского городского округа. Наш творческий коллектив возглавляет талантливый педагог, Гилязова И.А. С 2004 года наша школа является краевой инновационной площадкой «Школа – центр содействия охране и укреплению здоровья обучающихся ». Наша школа необычна. В Камчатском крае мы первые стали участниками экспериментальной работы по 3 направлениям. Во-первых, в ходе практической деятельности решаем первоочередную задачу здоровьесбережения обучающихся. Во-вторых, понимая первостепенность проблемы, в нашей школе ведется раздельно- параллельное обучение с учетом гендерных особенностей обучающихся. В-третьих, военно-патриотическое воспитание , правильно организованное и вдумчиво спланированное, является приоритетным в нашей школе.

  В своей практической деятельности мы стремимся внедрять здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного, которые способствуют воплощению основных направлений ФГОС. Обязательными элементами урока являются физминутки, работа с офтальмотренажами и по периметру, включение упражнений, предполагающих моторную свободу, использование экологического панно, вертушек, массажных ковриков, цветовых знаков и жестких таблиц. Правильное их сочетание делает урок интересным, доступным, развивающим. На каждом этапе урока необходимо следить за эмоциональным фоном урока и дозировать нагрузку, учитывая возрастные и гендерные особенности обучающихся.

  Гендерно – ориентированный подход в обучении способствует гармоничному личностному развитию в зависимости от пола, здоровьесбережению, создает условия для максимальной самореализации и раскрытия способностей обучающихся. В связи с этим у нас созданы классы 3 типов:офис – классы (в них учатся девочки), кадетские (классы мальчиков), смешанные (в них учатся мальчики и девочки).

  Опираясь на многочисленные исследования в области гендерного обучения и практику 30-летней педагогической работы, я убедилась в том, что успешность этого эксперимента во многом зависит от особенностей психофизиологического развития ребенка. Раздельно - параллельное обучение направлено на решение важнейших целей и задач: на воспитание коммуникативной культуры, на расширение и углубление знаний учащихся, на выявление и поддержку одаренных детей, на воспитание веры в свои силы у слабоуспевающих учеников, на развитие и совершенствование психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости). Учет гендерных особенностей обучающихся способствует максимальному уровню усвоения знаний и формирует положительное отношение к учебе. Это положение лежит в основе многих различий: познавательных интересов, темпов, способов переработки, способов усвоения информации, организации внимания, эмоций, формирования положительной и отрицательной оценки своих действий их результатов, качества и типов реакций организма.

Целью гендерного подхода в образовании является создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов обучения.

В основу проводимого эксперимента положена гипотеза о том, что учет в процессе воспитания и обучения психофизиологических особенностей мальчиков и девочек может способствовать проявлению их индивидуальности и поможет создать оптимальные условия для успешного развития и повышения качества здоровья в целом.

  От того, насколько требования, предъявляемые школой, будут адекватны возможностям мальчиков и девочек, во многом зависят не только школьные успехи, но и становление личности в целом. Таким образом, гендерный подход в образовании способствует внедрению здоровьесберегающего, личностно - ориентированного и системно – деятельностного подход к обучению и воспитанию мальчиков и девочек.

  Опыт реализации модели раздельно-параллельного обучения в МБОУ СОШ № 7 показал ее достаточную эффективность. Более десяти лет родители выбирают раздельно - параллельное образование, записывая своих детей в классы мальчиков или классы девочек, тем самым подтверждая востребованность раздельно - параллельного обучения.

