Система оценивания
материал
Здесь можно найти систему оценивания образовательных результатов на уроках английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenivaniya.docx | 34.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений учащихся
на уроках английского языка
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.
Целью оценочной деятельности является ориентирование ученика на достижение результатов:
- в духовно-нравственном развитии и воспитании (личностные результаты)
- в формировании учебных универсальных действий (метапредметные результаты)
- в освоении результатов учебных предметов (предметные результаты).
Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач. Отдельные действия, прежде всего, успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определенном смысле).
Если способы оценивания предметных результатов более или менее знакомы учителям, то совершенно новыми для школы будут являться метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Новой будет и диагностика результатов личностного развития, которая может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдений и т.д.)
В данной работе рассматриваются способы оценки, которые наряду с предметными результатами оценивают метапредметные и личностные результаты.
Приоритетными в диагностике освоения содержания такого предмета как английский язык становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания по применению навыков, знаний и умений для создания учениками своего собственного информационного продукта.
Привычная форма контроля в виде тестов, зачетов и контрольных работ теперь дополняется новыми формами контроля результатов такими как:
- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам);
- самооценка ученика по принятым формам;
- результаты разнообразных учебных, внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников;
- результаты учебных проектов.
Причем эти формы контроля должны быть направлены только на поддержание успешности и мотивации ученика, на обеспечение его психологической безопасности. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальный образовательный маршрут, на свой темп освоения материала.
Давайте рассмотрим дополнительные формы контроля более подробно.
Наблюдение учащихся может проводиться по следующим параметрам: отношение к деятельности на уроке, интенсивность усилий по выполнению поставленных задач, активность, умение ставить цели, планировать работу, способы организации работы и т.д. По результатам наблюдений и после определенной фиксации ( на каждый урок могут предполагаться разные параметры для наблюдений, которые фиксируются, например при помощи «+» или «-») учитель может давать оценку, т.е. словесную характеристику результатов действий (молодец, оригинально, очень логично, здесь неточно, надо подумать и т.д.)
Еще один способ контроля – это самооценка. Может ли ученик адекватно оценивать свои результаты? Для развития самоконтроля и адекватной самооценки существует ряд техник. На уроках английского языка можно применять следующие способы для формирования данного умения.
- Очень хороший способ – ведение дневников успешности. Каждую неделю учащиеся записывают, что ими усвоено успешно и какие есть проблемы и делают записи по преодолению проблем.
- Учитель индивидуально обсуждает с учащимися зону ближайшего развития, саморазвития, способы достижения прогресса.
- При проверке письменных работ можно не исправлять ошибки, а использовать коррекционные коды, чтобы дать возможность учащимся самим исправить ошибки.
- Для включения учащихся в действие взаимоконтроля и взаимооценки при индивидуальных ответах все учащиеся делают краткие записи по определённой схеме, включающей критерии оценивания определённого вида деятельности, и дают словесную характеристику ответу. Этот способ помогает научиться адекватно воспринимать конструктивную критику и корректно высказывать замечания.
- Очень хороший способ – записать речь учащегося, а потом дать ему возможность при прослушивании найти свои ошибки.
- При выполнении письменных творческих работ в классе на этапе редактирования можно выполнять эту работу в парах или группах либо обменяться текстами и отредактировать чужую работу.
- Интересно проходят и групповые статистические опросы. Учащиеся выясняют наличие приоритетов и проблем, успешность выполнения заданий, а потом, обобщив данные, сообщают статистические данные классу либо оформляют стенгазету, памятку и т.д.
- В качестве одного из способов развития самооценки учащиеся размещают себя на «лестнице успеха», оценив свои знания и умения, а затем одноклассники размещают друг друга на той же лестнице, т. к. оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Важным условием для развития адекватной самооценки является совместная выработка критериев оценивания определенных умений. Что касается английского языка, то навыки и рецептивные умения (чтение и аудирование) оценить достаточно просто, сравнив ответы с ключами. В то время как для корректного оценивания продуктивных умений (говорение и письмо) должны быть выработаны определенные критерии.
