Наставничесвто
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №21 им. В. Овсянникова-Заярского»
Программа
«Школа наставничества»
Разработчик:
учитель английского языка
Юркевич Валерия Валериевна
Нижневартовск
2020
Пояснительная записка
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.
Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Настоящая примерная программа призвана помочь организации деятельности наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации.
Цель программ: оказание помощи молодому учителю в его профессиональном становлении.
Задачи программы:
- помочь адаптироваться молодому учителю в коллективе.
- формировать устойчивую и осознанную мотивацию быть учителем; в процессе адаптации поддерживать эмоционально, укреплять веру педагога в себя;
- планировать методическую работу дифференцированно и целенаправленно на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя;
- организация наставничества с молодым учителем по различным направлениям;
- развивать потребность у молодого учителя к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию;
Решающим периодом в профессиональном становлении учителей являются первый и второй годы работы в школе. Цель наставничества в этот период: увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии учащихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике.
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер. Наставник может выстраивать свою деятельность в три этапа:
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Обязанности наставника:
- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
- разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
- знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
- вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
- проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь; оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
- подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Обязанности молодого специалиста:
- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
Ожидаемые результаты
для молодого специалиста:
- активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;
- появление собственных продуктов педагогической деятельности (ЦОР/ЭОР, публикаций, методических разработок, дидактических материалов);
- участие молодых учителей в профессиональных конкурсах, фестивалях;
- наличие портфолио у каждого молодого педагога;
- успешное прохождение процедуры аттестации.
для наставника:
- эффективный способ самореализации;
- повышение квалификации;
- достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
для образовательной организации:
- успешная адаптация молодых специалистов;
Принципы наставничества
- добровольность;
- гуманность;
- соблюдение прав молодого специалиста;
- соблюдение прав наставника;
- конфиденциальность;
- ответственность;
- искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
- взаимопонимание;
- способность видеть личность.
Формы и методы
работы педагога-наставника с молодым специалистом:
- консультирование;
- активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников и другие).
ПЛАН РАБОТЫ
по организации наставничества
2020-2021 учебный год
Планирование и организация работы по предмету | Планирование и организация воспитательной работы | Работа со школьной документацией | Контроль за деятельностью молодого специалиста |
СЕНТЯБРЬ | |||
Час общения «Расскажи о себе». Знакомство молодого специалиста с традициями школы, правилами внутреннего распорядка, Уставом образовательного учреждения. Изучение нормативно-правовой документации по правам и льготам молодых специалистов. Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса. | |||
1.Изучение документов по ФГОС НОО; 2 Изучение рабочих программ по предмету «Английский язык»; 3. Изучение методических рекомендаций и пособий; 4. Составление рабочих программ по предметам 5 Индивидуальные консультации. .6. Системно-деятельнос- тный метод обучения. | 1.Собеседование по теме: «Особенности составления плана воспитательной работы». 2.Планирование воспитательной работы с классом и родителями на 2020-2021 учебный год. 3.Определение тематики родительских собраний на год. | 1.Оформление учебных программ по предмету «Английский язык» 2.Работа с личными делами учащихся класса; 3.Консультация по ведению электронного журнала класса. |
|
ОКТЯБРЬ | |||
Час общения «Основные проблемы молодого учителя» | |||
1.Консультация « Современный урок: структура и конструирование» 2. Составление планирования с учётом межпредметной связи. 3.Подбор методического материала. | 1.Методика проведения родительских собраний. 2.Организация индивидуальных консультаций с родителями, родительских собраний. 3.Составление социального паспорта семей учащихся. | 1.Практикум «Как работать с рабочими тетрадями учащихся.». Выполнение единых требований к ведению тетрадей. 2.Блокнот для личных сведений учащихся и вербального общения. | 1.Посещение уроков. 2.Проверка ведение тетрадей, соблюдение норм оценок за письменные работы. |
НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ | |||
Час общения «Как быстрее адаптироваться в школе» | |||
1.Самоанализ урока. 2. Выявление одаренных и неуспевающих детей, построение системы работы с данными категориями детей 3.Организация индивидуальной работы с учащимися. 4.Особенности в структуре урока по УМК по предмету «Английский язык»; 4.Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся. | 1.Построение системы сотрудничества с родителями и учащимися класса 2.Особенности проведения внеклассных мероприятий, праздников, конкурсов с привлечением родителей. 3.Экскурсии. 4.Участие в конкурсах. | 1.Как вести протоколы родительских собраний. 2.Подготовка документов для организации экскурсий. | 1.Технологические карты уроков по предметам. 2.Проверка выполнения программы. |
ЯНВАРЬ | |||
1. Консультация «Эффективность урока- результат активной деятельности учащихся» 2.Участие учащихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах. | 1.Предупреждение педагогической запущенности учащихся; 2.О школьном Совете профилактики. | 1.Самообразование педагога: курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, семинары, дистанционные конкурсы. 2.Изучение документов по ФГОС СОО. 3.Мониторинг процесса формирования УУД у школьников в урочной деятельности. | 1.Ведение тетрадей и «дневников вербального оценивания» учащихся.