  Работая в классах раздельно - параллельного обучения, я перестраиваю формы, методы, содержание своей работы с учетом гендерного подхода. Для эффективной организации учебного процесса использую личностно - ориентированные педагогические технологии. Кадетам учебный материал желательно давать в высоком темпе, сочетая с широким спектром разнообразной нестандартно поданной информации, для девочек объём и разнообразие нового материала необходимо дозировать, используя типовые задачи, облегчающие манипулирование ранее полученными знаниями. На мой взгляд, активное использование речевых навыков с объяснением, повторением, запоминанием и формулированием правил на практике оказывается высокопроизводительным. C:\Users\7\Desktop\мамины\DSC_0062.JPG

  Кадеты в соответствии со своими гендерными особенностями лучше всего выполняют задания по образцу, шаблону, алгоритму. Очень важно, реализуя задачи ФГОС по формированию ключевых компетенций, организовать работу, направленную на развитие творческого мышления. Одним из самых удачных способов усвоения учащимися регулятивных и познавательных учебных действий считаю работу по включению их в проектную деятельность. С помощью метода проектов при выполнении поисковой, исследовательской деятельности происходит активизация творческих способностей, стимулирование воображения, пространственных способностей.

 Вот уже 9 лет я работаю в кадетских классах, в которых учатся дети инициативные и трудолюбивые, любознательные и настойчивые. Такие классы пользуются огромным спросом и популярностью в Камчатском крае. Воспитывая будущее поколение, мы формируем высокие нравственные, морально – психологические и этические качества: патриотизм, гражданственность, готовность к защите Отечества. Это 2 часть экспериментальной работы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №7» Петропавловск-Камчатского городского округа (Камчатский край). Педагоги-инноваторы в нашем педагогическом коллективе – «творческое ядро». Мы считаем, что важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Поэтому военно-патриотическое воспитание мы считаем приоритетным не только в нашей школе и в России в целом. По словам Ушинского, патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. Нельзя не согласиться с его словами о том, что « нет человека без любви к отечеству». Мы вместе с родителями кадетов воспитываем в них мужество, чувство любви к родине, учим с уважением относиться к истории и языку своего народа, к его обычаям и традициям. Они с гордостью рассказывают о символах государства, о социальных и  культурных достижениях. Мы учим будущее поколение гуманизму, милосердию, общечеловеческим ценностям, патриотизму, ответственности за судьбу Родины и своего народа, «пробуждая чувства добрые».

  Патриотическое воспитание начинается в семье, продолжается в школе, а затем – во взрослой жизни. Оно основано на сотрудничестве семьи и школы. Родители, решившие, что их сын будет учиться в кадетском классе, - люди целеустремленные, создавшие для себя определенную «модель будущего». Многие наши выпускники посвящают свою жизнь воинской службе, поступая в различные военные академии, институты и училища. Уже в школьном возрасте они отличаются от многих своих сверстников серьезностью, собранностью, целеустремленностью, принципиальностью. В основе военно-патриотического воспитания - научность, гуманизм, демократизм, толерантность. Мы воспитываем понимание приоритетности исторического и культурного наследия России. Системность, преемственность, непрерывность воспитания кадетов – это важная проблема образования. Существующее многообразие форм, методов и средств, дают возможность нам, педагогам, немало возможностей. Учитывая гендерные особенности, применяя здоровьесберегающие технологии и правильно организовывая военно-патриотическую работу в нашей школе, мы решаем проблемы образования. Индивидуальный подход, тесная и неразрывная связь семьи , призванная обеспечить развитие у кадетов нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества.

  Работая постоянно с кадетами, я стремлюсь создать условия для максимальной самореализации и раскрытия их способностей. Одно из требований ФГОС - учет индивидуальных особенностей. Я понимаю, что каждый из моих учеников имеет право на ошибку, и поэтому создаю условия, в которых кадет будет заинтересован в нахождении и  исправлении ошибок.

  Уроки русского языка становятся интересными и соответствующими требованиям ФГОС, благодаря  инновационным технологиям и нетрадиционным формам урока. В практике своей работы я использую ролевые и деловые игры, викторины, смотры знаний, семинары, уроки - путешествия, заочные экскурсии, уроки защиты проектов.   стремлюсь учитывать интересы кадетов, формировать духовность, активную гражданскую позицию, сохранять и укреплять их здоровье. В соответствии с задачей максимального учета психофизиологических особенностей мальчиков выработаны и апробированы специфические приемы и методы работы на уроках. Приемы и методы работы, используемые на моих уроках в классах мальчиков, связаны со следующими аспектами:

  • с высоким темпом подачи материала,
  • с широким спектром разнообразной нестандартно поданной информации,
  • обязательно разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач,
  • большое количество логических заданий,
  • минимальное повторение пройденного материала,
  • режим поисковой активности,
  • необходимо делать акцент на самостоятельность принимаемых решений.