Критерии оценивания работ учащихся по предмету «Английский язык»
1.Критерии оценивания письменных работ
1.1. За письменные работы (контрольные работы, тестовые работы, словарные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:
Виды работ | Оценка «3» | Оценка «4» | Оценка «5» |
Контрольные работы | От 40% до 69% | От 70% до 90% | От 91% до 100% |
тестовые работы, словарные диктанты | От 60% до 74% | От 75% до 94% | От 95% до 100% |
1. 2. Творческие письменные работы (письма, разные виды сочинений, эссе, проектные работы, вт.ч. в группах) оцениваются по пяти критериям:
2.1.Содержание (соблюдение объема работы, соответствие теме, отражены ли все указанные в задании аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем уровне, соблюдение норм вежливости).
2.2. Организация работы (логичность высказывания, использование средств логической связи на соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы);
2.3. Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);
2.4. Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);
2.5. Орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил расстановки запятых).
Критерии оценки творческих письменных работ
(письма, сочинения, эссе, проектные работы, в т.ч. в группах)
Баллы | Критерии оценки |
«5» | 1. Содержание: коммуникативная задача решена полностью. 2. Организация работы: высказывание логично, использованы средства логической связи, соблюден формат высказывания и текст поделен на абзацы. 3. Лексика: лексика соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения. 4. Грамматика: использованы разнообразные грамматические конструкции в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку, грамматические ошибки либо отсутствуют, либо не препятствуют решению коммуникативной задачи. 5. Орфография и пунктуация: орфографические ошибки отсутствуют, соблюдены правила пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдены основные правила расстановки запятых. |
«4» | 1. Содержание: коммуникативная задача решена полностью. 2. Организация работы: высказывание логично, использованы средства логической связи, соблюден формат высказывания и текст поделен на абзацы. 3. Лексика: лексика соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения. Но имеются незначительные ошибки. 4. Грамматика: использованы разнообразные грамматические конструкции в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку, грамматические ошибки незначительно препятствуют решению коммуникативной задачи. 5. Орфография и пунктуация: незначительные орфографические ошибки, соблюдены правила пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдены основные правила расстановки запятых. |
«3» | 1. Содержание: Коммуникативная задача решена, 2. Организация работы: высказывание нелогично, неадекватно использованы средства логической связи, текст неправильно поделен на абзацы, но формат высказывания соблюден. 3. Лексика: местами неадекватное употребление лексики. 4. Грамматика: имеются грубые грамматические ошибки. 5. Орфография и пунктуация: незначительные орфографические ошибки, не всегда соблюдены правила пунктуации: не все предложения начинаются с заглавной буквы, в конце не всех предложений стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также не соблюдены основные правила расстановки запятых. |
«2» | 1. Содержание: Коммуникативная задача не решена. 2. Организация работы: высказывание нелогично, не использованы средства логической связи, не соблюден формат высказывания, текст не поделен на абзацы. 3. Лексика: большое количество лексических ошибок. 4. Грамматика: большое количество грамматических ошибок. 5. Орфография и пунктуация: значительные орфографические ошибки, не соблюдены правила пунктуации: не все предложения начинаются с заглавной буквы, в конце не всех предложений стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также не соблюдены основные правила расстановки запятых. |
2. Критерии оценки устных развернутых ответов
(монологические высказывания, пересказы, диалоги, проектные работы, в т.ч. в группах)
Устные ответы оцениваются по пяти критериям:
1. Содержание (соблюдение объема высказывания, соответствие теме, отражение всех аспектов, указанных в задании, стилевое оформление речи, аргументация, соблюдение норм вежливости).
2. Взаимодействие с собеседником (умение логично и связно вести беседу, соблюдать очередность при обмене репликами, давать аргументированные и развернутые ответы на вопросы собеседника, умение начать и поддерживать беседу, а также восстановить ее в случае сбоя: переспрос, уточнение);
3. Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);
4. Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);
5. Произношение (правильное произнесение звуков английского языка, правильная постановка ударения в словах, а также соблюдение правильной интонации в предложениях).