|
ФЕВРАЛЬ | |||
1.Методы активизации познавательной деятельности учащихся; 2.Практическое занятие «Анализ урока. Виды анализа» 3. Видеоуроки. | 1.Индивидуальные беседы с родителями. 2.Дневник взаимосвязи с родителями. | 1.Самообразование педагога: сетевое взаимодействие, сообщества учителей. 2.Изучение документов по ФГОС. 3.Мониторинг процесса формирования УУД у школьников во внеурочной деятельности. | 1.Посещение уроков наставника и их структурный анализ |
МАРТ | |||
1.Консультация «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе». 2.Технологии деятельностного обучения в урочное и внеурочное время. 3. Практикум Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока» | 1.Методика проведения внеклассных занятий и праздников. 2.Вовлечение ощественности, социальных партнеров в воспитательную деятельность с классом. | 1.Внедрение результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы 2. Обзор периодической печати. | 1.Проверка выполнения теоретической и практической части программы. 2.. Посещение уроков у молодого специалиста. 3. Взаимопосещение внеклассных мероприятий. |
АПРЕЛЬ | |||
1 Практическое занятие «Организация индивидуальной работы с учащимися» 2. Организация повторения на уроках английского языка. 3.Подготовка к итоговой промежуточной аттестации. | 1 Час психологии «Проблемы дисциплины на уроке» 2. Практикум по решению педагогических ситуаций. 3.Подготовка отчета по воспитательной работе за год. 4.Составление характеристики классного коллектива. | 1.Составление КИМов к итоговым контрольным работам. 2.Анализ контрольных работ. | 1.Посещение уроков. |
МАЙ | |||
1.Анализ сформированости УУД у обучающихся. 2.Составление предварительного плана учебно-методической работы на следующий год. | 1.Индивидуальные беседы с родителями. 2.Итоговое родительское собрание. 3.Итоги воспитательной работы за год. 4.Практикум «Содержание, формы и методы работы учителя с родителями» | 1.Отчёт по выполнению теоретической и практической части программ 2.Заполнение журнала на конец учебного года.. 3.Анализ общей и качественной успеваемости учащихся. 4. Составление годового отчета по движению обучающихся. 5.Работа с личными делами учащихся класса. | 1.Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы). 2.Подведение итогов работы, методическая выставка достижений молодого учителя. 3. Заполнение портфолио учителя. |
Учитель – наставник ____________________
Молодой специалист, учитель английского языка _____________________
ПРИЛОЖЕНИЕ
Оценка профессиональной деятельности молодого учителя
(оценивание по пятибалльной системе)
№ п/п | Аспекты профессиональной деятельности | Самооценка учителя | Оценка | |
наставника | администрации | |||
1 | Формирование общеобразовательных умений, навыков | |||
2 | Осуществление межпредметных связей | |||
3 | Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода | |||
4 | Развитие познавательных способностей | |||
5 | Организация самостоятельной работы учащихся | |||
6 | Системность и перспектива образования | |||
7 | Использование краеведческого материала | |||
8 | Использование элементов инновационных технологий | |||
9 | Выбор оптимальных методов обучения | |||
10 | Выбор оптимальных форм проведения уроков | |||
11 | Умение эффективно использовать способы обучения | |||
12 | Ведение тематического учёта знаний | |||
13 | Реализация воспитательной направленности урока | |||
14 | Реализация принципов развивающего обучения | |||
15 | Изучение уровня учебных достижений учащихся | |||
16 | Организация рабочего места учителя, ученика | |||
17 | Организация внеклассной работы по предмету | |||
18 | Умение работоспособности и дисциплину на уроке | |||
19 | Умение рационально использовать время на уроке | |||
20 | соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку | |||
21 | Умение проводить анализ, самоанализ урока | |||
22 | Развитие умений и навыков само- и взаимоконтроля | |||
23 | Методика организации работы с учениками, которым тяжело учиться | |||
24 | Методика организации работы с учениками, мотивированными на учёбу | |||
25 | Методика проведения уроков разного типа |