 На уроках русского языка работа строится таким образом, что кадеты учатся формулированию правил, выявлению закономерностей. Они пытаются самостоятельно освоить теоретический материал после практической работы, то есть через опыт. В работе с мальчиками целесообразно «дозировать эмоциональность» в подаче учебного материала после его логического осмысления. Используя групповые формы работы, я слежу за обязательной сменой лидера и учу оценивать полученные результаты в дискуссиях (причем оценивание может быть положительным и отрицательным, но обязательно конкретным и конструктивным).

  Огромный набор правил, регулирующих правописание, произношение, употребление слов, бесчисленное количество исключений, высокие требования к уровню умений и навыков, обязательная сдача экзамена – эти и многие другие причины делают предмет трудным. Поэтому, реализуя основной принцип дидактики - «учить всех всему», я использую в своей практической деятельности инновационные технологии, делая многие темы легкими и интересными.

  Кадеты с большим интересом относятся к урокам русского языка и участвуют в деловых играх, основой которых является практическая направленность. Их важнейший принцип - опора на приобретенные знания при постепенном нарастании сложности. Это и определяет структуру урока: актуализация знаний (определение способов действия), совершенствование знаний, развитие языковых и речевых умений и навыков, систематизация изученного.

  Ребята делятся на 5 микро - классов, выбирают учителя, ассистента и консультанта. Остальные ребята выполняют функции учеников. В ходе игры дети решают разнообразные задачи. Так при изучении темы «Склонение причастий» был предложен целый ряд дифференцированных заданий:

  • просклоняйте причастия,
  • определите форму рода и падежа у причастий,
  • правильно задайте вопрос к причастию,
  • составьте словосочетания «сущ.+прич.», определите способ подчинительной связи,
  • согласуйте причастие с зависимым словом,
  • составьте кластер «Причастия действительные и страдательные»,
  • составьте алгоритм рассуждения «Зависимость выбора гласных в суффиксах причастий от спряжения глаголов»,
  • составьте синквейн «Причастие»
  • объясните графически написание  суффиксов причастий,
  • в данные предложения вставьте подходящие по смыслу причастия,
  • начертите схемы предложений с причастными оборотами.

  Нельзя не согласиться с высказыванием Ф.И. Буслаева, который утверждал, что «разнообразие игровых упражнений и форм – добрый знак хорошего преподавания». Во время деловых игр нет равнодушных. Ведь каждый кадет занят: мыслительная деятельность активна. Дети рассуждают, устанавливают причинно - следственные связи, доказывают, делают выводы, обобщают. На уроках такого типа кадеты развивают речь, логическое мышление. У них формируется орфографическая зоркость, пунктуационные навыки, повышается культура устной и письменной речи. Они, общаясь, выполняют социально – значимые роли.

  На уроке обобщения по теме «Действительные и страдательные причастия» каждому ученику выдается «Технологическая карта с листом самооценки».  В них перечислены основные этапы  урока и виды заданий:

  1. словарная работа,
  2. перфокарта,
  3. образование причастий,
  4. причастный оборот,
  5. конструирование предложений,
  6. творческое задание (составьте синквейн о причастиях, сочинение – рассуждение на лингвистическую тему, сочинение – описание по картине с грамматическим заданием).

  Используя слайды, я предлагаю несколько вариантов словарной работы. Вместе с ребятами мы составляем ключ, состоящий из букв. Это помогает сэкономить время. Многие кадеты любят работать в парах или в группах с «Орфографическим словарем». Следующий слайд - обязательная само- или взаимопроверка. Продолжением данного вида работы является заполнение перфокарт. Решая различные орфографические задачи, кадеты стремятся заработать как можно больше баллов. Сказывается их стремление к лидерству.