Содержание | Коммуникативное взаимодействие | Лексика | Грамматика | Произноше ние |
Соблюден объем высказывания. Высказывание соответствует теме; отражены все аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на уровне, нормы вежливости соблюдены. | Адекватная естественная реакция на реплики собеседника. Проявляется речевая инициатива для решения поставленных коммуникативных задач. | Лексика адекватна поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку. | Использованы разные грамматич. конструкций в соответствии с задачей и требованиям данного года обучения языку. Редкие грамматические ошибки не мешают коммуникации. | Речь звучит в естественном темпе, нет грубых фонетических ошибок. |
Не полный объем высказывания. Высказывание соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация не всегда на соответствующем уровне, но нормы вежливости соблюдены. | Коммуникация немного затруднена. | Лексические ошибки незначительно влияют на восприятие речи учащегося. | Грамматические незначительно влияют на восприятие речи учащегося. | Речь иногда неоправданно паузирована.В отдельных словах допускаются фонетические ошибки (замена, английских фонем сходными русскими). Общая интонация обусловлена влиянием родного языка. |
Незначительный объем высказывания, которое не в полной мере соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи не в полной мере соответствует типу задания, аргументация не на соответствующем уровне, нормы вежливости не соблюдены. | Коммуникация существенно затруднена, учащийся не проявляет речевой инициативы. | Учащийся делает большое количество грубых лексических ошибок. | Учащийся делает большое количество грубых грамматических ошибок. | Речь воспринимается с трудом из-за большого количества фонетических ошибок. Интонация обусловлена влиянием родного языка. |
Также я использую лист индивидуальных достижений учащихся, позволяющих проследить динамику достижения образовательных результатов.
Лист индивидуальных достижений
Ученик____ класса
№ | Формируемые навыки и умения | Даты проведения оценивания | |||||||||
Старт | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |||
1. Навыки чтения | |||||||||||
1. | Понимание прочитанного | Ответ на прямой вопрос по прочитанному |
|
|
|
|
|
|
| ||
Определение соответстия /несоответствия |
|
|
|
|
|
| |||||
Построение плана текста |
|
|
|
|
|
| |||||
Восстановление пропущенного слова в предложении или пропущенного предложения в тексте |
|
|
|
|
|
| |||||
Подбор заголовка к тексту | |||||||||||
2 | Пере сказ | С опорой на помощь учителя или иную |
|
|
|
|
|
|
| ||
Без опоры |
|
|
|
|
|
| |||||
3 | Составление собственного высказывания |
|
|
|
|
|
|
| |||
4 | Техника чтения | ||||||||||
5 | Чтение наизусть |
|
|
|
|
|
|
|
2. Навыки письма
1. | Письменные работы | Словарные диктанты |
|
|
|
|
|
|
| ||
Текущие работы |
|
|
|
|
|
| |||||
Проверочные работы |
|
|
|
|
|
| |||||
2. | Творческие письменные работы | Текущие работы в рабочей тетради |
|
|
|
|
|
|
| ||
Письмо другу, Сочинение |
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС НОО. Новые подходы к системе оценивания достижения планируемых результатов.
В данной статье рассматриваются новые подходы к системе оценивания, заложенные в ФГОС НОО. Представлен опыт работы ГОУ СОШ № 425 САО г. Москвы в городской экспериментальной площад...
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В статье представлен разнообразный арсенал используемых форм оценивания учащихся на уроках ИЗО....
Система оценивания на уроках английского языка
Система оценивания...
Новые системы оценивания учащихся
Актуальность изучения процесса оценивания отмечается всегда. Без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным. Необходимость оценивания отмечают все участники ...
Анализ системы оценивания знаний, умений и навыков в системе образовательного процесса
В данной работе проведён анализ различных систем оценивания знаний учащихся....
Система оценивания в системе ФГОС
Статья о современных методах оценивания....
Накопительная система оценивания – новая система оценки достижений результатов обучающихся
ФГОС содержит чёткие требования к системе оценки достижений результатов обучающихся. Материал будет полезен учителям русского языка и литературы....