  К уроку в форме деловых игр всегда требуется большая подготовка, и в ней с удовольствием принимают участие все кадеты. Учитель микро - класса в ходе такого урока использует «Лист оценки»,  который является отчетом о степени участия каждого кадета.

  Готовясь к экзамену, мы с юношами провели интересный урок на тему «Обособленные члены предложения». Ребята поставили перед собой различные цели и задачи: повторить, систематизировать и обобщить изученное по данной теме, находить обособленные члены предложения, объяснять различные условия обособления, использовать в речи предложения с обособленными членами предложения. Организационный момент включал в себя элементы здоровьесбережения: мы играли с массажным мячом, а игра называлась «Все на 5!». Ведущий предложил 1 задание: опишите себя и своего товарища, используя 5 прилагательных и причастий. Второе задание – назовите 5 действий, важных для вас сегодня. Следующее – назовите 5 наречий, указывающих на признаки того, как каждый кадет будет работать. А теперь рассчитайтесь до 5 и создайте группы( можно использовать другой прием деления на группы – предлагаются стикеры в виде яблок разных цветов: красных, зеленых, оранжевых, желтых). Далее предлагаются разнообразные задания, направленные на самостоятельное принятие решений и развитие поисковой активности. Прочитав на слайде задание, ребята приступают к решению логической задачи. Кадеты, проводя анализ 3 предложений, выявляют то, что их объединяет: в результате графической работы они находят обособленные члены предложения. В это время 2 ученика на доске чертят схемы «Условия обособления определений и обстоятельств» и готовят рассказ, пытаясь систематизировать материал. Тема еще не сообщалась: шифрограмма дана группе учащихся.

Н-9

П-13

С-4

Е-8

Л-18

Р-5

О-1

Д-16

Н-20

Й-22

Л-7

Е-17

Б-2

О-5

Е19

О-3

О-12

И-10

Е-15

Е-11

Б-6

И-21

  Разгадав, кадеты сами с  уверенностью объявляют тему урока и ставят перед собой цели, задачи, определяют способы их достижения. У каждого на столе таблица «Знаю, хочу знать, умею». 2 кадета защищают мини – проект об обособлении. 2 выступают, озвучивая творческое домашнее задание. Они написали сказ «О любви» Далее работа ведется по «Технологическим картам». Каждый кадет должен выполнить не менее 4 эвристических  заданий, работая в парах или группах. Ряд слайдов помогает самопроверке и самооценке. Чувствуя успешность, ребята быстро решают разнообразные лингвистические задачи, требующие логики и быстроты мышления. Подводя итоги, мы прослушали отчет «учителя», представленный в виде анализа технологических карт. Они, конечно же, требуют еще и проверки учителя, но в целом картина представлена довольно ясно: равнодушия не было, решения представлены верные, материал обобщен. Так как эта тема включена в тест, предлагается итоговое тестирование: решить задание №9, используя пособие «ОГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты» (под редакцией И.П. Цыбулько.2016 год). Слайд  «Проверим вместе» способствует подведению итога и самооценке. Подводя итоги урока, мы с ребятами составляем синквейн «Обособление». Вот один из них.

Обособление.

Красивое и поэтичное.

Читали, конструировали, учились.

Обособление – выделение голосом знаками определений и обстоятельств.

Знаки препинания.

  Последним этапом такого урока является рефлексия.

Еще составляем синквейн «Урок».

Интересный и полезный. (Организующий и захватывающий)

Открывали, думали, обобщали.

Урок – основа подготовки к экзамену.

Познание.

  Следующий, заключительный этап,- рефлексия. У каждого кадета на столе яблоко, а на доске - «Дерево моего познания», на листьях которого написано: «У меня все получилось», «Мне было интересно», «Я смог объяснить все», «Я часто сомневался», «Я превзошел все ожидания», «Мне очень комфортно», «Я верю в хороший результат» и т. д. Каждый кадет, говоря о своем участии и о достижениях, закрепляет яблоко, показывая степень усвоения и результаты достижений. Оценка такого труда очень осторожная и положительная.

  Таким образом, каждый кадет на протяжении всего урока включен в активный поиск, направленный на проявление смекалки, товарищества; все это так необходимо для современного урока и проявляется в полной мере. Польза таких уроков огромна.

  Используя современные технологии в гендерном обучении, я стремлюсь решать проблемы преподавания в свете требований ФГОС. Именно преподавание русского языка в классах с раздельно – параллельным обучением с учетом гендерных особенностей учащихся способствует решению проблем современного образования: расширению кругозора кадетов, формированию УУД, развитию самостоятельности будущих мужчин, коллективизма, общительности, взаимоуважения, становлению нравственных и эстетических качеств личности. Происходит социализация личности: формируется готовность к общественной оцениваемой деятельности. 

  Итак, говоря о проблемах образования в России, я рассказала о том, как мы решаем некоторые из них в далеком Петропавловске-Камчатском. Наша школа- «маленькое, но важное звено в одной большой цепи». Проблемы, стоящие перед школой на этапе практической реализации программы в вопросах гендерного обучения, в деле внедрения здоровьесберегающих технологий, в военно-патриотическом воспитания, многогранны и глубоки. Их решение зависит от совместной деятельности школы, семьи, общественных организаций, воинских частей (наших шефов). Отношение детей к себе, к здоровью, образованию, к своей Родине и её истории формируется под влиянием многих факторов (семья, средства массовой информации, школа, отношение к ветеранам). Наши усилия направлены на формирование личности гражданина и патриота России, сознательно относящегося к своему здоровью и понимающему требования времени, связанные с качественным образованием.  

  В заключение хочу отметить, что патриотизм необходим сегодня нашей российской молодежи. «Модель выпускника» - гражданин, сохраняющий свое национальное достоинство, человек просвещенный, духовным, правильно ориентированный.

  Думаю, что гендерное обучение, которое только осваивается школами России,  имеет право на светлое будущее. Пока в виде эксперимента, но, возможно, кадетское движение получит более широкий размах. Наш коллектив  изучил специфику работы в классах раздельно-параллельного обучения. Гендерный подход направлен на формирование всесторонне развитой личности. Работа в классах раздельно - параллельного обучения - это вдумчивое участие в сложном научном эксперименте, который способствует выявлению индивидуального своеобразия, связанного с гендерной идентификацией. Он позволяет создать оптимальные условия для активизации мыслительной деятельности, для успешного развития всех положительных личностных качеств подрастающего поколения, для сохранения и укрепления их психического здоровья. Выполняя программу, учитывая специфику работы в кадетских классах, мы стремимся воспитывать порастающее поколение в духе патриотизма. Работа педагогов - инноваторов  МБОУ « Средняя школа №7» Петропавловск-Камчатского городского округа, проводимая с учетом с гендерных особенностей, способствует созданию благоприятной образовательной среды для культурного, физического, патриотического и нравственного воспитания и социализации личности.SDC11493


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, в выборе технологий, методик обучения

Создание условий обучения с учетом особых образовательных потребностей школьников...

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, в выборе технологий, методик обучения.

Создание условий обучения с учетом нозологий  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, в выборе технологий, методик обучения.

Создание условий обучения с учетом особых образовательных потребностей школьников....

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, в выборе технологий, методик обучения

Реализация программы предполагает создание условий обучения с учетом особых образовательных потребностей школьников...

Организация обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

На сегодняшний день основной функцией учебного заведения является подготовка выпускников, обладающих достаточным запасом знаний, а также моральными и деловыми качествами, что позволит им самостоятельн...

Специфика работы в классах раздельно- параллельного обучения с учетом гендерных особенностей обучающихся

Целью гендерного подхода в образовании является создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых спос...

Специфика работы в классах раздельно-параллельного обучения с учетом гендерных особенностей обучающихся

Целью гендерного подхода в образовании является создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых спос...